Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и принципы административного процесса.





В административно-правовой литературе нет единого понимания сущности административного процесса. Одни ученые (Н.Т.Салищева, М.И.Пискотин, М.И.Еропкин, А.В.Демин и др.) рассматривают его как юрисдикционную деятельность, т.е. деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений. Другие ученые (В.И.Манохин, Д.Н.Бахрах, Ю.М.Козлов, С.С.Студеникин, Г.И.Петров, А.Е.Лунев, Ю.А.Тихомиров) считают, что административный процесс включает в себя все процедурные вопросы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также процесс рассмотрения судами любых административно-правовых споров. Некоторые ученые (О.М.Якуба, В.А.Воробьев и др.) полагают, что к административному процессу следует относить лишь процесс применения мер административного принуждения, административных взысканий. Придерживаясь указанной точки зрения, рассмотрим сущность административного процесса.

Таким образом, административный процесс представляет собой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, в пределах которых Процессуально-исполнительным кодексом предусмотрено совершение процессуальных действий, а также процесс рассмотрения судами административно-правовых споров. Основная особенность административного процесса в том, что одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти либо государственное должностное лицо.

Будучи правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах государственного управления. Однако как специфическая деятельность органов государственного управления, административный процессв целомбазируется на принципах, определяющих основы именно процессуальной деятельности. Поэтому есть основания говорить о системе процессуальных принципов, к которым относятся следующие.

Принцип законности –универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе и на административный процесс. В сфере государственного управления реализуется самостоятельный вид юридической ответственности –административной. Кроме того, действующее законодательство предусматривает в этой сфере возможность применения иных внесудебных мер принуждения, административно-предупредительных и мер пресечения. Орган, ведущий административный процесс, обязан соблюдать требования ПИКоАП. Доказательства, полученные с нарушением установленных норм, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Обеспечение защиты прав и свобод означает, что в ходе административного процесса закрепляются действия, понуждающие к исполнению обязанностей, не установленных Кодексом, либо к отказу от своих прав. Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

В соответствии с принципомнеприкосновенности личности никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии законных оснований. Судья, прокурор, орган, ведущий административный процесс, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, административно арестованного свыше срока, предусмотренного законом или постановлением о наложении взыскания. Никто не может подвергаться насилию или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Содержание задержанного или административно арестованного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья.

Принцип уважение чести и достоинства личности, деловой репутации означает, что в ходе административного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников процесса. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при ведении процесса, подлежит возмещению в порядке и по основаниям, предусмотренном законодательством.

Неприкосновенность жилища означает, что его осмотр производится только с согласия проживающих в нем лиц, осуществляется по основаниям и в порядке, установленном ПИКоАП.

Принциппрезумпции невиновности означает, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном Кодексом, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

Презумпция невиновности является объективным правовым положением, выражающим отношение государства к лицу, совершившему правонарушение. Данный принцип определяет правовой статус лица в административном процессе и влечет за собой ряд важных правовых последствий:

1. лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказывания возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс;

2. постановление о наложении взыскания может быть вынесено только при наличии достаточных и достоверных доказательств и не может быть основано на предположениях;

3. все сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу;

4. недоказанная невиновность по своим правовым последствиям означает доказанную невиновность.

Принцип обеспечения права на защиту включает в себя следующие положения:

· закон наделяет физическое лицо широким кругом процессуальных прав, позволяющих ему доказывать свою непричастность к правонарушению;

· эти права они могут осуществлять как лично, так и с помощью защитника. Защитник является самостоятельным участником процесса и имеет ряд прав, позволяющих ему оказывать помощь физическому лицу в защите его прав;

· право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Такими гарантиями являются обязанность суда, должностного лица разъяснить физическому лицу его права и обязанности и обеспечить фактическую возможность использовать все не запрещенные ПИКоАП способы и средства защиты;

· нарушение права на защиту является основанием для отмены вынесенного постановления о наложении взыскания.

Принциппубличности административного процесса обязывает государственные органы, должностных лиц в пределах своей компетенции принимать меры по обнаружению административных правонарушений, выявлять лиц, их совершивших, для привлечения к ответственности.

Суд, должностное лицо в соответствии с принципомвсестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела обязаны установить как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в процессе.

Принципязыка административного процесса означает, что процесс ведется на белорусском или русском языке. Участвующим в процессе лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется процесс, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела на родном языке или на языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном ПИКоАП. Постановление суда, органа, ведущего процесс в предусмотренном ПИКоАП порядке, вручается лицу, в отношении которого ведется процесс, законному представителю, защитнику в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют.

Принциправенства физических и юридических лиц перед законом, равенства защиты и законных интересов находит свою реализацию в закреплении определенного правового статуса, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей.

Принципнезависимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, означает, что вышестоящий орган исполнительной власти или должностное лицо без особой на то необходимости не должны вмешиваться в правомерные решения нижестоящей структуры, но и не перекладывать на других свои полномочия и обязанности без необходимых на то оснований и соответствующего юридического оформления.

Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении – традиционный процессуальный принцип. Он означает, что лица, участвующие в процессе, вправе свободно знакомиться с материалами дела, необходимыми документами, принятыми решениями и постановлениями. Дело о правонарушении рассматривается публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Дисциплинарная и материальная ответственность, реализуемая в административном порядке.

Административное право выполняет различные функ­ции в установлении и реализации дисциплинарной ответ­ственности. Так, оно определяет круг субъектов и полно­мочия органов управления или должностных лиц в осуще­ствлении дисциплинарной власти.

Применительно к установлению дисциплинарной от­ветственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисципли­нарной ответственности, ее меры и порядок их применения.

В отношении большинства работников дисциплинар­ная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарная ответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.

Это объясняется необходимостью наряду с общими на­чалами учитывать особые требования дисциплины в отно­шении определенных категорий лиц и установления спе­цифики их дисциплинарной ответственности.

В общем, дисциплинарная ответственность характеризу­ется тем, что:

а) ее основанием является дисциплинарный проступок;

б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

в) она налагается в порядке подчиненности уполномо­ченными органами или должностными лицами;

г) пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лиц определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности по нормам уголовного права.

По нормам трудового права под нарушением дисципли­ны понимается неисполнение или ненадлежащее исполне­ние работником своих трудовых обязанностей, возложен­ных на него трудовым договором или правилами трудового распорядка.

Субъектами таких проступков является основная масса работников, но не все. Обязанности определенных катего­рий государственных служащих, реализующих свои власт­ные полномочия вне рамок трудовых отношений, воен­нослужащих, определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, устава­ми и положениями.

Нередко основанием дисциплинарной ответственнос­ти признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется различным способом.

Основные виды дисциплинарных взысканий, кото­рые могут применяться за нарушение трудовой дисцип­лины, закреплены в ТК РФ, содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и дру­гие взыскания.

Дисциплинарные взыскания налагаются уполномочен­ными органами или должностными лицами на подчинен­ных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дис­циплинарной власти регламентируется административ­ным правом.

Установление и реализация мер материальной ответствен­ности не составляет специальную функцию административ­ного права. Это область гражданского и трудового права.

Тем не менее административное право, хотя и своеоб­разным образом, проявляет себя и в этой области. Преж­де всего с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке:

во-первых, при отказе работника от добровольного воз­мещения ущерба, причиненного предприятию, учрежде­нию, организации, он возмещается по распоряжению ад­министрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка;

во-вторых, взыскание в административном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышения цен на продукцию.

Законодательством предусматриваются также случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права.

Субъектами такой ответственности признаются прежде всего военнослужащие и приравненные к ним лица. За причиненный вред, не связанный с выполнением обязан­ностей службы, такие лица несут материальную ответ­ственность на общих основаниях.

В соответствии с нормами административного права они несут материальную ответственность в случае причи­нения ими материального ущерба воинской части, учреж­дению, с которым военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы.

Материальная ответственность военнослужащих за вред, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы, наступает в соответствии с Положением о материальной ответственности воен­нослужащих.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контракта­ми о службе.

При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по основаниям, установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение дисцип­лины, за совершение проступков, не совместимых со слу­жебным статусом, и др.), с сотрудника подлежит взыска­нию в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.

Отдельным органам исполнительной власти или долж­ностным лицам предоставляется законодательное право применения санкций имущественного характера.

Так, главный государственный санитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:

а) уплатить штраф в доход местного бюджета;

б) возместить дополнительные расходы лечебных уч­реждений на оказание помощи больным, проведение ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий.

Ст. 40 Кодекса об административных правонарушени­ях Российской Федерации предоставляет органам управле­ния право одновременно с наложением административного взыскания решать вопрос о возмещении виновным имуще­ственного ущерба, причиненного в результате совершенно­го административного правонарушения. Взыскания разре­шено производить органам и при наличии условий, ука­занных в этой статье.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.