|
Основные формы (уровни) культуры.В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. К высокой относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Потребителями элитарной культуры являются высокообразованные члены общества. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. Ярчайшими примерами элитарного искусства могут служить опера и балет. Массовая (общедоступная) культура появилась относительно недавно, в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как: 1) развитие средств массовой коммуникации; 2) становление индустриально-коммерческого типа производства; 3) распространение стандартизированных духовных благ. Люди обладают сознанием природы. Они не только способны создавать культурные формы и в свою очередь поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне ее провели различия между «высшими» и «низшими» культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура XX столетия обеднела и ослабела. Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса. Радикальные теоретики видят угрозу качеству культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении «капиталистической индустрии культуры» Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс. Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т. С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты. Понятие культуры и ее структура. 12. Роль культуры в обществе (функции культуры). Социологи, этнографы, антропологи, изучающие различные общества и различные народы, придали термину «культура» новое значение. В XX в. из научных представлений о культуре уходят романтические мотивы, настроения восторга и энтузиазма, присущие гуманистам предшествующих веков. Культура – дело рук человека, в ней он ищет свое выражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. В современной социологической литературе пока еще нет общепринятого определения культуры. Культура – явление многообразное как по характеру, так и по форме. Составляющие культурного наследия могут выступать в форме языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение. Феномен культуры позволяет органически соединить не просто производство вещей и сознание в его абстрактных формах, но и производство самого человека как общественного человека. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. Каждое человеческое общество имеет собственную, специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных систем связаны с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственным различным областям деятельности, типами языка, ритуалами и традициями, изготовлением и использованием инструментов, степенью социального развития. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.). В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры: 1) гуманистическая; 2) гносеологическая; 3) информационная; 4) коммуникативная; 5) ценностно-ориентационная; 6) нормативно-регулирующая (управленческая). Понятие социальных институтов институциализация. Виды и функции социальных институтов. Понятие и структура социальной организации. Типы организаций. Организации – это целеустремленные социальные системы, т. е. системы, формируемые людьми по заранее намеченному плану в целях удовлетворения более крупной социальной системы или же для достижения совпадающих по направленности индивидуальных целей, но опять-таки – через выдвижение и стремление к достижению общественных целей. Следовательно, одним из определяющих признаков социальной организации выступает наличие цели. Социальная организация – это заведомо целевая общность, что и вызывает необходимость иерархического построения ее структуры и управления в процессе ее функционирования. Основной фактор объединения людей в организации состоит, прежде всего во взаимном усилении их участников в результате такого объединения. Это служит дополнительным источником энергии и общей эффективности деятельности данной совокупности людей. По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации. Можно также выделить следующие виды организаций: 3) промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|