|
Одна из первых дефиниций понятия «этнос» в отечественной этнологии была дана Н.М. Могилянским в 1916 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Могилянский Н.М. (1871 - 1933) в статье «Этнография и ее задачи» 1909 г. впервые предложил перейти от акцентирования на проблемах культуры к исследованию «этноса» как целого. в 1916 г. публиковал в журнале «Живая старина» программную статью «Предмет и задачи этнографии»: задачи этнографии - установление «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов»; этнос – объект этнографии, единственное, «что поможет сохранить ее в качестве науки»; предмет этнографии - изучение развития «интеллектуальных и духовных способностей человеческого рода, под влиянием географической среды и исторических условий своеобразно протекавшее в различных группах, представляющих расы и народы земного шара, и нашедшее свое выражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни». К нач. ХХ в. территория Российской империи составила 22, 4 млн. км кв.. По переписи 1897 г. ее население составляло 128, 2 млн. чл.; русские составляли 44,3 % населения. В составе России находились Царство Польское и Великое княжество Финляндское. Территория страны делилась на 81 губернию и 20 обл. Бухарское и Хивинское ханства были официальными вассалами России. В 1914 г. под протекторат Росси был принят Урянхайский край (Тува). В России начала ХХ в. насчитывалось около 200 народов. Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных проблем формирующегося советского государства Первым документом советской власти стала «Декларация прав народов России»; она предшествовала «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В дополнении к декларации было принято обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение. В 1919 г. в Московском университете на Естественном факультете открыта кафедра антропологии и этнографии; в 1925 г. создается Этнографический факультет. В 1919 г. в Петрограде создана Российская академия истории материальной культуры с отделением этнологии. В 1926 г. появился журнал «Этнография»; с 1930 г. - «Советская этнография». В 1930 г. создается Институт по изучению народов СССР. В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937 г. – Институт этнографии. П.Ф. Преображенский (1894-1941 гг.) разработал первый в СССР учебный курс по этнологии для МГУ. В 1929 г. было проведено совещание московских и ленинградских этнографов, где этнология была названа буржуазной лженаукой. Народоведение - наука о закономерностях развития общества. В.И. Иохельсон (1855-1937 гг.): «этнография есть история первобытной культуры» К середине ХХ в. в советской этнографии формируется теория этноса. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЯ. Нация и этнос: становление и развитие теоретических положений в мировой и российской этнологии К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки для теоретического обобщения и типологизации культурного и языкового многообразия человечества: - 1819 г. П.А. Вяземский - понятие «народность» как аналог французского «nationalité»; - 1833 г., министр народного просвещения, граф С.С.Уваров – концепт официальной народности; - 1850-е гг. дискуссия о народности в спорах между западниками и славянофилами; - в 1860-1870-е гг. Н.Я. Данилевский ввел понятие «культурно-исторический тип» как синоним понятия «цивилизация». Российская наука развивалась синхронно с мировой этнологией, социальной и культурной антропологией: - немецкий социолог М. Вебер использовал термин «этническая группа», которым обозначил такое объединение людей, члены которого разделяют веру в общее происхождение на основе общего физического типа, обычаев или воспоминаний о колонизации и миграциях; - американский этнолог Д. Бринтоном (1837-1899 гг.) в работе «The basis of social relation. A study in Ethnic Psychology» («Основы социальных отношений. Исследования в этнической психологии») 1902 г. предложил использовать термин «этническая группа» как обозначение сообщества, которое возникает благодаря мыслям и жизненным целям ее членов; - французский этнографЖ. Деникер (1852-1918 гг.) указал, что существуют «этнические группы» под которыми следует понимать «народы», «нации» и «племена» с различиями в языке, образе жизни и поведении.
Одно из первых определений понятия «этнос» в отечественной этнологии было дано Н.М. Могилянским в 1916 г.: «εθνος – сложное понятие: это – собрание индивидуумов, объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь, вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, – словом, всей духовной культуры». Нация – основная категория политического дискурса и политических практик в России. Нация – от лат. natio – племя, народ Концепции нации и национализма возникли в эпоху революций в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств – в ходе революций в Англии, Америке и Франции. В «Декларации прав человека и гражданина» Французской республики 1789 г. впервые в истории было провозглашено, что источником власти в государстве является нация. Термин «национализм» впервые ввел в употребление в XIX в. немецкий философ Иоганн Г. Гердер: - нация выражает «народный дух», опирается на культуру и общее происхождение. Теория нации была системно изложена французским историком и литератором Ж. Э. Ренаном (1823-1892) в 1877 г. в Сарбоне в лекции «Что такое нация» (русский перевод - СПб., 1886) Франция - Политический (государственный) национализм - нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства, при этом не имеют значения интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку это нарушает единство нации. Германия - Этнический национализм -нация – это кровнородственное сообщество; она является фазой развития народа (этноса) и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму; представителей нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле,. . Теоретические концепты нациестроительства австро-германских социал-демократов к. XIX – н. XX вв.: Отто Бауэр (1888-1938) -один из лидеров австрийской социал-демократии и II Интернационала, идеолог австромарксизма. 1907 г. - «Национальный вопрос и австрийская социал-демократия» (рус. пер. 1909). Карл Каутский (1854 – 1938) — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома «Капитала» К. Маркса. «Национальность нашего времени» (русск. пер. СПб., 1905) «Наш взгляд на патриотизм и войну» (русск.пер. СПб., 1905) К. Каутский считал, что отличительными чертами нации являются общность языка и общность территории, сложившиеся в условиях капиталистического процесса консолидации экономики. Теоретические концепты российской политологии рубежа XIX –XX вв. А.Д. Градовский (1841-1889) — российский правовед, профессор СПБ-университета, публицист «Начала русского государственного права» (с1875 г.); «Национальный вопрос в истории и литературе» (1873): «Каждая нация, т.е. совокупность лиц, связанных единством происхождения, языка, цивилизации и Исторического прошлого, имеет право образовывать особую политическую единицу, т.е. Государство». . Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|