|
Общее понятие и структура религии.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Общее понятие и структура религии.
Религия – это индивидуальная и коллективная вера в запредельное эмпирическому познанию + культовая активность + вероучение. Структура: вера в сверхъестественное + вероучение + культ + мораль + организация
Религиоведение сформировалось в 19ом веке. Оно не располагает определенным перечнем исследований и предмета. Не имеет определенного языка, на котором выражается религиоведение. Существует более 250 определений религии. В зависимости от того как той или иной религиовед или школа понимают слово «религия» так они это и изучают. Если какой-либо определенный религиовед понимает религию как некое психологическое явление, то он вынужден принимать психологические методы в изучении религии. Если же как социальный институт, то применяет социологические методы и методы именно той школы, к которой себя относит. Стоит сделать пометку, что религиоведение существует условно, не имеет границ. Оно может развиваться, определять себя, выяснять что оно хочет изучать, определяться с методологией. Эта научная дисциплина не закрыта и постоянно находится в кризисе. Первая проблема, с которой мы встречаемся это определение религии. Элементарные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм.
Элементарные формы Религии (Элементарные (простейшие) Религии). Элементарные формы религии: магия, шаманизм.
Магия. Религиозная практика, культовое действие. Магия – это технология воздействия на духов с утилитарной целью (целью получения практической пользы). Для совершения магического ритуала нужно лишь трансовое состояние, ничего возвышенного. Носителями выступают колдуны, маги, шаманы. Они выполняют не свою волю, а заказ. Колдун имеет право заниматься только магической практикой и более ничем. В реальной магической практике вредоносная и целительная разделяются условно, на самом же деле такого разделения нет. Маг должен работать с духом по определенным правилам и не может их нарушать. Деление магии по цветам не имеет реального значения. Магию можно поделить на 4 типа по воздействию: Религия древней Месопотамии.
Шумеры, Акады, Вавилонцы и Ассирийцы. Изначальный хаос – Намму. Из него появляется гора, её вершина - Ан. Подножие горы, земля Кий. Энлиль – бог грозы, разрывает небо и землю, рождаются боги. Энки – бог мудрости и пресной воды. Нана – сын Энки, бог Луны, владыка ночи, хозяин времени. Уту – бог солнца, хозяин дня. Мир – сфера, плоская земля и небо, внизу царство мёртвых, вокруг – горы. Солнце знает лазейку. Человек нужен для пропитания богов. Культы заключаются в жертвоприношениях, происходящих в Зиккуратах. Религия древнего Египта: общий характер, теогония, антропология.
Атум родился из хаоса, породил Шу и Тефну. Шу и Тефну породили Геб и Нуд. Геб и Нуд породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Человек – продукт производства Хну, сделанный на гончарном круге. Боги – подобны людям, смертны, воинственны, жадны. Люди – рабы богов, нужные для жертвоприношений, могут попросить взамен что-нибудь. Религия древнего Египта: заупокойный культ.
Погребальный культ. После смерти человек попадает в царство мёртвых, где его сердце взвешивают рядом с пером на весах. Если сердце тяжелее – его растерзвыает Амт, если легче – он блаженствует. Судью можно обмануть. Мумификация – процесс консервации тела для его последующего существования в загробном мире. Внутренности рассовывали по сосудам, кроме сердца. Тело бальзамировали и мумифицировали. Жизнь на земле – предварение заупокойной жизни, которая будет настоящей. Анубис – мастер мумификации. Миф об Осирисе. Зороастризм: этика и эсхатология. Этика зороастризма предписывает избегать нечистых творений Охримана и очищаться. Духовно и физически. Тело захороняется в Астодане (Башне молчания), где сначала закрепляется наверху, а когда падальщики объедят его, скидывают скелет в астодан. Затем Астодан замуровывают. Душа человека идёт на суд к светлые боги Митра, Сраоша, Рашна судят по их поступкам. Исходя из суда душа получает или блаженство или адский холод. Мир делится на три эпохи: Творения-Смешения-Разделения. Грядёт последняя битва, где полководцем зороастрийцев будет последний саошьянт. Мёртвы воскреснут и будут подвергнуты огненной ордалии, где праведные выживут, а грешники сгорят навсегда и мир снова будет блаженствовать. Конфуцианство.
Пантеизм. Эманация – выделение исходным божеством из себя всего существующего. Все, что выделилось из божественности, сохраняет истинную сущность живого. Любой предмет этого мира является единосущным с исходным божеством. Божество невменяемо, автоматически действующая безличная природа. Все, что выделяет исходная божественность, выделяется бессознательно, импульсивно, руководствуясь только своим устройством. Ясно, что в пантеистических религиях коммуникация с этим божеством невозможна. В пантеистических религиях люди вступают в контакт с персонифицируемыми божествами, выделившимися из божества. Эти божества объединены в иерархию. Конечная цель религиозной деятельности это слияние с исходной божественной природой. Натуралистический пантеизм. Конфуцианство. Конфуций считается основателем образовательной программы Китая. Это сделано для того, чтобы определять людей, которые посланы Небом и их роль. Все граждане этой системы проходили тестирование и выясняли имя, данное Небом. Если человек поступал в Высшее Учебное Заведение (шенши), но не прошел по конкурсу, он мог занимать некие высокие посты. Государство его статус подтверждало допуском к экзаменам. Благодаря этой системе образования в Китае образовалось «сито отбора» лучших людей для власти. Эта система всеобщей тотальной законности, система рационального устройства государства. Оно служило для создания единства нации, и служить этой системе.
Индуизм: современный этап.
Все многочисленные множества и духи по средствам аватар сводятся к 3 основным божествам: 1. Брахма, 2. Шива (Бог-разрушитель), 3. Вишну (Бог-спасатель). Жена Шивы Парвати это сам Шива, но в женской аватаре. Другие женские аватары Шивы это Кали (богиня смерти) и Дурга (богиня войны). Аватары Вишну Лакшми (покровитель семьи). 18. Буддизм: происхождение, начальное учение, сакральная литература.
Нигилистический пантеизм. К нигилистическому пантеизму относится Буддизм. Сиддхартха (санскр.) – выполнивший свое предназначение. 4 благородных истины Будды (ариа-сатья): Это именуется серединный восьмеричный путь спасения. Бхикшу – монах (нищий). Тхеравада – учение старца. Считается одним из самых старых буддистских учений. Хинаяна – узкий путь (малая колесница). Так их называют оппоненты. Махаяна – большая колесница (широкий путь). Учение, которое на 500 лет моложе. Ваджраяна – алмазная колесница. Возникла позже всех. Возникла в Тибете и вобрала множество не буддистских традиция (например – магия). Оно наиболее удалено от Будды. В 14ом веке оно подверглось реформации и стало существовать как Ламаизм. Иудаизм: Священное Писание. Главная книга Танах, главная книга в ней Тора. После того как Танах был закрыт (примерно 5ый век до н.э.) стала нарастать потребность в толковании. 70ый год н.э. дата разрушения иерусалимского храма. Начинает создаваться Талмуд – собрание комментариев к Танаху. Сначала формируется первый слой Мишна (повторение). Второй слой Гемара (истолкование) – толкование толкованию. Гемары существует две: палестинская (написана палестинскими учителями) и вавилонская (более обширная и почитаемая). Заповеди: Разрешенные виды пищи – кошер (кошерная пища). Запретная пища – трефная. Самая известная трефная пища – свинина. Свинья не чистое животное. Так же к этому относятся все копытные, у которых копыта раздвоены. Культ общения со сверхъестественным. Синагога. Праздники в иудаизме. Самый главный праздник Песах (пасха). Это праздник памяти выхода из египетского плена. Песах на иврите означает «прохождение мимо». Шавуот (пятидесятница). Справляется через 50 дней после песаха. Праздник 10 заповедей, полученных на горе Сенай. Новый год. Рош-ге-Шина. Глава года. В конце празднования идет Судный День (йом кипур). В этот день Бог принимает решение о жизни человека на следующий год. В середину месяца справляется еще праздник Суккот. Это праздник шалашей. Праздник памяти выхода из Египта т.к. в то время евреи жили в шалашах. Праздник сбора урожая. Ханука зимний праздник. Посвящен освобождению 2го иерусалимского храма, который был захвачен сирийским правителем и осквернен. Празднуется 8 дней. Последний праздник Пурим. Самый веселый и двусмысленный праздник. Слово означает жребии. Событие описывается в книге Танаха. В Персии правил Ксеркс, а женой была его еврейка. В то время жили в Персии расселенные евреи и однажды главный сановник Ксеркса решил, что евреи занимают слишком много места в экономике страны и предложил уничтожить всех влиятельных евреев. Когда Ксеркс рассказал это своей жене она испугалась за своих единоверцев и обратилась к Мардохаю за помощью. Он предложил убить Амана и его семью и заодно всех влиятельных иранцев. Исфир предложила это Ксерксу и как-то его склонила к этому. Воспользовавшись этим законом евреи стали вырезать местное население. Полиция не могла вступаться за них т.к. это был указ царя. В честь этого события празднуется Пурим. Иудаизм: Талмуд и каббала.
Каббала буквально означает передача. Это мистическая традиция, которая опирается на то, что еврейскому народу Богом было передано некое тайное знание (эзотерическое), которое внутри иудаизма сохраняет узкая группа посвященных и она же передает это знание из поколения в поколение. Есть идея, что Моисею также было передано знание каббалы. Самый ранний текст каббалы был записал в XIII веке в Испании. Книга называлась Зоар (сияние). Хотя каббалисты возводят этот текст к 1ому веку. В каббале считается, что начало все существующего является Бог, но Бог там беспредельный, бесконечный. Это некое пантеистическое начало без каких-либо определений и личностных начал. В каббале считается, что души одной жизни может не хватить и в ней признается переселение душ. Также считается что душу можно подселить к неживому объекту если знаешь тайные слова. Иудаизм: культ. -Храмовое служение, устройство храма. -Праздники и Синагоги. Вся храмовая иерархия теперь сосредоточена в синагогах. Это молитвенное сооружение, но не храм. Синагога греческое слово, евреи же говорят бейт кнесет. Праздники в иудаизме. Самый главный праздник Песах (пасха). Это праздник памяти выхода из египетского плена. Песах на иврите означает «прохождение мимо». Шавуот (пятидесятница). Справляется через 50 дней после песаха. Праздник 10 заповедей, полученных на горе Сенай. Новый год. Рош-ге-Шина. Глава года. В конце празднования идет Судный День (йом кипур). В этот день Бог принимает решение о жизни человека на следующий год. В середину месяца справляется еще праздник Суккот. Это праздник шалашей. Праздник памяти выхода из Египта т.к. в то время евреи жили в шалашах. Праздник сбора урожая. Ханука зимний праздник. Посвящен освобождению 2го иерусалимского храма, который был захвачен сирийским правителем и осквернен. Празднуется 8 дней. Последний праздник Пурим. Самый веселый и двусмысленный праздник. Слово означает жребии. Событие описывается в книге Танаха. В Персии правил Ксеркс, а женой была его еврейка. В то время жили в Персии расселенные евреи и однажды главный сановник Ксеркса решил, что евреи занимают слишком много места в экономике страны и предложил уничтожить всех влиятельных евреев. Когда Ксеркс рассказал это своей жене она испугалась за своих единоверцев и обратилась к Мардохаю за помощью. Он предложил убить Амана и его семью и заодно всех влиятельных иранцев. Исфир предложила это Ксерксу и как-то его склонила к этому. Воспользовавшись этим законом евреи стали вырезать местное население. Полиция не могла вступаться за них т.к. это был указ царя. В честь этого события празднуется Пурим. Ислам: происхождение.
Ислам возник в начале VII века н.э. на аравийском полуострове. Изначально ислам был сконцентрировать в городе Мекка. В этом городе обитало арабское племя Гурейши. Это племя было настроено на сохранение спокойствия на торговых караванных путях. Чтобы укрепить мир они предложили свезти всех богов в одно место тем самым обеспечив божественную санкцию их договору. Они собрали все идолов и поместили их в святилище, как символ единства арабских племен. В 570ом году в этом племени родился основатель ислама Мухаммед. Его воспитывал дядя Абу-Талиб. Мухаммед, путешествуя с караванами, разговаривал с различными народами. У него сложились различные религиозные воззрения. Он склонялся к монотеизму. После смерти дяди Мухаммеду досталось наследство и он мог не работать. В 40 лет Мухаммед ушел молиться, ночь на него напали и он бежал. Когда он вернулся домой и рассказал о нападении, люди решили, что это было откровение от Аллаха, а нападавший это архангел Джебраил. В 622 году Мухаммед совершил переселение из Мекки (Хиджра) в Медину. Это начало мусульманского переселения. Так вся община переселилась из Мекки в Медину. Однако Мухаммеду и в Медине следовало откровение, и община разрасталась. У Мухаммеда были хорошие связи с иудейской общиной Медины. Там Мухаммед чувствовал себя верующим так же как и иудеи. Он считал, что верит в того же Бога, что и иудеи. Но когда иудеи спросили во что он верует и Мухаммед изложил им они подняли его на смех. Мухаммед осадил еврейский квартал и предложил им принять ислам, евреи осмеяли его. Мухаммед перешел в наступление и захватил все имущество захватили. Женщин взяли в жены, детей продали на черном рынке, а мужчин казнили на площади. В 630 году Мухаммед взял Мекку и разрушил всех идолов и с этого года это здание стоит пустым. Мухаммед обиделся и вернулся жить в Медину, где в 632 году умер. После Мухаммеда мусульманскими общинами стали править Халифы. После смерти 4го халифа ислам раскололся. Сунниты (90%) и шииты (10%) воюют друг с другом. Ислам: Коран и Сунна. Священная книга мусульман – Коран. Происходит от арабского «Чтение вслух». В Исламе Коран – ниспослан Аллахом через архангела Джабриила и услышан Мухаммедом. Содержит 114 глав(сур). В суры включается и библейские с евангельскими истории и изречения с откровениями Мухаммеда. Суры делятся на айаты – стихи. Помимо того, Коран делится на 30 джуз, позволяющие читать Коран в течении одного месяца. Сунна – сборник хадисов – высказывания и действия пророка Мухаммеда, с тех пор как он стал пророком. Сунна является этическим наставлением для каждого мусульманина 28. Ислам: основное содержание вероучения.
Бог в исламе трансцендентен, он един и в этом мире присутствовать не может. Он общается с людьми через посредников (духов, ангелов, вестников). Также общается Бог с людьми через пророков, которых он сам выбирает. Ислам относится к мировым религиям. Ислам самая молодая религия из мировых. Вероучение ислама.
Ислам: шариат и суфизм.
Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты. Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы (Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда. В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории: 1) относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); 2) регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); 3) устанавливающие наказания за правонарушения. Шариат опирается на Коран и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.
Суфизм – мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов постижения человеком Бога. Путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух). После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя). Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Богослов аль-Газали считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада. Общее понятие и структура религии.
Религия – это индивидуальная и коллективная вера в запредельное эмпирическому познанию + культовая активность + вероучение. Структура: вера в сверхъестественное + вероучение + культ + мораль + организация
Религиоведение сформировалось в 19ом веке. Оно не располагает определенным перечнем исследований и предмета. Не имеет определенного языка, на котором выражается религиоведение. Существует более 250 определений религии. В зависимости от того как той или иной религиовед или школа понимают слово «религия» так они это и изучают. Если какой-либо определенный религиовед понимает религию как некое психологическое явление, то он вынужден принимать психологические методы в изучении религии. Если же как социальный институт, то применяет социологические методы и методы именно той школы, к которой себя относит. Стоит сделать пометку, что религиоведение существует условно, не имеет границ. Оно может развиваться, определять себя, выяснять что оно хочет изучать, определяться с методологией. Эта научная дисциплина не закрыта и постоянно находится в кризисе. Первая проблема, с которой мы встречаемся это определение религии. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|