Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Смешанные (мозаичные) характеры





Циклоид может быть психастеноподобным, истерик — шизоидным (аутистоподобным), аутист — сангвиноподобным. Вообще разновидности характера могут быть всякоподобными, но это подобие есть лишь «наслоение» на исконное характерологическое «ядро».

О смешанном (мозаичном) характере, думается, следует говорить, когда смешиваются кусками сами ядра, радикалы. Смешиваются же они, например, вследствие наследственно огрубленной природной закладки характера или вследствие какого-то органического повреждения (механического, инфекционного, интоксикационного, радиационного) этой закладки в утробе матери или в младенчестве, то есть еще до того, как в самых общих чертах сложился характер (к двум-трем годамжизни). Мозаика характера может причиняться шизофреническим (шизотипическим), эпилептическим процессами и в детстве, и в зрелые годы. Мозаика характера может быть и результатом тонкой врожденной эндокринной «переслойки» с необычной или обычной сексуальностью. Нередко во всех этих случаях какой-то характерологический радикал, не являясь единственным ядром личности, все же преобладает над теми радикалами, с которыми перемешивается.

В случае душевного здоровья мозаика характера (в отличие от тоже здоровой акцентуации характера), как правило, обусловлена смешением невыразительных (не заостренных) характерологических радикалов (нет отчетливого характерологического рисунка).

Далее — варианты мозаичной патологии или акцентуации.

Грубоватый характер

(в патологии — органический психопат)

Природу его составляет врожденный или рано приобретенный органический изъян.

Отсюда органическая (анатомическая) огрубленность тела, мозга и, значит, души. Грубоватый — это и значит в широком смысле органический.

Сюда относятся, видимо, многие описанные Ганнушкиным (1933, 1964) «антисоциальные психопаты» и «конституционально-глупые». В XIX веке Бенедикт Морель называл этих людей дегенератами (вырождающимися) — см. об этом у Ю.В. Каннабиха (1929). Органических психопатов классически описала Груня Ефимовна Сухарева (1959).

Органическая огрубленность тела обнаруживается сравнительно мягкой телесной грубоватостью простолюдина или более или менее яркими телесными диспластическими (нарушенная, огрубленная закладка) признаками. Это необычно низкий (ниже 120 см) и необычно высокий (выше 195 см) рост (карлики и гиганты), асимметрия, разнообразные неправильные формы тела: так называемый башенный череп, ягодицеобразный череп, резкое преобладание мозгового черепа над лицевым, так называемый седловидный нос, массивная нижняя челюсть, многоярусные зубы, «ухо фавна», ладьевидная грудь, добавочные рудиментарные молочные железы, врожденное ороговение кожи, чрезмерная волосатость, чрезмерная мускулистость и т. д. Подробно об этом у Х.-Б.Г. Ходоса (1984).

Отдельные, единичные подобные признаки могут быть рассеяны в телах разных характерами людей (особенно у психопатов). Здесь же присутствует типичный «букет» таких особенностей. Эти диспластические признаки, «признаки вырождения» (по-старому) у одних имеют зловещую, безнравственно-гангстерскую окраску, у других овеяны деревенской добротой.

Органическая душевная огрубленность в психопатических случаях сказывается в грубоватой возбудимости-взрывчатости, слабой способности сдерживать свои примитивные желания-порывы (бестормозность). Или это органическая инертность, при которой человек долго раскачивается, но, раскачавшись, нескоро успокоится.

В личностной картине здесь перемешиваются разнообразные радикалы, но все они огрублены; в мышлении, переживаниях нет тонкости, стройности, а есть простоватость или недисциплинированность, неряшливость, вязковатость. Эмоции нередко ходят тут ходуном, грубо вытесняя из сознания неприятное, выставляя таких людей, особенно в состоянии душевной взволнованности, нелепыми дураками, некритичными к своему глуповатому поведению, неприличным анекдотам в обществе. Злость, сердитая авторитарная напряженность, всегдашняя у напряженно-авторитарного (эпилептоида), подозрительность, обидчивость чередуются здесь с простодушием, глуповатой беспечностью, благодушием.

Нередко такой человек от преобладания в данный момент (по настроению) того или иного радикала представляется то глупым, то властно-жестоким, то тревожно-робким. Но патологической слабости обобщения, то есть клинического малоумия (олигофрении) здесь нет. По временам он душевно собирается и производит впечатление человека весьма интеллигентного, чтобы вдруг, вспылив, опять удивить своей «слабоумной» выходкой, подтвердив то, что обычно говорят о нем: «умный, умный, а дурак». В голове порою каша («в огороде бузина, в Киеве — дядька»), навязчиво-некритически пристает в поезде кнезнакомым пассажирам с нетактичными вопросами об их жизни, а наряду с этим не только дом топором построит, но и телевизор починит.

Грубоватые люди (органические психопаты) могут быть победоносно-безнравственными, в том числе, смазливыми, кукольными, ангельски-порочными с органически-огненными всплесками из глаз (или это «урка-клоун» без малейшей способности сочувствовать другому человеку). И могут быть несгибаемо-нравственными. Среди них немало и добрейших, грубовато-застенчивых, смекалисто-благородных, доверчивых Иванушек-дурачков. Одни из грубоватых — безнравственные бандиты, другие, нравственно-агрессивные благородные защитники потерпевших, рискуя жизнью, ловят этих бандитов.

Встречаются здесь не только преступники и полководцы, но и академики с прекрасной памятью, правители. Но нет, повторяю, душевной, духовной тонкости, чувства высокого, святого, сложно-углубленных философских, психологических исканий, серьезных размышлений о смерти и смысле жизни (все это может быть в своем духе и у напряженно-авторитарных, но не тут).

Тут — свой мир первобытно-огрубленной поэзии и прозы (иногда грубовато-задушевной, по-мужицки печальной), свой мир грубоватой сусальной живописи, неряшливо-наукообразных, краснобайски-резонерских диссертаций и т. п. Все это нередко проникнуто бушующей авторитарностью. Язык может быть и смачно-метким языком блатных, и сентиментально-тюремным «татуировочным» жаргоном («не забуду мать родную»). Достоевский по собственному каторжному опыту описывает в подробностях многое из этого в «Записках из Мертвого Дома».

Мироощущением своим грубоватые люди чаще воинствующие реалисты-атеисты, иногда безнравственно-смачно хохочущие над Богом, над религиозными чувствами, потому что им, с их завидной способностью жить сегодняшним днем, наплевать на то, что будет с ними после их смерти. Реже они религиозны, но религиозность эта обычно неряшливо-противоречива, с моментами первобытного язычества. Нередко здесь обнаруживается удивительное природное чутье, чувство природы, указывающее, где там в лесу прячутся грибы, ягоды.

Грубоватая неуравновешенность религиозного мироощущения обнаруживается, например, в том, что такой человекодним, тормозимо-аутистическим, своим радикалом истово верует в Бога, он даже дьякон, но благодаря другим, неустойчивому, сангвиническому радикалам, вдруг напьется, запутается в женщинах и т. п. Жизненные советы их даже бывают дельны, толковы, пока они не входят в храм духовных тонкостей, где становятся пошловато-грубыми и смешными.

Подобная огрубленность души и тела, по-видимому, была, за некоторыми исключениями, всеобщей в первобытном человечестве и помогала выживать среди диких зверей и враждебных племен. Сегодня же алкоголь и другие пьянящие яды охотно подчиняют себе грубоватых и еще более огрубляют органическую личностную почву. Некоторым из этих людей (как сами они о себе полагают) и нечего особенно беречь-хранить от токсического разрушения в себе для одухотворенного творчества, незачем пренебрегать кайфом, который для них нередко — единственная отрада. На практическую смекалку и мастеровую ловкость рук, которыми многие из грубоватых богаты, алкоголь, в самом деле, не действует так разрушительно, как на одухотворенную индивидуальность, например, актерскую, стирая, огрубляя ее.

Грубоватые нравственные люди делают в жизни так много разнообразных дел умными, мастеровыми своими руками для жизни всего человечества, что утонченные интеллектуалы, интеллигенты, представители «белой кости» пропали бы без них. К сожалению, многие интеллектуалы не видят, не чувствуют в простолюдинах, грубоватых людях родного, своих природных корней. Мы ведь обязаны этим людям своим происхождением в самом широком смысле и своей возможностью одухотворенно-творчески работать, потому что не способны выполнять их работу так хорошо, как делают это они (вспомним крыловскую басню «Листы и корни»).

«Эндокринный» характер

(в патологии — «эндокринный» психопат)

Людей с настоящим характером (с разнообразными его вариантами) немало, но характер этот не описан в литературе так выразительно, внятно, подробно, как многие другие.

В основе его — врожденная эндокринная «переслойка» вследствие этого часто необычная сексуальность, которую нередко, с точки зрения здравого смысла, называют половой извращенностью (страдает продолжение рода).

Но сами эти люди нередко больными или неполноценными себя не считают, даже бывают довольны, счастливы своею особой природой, стараясь быть вместе с себе подобными, понимающими их людьми.

Отдельные эндокринные телесные особенности (то, что делает мужчину внешне похожим на женщину, и наоборот), как и телесные органические особенности, могут быть тоже рассыпаны в разных характерами людях (особенно — в шизоидах). И здесь тоже решает дело «букет» эндокринной диспластики.

Творчество таких людей, обнаруживающее тонкое, сложное, порою чарующе-волшебное смешение характерологических радикалов с мягким размыванием типично мужского и типично женского, нередко по-особенному изящно, прекрасно, одухотворено. Какими-то особыми гранями оно созвучно и многим настоящим мужчинам и настоящим женщинам. И в то же время это божественно-утонченное духовное богатство не могло бы быть создано настоящими мужчинами или настоящими женщинами. Тайна этой особенной утонченности прячется, думается, именно в том, что в этой пронзительно-высокой музыкальной ноте красоты уже не помещается природно-мужское или природно-женское. Это чувствуется, например, в живописи Леонардо да Винчи, Караваджо, в поэзии Сафо и Цветаевой, в произведениях Платона, Андерсена, Уайльда, Пруста, Моэма, в музыке Вивальди, Чайковского и Сен-Санса.

«Полифонический» характер

Это — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизотипическим или шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок, что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, не другой психотикой в истинном смысле, а в основном характерологически.

Елена Александровна Добролюбова (1996, 1997) предлагает считать эту мозаику самостоятельным характером в ряду других характеров и дала ему настоящее название. «Полифоническая» мозаика, по Добролюбовой, — одновременное загадочно-странное звучание нескольких характерологических радикалов.

Поскольку наличествует здесь, как правило, «несколько реалистических радикалов», мироощущение такого человека видится все же материалистическим, но «странным», «загадочным», поскольку соединяется несоединимое (Добролюбова). В самом деле, здесь характерологические радикалы соединяются в гиперреалистическую философическую таинственность без органической огрубленности и эндокринной диспластики. И сюрреалистическая или постимпрессионистическая соединимость несоединимого видится в загадочном единении материалистического (даже часто обыденно-материалистического, гиперреалистического) с идеалистическим, что производит впечатление странновато-неземного реализма.

Это отчетливо видится в сочинениях Паскаля, Ньютона, Сведенборга, Шопенгауэра, в картинах Босха, Ге, Дали, Пикассо, Малевича, Филонова, в гоголевских произведениях (особенно в повести «Вий»), в художественном творчестве Рильке, Кафки, Горького, в известном булгаковском «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила». Такое творчество открывает возможность видеть-обдумывать мир, людей, себя одновременно из самых противоположных точек, в самых невероятных разрезах. Страдающая многозначная космически-жизненная идея живет не в живом, полнокровном изображении и даже не в аутистическом символе, а именно в этой полифонической напряженно-застывше-гиперреалистической до материальной мертвоватости гравюре, картине — в дюреровской «Меланхолии», в «Явлении Христа народу» Иванова. Е.А. Добролюбова (2000) называет полифоническую картину «эмблемой» («овеществленная мысль») и понимает ее как самопсихотерапевтическую «выборку» с «переделкой» полифонистом из материалистической, идеалистической реальностей («или из обеих одновременно») только того, что помогает ему в его полифонической тоскливости-депрессивности.

У циклоида в характере движется настроение, тут движется сама структура характера, но именно это дарит полифонисту невиданные творческие горизонты и пропасти в науке и искусстве.

О «полифоническом» характере как характере возможно говорить (как допускает и Добролюбова) лишь «в широком смысле», поскольку истинный характер всегда имеет устойчивый стержень. Этот же «характер» нередко заметно движется-изменяется болезненным процессом, если этот процесс не завершился. Когда вследствие даже очень мягкого течения процесса на первый план выходит в личностной картине то один радикал, то другой («сегодня я аутист, а завтра — сангвиник»), да еще время от времени наплывает тоскливость-напряженность с безразличием, занавешивающая-искажающая на время характер, о характере возможно говорить, понятно, лишь условно.

Думается, в некоторых случаях возможно говорить даже о практически здоровой характерологической полифоничности.

Заключение

«Разбираться в людях», понимать их внутреннюю жизнь, «видеть людей насквозь», угадывать, что от кого в какой обстановке возможно ждать, — это значит прежде всего разбираться в человеческих характерах, которые я и попытался естественно-научно, клинически, в самой своей сути, здесь описать. В естественно-научном описании особенности души неотделимы от телесных особенностей, светятся друг в друге. Это земная, реалистическая характерология.

Психологи, исследователи с аутистически-теоретическим, идеалистически-концептуальным мышлением обычно подходят к характерам иначе. Они или вовсе не признают более или менее стойких характерологических вариантов или, чаще, говорят о соединении характерологического с телесным в коробку-сосуд-приемник для духа, подчеркивая пропасть между характерологическим (душевным) и личностным (духовным), понимая духовное человека как изначально самостоятельно существующую частицу Вечного Духа, знающего о каждом изнас. К. Юнг (1995), убежденный в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями» (с. 646), идет от «предпосылки о верховенстве психического» (с. 650), и для него «психологические типы» есть «структурные элементы психического», а не описания душевных особенностей определенного типа конституции, как у Э. Кречмера (с. 651). Свою «исключительно психологическую типологию» (с. 651) Юнг сравнивает с «кристаллографической системой осей» (с. 659).

Мне думается, однако, что естественно-научный и аутистически-психологический подходы в изучения характеров могут дополнять и развивать друг друга, дружески соединяться в горячей грани духовного и иного созвучия, оставаясь самими собою, как и вообще все равноправные разнообразно-нравственные способы изучения и переживания мира в Человечестве, в Культуре.

Из естественно-научного понимания-изучения характеров нетрудно вывести и естественно-научное понимание национально-психологических особенностей (надхарактерологических, но окрашивающих собою каждый радикал), характерологическое понимание религии, литературы, искусства, науки, политики. В этом смысле, как уже отметил выше, Запад более аутистически-мыслителен, Дальний Восток более чувственно-художественно-аутистичен, а между ними — Россия, в основе своей души дефензивная, тревожно-сомневающаяся, непрактичная, нерасчетливая, освобожденная сегодня от тоталитарного режима, но еще больная оставшимися в ней жестокими авторитарными безнравственниками среди начальников и откровенными бандитами. Россия, могучая нравственно-этическими переживаниями, глубинной добротой простых людей, более созвучна славянским своим большинством Православию. Но постигая, уважая характеры людей, более склонных к Католичеству, Исламу и другим религиям, мы уважаем и их религиозные мироощущения. Уважаем и искренний, но не воинствующий атеизм. И его основой является прежде всего определенная природа характера. В различных религиозных сектах увидим людей, также объединенных и известными характерологическими особенностями. Неразвитые народы, дети, первобытные люди — чаще ближе к язычеству, к народным сказкам. И это достойно серьезного уважения.

Можно пойти естественно-научным, «характерологическим» мышлением еще глубже эволюционно-исторически — в животное царство. Там мы угадаем напряженную авторитарность в оскалившемся волке, аутистическую независимость в манерно усевшейся на шкафу кошке. И, может быть, какой-нибудь специалист, изучающий психологию животных, уже пишет основательный труд о характерах животных через человеческую характерологию.

На Земле довольно много незрелых, душевно-безликих и агрессивных людей, для которых выше всего материальное благополучие, чувственные удовольствия, власть. При известных обстоятельствах они, не способные разумно-критически рассматривать себя со стороны, охватываются коротким, мощным эмоциональным мышлением и, веря в то, во что хочется верить, могут стать послушными толпами-стадами в руках безнравственных вождей. Пожалуй, только нравственное религиозное воспитание и строгое, тщательное исполнение государством законов с непременным-неизбежным наказанием преступника могут здесь как-то помочь предотвратить многие несчастья в тяжелое, весенне-грязноватое, переходное время нашего еще не развитого капитализма.

Конечно же, многое тут, в характерологии, сложно и туманно. И Боже упаси налево и направо вслух ставить характерологические «диагнозы». Но, опираясь на известные характерологические ориентиры, будем про себя, тихо чувствовать и размышлять о людях вокруг. Не разлюбим тех, кого полюбили, если узнаем подробнее их душевный склад, потому что любой не слабоумный, не разрушившийся личностно человек бездонен-неповторим, таинственно сложен своей душевной духовной особенностью под знаком какого-то характера.

Очерк этот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, с облегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-то наших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, что возможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у других людей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам. Но никому не простим безнравственности.

Как важно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою на своем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро, совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели у многих других, и лучше, чем другое у тебя самого.

Из своей повседневности, из многолетней психотерапевтической работы и преподавания врачам, из горестных и радостных дней жизни с самого детства, из путешествий в разные места страны и в другие страны, из рассказов путешественников, из их книг и фильмов, из книг, фильмов исторических, художественных, научных — вспоминаю множество людей с разными характерами, болезнями. Вспоминаю, начиная от первобытных людей из романов Рони-старшего, от древних русских славян, варягов, древних греков и древних римлян, древних египтян, древних евреев, древних германцев. Все это древнее, характерологически природное, видится-сквозит и сегодня в живых людях разных стран, в прежних и сегодняшних мировых событиях, в сегодняшней духовной культуре, которая для меня есть прежде всего культура характеров.

Самым интересным для меня в моих жизненных переживаниях (теперь уже с мягким светом осени) оказалась жизнь человеческих характеров, душевная жизнь вообще в ее естественно-научном понимании, среди Природы и Культуры. И особенно интересными были всегда сложно-дефензивные состояния и душевная, психотерапевтическая помощь этим людям с тягостным переживанием своей неполноценности, своего тоскливого одиночества, с их тревожно-нравственными исканиями. Из этого вышла и моя Терапия творческим самовыражением.

Убежден, что все это помогло мне самому как дефензивно-му психопату серьезно, стойко компенсироваться осознанным творческим самовыражением среди близких мне людей, животных и растений, на своей родной российской дороге, со своим смыслом жизни в душе[4].







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.