Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Праву присущи следующие специфические признаки.





1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение

3.н ормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью

4. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму

5. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно.

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным.

53. Правовое государство: понятие,принципы. Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества.В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права, люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля.Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Основные принципы (признаки) правового государства. Правовое государство - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение: 1 приоритет права во всех сферах общественной жизни; 2гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; 3 взаимная ответственность государства и личности; 4осуществление государственной власти по принципу разделения властей;5 осуществление конституционного надзора только судом.

 

54.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Мораль представляет собой единую систему чувств, сознания, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества, групп и отдельных лиц о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, о чести, о совести.1Сфера действия морали, с одной стороны, чрезвычайно узка и представляет собой сферу межличностного общения (дружба, любовь, взаимопомощь), а с другой стороны - универсальна, поскольку моральные нормы могут служить критерием отношений и в сфере экономики, и в сфере политики и даже права. 2 Нормы морали более абстрактны, чем нормы права 3Мораль действует на внутренний мир человека и на его поведение, право не способно вторгаться в сферу чувств, эмоций. 4Мораль не имеет своим источником государство, и она не выражает волю государства. Моральные установки различных личностей и групп различны, в то время как право едино для всего общества. 5 Моральные нормы, будучи нигде не записанными, существуют лишь в общественном мнении. 6 Для оценки человеческих поступков мораль использует две основные категории: добро и зло. 7 Элементами морального сознания выступают такие чувства, как чувство долга, чести, достоинства, совести, любовь. 8 Правовые нормы возникают не из правосознания конкретных индивидов, а из деятельности институтов общества (суд, законодатели), поэтому они являются институциональными. 9 Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов, ценностей, принципов поведения и не предполагает наличия заранее установленных механизмов регулирования. 10 Реализация же норм права невозможна в случае отсутствия механизма правового регулирования. Общее в праве и морали - наличие общечеловеческих ценностей, которые являются ядром моральной системы и, будучи закрепленными в различных актах, в том числе международно-правовых, становятся основой позитивного права государства. Однако есть и существенное расхождение между правом и моралью: 1По способам установления (право- государством, мораль- обществом);2По методам обеспечения (право носит общеобязательный характер, нарушение моральных норм не влечет вмешательства государства);3По форме выражения (право – в специальных нормах, мораль существует в сознании людей);4По характеру воздействия(право с точки зрения прав и обязанностей, мораль- с позиции добра и зла);5По характеру ответственности(в праве- юридическую ответственность, моральные нормы влекут моральное осуждение). В различные исторические эпохи удельный вес, сфера действия того или иного социального регулятора то расширялись, то сужались. Так, современность отличает расширение сферы действия норм исламской религии, в ряде случаев претендующей на роль ведущей соционормативной системы, хотя религия всегда претендовала на господствующее положение среди других нормативных систем

56. взаимная ответственность государства и личности Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 1) ответственность правительства перед представительными органами власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан; 3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.