Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Назначение уголовного судопроизводства установлено статьей 6 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации.





2. Уголовно-процессуальное законодательство и тенденции его развития.

УПК РФ в течение всего времени действия подвергался многочисленным изменениям. Анализ вносимых поправок позволяет выявить направления развития современного уголовно-процессуального законодательства. Среди тенденций обнаруживаются как положительные, так и негативные. Их исследование необходимо для дальнейшего совершенствования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Совершенствование уг-проц законодательства в сторону его демократизации и соответствия международно-правовым стандартам выразилось в принятии 18 декабря 2001 г. УПК РФ, и последующих изменений и дополнений УПК РФ, внесенных за последние годы, а также в законодательных актах о статусе судей, о прокуратуре и др.

Эти изменения и дополнения осуществляются в русле идей, заложенных в концепции судебной реформы, но весь уголовный процесс пока не приведен в соответствие с концепцией судебной реформы и принципами, закрепленными в Конституции РФ 1993 г.

Судебную реформу как одно из направлений формирования правового государства нельзя понимать узко, как относящуюся только к положению и деятельности суда или к отдельным частным поправкам и дополнениям действующего законодательства. Это коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.

Судебная реформа предполагает организацию предварительного следствия, которая бы укрепила самостоятельность и ответственность следователя за проведенные действия и принятые решения, приводила к правильному соотношению оперативно-розыскной и следственной деятельности, обеспечивала подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и другим участникам процесса надежные гарантии их прав при проведении предварительного расследования, в том числе и путем предоставления им права обжаловать в суд действия и решения следователя и прокурора, обеспечивала равенство сторон и состязательность судопроизводства.

Идеи радикальных изменений уголовного процесса, его принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации выражены в концепции судебной реформы в РФ:

в новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли суда, имеющиеся в действующем УПК, (право суда возбуждать уголовные дела; обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения; обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств; оглашение судом обвинительного заключения и пр.)

уголовный процесс должен быть построен на началах состязательности.

Ключевые положения судебной реформы наряду с введением суда присяжных:

дифференциация форм уголовного судопроизводства;

судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;

развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;

лишение правосудия обвинительных черт;

определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств;

расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств

Усиление судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан на предварительном следствии состоит в том, что только по решению суда должен быть возможен арест, заключение под стражу, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров.

3. Понятие стадий уголовного процесса.

Стадии уголовного процесса — это самостоятельные, связанные между собой уголовно-процессуальными нормами части уголовного процесса, разделённые друг от друга итоговыми процессуальными решениями, которые характеризуются непосредственными заданиями, которые выходят из общих заданий судопроизводства, круга органов и лиц, участников, в производстве по делу, порядком выполнения процессуальных действий и характером уголовно-процессуальных отношений.

Большинство уголовных дел проходит шесть основных стадий: 1) возбуждение уголовного дела; 2) досудебное следствие; 3) предварительное рассмотрение дела судьей; 4) судебное разбирательство; 5) производство в апелляционной инстанции; 6) исполнение приговора, определения и постановления суда (судьи).

Существуют еще две стадии уголовного процесса:

1. производство в кассационной инстанции;

2. пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства.

4. Принципы уголовного судопроизводства: краткая характеристика.

Принцип публичности состоит в том, что уполномоченные на ведение уголовного процесса государственные органы и должностные лица обязаны впределах своей компетенции принять все предусмотренные законом меры к

установлению события преступления, виновных лиц и справедливому наказанию или предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации

невиновного. В силу принципа публичности органы дознания, следователь, прокурор

обязаны при наличии повода и основания возбудить уголовное дело, принять

все меры, необходимые для его законного разрешения, независимо от воли и желания каких-либо учреждений, организаций, граждан. Исключение составляют лишь дела частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемые не иначе как по жалобе потерпевшего.

Принцип равенства всех перед законом и судом. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции) действует в уголовном процессе, как и во всех сферах общественной и государственной жизни. Сущность его в уголовном процессе проявляется в том, что ни имущественное и должностное положение, ни пол, ни расовая и

национальная принадлежность, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни место жительства, ни убеждения и принадлежность к общественным объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или

оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле, и не влияют на ход и исход его. Эти требования распространяются на все производство дела, а не только на судебные стадии, поскольку нормы закона

ни на одном этапе судопроизводства не ставят правовой статус гражданина в зависимость от указанных признаков.

Принцип осуществления правосудия только судом

Принцип гласности уголовного судопроизводства Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч.1 ст. 123). Ст. 9 Закона о судебной системе предусматривает принцип гласности деятельности судов. Открытое судебное разбирательство, возможность присутствия во время слушания дела любых лиц способствует улучшению деятельности суда, вынуждает его более ответственно относится к решению возникающих вопросов, влияет на воспитание

граждан в духе укрепления законности и оказывает профилактическое воздействие на окружающих.

Принцип презумпции невиновности

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту

Оценка доказательств по внутреннему убеждению. Оценка доказательств по внутреннему убеждению, как принцип процесса,

включает в качестве основных компонентов правило о том, что никакие

доказательства не имеют заранее установленной силы. И другие.

5. Судебный порядок рассмотрения жалоб на незаконные действия и решения руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, прокурора.

Жалоба может быть подана как на любое следственное, судебное и иное процессуальное действие (бездействие), так и на любое решение, принимаемое судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания и дознавателем. Участники уголовного судопроизводства и иные лица правомочны подать жалобу на процессуальное решение по существу дела (о возбуждении уголовного дела об отказе в этом, о прекращении уголовного дела и т.п.), а также на любое другое решение (например, постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, о применении меры пресечения). Возможность обжалования в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц провозглашена Конституцией РФ: согласно ч. 1 ст. 46 каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Судья, не позднее чем через 5 сут. со дня поступления жалобы, в судебном заседании проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора (ч. 3 ст. 125 УПК). В течение этого срока судья уведомляет (телефонограммой или извещением) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора о поступлении жалобы, о представлении объяснений, а также материалов, обосновывающих законность и обоснованность обжалованных действий и решений, и назначает дату судебного разбирательства. В судебном заседании участвует заявитель, его защитник, законный представитель или представитель. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом (ч. 3 ст. 125 УПК). Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа прокурор или судья (ч. 7 ст. 125 УПК).

Процедура рассмотрения жалобы судебного заседания достаточно четко регламентирована в уголовно-процессуальном законодательстве: судья объявляет о существе жалобы, объявляет состав суда разъясняет права и обязанности явившимся лицам. Заявитель или его представитель обосновывает жалобу, аргументирует доводы, изложенные в жалобе, подтверждает их документами. После чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Всю процедуру рассмотрения жалобы завершает реплика заявителя, которому предоставляется возможность выступить после всех участвующих в деле лиц.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит два вида постановлений:

1. о признании действий (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2. об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копия постановления судьи направляется заявителю и прокурору. Данные постановления можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии со ст. 354 УПК и в надзорном порядке в соответствии со ст. 402 УПК.

6. Презумпция невиновности

Принцип презумпции невиновности

В ст. 49 Конституции РФ записано: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в

законную силу приговором суда». Презумпция невиновности выражает не личное мнение судьи, следователя,

прокурора. Из принципа презумпции невиновности вытекают следующие

положения:

1. ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст. 2 УПК);

2. никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ст. 4 УПК);

3. обстоятельства должны быть исследованы полно, всесторонне и объективно. Выясняются как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК);

4. обязанность доказывания виновности обвиняемого лежит на том, кто его обвиняет, а в суде, разбирающем дело, обязанность доказывания виновности лежит на обвинителе, участвующем в судебном разбирательстве (ст. ст. 20, 248 УПК);

5. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ и ст.20 УПК);

6. запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз, и иных незаконных мер (ст. 20 УПК);

7. признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);

8. обвиняемый может быть признан виновным при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершени преступления доказана (ст. 309 УПК);

9. всякое неустранимое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ);

10. при недостаточности доказательств участия обвиняемого в совершении преступления и невозможности собирания дополнительных доказательств дело прекращается производством (п. 2 ч. 1 ст. 208, ст. ст. 234, 349 и др.УПК) или выносится оправдательный приговор (п.3 ч. 3 ст. 309 УПК);

11. никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13 УПК).

Принцип презумпции невиновности является основополагающим кредо всякогоцивилизованного государства, он записан во всех международных пактах о правах человека

7. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Право подозреваемого и обвиняемого (подсудимого) на защиту образует вся совокупность принадлежащих им прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении

преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.), т.е. реализовывать его любым

законным способом (заявление ходатайств, отводов, представление ходатайств и т.д.).

Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту (ст. 19 УПК включает в себя и право иметь защитника, призванного выяснять все обстоятельства, говорящие в их пользу, а также оказывать им необходимую юридическую помощь.

8. Принципы осуществления правосудия только судом и независимости судей. Актом, определяющим суть российской судебной системы, является ст. 118 Конституции РФ, где сказано:

«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... 3.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы в целом большое значение имеют положения ст. ст. 125—127 Конституции РФ, Закона о судебной системе[5] и п.п. 1—5а ст. 34 УПК. Они также определяют круг тех судов, которые уполномочены отправлять правосудие и осуществлять иные полномочия при производстве по уголовным делам. Осуществление правосудия по уголовным делам возлагается на суды общей юрисдикции. Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять этот вид деятельности. Применительно к разбирательству уголовных дел суть этого принципа характеризуется и тем, что только суду принадлежит исключительная компетенция в решении вопроса о признании подсудимого виновным и назначении ему наказания в соответствии с законом (ст.49 Конституции РФ и ст. 13 УПК), только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера (ст. 403 УПК). Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина. Необходимо заметить, что принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.

9. Институт реабилитации в уголовном судопроизводства.

Реабилитация представляет собой средство восстановления нарушенных нрав и состоит из правового основания признания липа невиновным и процесса восстановления нарушенных прав. Причем, лицо, чьи права были нарушены, имеет право на реабилитацию, оно может им воспользоваться, но может и отказаться от его реализации. Данное право возникает у него с момента постановления процессуального решения, дающего права на реабилитацию. Это право является неотъемлемым. Таким образом, принятие соответствующего процессуального решения делает лицо реабилитированным, так как именно с этого момента никто не может сказать о том, что данное лицо совершило преступление, кроме того, оно имеет право требовать восстановления всех его нарушенных прав.

10. Состязательность судебного разбирательства: понятие и сущность

Принцип состязательности определяет способы и методы формирования материалов дела, закрепляет активность сторон и других лиц, участвующих в деле, в доказывании и обосновании своей позиции в споре и тем самым гарантирует полное и правильное установление судом обстоятельств дела и вынесение законного, обоснованного и справедливого решения.

Суть состязательности состоит в том, что в судопроизводстве рассматриваемого спора о праве стороны противопоставлены друг другу в соответствии со своими интересами, и разбирательство дела происходит в форме спора между ними. Процессуальная активность заинтересованных лиц в известной мере предопределяет результаты судебного рассмотрения и разрешения дела.

Такое построение судопроизводства более всего соответствует спорному характеру гражданских дел и логике отправления правосудия. Кроме того, состязательный процесс, построенный на правовой активности лиц, участвующих в деле, демократичен, а его результаты (судебное решение) убедительны, если основная обязанность по доказыванию была возложена на заинтересованных лиц. Именно поэтому Основной закон нашей страны определяет российское судопроизводство как состязательное (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

 

11. Обеспечение судом функции разрешения дела.

Функция разрешения дела принадлежит исключительно суду. Она отделена от функций обвинения и защиты. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд обязан создавать организационные и процессуальные условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Этим принципом УПК РФ устанавливает правовой статус лиц, представляющих в уголовном процессе стороны обвинения и защиты, исходя из существа возлагаемых на каждую из этих сторон процессуальных функций, обеспечивая тем самым их реальное разделение. УПК РФ подтверждает, что функции обвинения, защиты и разрешения дела не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Таким образом, основное содержание функции разрешения дела состоит в непосредственном исследовании судом доказательств, представленных сторонами, в их проверке и оценке путем производства судебного следствия и в принятии итогового решения по вопросу о виновности (или невиновности) и ответственности обвиняемого в случае признании его виновным. Данная функция суда реализуется в такой стадии уголовного процессе как судебное разбирательство, поскольку именно здесь суд первой инстанции, путем рассмотрения в судебном заседании уголовного дела и применения установленных законом мер наказания к виновному в совершении преступления или его оправдании как невиновного, осуществляет правосудие. Судебное разбирательство, тем самым, является специфической процессуальной формой осуществления правосудия.

12. Виды дознания и особенности производства дознания.

Существует два вида дознания:
- дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;
- дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного производства.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное производство и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:
- осмотр,
- обыск,
- выемку,
- освидетельствование,
- задержание и допрос подозреваемых,
- допрос потерпевших и свидетелей.
Перечень указанных действий является исчерпывающим и расширению не подлежит.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятисуточного срока, обязан передать дело следователю.
В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, оперативно-розыскные и розыскные действия только по поручению следователя.
В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативнорозыскные меры для установления лица, совершившего преступления, уведомляя следователя о результатах.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Дознание рассматриваемого вида должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного производства, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о его прекращении или приостановлении. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующими исключениями:
1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы уголовного производства для ознакомления им не предъявляются;
2) на органы дознания не распространяются правила, установленные частью второй ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для их рассмотрения в суде.

13. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

По УПК РФ (п.11 ст.5) "задержание подозреваемого"—это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения. В связи с неотложным характером задержание производится без санкции прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

14. Процессуальный порядок избрания меры пресечения – заключение под стражу.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК) - самая строгая мера пресечения. Представляет собой максимальное ограничение прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22). Законом установлен судебный порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на предварительном расследовании и продлении срока содержания под стражей.

Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого (подозреваемого). В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства излагаются мотивы, а также основания, в силу которых подозреваемого, обвиняемого необходимо заключить под стражу, и почему невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, обосновывающие ходатайство: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющихся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.).

15. Понятие уголовного преследования и его виды.

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Данная деятельность направлена на изобличение подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, т. е. связана с преследованием конкретного лица, уже поставленного в положение подозреваемого или обвиняемого. Имеются три основных вида обвинения: частное, когда уголовное преследование осуществляется частным лицом, пострадавшим от преступления, в частных интересах; публичное, когда идеальным субъектом права на уголовное преследование выступает общество или государство во имя отвлеченного блага и общественных интересов; и частно-публичное, в котором сочетаются два первых вида. Дела частного обвинения — это такие дела, возбуждение и производство по которым полностью зависит от воли потерпевшего от преступного деяния. Роль государства в лице мирового судьи сводится единственно к принятию надлежаще оформленного заявления, созданию условий для состязания сторон и разрешению уголовно-правового спора между частными лицами. Доминирующим видом обвинения в уголовном процессе является публичное обвинение. Публичный характер уголовного преследования заключается в том, что оно осуществляется от имени государства уполномоченными на то органами и должностными лицами (прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель). Таким образом, уголовное преследование осуществляется компетентными органами в интересах всего общества, государства, а не только в интересах потерпевшей стороны. Это вытекает из положения Конституции РФ, возлагающей на государство обязанности защищать права и свободы человека и гражданина и гарантирующей каждому судебную защиту.

Частно-публичное обвинение является ничем иным, как способом ограничения частного обвинения потерпевшего должностным обвинением прокурора. Частное лицо здесь имеет только инициативу в возбуждении уголовного преследования, но само при этом не приобретает черт частного обвинителя, и дальнейшее производство по данному делу производится независимо от его воли.

16. Судебная защита конституционных прав граждан на досудебных стадиях процесса.

Уголовно-процессуальный закон не только провозглашает право подозреваемого (обвиняемого) защищаться, но и требует от дознавателя, следователя, прокурора и суда обеспечения обвиняемому возможности пользоваться своими правами, которые, в частности, должны быть ему четко разъяснены (ч. 2 ст. 16 УПК РФ). Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 “Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве” (п. 1.9) также обязывает прокуроров на всех стадиях досудебного производства обращать особое внимание на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом необходимо иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

Таким образом, речь идет не просто о провозглашении права на защиту, а об обязательном его обеспечении, т.е. создании гарантий для реального осуществления этого права.

Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на защиту заключается и в том, что они могут пользоваться помощью защитника с определенного законом момента.

17. Субъекты, правомочные возбуждать уголовные дела.

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

18. Собирание доказательств и его субъекты.

К участию в собирании и проверке доказательств привлекаются эксперты, специалисты, понятые и другие лица, которые в порядке, установленном законом, выполняют определенные процессуальные обязанности. Собирание и проверка доказательств производятся путем допросов, очных ставок, предъявления для опознания, выемок, обысков, осмотров, экспериментов, производства экспертиз и других следственных и судебных действий, предусмотренных законом.

Определенные права на участие в доказательственной деятельности предоставлены всем участникам процесса со стороны обвинения и со стороны защиты.

19. Подсудность и подследственность уголовных дел.

Институт подсудности сформулирован в ст. 30 – 36 УПК. В действующем уголовно-процессуальном законе и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.

Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).

Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между разл

Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду. Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом. Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье. Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.

Территориальный признак подсудности обеспечивает достижение процессуальной экономии, что имеет большое значение для эффективности уголовного процесса. Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел о преступлениях между судами одного звена. Правильное определение территориального признака подсудности уголовных дел необходимо потому, что юрисдикция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (или участок).

Согласно ст. 35 УПК территориальный признак подсудности уголовного дела может быть изменен:

1) по ходатайству стороны – в случае удовлетворения в соответствии со ст. 65 УПК заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

2) по ходатайству стороны либо инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, – в случаях, если:

а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК;

б) если не все участники уголовного судопроизводства по уголовному делу о преступлении проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориального признака подсудности данного уголовного дела.

Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. п. 7, 41 ст. 5, ст. ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования – неотложные следственные действия (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин “юрисдикция” используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. ст. 31 – 32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий.

20. Дифференциация уголовного судопроизводства и её перспективы.

УПК РФ делит весь уголовный процесс на два этапа: досудебный и судебный), никто из известных ученых не оспаривает наличие и в современном российском уголовном процессе2 стадий как самостоятельных этапов, различающихся между собой задачами, субъектами, особенностями процессуальной деятельности и завершающихся вынесением итогового процессуального акта, от содержания которого зависит дальнейшая судьба процесса: либо он завершается, либо переходит в следующую стади<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.