|
Функционализм/ Функционально-системный подходСтр 1 из 2Следующая ⇒ Функционализм/ Функционально-системный подход Структурный функционализм Б. Малиновский (1884-1942 гг.),А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.): - культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей; - культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей; - ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей; - социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру. Структурная антропология/ структурализм К. Леви-Стросс (1908-2009 гг.): - универсальный характер способов культурой организации человеческого сосуществования и культурообразующих символов во всех сферах деятельности; - первичность ментальных/психических принципов в процессе создания символов культуры (универсальный принцип бинарных оппозиций); - культура: замкнутая структура - совокупность знаковых систем; - содержание исследования – моделирование «структуры» – выявление алгоритма, который определяет скрытую логику культуры. Школа американский исторической этнологии. Ф. Боас (1858-1942 гг.): «О задачах этнологии» 1907 г. А. Крёбер (1876-1960 гг.) «Handbook of Indians of California» (1925), «Anthropology» (1923, 1948): - этнология должна системно изучать каждый народ в отдельности; - взаимодействие культур разных народов создает культурную общность в определенных географических зонах, где и следует искать диффузию отдельных элементов; - внешне сходные явления в культурах не являются результатами сходных процессов; - социальные идеалы и нормы различных культур не сопоставимы. Направление этнопсихологии Основы изучения психологии народов были заложены немецкими исследователями М. Лацарусом (1824-1903 гг.), Х. Штейнталем (1823-1899 гг.), В. Вундтом (1832-1920 гг.), Г. Шпетом (1879 -1937 гг. – «Введение в этническую психологию», 1927). Американская школа этнопсихологии: Л.Ф. Уорд (1843-1913 гг.); Р. Бенедикт (1887-1948 гг.) «Психологические типы культур Юго-Запада» 1928, «Модели культуры» 1943, «Хризантема и меч» 1946; М. Мид (1901-1978 гг.): - предмет исследования - поведение и чувства личности в различном культурном окружении («культура-и-личность»); - типизация поведения личности в соответствие с типом культуры; - акцентирована общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов, - «этос культуры»; - положение об относительности поведенческих (в том числе сексуальных) стандартов, суть которых определяет тип культуры; - положения, согласно которым, национальный характер может быть описан как особый способ регулирования внутри культуры ценностей и поведенческих моделей. Школа культурного релятивизма М. Херсковиц (1895-1963 гг.) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология» 1940), «Человек и его творения» (1948): - все культуры равноценны; - культура каждого народа уникальна, оценить ее можно лишь в ее собственных рамках; - европейская традиция только один из вариантов развития; - история человечества – сумма разнонаправлено развивающихся культур; - культура есть способ поведения человека; - инкультурация – вхождение в культуру определяет индивидуальный опыт человека; - категория нормы меняется от культуры к культуре; - аккультурация - процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа; - идея поливариантного, мультинаправленного развития. Неоэволюционизм - вместо учения о линейном универсальном развитии - схема многовектрного развития; - вместо единой теории прогресса - теории общего и частного развития, макро и микро-процессов, многолинейной эволюции и тд; - движущей силой развития в неоэволюционизме представляются адаптационные механизмы - они определяют специфику и содержание культур; - основу культуры составляет ядро (социальные, политические, религиозные институты), которое формируется особенностями природной среды, где происходит адаптация; - человечество характеризует множество вариативных культур. В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования народов, составляющих человечество. В 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, запрещающий работорговлю. В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны В 1833-1834 гг. в Британии издан закон, запрещающий рабство в колониях. Во всех колониях Франции и Дании рабство отменено в 1848 г. В 1861 г. крепостное право отменено в России. Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В Мавритании рабство было отменено в 1981 г. КРУШЕНИЕ КОЛНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1949 г. (Индонезия) – 1975 г. (Мозамбик и Ангола) Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах В ней утверждалось равенство всех народов и культур при вариативности направлений и темпов развития. ХХ В. – ВЕК ИДЕНТИЧНОСТЕЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЙ) Основы концепции нации были заложены в ходе крушения абсолютизма и создания независимых государств в конце XVIII в. Теория нации была системно изложена в конце XIX в. В Европе, в Америке, в России в конце XIX – первой половине ХХ в. разрабатывались основы Теории этноса и этничности. В трактовке советской этнографии 1970-х гг.: Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме). Конец ХХ в. был отмечен процессами глобализации и «этнического ренессанса». В конце ХХ в. сложилась концепция «мультикультурализма». В начале ХХI в. концепция мультикультурализма уступила место концепции «интеркультурализма».
Институализации этнографии Формирование концепта «национальной идеи»: концепция С.С. Уваров в 1832-1833 гг. создавший триаду «православие, самодержавие, народность»; «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г.; противостояние западников и славянофилов; В 1861 г. понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский Системное философское обоснование русской идеи было предложено В. Соловьевым в 1888 г. в Париже; им был прочитан доклад – «Русская идея» (ж. «Вопросы философии и психологи» 1908 г.) С начала XIX в. происходит развитие прикладных исследований в рамках государственных программ, связанных с организацией управления в провинциях многонациональной Российской империи (сибирское, среднеазиатское, кавказское направление) В 1851 г. по поручению РГО была составлена карта Европейской Росси. 1875 г. – была составлена первая карта народов России 1897 г. – была подготовлена Первая всероссийская перепись ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЯ. Государство». . В 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд советов, который, который провозгласил создание СССР – советское государство в момент образования включало 33 автономии разного уровня. Титульные народы союзных республик были провозглашены нациями.
Функционализм/ Функционально-системный подход Структурный функционализм Б. Малиновский (1884-1942 гг.),А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.): - культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей; - культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей; - ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей; - социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|