Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?





Вподзаголовке представлены две крайние точки в оцен­ке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, ти­ражируя образцы элитарной и народной культуры, деваль­вирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря ог­ромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качествен­ной» культуры и в целом резко снижает культурный уро­вень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продук­та. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет мате­риального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А вос­требованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, лите­ратура, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже пороч­ные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логи­ческая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.



В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать про­изведения искусства и испытывать коллективное наслажде­ние.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культу­ры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис-


кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон куль­турному развитию человека.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) те­лезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) теле­зритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняю­щих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музы­кантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, са­мо по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воз­действия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе про­блему взаимодействия высокого и массового искусства.

■■Основные понятия:народная культура, элитарная куль­тура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

■■Термины:желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

Проверьте себя

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры ох­ватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массо­вой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массо­вая культура в нынешнем ее понимании в традиционном об­ществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на кон­кретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно совет­ской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу­ется современный этап развития массовой культуры в на­шем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду­стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в спо­ре с ними можно использовать?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест­
вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу­
боким потребностям человеческого общества, нежели обык­
новенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение класси­
ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ва­
ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо­
бразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю­
дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги­
нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина­
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до­
ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис­
тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен­
ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз­
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения­
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни­
кальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массово­му тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте­
ние слушатели столичного региона, говорят следующие по­
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч­
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче­
ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.


7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.