Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы легализации и легитимации государственной власти





Легальность государственной власти означает ее юридическое оформление и устроение (конституирование) на основе норм права. Любая власть отсюда если она юридически закреплена, сформирована в установленном порядке и функционируют – является легальной (легализованной) властью.

Легитимность определяет качественную сторону соотношения и взаимодействия государственной власти и населения страны. Она означает признание данной государственной власти как единственно возможной для граждан государства.

Переходное общество и государство, условие социальной напряженности, неуверенности и нестабильности не создают условия для признания государственной власти легитимной. В России идет процесс легитимации государственной власти, завершение которого нужно связывать с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с социальным демократическим государством.

Общая характеристика государственной власти была бы неполной без уточнения процесса её институциализации, узаконения и принятия населением сформированной политикотерриториальной её организации.

Различают ненормативный и нормативный пути обретения государственной власти лицом либо группой лиц. Первый путь чаще всего начинается с насильственного захвата власти вопреки законным основаниям её формирования, перехода, преобразования, либо такое злоупотребление властью, которое обращает её мощь к достижению противозаконных и противоречащих интересам общества и государства целей, например к достижению мирового господства. Такое присвоение власти называют узурпацией.

Нормативный (легальный) путь устроения (конституирования) государственной власти предполагает наличие нормативной модели формы государственного правления и территориального устройства, системы власти (разделения властей), структуры аппарата государства и др. Если государственная власть формируется, оформляется в соответствии с конституционной (преимущественно) моделью и в определённом порядке (законами о выборах, о престолонаследии и др.), то она получает своего материального носителя легальным путём.

Легальная (легализованная) власть в государстве − это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материальными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориентированная на обеспечение потребностей общественного прогресса.

Легитимная государственная власть характеризует качественную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Легитимность определяется как признание легальной государственной власти подавляющим большинством граждан страны единственно возможной. При такой оценке легитимность складывается как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Оно означает признание людьми действующей (наличной) власти и готовность ей подчиниться (М. Вебер). Различаются при этом три вида оправдания власти.

 


Во-первых, «традиционная» легитимность, сложившаяся в силу привычки; во-вторых, обусловленная авторитетом личного дара (харизма), наличием качеств вождя; в-третьих, основанная на вере в легальности «установлений» и деловой «компетентности», на рационально действующих правилах.

Для каждого государства характерен один из названных видов легитимности.

В государствах социально-демократических возобладают признаки рациональной легитимности, которая:

– базируется на институтах и ценностях гражданского общества (самодостаточная экономическая основа, политическая системность, плюралистическая демократия и др.);

– складывается в условиях гарантированной реализации основных прав и свобод человека и гражданина на началах формального равенства и справедливости;

– имеет социальную базу, поддерживается подавляющим большинством населения страны, средним классом;

– формируется при наличии режима, законности, в частности, доверии к институтам власти, правоохранительной системе, к высшим должностным лицам государства.

Легитимность государственной власти поэтому – явление многозначное, несводимое к её признанию населением страны как единственно возможной.

В переходных обществах и государствах речь может идти о легитимации государственной власти, укреплении названных условий и компонентов, т.е. речь о тенденции.

В частности, переходное общество и государство в России, находящиеся в условиях социальной напряженности, неуверенности, нестабильности, олигархической экономики, коррумпированного чиновничества, обнищания населения и т.п., не создают предпосылок для признания государственной власти в таком её качестве. Можно говорить о поисках путей легитимации государственной власти, положительные тенденции которой дадут о себе знать в связи с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с демократическим государством.


 

Типологии государства

Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу.

Основные подходы к типологии государств:

1.Формационный (основан на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства и права).

Основным критерием типологии государств при формационном походе является общественно-экономическая формация, т.е. исторический типа общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как ступень развития человечества.

Исторические типа государства:

1. рабовладельческий

2. феодальный

3. буржуазный

4. социалистический

2. Цивилизационный подход (определяет тип государства определенной стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (цивилизацией)).

Направления цивилизационного подхода:

1. Теория стадий экономического роста – эволюция общества определяется развитием техники (Уолт Ростоу).

Эволюция общества по У. Ростоу:

· Традиционное общество;

· Переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

· Общество, переживающее процесс сдвига научно-технического развития;

· Созревающее общество;

· Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

2. Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Арнолд Тойнби).

Он выделял в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.

Формационный и цивилизационный подход нужно рассматривать в комплексе.


 

По отношению к религии различают государства:

1. Светские (религия отделена от государства)

2. Клерикальные (та или иная религия имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями)

3. Теократические (гос. власть принадлежит церкви)

4. Атеистические (религиозные организации преследуются властями).


 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.