Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Расчет проекта нового предприятия по производству растительных масел





Введение

Рынок кондитерских изделий и шоколадных конфет (шоколада) устойчив к кризисным перепадам экономики. Презенты и покупки детям, подарки и личные предпочтения делают данный сегмент продукции довольно популярным среди широких потребительских масс.

На данный момент рынок России, в частности бизнес производства шоколадных конфет, представлен широким ассортиментом продукции в виде шоколада: молочного, пористого, чёрного или обычного с различными наполнителями; шоколадных конфет самой разнообразной формы и наполнителей. В стоимостном соотношении на сегмент продажи шоколадных конфет и плиток приходится 1/3 из общей реализации кондитерской продукции.

Следует учесть, что производство шоколадных конфет зависит от сезона, в момент наибольшего всплеска (праздничные и предпраздничные дни) производство может увеличиться на 300%. В остальное время загрузка предприятия может осуществляться лишь на 30-60% от запланированной мощности.

Наиболее востребованный продукт — развесные конфеты и шоколадные плитки, продажа представлена региональными представительствами крупных кондитерских компаний. В этом есть свои плюсы: затраты на доставку и оплату офисных представительств увеличивают себестоимость их продукции на 6-8%.

Например, конфеты Nestle имеют себестоимость 3$ за 1 кг, их продажа в регионах составляет 8$ за тот же килограмм. Производство конфет в своём регионе даёт возможность снизить цену на собственный товар высокого потребительского спроса.

Шокола́д — кондитерское изделие на основе масла какао, которое является продуктом переработки какао-бобов — семян шоколадного дерева, богатых теобромином и кофеином. Шоколадные изделия часто содержат ароматические добавки (кофе, спирт, коньяк, ванилин, перец), пищевые добавки (изюм, орехи, вафли, цукаты) или начинку.

По степени измельчённости частиц шоколад делится на обычный и десертный. В зависимости от состава шоколад делят на горький, молочный и белый; существуют и диабетические разновидности. Шоколад в порошке вырабатывают из какао тёртого и сахарной пудры без добавлений или с добавлением молочных продуктов.

Кофеин и теобромин входят в состав шоколада. Они являются стимуляторами и повышают уровень серотонина и эндорфина в мозгу, что вызывает эффект душевного подъема. Обычно шоколад содержит 0,4 % теобромина. Это количество совершенно безопасно. Снятие усталости, возвращение бодрости — это действие на человека теобромина. Для некоторых людей употребление шоколада наоборот действует успокаивающе. У них с детства шоколад связан с положительными эмоциями, с комфортом.

Целью данной работы обоснование финансово-экономической эффективности и технически возможной реализации производства шоколадных конфет.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;

- произвести расчет и анализ основных экономических показателей проекта нового предприятия;

- дать оценку эффективности данного предприятия.

 

Глава 1. ТЭО проекта

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — это комплект расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технические и организационные решения, расчетно-сметные, оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность инвестиционного проекта.

Главное отличие ТЭО от бизнес-плана — это то, что технико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.

ТЭО может проводиться по самым различным научно-техническим мероприятиям, которые могут осуществляться как на конкретном предприятии, НИИ или ЦКБ, так и в масштабах всего хозяйства страны. К ним относятся такие области деятельности, как, например, обоснование постройки новых производств, предприятий или модернизация существующих; обоснование создания коммерческой структуры; обоснование внешнеэкономических мероприятий (например, создание СП) и пр.

Особо следует отметить, что разработка ТЭО любого научно-технического мероприятия всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения, например, при проектировании определенного типа оборудования и принятии решения о его серийной постройке; при принятии решения о создании какого-либо производства, ориентированного на определенный вид продукции.

Цель технико-экономического обоснования (цель ТЭО) — доказать и обосновать эффективность инвестиционного проекта для кредиторов или руководителей организации, в случае если финансовые результаты подготовки технико-экономического обоснования и ТЭР (подготовки ТЭО и ТЭР) положительны.

ТЭО могут быть составлены для:

банков, с целью получения кредитов под проект;

участия в тендерах;

для руководства предприятия, желающего развиваться экономически;

инвесторов, с целью их привлечения.

Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.

ТЭО создаётся в результате одного из следующих воздействий:

требования рынка;

потребности организации;

требования заказчика;

технологический прогресс;

правовые требования;

экологические воздействия;

социальные потребности.

Профессионально составленное ТЭО содержит:

резюме — краткий обзор всех основных вопросов содержания каждой главы;

предпосылки и история проекта - цель проекта и отраслевая принадлежность, номенклатура продукции/услуг (в натуральном выражении), запрашиваемые условия финансирования, наименование юр. лица, адрес, регистрация, информация об учредителях и руководстве предприятия, краткая история предприятия, в табличной форме название, юридический статус, адрес, форма участия, краткая характеристика: инвесторов, поставщиков оборудования, подрядных организаций, консультантов, поставщиков основных видов сырья, основных покупателей (потребителей) продукции/услуг, финансирующих организаций, смета инвестиционных затрат по проекту (ПСД, СМР, оборудование, транспортировка, расходы, связанные с таможенным оформлением, сертификацией и хранением, оборотный капитал и др.) в местной и иностранной валюте, структура и источники финансирования проекта (заемные/собственные средства);

анализ рынка и концепция маркетинга - номенклатура, характеристики продукции/услуг, оценка существующего спроса на продукцию (основные потребители, объемы потребления, соотношение цена/качество), оценка существующего предложения на рынке (основные производители, объемы производства, качество, цены, доли рынка), ожидаемые изменения спроса, предложения и уровня конкуренции, ожидаемые изменения уровня цен на выпускаемую продукцию (услуги), существующие и ожидаемые таможенные, налоговые и др. внутренние барьеры по выходу на рынки сбыта продукции (услуги), на рынке условия и сроки поставок, оплаты за продукцию, стратегический анализ слабых и сильных сторон проекта, оценка возможностей и потенциальных угроз проекта, определение стратегических целей проекта, определение географического аспекта стратегии проекта, выбор маркетинговой стратегии (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация усилий на рыночной нише, диверсификация продуктовой линейки и разработка новых продуктов и т.д.), позиционирование продукции, включая определение целевых рынков, планирование жизненного цикла продукции, разработка тактики конкурентной борьбы, управление продукцией, включая определение ассортимента продуктов ого набора, требований к качеству продукции, требований к дизайну и упаковке продукции, требований к сопутствующим услугам, требований к техническому обслуживанию, управление ценой, включая формирование цены на продукцию, разработку системы скидок и условий платежа, управление продвижением, включая разработку рекламных и PR мероприятий, мероприятия по стимулированию продаж, политику в отношении торговой марки, определение бюджета на маркетинговые мероприятия на каждый год реализации проекта, управление с бытом, включая разработку системы сбыта (оптовые торговые сети, розничные торговые сети, прямые продажи), определение плотности сети сбыта, определение торговых запасов, планирование транспорта, номинальная и реальная производственные мощности, описание производственного цикла (этапы и расход времени с момента размещения заказа на поставку сырья до отгрузки партии товара покупателю), в форме схемы, программа сбыта продукции (услуг) (планируемые объемы реализации по годам в натуральном выражении, цены реализации, доля экспорта в разрезе стран);

материальные ресурсы - номенклатура, характеристика сырья, материалов и комплектующих, доступность сырья, материалов и комплектующих (наличие разрешительных документов у производителя/поставщика, достаточность запасов, удаленность от места переработки, существующие таможенные, налоговые и др. барьеры), оценка существующего предложения на рынке (основные производители, объемы производства, качество, цены, удаленность от места переработки), оценка существующего спроса на рынке (основные потребители, объемы потребления), ожидаемые изменения спроса и предложения на рынке сырья, материалов и комплектующих, ожидаемые изменения уровня цен на сырье, материалы и комплектующие, практикуемые на рынке условия и сроки поставок, оплаты за сырье, материалы и комплектующие, программа снабжения по проекту (планируемые объемы в натуральном выражении по годам и цены закупа), обеспеченность проекта контрактами на закуп сырья, материалов и комплектующих (перечень поставщиков, суммы, цены, объемы, условия и сроки поставки, оплаты, в табличной форме), обеспеченность проекта контрактами на сбыт продукции (в табличной форме - перечень поставщиков, суммы, цены, объемы, условия и сроки поставки, оплаты), информация по фактическому/планируемому казахстанскому содержанию сырья и материалов на единицу готовой продукции;

местоположение, участок и окружающая среда - обоснование выбора места размещения проекта и описание наиболее важных факторов, сыгравших решающую роль при определении места размещения проекта, наличие/отсутствие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация связь и др.), ресурсов (трудовых, материалов, сырья и т.п.), свободных и доступных по цене земельных участков, производственных площадей, необходимых для реализации проекта, адрес - фактическое местонахождение проекта, план-схема расположения производственной площадки по отношению к ближайшим населенным пунктам с нанесением внеплощадочных сетей и коммуникаций, транспортной инфраструктурой и других объектов, задействованных в проекте, ситуационный план с экспликацией территории площадки(ок), где планируется реализация проекта, с указанием размещения существующих и предполагаемых к строительству блоков/модулей производственных и вспомогательных зданий, сооружений и помещений, хранилищ и складов (с уточнением их использования), с обозначением мест существующих и планируемых сетей коммуникаций, их характеристик и других условий, информация о собственниках (настоящих и/или планируемых) земельного участка, на котором планируется осуществление проекта, разрешение местных уполномоченных органов на использование земельного участка под строительство объекта, подробное описание инфраструктуры производственной площадки, включая: электроснабжение, теплоснабжение, канализацию, газоснабжение, водоснабжение и др., подтверждение соответствия выбранной производственной площадки потребностям проекта, технические условия и договоры на поставку и отпуск требующихся по проекту энергоресурсов, подробное описание транспортной инфраструктуры при выбранном месторасположении проекта, способ доставки (получения) сырья на производственную площадку и на место его хранения, описание способа доставки сырья непосредственно до технологического оборудования, а также способа транспортировки и хранения готовой продукции;

проектно-конструкторские работы - описание применяемых на практике вариантов технологий производства указанной в рамках проекта продукции (услуг), сравнительный анализ основных достоинств и недостатков существующих вариантов производства продукции (услуг), с указанием критериев, послуживших основанием выбора именно данных технологий для реализуемого проекта и отклонения альтернативных вариантов, технологический процесс в схематичной форме, с указанием для каждого из этапов используемого оборудования, потребляемых ресурсов и сырья, вовлекаемого персонала, продолжительности этапа и получаемого продукта, информация об авторе (разработчике) технологического процесса (наличие лицензии, опыта, ответственность за современность, совместимость звеньев), поэтапное общее описание выбранного технологического процесса производства продукции (услуг), необходимость сертификатов, разрешений, согласований, экспертных заключений и др., выдаваемых уполномоченными органами государственные органы и учреждения, акиматы, международные экспертные организации и т.п.), необходимых при использовании выбранной технологии, а также планируемые затраты по данному пункту, возможные варианты комплектации оборудованием производственных комплексов/технологических участков для реализации выбранной технологии производства продукции (услуг), сравнительный анализ основных достоинств и недостатков каждого варианта групп оборудования с указанием критериев, послуживших основанием для выбора оборудования, используемого в проекте и отклонения альтернативных вариантов, расчетная потребность предприятия в оборудовании и расчет его стоимости, перечень и краткое описание используемого в проекте оборудования, оснастки, рабочего инструмента, запасных частей и др., с указанием основных технических характеристик, планируемые объемы потребления электрической и тепловой энергии, воды, потребности в мощностях канализации, очистных сооружениях, газе, прочих ресурсах, потребляемых оборудованием в целом и в отдельности по группам оборудования, периодичность и стоимость проведения текущего ремонта, наладки, технического обслуживания по всему оборудованию, задействованному в проекте, перечень оборудования, требующего дополнительных испытаний для регистрации в уполномоченных органах (Госгортехнадзор, Энергонадзор и т.п.). В случае использования в проекте оборудования, бывшего в употреблении, необходимо отразить информацию: о происхождении используемого в проекте оборудования и историю его использования, документальное подтверждение того, что данное оборудование способно проработать проектный период (отчет, заключение, акты осмотра независимой, компетентной экспертной компании), состав (перечень) объектов, которые будут задействованы в проекте, в том числе подлежащих строительству и/или реконструкции (здания, сооружения, транспортные и инженерные коммуникации, технологические объекты и т.п.), количество требуемых производственных и вспомогательных площадей, состав планируемых проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ (по укрупненным показателям, с указанием планируемых затрат), обоснование стоимости строительства, выполненное по укрупненным показателям, подготовленное компетентной организацией;

организация и накладные расходы - детальный прогноз суммарных расходов по всей деятельности предприятия с выделением расходов по проекту по годам, в натуральном и денежном выражении, калькуляция себестоимости единицы производимой продукции (услуги) в денежном выражении с указанием норм расхода сырья, материалов и комплектующих в натуральном выражении, детальный расчет необходимого объема запасов сырья/материалов, запасных частей комплектующих и других ресурсов для обеспечения бесперебойной производственной деятельности в натуральном и денежном выражении - потребности предприятия в оборотном капитале на планируемый период, примерная организационная схема (общее руководство; производство; продажи; администрация);

трудовые ресурсы - сведения о требуемом составе и уровне квалификации специалистов, которых необходимо привлекать для реализации проекта на этапе организации и эксплуатации. Сведения о существующем составе и уровне квалификации менеджмента и технического персонала, привлекаемого для реализации проекта, информация об имеющихся технических службах и отделах у заявителя, данные о численности и квалификации специалистов по каждой технической службе и отделу (служба инженеров, служба инженеров по строительству, служба энергетиков, служба механиков, служба технологов, др.), при отсутствии технического персонала в штате заявителя, необходимо представить описание мероприятий, посредством которых планируется привлекать сотрудников с требуемым уровнем квалификации. Учитывая особенности производства (высокотехнологичный характер и т.д.) необходимо описать существующие наработки по данному вопросу, планируемые мероприятия по подготовке и обучению персонала;

календарное осуществление проекта - предполагаемый примерный календарный план осуществления проекта, предполагаемые затраты на осуществление проекта;

финансовый анализ и инвестиции - план продаж от всей деятельности предприятия с выделением продаж от проекта по годам в натуральном и денежном выражении (или отразить доходы предприятия вне проекта в качестве продаж от неосновной деятельности), перечень имеющихся у предприятия финансовых обязательств, в том числе возвратная финансовая помощь, кредиты, облигации, гарантии БВУ (указать наименование кредитора, номер и дату заключения договора, дату начала освоения, сумму займа, остаток ссудной задолженности, срок займа, годовую ставку вознаграждения, периодичность платежей, наличие просрочек), графики погашения имеющейся задолженности по основному долгу и вознаграждению и планируемых займов, сводный график погашения задолженности, прогноз поступлений и выбытий денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия по годам с учетом ожидаемых задержек по оплате, как со стороны потребителей, так и в пользу поставщиков, в части движения денег от финансовой деятельности необходимо отразить планируемые краткосрочные займы на финансирование оборотного капитала, расчет финансового цикла (Cash Conversion Cycle), расчеты чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), дисконтированного срока окупаемости (DPBP), анализ чувствительности проекта к снижению доходов, увеличению затрат, коммерческие риски: риск необеспеченности материалами, риск перепроизводства или невозможности сбыта (невостребованности) продукции/услуг, риск роста конкуренции, риск, связанный с системой маркетинга на предприятии, риски наступления форс-мажорных обстоятельств природного характера, и в процессе хозяйственной деятельности (аварии, пожары), риск увеличения стоимости энергоносителей, вспомогательных материалов, другие. Технические риски: риск несоответствия выбранного региона размещения и площадки для реализации проекта его потребностям, риск несоответствия выбранной технологии производства потребностям проекта или приоритетам Банка, риск несоответствия выбранного комплекта оборудования технологии производства, потребностям проекта или приоритетам Банка, риск возникновения проблем при подготовке и обучении персонала, риск несоответствия подходов к изготовлению проектно- сметной документации потребностям проекта, требованиям Банка и нормативным документам, риск несоответствия существующих производственных и вспомогательных помещений, инженерных коммуникаций потребностям проекта, риск возникновения дополнительных расходов в деньгах и по времени при проведении строительно-монтажных работ, риск возникновения дополнительных расходов и проблем, связанных с воздействием проекта на окружающую среду, другие. Риски проекта по закупкам: риск несоответствия выбора методов закупок потребностям проекта, риск несоответствия выбора поставщиков по проекту потребностям проекта, риск несоответствия заключенных или подготовленных к заключению соглашений потребностям проекта, риск несоответствия процедур по закупкам и подразделений заявителя, занимающихся закупками требованиям, необходимым для реализации проекта, риск несоответствия графика закупок общей схеме реализации проекта, другие. Финансовые риски: риск неокупаемости проекта/ухудшения проектных показателей, риск невыполнения обязательств по погашению займа, другие. Институциональные риски: риск недостаточности уровня квалификации менеджмента предприятия, риск недостаточности производственного персонала, риск отсутствия опыта или слабой квалификации производственного персонала, риск, связанный с непрозрачностью организационной структуры предприятия, другие. Мероприятия по снижению рисков - страхование активов, создаваемых в рамках реализации проекта, страхование залогового имущества.

 

 

Экономическая часть

Выводы

Таблица 12

Сравнительная таблица технико-экономических показателей

Наименование показателя Единицы измерения Показатели
Годовой выпуск продукции В натуральном исчислении В стоимостном исчислении   Тыс. тонн Тыс. руб.   5,376 46088,4
Численность работающих, всего В том числе основные производственные рабочие Человек человек  
Среднегодовая выработка На одного работающего В натуральном исчислении В стоимостном исчислении     Тонн/чел Тыс. руб./чел     470289,74
Капитальные затраты Тыс. руб. 130186,954
Полная себестоимость единицы продукции Тыс. руб. 6,9
Оптовая цена единицы продукции Тыс. руб. 8,6
Годовая прибыль Тыс. руб. 8920,343
Уровень рентабельности %  
Фондоотдача Руб./руб. 0,35
Фондовооруженность Руб./чел 1669,06
Затраты на 1 рубль товарной продукции Руб./руб. 0,81
ЧДД Тыс. руб. 4515,94
ВНД %  
Срок окупаемости лет  
Индекс рентабельности   1,6

 

Данное производство является рентабельным, поскольку уровень прибыльности составляет 24%, а ее индекс составляет 1,6 (так как индекс больше 1, то проект выгоден).

Срок окупаемости составляет 3 года, что тоже попадает в интервал нормы (2-3 года). ЧДД больше нуля, значит, проект прибылен.

 

Список литературы

1. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник/ Ю. Ф. Елизаров. – Москва: Экзамен, 2008. – 495 с.

2. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2011. – 393, [1] с.

3. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприяти-ем: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. – Москва: Инфра–М, 2009. – 453 с.

4. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И. В. Сергеев. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 573 с.

5. Титов, В. И. Экономика предприятия: учебник / В. И. Титов. – Москва: Эксмо, 2008. – 411 с.

6. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдае-ва. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с.

7. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование произ-водства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 600 с.

8. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. – Москва: КноРус, 2008. – 407 с.

9. Экономика организации (предприятия): учебник / [Е. В. Арсено-ва и др.]. – Москва: Экономистъ, 2009. – 617 с.

10. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник / [О. В. Антонова и др.]. – Москва: Вузовский учебник, 2008. – 534 с.

11. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 475 с.

 

Введение

Рынок кондитерских изделий и шоколадных конфет (шоколада) устойчив к кризисным перепадам экономики. Презенты и покупки детям, подарки и личные предпочтения делают данный сегмент продукции довольно популярным среди широких потребительских масс.

На данный момент рынок России, в частности бизнес производства шоколадных конфет, представлен широким ассортиментом продукции в виде шоколада: молочного, пористого, чёрного или обычного с различными наполнителями; шоколадных конфет самой разнообразной формы и наполнителей. В стоимостном соотношении на сегмент продажи шоколадных конфет и плиток приходится 1/3 из общей реализации кондитерской продукции.

Следует учесть, что производство шоколадных конфет зависит от сезона, в момент наибольшего всплеска (праздничные и предпраздничные дни) производство может увеличиться на 300%. В остальное время загрузка предприятия может осуществляться лишь на 30-60% от запланированной мощности.

Наиболее востребованный продукт — развесные конфеты и шоколадные плитки, продажа представлена региональными представительствами крупных кондитерских компаний. В этом есть свои плюсы: затраты на доставку и оплату офисных представительств увеличивают себестоимость их продукции на 6-8%.

Например, конфеты Nestle имеют себестоимость 3$ за 1 кг, их продажа в регионах составляет 8$ за тот же килограмм. Производство конфет в своём регионе даёт возможность снизить цену на собственный товар высокого потребительского спроса.

Шокола́д — кондитерское изделие на основе масла какао, которое является продуктом переработки какао-бобов — семян шоколадного дерева, богатых теобромином и кофеином. Шоколадные изделия часто содержат ароматические добавки (кофе, спирт, коньяк, ванилин, перец), пищевые добавки (изюм, орехи, вафли, цукаты) или начинку.

По степени измельчённости частиц шоколад делится на обычный и десертный. В зависимости от состава шоколад делят на горький, молочный и белый; существуют и диабетические разновидности. Шоколад в порошке вырабатывают из какао тёртого и сахарной пудры без добавлений или с добавлением молочных продуктов.

Кофеин и теобромин входят в состав шоколада. Они являются стимуляторами и повышают уровень серотонина и эндорфина в мозгу, что вызывает эффект душевного подъема. Обычно шоколад содержит 0,4 % теобромина. Это количество совершенно безопасно. Снятие усталости, возвращение бодрости — это действие на человека теобромина. Для некоторых людей употребление шоколада наоборот действует успокаивающе. У них с детства шоколад связан с положительными эмоциями, с комфортом.

Целью данной работы обоснование финансово-экономической эффективности и технически возможной реализации производства шоколадных конфет.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;

- произвести расчет и анализ основных экономических показателей проекта нового предприятия;

- дать оценку эффективности данного предприятия.

 

Глава 1. ТЭО проекта

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — это комплект расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технические и организационные решения, расчетно-сметные, оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность инвестиционного проекта.

Главное отличие ТЭО от бизнес-плана — это то, что технико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.

ТЭО может проводиться по самым различным научно-техническим мероприятиям, которые могут осуществляться как на конкретном предприятии, НИИ или ЦКБ, так и в масштабах всего хозяйства страны. К ним относятся такие области деятельности, как, например, обоснование постройки новых производств, предприятий или модернизация существующих; обоснование создания коммерческой структуры; обоснование внешнеэкономических мероприятий (например, создание СП) и пр.

Особо следует отметить, что разработка ТЭО любого научно-технического мероприятия всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения, например, при проектировании определенного типа оборудования и принятии решения о его серийной постройке; при принятии решения о создании какого-либо производства, ориентированного на определенный вид продукции.

Цель технико-экономического обоснования (цель ТЭО) — доказать и обосновать эффективность инвестиционного проекта для кредиторов или руководителей организации, в случае если финансовые результаты подготовки технико-экономического обоснования и ТЭР (подготовки ТЭО и ТЭР) положительны.

ТЭО могут быть составлены для:

банков, с целью получения кредитов под проект;

участия в тендерах;

для руководства предприятия, желающего развиваться экономически;

инвесторов, с целью их привлечения.

Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.

ТЭО создаётся в результате одного из следующих воздействий:

требования рынка;

потребности организации;

требования заказчика;

технологический прогресс;

правовые требования;

экологические воздействия;

социальные потребности.

Профессионально составленное ТЭО содержит:

резюме — краткий обзор всех основных вопросов содержания каждой главы;

предпосылки и история проекта - цель проекта и отраслевая принадлежность, номенклатура продукции/услуг (в натуральном выражении), запрашиваемые условия финансирования, наименование юр. лица, адрес, регистрация, информация об учредителях и руководстве предприятия, краткая история предприятия, в табличной форме название, юридический статус, адрес, форма участия, краткая характеристика: инвесторов, поставщиков оборудования, подрядных организаций, консультантов, поставщиков основных видов сырья, основных покупателей (потребителей) продукции/услуг, финансирующих организаций, смета инвестиционных затрат по проекту (ПСД, СМР, оборудование, транспортировка, расходы, связанные с таможенным оформлением, сертификацией и хранением, оборотный капитал и др.) в местной и иностранной валюте, структура и источники финансирования проекта (заемные/собственные средства);

анализ рынка и концепция маркетинга - номенклатура, характеристики продукции/услуг, оценка существующего спроса на продукцию (основные потребители, объемы потребления, соотношение цена/качество), оценка существующего предложения на рынке (основные производители, объемы производства, качество, цены, доли рынка), ожидаемые изменения спроса, предложения и уровня конкуренции, ожидаемые изменения уровня цен на выпускаемую продукцию (услуги), существующие и ожидаемые таможенные, налоговые и др. внутренние барьеры по выходу на рынки сбыта продукции (услуги), на рынке условия и сроки поставок, оплаты за продукцию, стратегический анализ слабых и сильных сторон проекта, оценка возможностей и потенциальных угроз проекта, определение стратегических целей проекта, определение географического аспекта стратегии проекта, выбор маркетинговой стратегии (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация усилий на рыночной нише, диверсификация продуктовой линейки и разработка новых продуктов и т.д.), позиционирование продукции, включая определение целевых рынков, планирование жизненного цикла продукции, разработка тактики конкурентной борьбы, управление продукцией, включая определение ассортимента продуктов ого набора, требований к качеству продукции, требований к дизайну и упаковке продукции, требований к сопутствующим услугам, требований к техническому обслуживанию, управление ценой, включая формирование цены на продукцию, разработку системы скидок и условий платежа, управление продвижением, включая разработку рекламных и PR мероприятий, мероприятия по стимулированию продаж, политику в отношении торговой марки, определение бюджета на маркетинговые мероприятия на каждый год реализации проекта, управление с бытом, включая разработку системы сбыта (оптовые торговые сети, розничные торговые сети, прямые продажи), определение плотности сети сбыта, определение торговых запасов, планирование транспорта, номинальная и реальная производственные мощности, описание производственного цикла (этапы и расход времени с момента размещения заказа на поставку сырья до отгрузки партии товара покупателю), в форме схемы, программа сбыта продукции (услуг) (планируемые объемы реализации по годам в натуральном выражении, цены реализации, доля экспорта в разрезе стран);

материальные ресурсы - номенклатура, характеристика сырья, материалов и комплектующих, доступность сырья, материалов и комплектующих (наличие разрешительных документов у производителя/поставщика, достаточность запасов, удаленность от места переработки, существующие таможенные, налоговые и др. барьеры), оценка существующего предложения на рынке (основные производители, объемы производства, качество, цены, удаленность от места переработки), оценка существующего спроса на рынке (основные потребители, объемы потребления), ожидаемые изменения спроса и предложения на рынке сырья, материалов и комплектующих, ожидаемые изменения уровня цен на сырье, материалы и комплектующие, практикуемые на рынке условия и сроки поставок, оплаты за сырье, материалы и комплектующие, программа снабжения по проекту (планируемые объемы в натуральном выражении по годам и цены закупа), обеспеченность проекта контрактами на закуп сырья, материалов и комплектующих (перечень поставщиков, суммы, цены, объемы, условия и сроки поставки, оплаты, в табличной форме), обеспеченность проекта контрактами на сбыт продукции (в табличной форме - перечень поставщиков, суммы, цены, объемы, условия и сроки поставки, оплаты), информация по фактическому/планируемому казахстанскому содержанию сырья и материалов на единицу готовой продукции;

местоположение, участок и окружающая среда - обоснование выбора места размещения проекта и описание наиболее важных факторов, сыгравших решающую роль при определении места размещения проекта, наличие/отсутствие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация связь и др.), ресурсов (трудовых, материалов, сырья и т.п.), свободных и доступных по цене земельных участков, производственных площадей, необходимых для реализации проекта, адрес - фактическое местонахождение проекта, план-схема расположения производственной площадки по отношен<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.