Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В ЧЕМ СМЫСЛ ЗАПОВЕДИ «ПИДЬОН ГАБЕН»?





Эта заповедь несколько раз упоминается в Торе. Так, в 13-й главе книги Шмот мы читаем: «А всех сыновей твоих, первенцев у своей матери, выкупай».

Заповедь эта связана с исходом из Египта. Наши предки достигли свободы только после того, как Всевышний обрушил на египтян последнюю, десятую кару — умертвил их первенцев. Все первенцы в Египте — и человека, и скота — умерли одновременно, не осталось в Египте дома, в котором не было бы мертвеца. А жизнь еврейских первенцев была спасена Самим Всевышним, Который сказал: «Ибо Моими стали все первенцы сынов Израиля — и людей, и скота — в тот день, когда поразил Я всех первенцев страны Египетской».

Но почему тогда выкупают первенцев именно у коѓена?

Первенцы скота — при условии, что у них нет ни единого физического недостатка — предназначаются для жертвенника в Храме, а первенцы людей — быть священнослужителями в Мишкане и духовными учителями народа. Яркий пример человека, еще до рождения посвященного всю свою жизнь служить в Храме Всевышнего, — пророк Шмуэль. Его мать Хана взяла на себя обет: если у нее родится сын, посвятить его Всевышнему.

Вначале эта роль была предназначена первенцам всех евреев, родившимся после исхода из Египта. Однако из-за того, что народ согрешил, создав золотого тельца, Всевышний лишил первенцев этой чести, так как именно первенцы принесли жертвы золотому тельцу. А когда Моше спустился с горы Синай и, увидев служение идолу, разбил Скрижали, он бросил клич: «Кто за Г-спода — ко мне!» В ответ на этот призыв «собрались к нему все левиты». Левиты были единственными, кто не участвовал в этом грехе. С тех пор в народе Израиля произошла социальная революция колоссального значения: честь быть священнослужителями перешла от первенцев к сынам колена Леви, оказавшимися, твердыми в вере. А часть колена Леви была избрана Всевышним для роли коѓенов.

Колено Леви не получило земельного удела в Эрец-Исраэль, расселившись по всей стране. Левитам были отведены 48 городов в уделах различных колен. Левиты не могли заниматься земледельческим трудом, их предназначением было служить Всевышнему, как говорит Тора (Дварим, 33): «Учить будут Яакова законам Твоим, и Торе Твоей — Израиль, будут воскурять Тебе благовония и возносить на жертвенник Твой всесожжения». То есть левиты и коѓены обучали народ Торе и наставляли его в служении Всевышнему, а также служили в Храме — коѓены в качестве священнослужителей, а левиты сопровождали жертвоприношения музыкой и пением и охраняли Храм. Источником же их пропитания были дары земледельцев и всех, кто приходил совершать жертвоприношения.

Итак, сыны колена Леви отказались от материальных благ и от свободного времени, посвятив себя общественному благу и служению Всевышнему. Они взвалили на свои плечи эту ношу, заменив первенцев, которые первоначально были предназначены для выполнения этой задачи, но провинились. Поэтому отец обязан выкупить первенца у коѓена, демонстрируя тем самым, что коѓен берет на себя часть той работы, которую должен бы был выполнять первенец.

Поскольку именно через 30 дней можно быть полностью уверенным, что родившийся сын — не выкидыш, и с этого времени он называется «человеком» в полном смысле этого слова (в частности, он имеет конкретную денежную стоимость), его следует выкупить именно на деньги.

Тора точно указывает (в 27-й главе книги Ваикра), сколько именно нужно заплатить коѓену: 5 серебряных шекелей, поэтому отец вручает коѓену именно эту сумму.

Так было в прошлом. А как «Пидьон габен» совершают в наши дни?

Сегодня первенца выкупают на пять серебряных монет, общий вес которых должен быть не менее 117 г чистого серебра. Государственный банк Израиля выпустил специально для этой цели монету. Пять таких монет весят в совокупности 130 г. Понятно, что эту заповедь можно также исполнить при помощи любых серебряных монет. Единственное условие: их вес должен быть не меньше нормы, установленной Торой.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ «ПИДЬОН ГАБЕН»

«Пидьон габен» совершают днем. Только в том случае, если мальчик родился в пятницу и 30 дней исполняется ему в субботу, то поскольку в субботу запрещена купля-продажа, «Пидьон габен» следует перенести на ночь после исхода субботы.

Эту церемонию принято проводить во второй половине дня, а праздничную трапезу, которую устраивают по этому поводу, можно продолжить до самой ночи. Сначала омывают руки для трапезы, произносят благословение «…выращивающий хлеб из земли» и едят хлеб. А затем — прежде чем приступают к еде, — выкупают ребенка.

КАК ВЫКУПАЮТ ПЕРВЕНЦА?

Отец подносит младенца к коѓену и говорит:

— Это мой сын первородный, и он первенец у своей матери-еврейки [исреэлит — то есть не дочери коѓена или левита], а Всевышний приказал выкупить его, сказав: «И подлежащих выкупу выкупай, начиная с месяца, на пять шекелей — священных шекелей, в каждом из которых двадцать монет «гера». И еще сказал Он: «Посвяти Мне каждого первенца у его матери в народе Израиля — и человека, и скота — потому что принадлежат они Мне».

Коѓен спрашивает:

— Что ты предпочитаешь отдать мне — этого сына-первенца твоего или пять [монет] «села» [т.е. шекелей], которые ты обязан отдать мне в качестве выкупа за этого сына твоего, первенца?

Отец отвечает:

— Я предпочитаю выкупить моего сына, и вот тебе выкуп за него, предписанный мне Торой.

Передавая коѓену монету, отец произносит два благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, и поддержавший нас, и давший нам дожить до этого времени!»

Коѓен принимает деньги, кладет руки на голову младенца и благословляет его: «Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше! Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя! Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир! Г-сподь — страж твой, Г-сподь — защита твоя, Он — по правую руку твою! Г-сподь охранит тебя от всякого зла, Он — оберегает душу твою! Ибо долгие дни и годы жизни и мира прибавят тебе!»

Затем коѓен берет бокал вина и произносит благословение «…творящий плод виноградной лозы», отпивает и дает попробовать этого вина всем присутствующим, после чего приступают к трапезе.

Не обязательно совершать «Пидьон габен» в присутствии ребенка. В этом случае слегка изменяют формулу диалога отца с коѓеном: вместо слов «это мой сын первородный» говорят «есть у меня сын-первенец, и он первенец у своей матери-еврейки».

«БАР-МИЦВА»

Воспитание детей занимает особое место в жизни еврейской семьи. В рамках этой книги нет возможности входить в детали всех законов, касающихся этой темы, поэтому ограничимся лишь несколькими ссылками на Тору.

«И расскажи сыну своему», «…чтобы рассказывал ты сыну и внуку своему…», «…и повторяй их [слова Торы] сыновьям своим» — это лишь немногие примеры заботы о том, чтобы подрастающее поколение училось Торе. А в книге Мишлей сказано: «Жалеющий розгу ненавидит сына, а любящий его — наставляет».

В целом Ѓалаха указывает, что воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Известна история о том, как раби Иегошуа бен Хананья1 стал одним из величайших танаев. В этом была заслуга его матери, которая ставила колыбельку с младенцем там, где мудрецы изучали Тору, — чтобы уши его с первых дней жизни привыкли слышать лишь священные звуки. И когда учитель раби Иегошуа бен Хананьи, рабан Йоханан бен Закай2, перечислял достоинства лучших своих учеников, он отметил именно этот факт. «Счастлива родившая его», — сказал он. То есть все способности, все достоинства раби Иегошуа бен Хананьи следует отнести за счет его матери, приучившей его еще с пеленок любить слова Торы.

Одной из наиболее важных «станций» на жизненном пути еврея является тот момент, когда он принимает на себя иго Торы и исполнения заповедей, становясь полноправным членом Дома Израиля. Момент этот наступает, когда мальчику исполняется 13 лет и он становится «бар-мицва», буквально — «сын, [исполняющий] заповеди».

Девочка становится «бат-мицва» («дочь, [исполняющая] заповеди») на год раньше — в 12 лет.

Кстати, в отличие от «бар-мицвы», тот, кто нарушил закон Торы, называется «баал-авейра», буквально — «муж проступка». Почему в первом случае употребляется слово бар, то есть «сын», а во втором случае — баал, то есть «муж»?

Эти названия отражают характер связи между человеком и его поведением. Еврей связан с заповедями Торы навечно — подобно тому, как сын связан с отцом неразрывной родственной связью. А вот связь его с грехами носит лишь временный характер: человек всегда может разорвать эту связь и совершить тшуву — подобно тому, как муж может развестись с женой…







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.