|
ЗАРОЖДЕНИЕ И СУТЬ МОНАШЕСТВА
«Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29)
Монашество Древнего мира представляет собой уникальное явление в мировой истории. В Израиле, Сирии, Северной Африке создавались многотысячные города, в которых почти всё население состояло из монахов. Монашество развивалось по двум основным направлениям: общежительному и отшельническому. Исследователь монашества Палладий, совершивший путешествия по этим местам в конце IV века, писал: «Посетив многих святых и прожив года три в монастырях около Александрии, где видел до двух тысяч великих, весьма ревностных и доблестных мужей, украшенных всякою добродетелью, я оттуда пошёл в Нитрийскую гору. К сей горе простирается большая пустыня, простирающаяся до Эфиопии и Мавритании. На самой горе живёт до пяти тысяч мужей. У них семь пекарней, в которых готовят хлеб и для себя и для отшельников числом до шестисот. В Тавениссии был монастырь, в котором подвизалось до трех тясяч мужей…Всего в Нитрийской пустыне было до пятидесяти монастырей». На горе Писпер располагался знаменитый монастырь на пять тысяч человек, руководимый Макарием Великим. В Тавениссийском округе была и женская обитель с 1800 инокинями. Женские монастыри в Египте не уступали мужским ни по количеству населявших их инокинь, ни по строгости подвижнической жизни. В городе Оксиринхе числилось 20.000 инокинь, в городе Антиное было 12 женских обителей.
Каппадокия - это древнее название местности в средней Анатолии, маленькая область у города Невшехир в долине Гереме. В вулканических каньонах 50 метровой высоты сейчас расположены турецкие деревушки, а в IVвеке здесь процветала монашеская христианская жизнь. На юге Каппадокии можно увидеть целые подземные города, построенные греками-монахами. Некоторые из них уходят вглубь земли на 40-50 этажей. Отшельники-монахи стекались сюда со всей восточной Римской империи, сочтя пещеры идеальным местом для киновий (скитов), чтобы быть ближе к Богу. Долина Гереме обладала особой привлекательностью еще и потому, что застывшая вулканическая лава относительно легко поддавалась обработке и в горах и скалах можно вырубить множество церквей, келий и переходов. По сей день в долине Гереме сохранилось более 360 церквей, украшенных колоннами и фресками, а во всей Каппадокии - гораздо больше. Только в Гереме подвизалось несколько тысяч человек. Южнее долины Гереме находятся два подземных города - Каймакли и Деринкюю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования. Древние христианские монастыри простирались и далеко на север: от Нижнего Дуная до Ирландии. Святой Василий Великий был епископом Кесарийским, он разработал устав монашеской жизни, по которому и ныне строится жизнь в монастырях. В христианской церкви древнего периода и сформировалось учение о монашеской жизни. Чтобы лучше понять философию монашества, следует обратиться к ее первоисточникам - трудам основоположников монашествующего жития: Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Лествичника (все - IV век) и другим. Все авторы свидетельствуют, что установление монашества, этого сверхъестественного жительства, никак не дело человеческое: оно - дело Божие. Преподобный Кассиан Римлянин (IV-V век), проведший значительное время между иноками Египетского Скита и преподавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства наименование монахов получили в Египте избранные ученики святого апостола, евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предaл им Апостол. Апостол Петр всех своих последователей, ставших его учениками, и хотящих приобрести Царство Небесное, научает отречься от себя и более не для себя жить, «но для умершего за них и воскресшего» Христа (2 Кор. 5, 15). Поэтому, желающему стать достойным воином Христовым против «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12), нужно, прежде всего, удалиться от мирских попечений и придерживаться Господа, моля Его о получении меча духовного (Еф. 6, 17). Что касается ветхозаветной религии, то аскетические элементы определялись в ней глаголами Божиими Своему народу: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2). Поэтому аскетизм того времени выразился в назорействе (Числ., гл. 6), в служении при скинии и в особенности, проходившем по обету (например, Самуил, 1 Цар., гл. 1 и 2), в состоянии «сынов», или «ликов пророческих» (3 Цар. 18, 4; 22, 6), в форме нищеты (Ионадав и его потомки - Иер. 35, 6-9) и отшельничества (пророк Илия, Иоанн Предтеча). Чуть позже укоренились высшие «законы благодати» - безбрачие: «И было (к Иеремии) слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем» (Иер. 16, 1-2). Святые Отцы называют монастырь духовной врачебницей. Мы (монахи) приходим из мира в монастырь, чтобы оставить греховные навыки, полученные в мирской жизни, и вне влияния на нас соблазнов, которыми преисполнен мир, стяжать навыки или поведение истинно-христианские. Древние иноки называли монашествование евангельским жительством (Лествица 1:4). Иноки, подчиненные преподобному Пахомию Великому (в Нитрийской пустыне), обязывались выучить Евангелие на память, чтобы иметь законы Богочеловека как бы в постоянно открытой книге, в памяти, чтобы непрестанно зреть их очами ума, иметь их начертанными на самой душе.
Преподобный Макарий Египетский, великий учитель Церкви, размышлял с монашествующей братией: «Нам следует знать, кто такой монашествующий и благодаря какому образу жизни он действительно заслуживает имя монаха. Говорим так, как передал нам Христос. Во-первых, монах называется монахом потому, что он - один, а также потому, что отказывается от женщины и отрекается от мира, внутренне и внешне. Внешне - ибо отрекается от всего материального и от всех мирских вещей, а внутренне - ибо отрекается и от самих мыслей об этих вещах, чтобы не воспринять помыслов мирского попечения. Во-вторых, он называется монахом потому, что в непрерывной молитве призывает Бога, дабы очистить ум свой от многих тяжких помыслов. И его ум сам в себе также становится монашествующим, один на один обращаясь к истинному Богу». Помещение монашества вдали от селений, в пустынях, совершилось по откровению и повелению свыше. Преподобный Антоний Великий призван Богом к жительству в глубокой пустыне; преподобному Макарию Великому повелел ангел поместиться в пустыне Скитской, преподобному Пахомию Великому повелел, также ангел, учредить в пустыне иноческое общежитие и предaл правила для жительства иноков. Совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в безпристрастии даже и к самой жизни и иметь себе осуждение смерти, да не на себя надеющиеся будем (2 Кор. 1, 9). Непременным условием истинного монашествования святые отцы полагали полное отречение от мира «из него выйти и всякое пристрастие к вещам отсечь» (Антоний Великий), стремясь получить обетование Господа «если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь бедным и иди за Мной». И в других местах: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1 Кор. 9, 19), «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). Отрекшийся от вещей, а также женщин, денег и тому подобного - соделал монахом своего внешнего человека, но не внутреннего. А отрекшийся от страстных мыслей об этих вещах, соделал монахом и своего внутреннего человека, то есть ум. Внешнего человека, если захотеть, легко сделать монахом, но сделать им внутреннего человека требует немало подвига. Но кто в роде сем полностью избавился от страстных мыслей и удостоился чистой и невещественной молитвы, что и есть признак внутреннего монаха? И только совпадение внутренней и внешней сторон, содержания и формы, и делает монаха истинным подвижником. Также определил суть истинного монашества и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, когда высказал мысль о трех «отречениях» от мира: «Первое из них есть то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе - в коем оставляем прежние нравы и порочные страсти, как телесные, так и душевные; третье - в коем, отвлекая свой ум от всего видимого, созерцаем невидимое». Апостол Павел учит, какой должна быть душа, удалившаяся от брака и от уз мира: «Незамужняя заботится о Господнем, чтобы быть святою телом и духом» (1 Кор. 7, 34), чтобы сочетаться браком с незапятнанным и чистым Небесным Царем. Ведь душе, жаждущей сочетаться с Ним, и желающей стать «одним духом» с Ним (1 Кор. 6, 17), следует уподобиться Его безукоризненной и чистой красоте, согласно сказанному апостолом Иоанном: «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3, 3).
В первом послании к Коринфянам апостол говорит о пути «еще превосходнейшем», показывая плоды любви и то, как стяжавшие ее избавляются от порочных страстей: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит, всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13, 4-7). И еще он говорит, что любовь «никогда не перестанет». Последние слова означают, что обладающие духовными дарами, но еще не избавившиеся посредством преизобильной любви Духа от страстей, подвергаются еще опасности, поскольку не перестают вести брань с духами лукавства. В основе монашества лежит святоотеческая «теория познания», то есть через рациональное познание достигается созерцание (феория), которая в свою очередь приводит к вeдению (гносис) как высшей степени богопознания. Вот как Макарий Великий определяет по этому поводу различение монашествующих с мирскими: «Испытай себя: не занимают ли тебя земные попечения, великая забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое, не промышляешь ли о себе, в чем велено тебе вовсе не заботиться. Узнай: плотские страдания не приводят ли тебя иногда к земным врачам, как будто Христос, в Которого ты уверовал, не может уврачевать тебя? Ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа, приявший обетования высшие и бoльшие, и соделавшийся чуждым для мира, должен приобрести новые и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь». Писаный закон излагает многие таинства сокровенным образом; монашествующий же, если он непрестанно подвизается в молитве и в общении с Богом, обретает его, и благодать Божия являет ему самые сокровенные тайны Писания, внушающие благоговейный трепет. Ведь путем простого чтения запечатленного в письменах закона нельзя достигнуть того, что достигается путем служения Богу, поскольку именно в этом служении и исполняется всё. Преподобный Макарий Египетский изначально рассматривает великие аскезы лишь как путь к наивысшей цели призвания совершенства. И далее великий учитель Церкви кульминационным местом «Великого послания» определяет смысл иноческой жизни: «Поскольку же они так уверовали и так возлюбили Бога, постольку получат они воздаяния неизреченных обетований Царства. Таковые души смогут благоугодить Богу и стать наследниками Царства; имея сокрушенное сердце и будучи нищими духом, они всегда алчут и жаждут правды, и, устремляясь к совершенным почестям, они, вследствие своей возвышенной любви к Богу, будут вознаграждены высшими дарами».
СТАНОВЛЕНИЕ ДОГМАТИКИ
Христианское вероучение сосредоточено в двух источниках - Священном Писании и Святом Предании. К Писанию относятся неизменяемые книги Ветхого и Нового Заветов, на том основании, что, по словам Господа «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5. 18), а также: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» (Откр. 14. 6) и у апостола: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13. 8-9). Поэтому очевидные и неизменяемые истины стали называться догматами (греч. dogma), а те положения, которые неочевидны и изменяемые во времени стали называться теми или иными учениями церкви. Так Божественность Иисуса Христа, сущность Троицы, единство Церкви Христовой, будущее второе пришествие Христа с Божиим судом - несомненно, догматы, а правила соблюдения постов - учение Церкви, изложенное в Предании. Догматы утвердились не сразу. Необхомимо было время, чтобы всесторонне изучить Священное Писание, в доступном виде изложить его «на бумаге», аргументировано изобличить ереси. Главным культурным центром Востока была египетская Александрия, где интеллектуальная жизнь била могучим ключом. Совершенно естественно, что и догматические движения развились в той же Александрии, которая с конца II века сделалась центром богословского развития и приобрела в христианском мире особую славу. Самыми известными представителями Александрийской школы (школы - и в буквальном смысле) были: Пантен, выходец из школы стоиков, Флавий Климент, бывший язычник, впервые соединивший богословие с наукой («Строматы», 210 г.), Ориген, автор сотен богословских работ («Против Цельса», «О началах») и преподаватель Александрийской школы. Североафриканская школа (Карфаген) выпустила таких великих богословов, как Тертуллиан и епископ Киприан. Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс, 150-220 гг.) впервые ввел слово Троица как, как смысловое имя единого Бога одновременно в трех ипостасях. Тертуллиан показал, что несмотря на множество поместных церквей, христианство являет собою единую Церковь Христову. Кесарийская школа, - ее яркими представителями являлись Григорий Чудотворец и Памфил. Школа Восточносирийская. Основана великим Ефремом Сириным в самом начале IV века. И сейчас его книги пользуются спросом у широкого читателя. Когда вся подготовительная работа была проведена, по инициативе императора Константина в 325 году в Никее (современный Изник), был созван Вселенский Собор из предстоятелей всех поместных христианских церквей того времени. Всего участников было 318. Выдающееся значение на этом Соборе принадлежит знаменитому Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских, который аргументировано доказал несостоятельность распространенных ересей [3] Однако, после Первого Вселенского Собора появились новые ереси. Для их обличения, по инициативе императора Феодосия I Великого в Константинополе, в 381 году состоялся Второй Вселенский Собор. Всего же Вселенских Соборов было семь: 3-й Собор - 431 г., г. Эфес; 4-й - 451г., г. Халкидон; 5-й - 553 г., г. Константинополь; 6-й - 680 г., г. Константинополь; 7-й - 787 г., г. Никея. Положения всех семи Соборов и являют всю полноту христианского вероучения. Основные догматы, в количестве 12-ти, утвержденные на первых двух Соборах, являются основой вероучения, малейшее отступление от которых и является ересью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в период древнего мира, когда болезненно ломалось язычество, в горниле борьбы христианство выработало настолько выкристаллизованное учение, что им, лишь с минимальными изменениями, дополнениями руководствуется православная церковь и ныне. 22. Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами. Символ веры предусматривает веру в единого Бога, который существует в трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву ради преодоления первородного греха, воскресение, вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми и мертвыми; а также спасительную силу "единой святой соборной апостольской Церкви". Перечисление членов "Символа веры в православии" ("Верую") является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение "Символа веры" - обязательная часть ритуала принятия православной веры. Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Различие православия с вероучением других христианских исповедании - учение о Божественном единоначалии в Святой Троице: Бог-Отец как Первоначало рождает Сына и изволит через него Святой Дух. В католическом вероучении это понимается как соучастие Сына в изведении Святого Духа (формула "филиокве" - "иотСына"), что с точки зрения православного богословия является ересью. Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий. Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание, В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных "отцов церкви", установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных "отцов церкви" в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены. В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко. В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III - II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода "70 толковников"), одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию ". Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий. Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов. Таинства. Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнее выражение таинств христианской церкви имеет аналоги в священнодействиях дохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл. Христианство восприняло "формы" языческой религии, поскольку "весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все "формы" в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием... Крещение водой, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные религиозные акты церковь не выдумала... все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и елеосвящение (соборование). 1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими "оглашение" (сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и "довершит" его. 2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви. 3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии - так называемая "глухая исповедь". 4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу.Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы. Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя. 5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение. Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божия). Епископаг обладает всей полнотой тайнодеиствия. включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий но власти и по части), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства - примас. Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любойиз православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии. 6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь в отличие от католической признает возможность де сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви). 7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти. Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII века. Представляет собой движение правой руки в порядке "Лоб - середина груди - оба плеча", что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия Христа. Крестное знамение признается и совершается православными и католиками, но не признается и не совершается протестантами. Крестное знамение в православии совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в порядке "справа налево" (у старообрядцев - двумя пальцами в том же порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой ладони в порядке "слева направо". Больные и увечные мoгут совершать крестное знамение любой здоровой рукой. Помимо основных таинств в православной церкви принят ряд менее значимых тайнодействий, сообщающих благодать Святого Духа, например освящение храма, икон, богослужебных предметов, воды, хлебов, плодов, жилища. Православие не отвергает действенность таинств, совершаемых в католической церкви как сохранившей апостольское преемство иерархии. Католические клирики при изъявлении ими желания перейти в православие принимаются в существующем сане.
Иконопочитание. Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии - не только искусство священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и богослова. Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. Одновременно возникло движение против почитания икон, получившее наименование иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством, несовместимым с христианским единобожием. Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византийские императоры Лев Исавр (правил в 717 - 741 гг.) и Константин V Копроним (правил в 741 - 775 гг.), их усилия не привели к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы в 787 г. стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в г. Никее утвердил догмат иконопочитания. Крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник - Торжество Православия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста". Помимо икон почитанием в православной церкви пользуются мощи (останки тел) святых угодников. Согласно православному вероучению существует мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых, до конца не разрушаемая смертью. Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная традиция сохранилась в наличии антиминса - покрывала со вшитыми в него частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма. Сами мощи обычно находятся в раке - металлическом ларце, помещаемом в храме. Православное богослужение. Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особые молитво-словия (акафисты); молитвенных прошений (ектений); а также чтения Священного писания в установленном порядке. Центральное место в суточном богослужении занимает литургия (по-гречески - "общее дело"), во время которой совершается евхаристия - таинство причащения. Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году, а наиболее употребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста. В период Великого Поста служится также литургия Преждеосвященных Даров, во время которой евхаристия не совершается. Литургическое богослужение имеет сложную структуру, включающую проскомидию (подготовительную часть), литургию оглашенных (готовящихся к принятию крещения) и литургию верных, когда совершается евхаристия. Последование молитв во время евхаристии составляет анафору (по-гречески - возношение"). Согласно каноническим правилам священные сосуды, используемые для евхаристии, - дарохранительница, дароносица, потир (евхаристическая чаша) - для иных целей использоваться не могут. Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском). В Русской церкви используется церковно-славянский язык - искусственный язык-интерлингва, созданный на основе южнославянских говоров и диалектов IХ века, который иногда ошибочно отождествляется со старославянским и древнерусским. Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебных книг был выполнен в 60-х годахIX века святыми Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальное распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятия христианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения на современный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. В православном богослужении используется хоровое пениебез музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев). Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом. Среди российских композиторов, оставивших значительное наследие духовной музыки, наиболее известны П. Чайковский (1840 - 1893) и С. Рахманинов (1873 - 1943). Кроме того, можно назвать М. Березовского (1745 - 1777), А. Веделя (1767 - 1806), Д. Бортнянского (1751 - 1825), А. Кастальского (1856 - 1926), А. Гречанинова (1864 - 1956), П. Чеснокова (1877 - 1944). Православные праздники. Главным праздником всех христиан считается Пасха - Праздник Светлого Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после Пасхи его гроб был пуст. Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 года нашей эры. Основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника Воскресения Христова долгое время служила иудейская Пасха. Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасха. После Первого Вселенского собора 325 г. было принято решение праздновать Пасху независимо от иудейского праздника - в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия. Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Они делятся на "преходящие" (исчисляемые по дате Пасхи) и "непреходящие" (выпадающие на строго определенную дату). К первым относятся праздник Вознесения Господня и День Святой Троицы. Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели после Пасхи. Установлен в память вознесения Христа на небо после его явления апостолам, которое произошло на 40-й день после Воскресения Христова. День Святой Троицы (Пятидесятница) установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов. Это произошло в г. Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Считается днем основания церкви Христовой. Празднуется в воскресенье через семь недель после Пасхи. К числу "непреходящих" относятся основные праздники церковного года, который, по ветхозаветной традиции, начинается осенью. Рождество Богородицы. Празднуется 21 сентября. Дата рождения Марии в семье благочестивых праведников Иоакима и Анны отмечается церковью как "начало спасения". Воздвижение Креста Господня. Празднуется 27 сентября. Происхождение праздника связано с восстановлением христианских святынь Иерусалима по приказанию римского императора Константина I Великого. Согласно рассказу ряда церковных историков (Евсевия, Иоанна Златоуста, Руфина) г. Иерусалим посетила мать императора - императрица Етена. Она произвела раскопки на горе Голгофе, где был найден крест, на котором совершилось распятие Христа. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря. Установлен в память принесения, по иудейскому обычаю, маленькой Марии в Иерусалимский Храм для посвящения ее Богу. Такой обычай существовал лишь по отношению к мальчикам. Посвящение девочки явилось событием исключительным - свидетельством высшего избранничества Девы Марии. Рождество Христово. Празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа не установлена. В Священном писании упоминается 30-й год правления римского императора Октавиана Августа; одновременно говорится о рождении Христа "во дни царя Ирода". Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на несколько лет раньше точки отсчета европейского летосчисления "от Рождества Христова", к 7 - 6 гг. до нашей эры, поскольку иудейский царь Ирод I Великий умер в 4 г. до нашей эры. В качестве праздничной даты первоначально был избран праздник Богоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожидание Божественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова был отнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народами Средиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним. Крещение Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздника связано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной жизни. В славянских переводах Нового завета греческое слово "баптизма" (омовение) было передано как "крещение" (в связи с последующим освящением Христом обряда омовения своей крестной жертвой). Согласно рассказу Священного писания данный обряд Иоанн соверши, и над явившимся к нему Иисусом. В момент крещения Иисуса голос Бога с небес возвестил о нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлетоем. Сретение Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Во время посвящения произошла встреча ("сретение") Иисуса со старцем Симеоном, жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя. Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явлении Д< ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|