Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О некоторых душевных расстройствах на почве разных характеров





В этом разделе дается азбука душевных расстройств, душевных трудностей, с которыми психотерапевт постоянно встречается в своей практике. Здесь не говорится о галлюцинациях, расстройствах сознания, слабоумии и тому подобной патологии из «большой психиатрии», ибо это — заведомо дело психиатра. Но навязчивости, страхи, болезненные сомнения, тревожную мнительность, мешающую жить застенчивость, ипохондрические, депрессивные расстройства, конечно же, нужно изучить-прочувствовать, чтобы, по возможности, психотерапевтически-глубже помочь себе и другим людям, страдающим от всего этого, или же посоветовать кому-то из них обратиться к психиатру.

Указанные расстройства и трудности описаны «через лечение», то есть уточняются, отличаются друг от друга и тем, как именно действует (или вовсе не действует) на них то или иное психотерапевтическое вмешательство. Это психотерапевтическая психопатология (в сравнении, например, с психофармакотерапевтической психопатологией).

Застенчивость

Застенчивость (от старорусского «застънитися»: «заслониться чем-либо, скрыться за чем-либо»[5]; по-английски — shyness) — свойство характера, сказывающееся в том, что застенчивый всячески старается скрыться, спрятаться от людей (и за какой-то стеной, и в себе самом) — поскольку его легко обидеть, ранить душевно, и он очень этого боится. Прятатьсяот других в себе самом — это значит молчать, отворачиваться от людей, не смотреть им в глаза, не знать, куда девать руки, и т. п.

Застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности (по-англ. — inferioritycomplex), по причине которого человек стремится оставаться подалее от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми и одновременно мучается ранимым самолюбием — что так мало успевает в своей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными.

Застенчивому труднее, чем естественному, смелому человеку, выступать перед слушателями (например, отвечать при всех у доски урок), труднее познакомиться с людьми, включиться вместе с ними в работу или в какую-то игру (например, в детстве). Трудно ему спросить незнакомых, как куда проехать, трудно вообще о чем-нибудь просить, кого-то в чем-то затруднять, трудно потребовать в магазине сдачу, даже если она значительна.

Нередко застенчивый, разговаривая с малознакомым человеком, навязчиво представляет себе в это время, как он сам при этом выглядит — как двигает ртом, выговаривая слова, как кивает головой, как неловко перебирает что-то руками; представляет, что собеседнику его все это может показаться странным, ненормальным. От этих цепких тревог сам еще более напрягается, краснеет, потеет, не знает, куда деваться — и еще более теперь пугается, что будут думать о нем Бог знает что. Только с близкими застенчивый способен по-настоящему смягчиться душевно и телесно и может даже обижать близких своей раздражительностью, командовать ими.

Особенно часто в отрочестве, юности застенчивый человек незрело бунтует (осознанно, а чаще бессознательно), ненавидя свою застенчивость, несмелость, рабскую готовность подчиняться тому, кто сильнее. Это выражается во всплесках отчаянной храбрости с зажмуренными глазами, даже агрессивности и нахальства (так называемая сверхкомпенсация застенчивости, или «нахалы от застенчивости»). Подражая своим отважным, бесстрашным, нахальным, сверхуверенным сверстникам, перед которыми нередко преклоняется, застенчивый, бывает, шумно «нахамит» преподавателю или даже девочке, девушке, которая ему нравится, и потом долго мучается этим своим поступком.

Застенчивый обыкновенно не раболепен в истинном смысле перед высшими, то есть не угодлив, не льстив рабски, — ради будущего своего господства над людьми, ради сладости власти, как это бывает с человеком другого склада. Власть над людьми ему не нужна: он бы и не знал, что с ней делать.

Он постоянно стыдится своей несмелости, желая от нее избавиться, мучается от сомнений, нерешительности и тоскует, что родился таким трусоватым. Однако когда наступает действительная опасность (бой, драка или хоть экзамен), у застенчивого, как правило, срабатывает душевная защита таким образом, что он, ясно понимая, что происходит вокруг, не способен в это время страшиться; его способность бояться как бы выключается душевным приятным одеревенением. И благодаря этому он в опасности нередко ведет себя продуманно-храбро. Об этом говорит ясно и опыт нашей медицины в Великой Отечественной войне: болезненно-застенчивые храбро защищали Родину.

Таким образом, повседневное переживание своей душевной неестественности, свойственное застенчивому человеку, выражается и описанным выше благодатным спокойствием-онемением с одновременной способностью живо соображать в обстановке опасности.

Склонный к острым нравственным, совестливым переживаниям, застенчивый способен в критической обстановке в горячей отваге сломать все заборы-преграды и даже нарушить приличия, дабы выпустить на свободу свою замученную им же самим совесть. И никто не ожидал, например от «робкого тихони», что он так ярко, запальчиво-благородно выскажет всю правду-матку перед всеми, как не сделает этого и самый смелый.

Переживания застенчивого человека — вообще не так редко высокое общественное богатство в том смысле, что, стремясь выбраться из этих переживаний, своей тягостной неестественности-неясности, стремясь найти себя настоящего, почувствовать себя собой, застенчивый, по сути дела, творит. Ведь истинное творчество и есть сложный поиск себя, своего подлинного отношения к событиям, людям, природе, высвечивание своей неповторимой духовной индивидуальности.

Именно неуверенность, тревожные сомнения постоянно толкают на поиски истины, а открывает новое тот, кто ищет там, где другие не ищут. По дороге к себе, в беспокойных поисках себя такой человек пишет рассказы, романы, стихи, рисует картины (пытаясь так укрепить и оживить свою душу, свои особенности — например яркими красками), изобретает машины, открывает законы, стремится познать себя в игре на сцене и т. д. Или, в стороне от искусства, науки, он постоянно, сквозь сковывающую его стеснительность, вынужден стремиться обнаруживать благородные особенности своей души в общении с людьми, в преподавании, в любой, даже механической работе.

Преподавать, объяснять что-то кому-то, помогать человеку застенчивый часто особенно любит, даже в детстве, в отрочестве, потому что, объясняя другому свое понимание чего-то, яснее при этом понимаешь себя, а помогая более слабому, чувствуешь себя сильнее. Ощутимо-тягостная застенчивость присуща была многим знаменитым творцам — например Лермонтову, Некрасову, Достоевскому, Толстому, А. Чехову, Чайковскому, Дарвину, Павлову, Станиславскому, Пастернаку... Можно было бы много еще назвать застенчивых известных людей, которые, как это бывает, нередко внешне и не казались застенчивыми.

В старину многих застенчивых называли «меланхоликами». Меланхолики склонны к меланхолии — тоскливости, а в тоскливости нередко живет и застенчивость.

Уже в античное время меланхолик Аристотель считал меланхолию свойством всех выдающихся людей, а меланхолик Платон называл меланхолию «божественной одержимостью» («furordivinus»).

Однако вплоть до эпохи Возрождения принято было сторониться меланхоликов: их тревожность, застенчивость, тоскливость пугали, портили настроение. Простые люди вообще в массе своей больше тянутся к естественной сангвиническойвеселости и сами часто таковы, судя и по многим народным сказкам, обычаям.

Жестокое средневековье настороженно-подозрительно и вместе презрительно относилось к меланхолику, чувствуя в нем скрытую, непонятную внутреннюю жизнь, потаенную личностную самобытность, глубинное, духовное бесстрашие, то есть противоположное открытой банальности, всем понятному делячеству, склонности к верноподданническому служению властителю во имя материальных, чувственных благ.

В эпоху Возрождения, когда открылся интерес образованных людей мира к личности человека, итальянский гуманист Марсилио Фичино, основываясь на аристотелевском и платоновском отношении к меланхолику, провозгласил в своих научных трудах, что гению свойственна «меланхолическая одержимость» («furormelancholicus»). Впоследствии это перед всем миром глубоко художественно выразили Альбрехт Дюрер (немецкое Возрождение) в гравюре «Меланхолия» (1514 г.) и Уильям Шекспир (английское Возрождение) в меланхолически-нерешительном Гамлете (трагедия «Гамлет», 1601 г.). Подробнее об этом — в разделе 3.

Застенчивость (меланхоличность), проникнутая мечтой о лучшей жизни, в разнообразных формах, как известно, с давних пор свойственна многим русским людям и особенно — дореволюционной российской, чеховской интеллигенции, наполненной нравственно-совестливыми переживаниями-сомнениями. Известный во всем мире образ чеховского интеллигента — это, в сущности, образ застенчиво-меланхолического, непрактичного человека с богатой, хрупкой, внутренней духовной жизнью, стремлением светло служить своему народу.

Революция и наша прошлая сталинская, а потом большевистско-застойная жизнь, по сути дела, вытравляли застенчивость как нечто противоположное послушной пролетарской воинственной активности и как нечто подозрительное в духовных глубинах своих — то, на что трудно положиться социалистическому властителю.

Теперь же, кажется, все-таки рано или поздно наступит у нас пора Справедливости и Творчества, время, когда поднимется-возродится российская творческая благородная застенчивость.

Итак, застенчивость — неуверенность в себе с оборонительно «поджатым хвостом», тревожным переживанием своей неестественности — противоположна по духу своему агрессивности, сверхуверенности, авторитарности, практичности, естественности.

Поэтому часто застенчивость не ценится в мальчишеских кругах или в обществе, где все решает агрессивная сила. Здесь обычно полагают, что тот, кто не уверен в своих силах, и на самом деле слаб. Но если всмотреться в жизнь внимательнее, то увидим, что застенчивость, обычно соединенная с робостью, страхами, при всех неудобствах своих, может быть истинной силой даже в откровенной борьбе.

Так, оказалось, например, что застенчивость, робость, неуверенность в себе, страхи перед боем свойственны таким знаменитым боксерам, как Джек Дэмпси, Майк Тайсон, Мохаммед Али. Они способны победить авторитарных, сверхуверенных в себе боксеров-монстров именно потому, что застенчиво готовы в душе к поражению, к тому, что проиграют по-человечески достойно, но стремятся в подъеме вдохновенного мастерства сделать все возможное для победы. Их авторитарные противники не могли даже представить себе собственное поражение и, встретив неожиданную силу, ломались (Беленький А.Г., 2004).

Застенчивый, не уверенный в себе человек не ломается именно потому, что заранее настроен на все самое плохое, страшное, что может случиться с ним, и это дает ему насущные, необходимые силы подниматься к свету, довольствуясь немногим.

Конечно же, застенчивость может быть тягостной, болезненной. В таких случаях нередко люди, особенно молодые, приходят к психотерапевту лечиться от болезненной застенчивости. Многие отчаянно просят «выбить» из них эту застенчивость самыми сильными лекарствами, гипнозом и даже электрошоком. Однако ни патологическую, ни здоровую застенчивость механически, «хирургически», лекарственно изжить невозможно.

Застенчивость смягчается в своих острых углах, когда знаешь-понимаешь ее природу, смысл. Когда проникаешься трезвой убежденностью в том, что истинная, не деланная застенчивость есть неуверенность в своих силах, углубленная самокритичность, побуждающая к самосовершенствованию, — становишься увереннее в себе. Даже болезненная застенчивость благородна как противовес безнравственной агрессивности своим обостренно-нравственным переживанием: и «унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки, 18; 14).

Специальное лечение застенчивости заключается прежде всего в том, что страдающий от застенчивости в беседах с психотерапевтом и лечебной группе с другими пациентами постепенно, изучая специальные произведения о характерах, о застенчивости, в разнообразном целебном творческом самовыражении познает внутреннюю силу своей слабости, подлинную ценность своей застенчивости, и застенчивость от этого слабеет, во всяком случае, в своих внешних проявлениях. Смягченная же застенчивость пусть остается как нравственно-благородное, человечное и пусть постоянно лечится (в высоком смысле) общественно-полезным творческим самовыражением.

Страх

Страх есть боязнь чего-то опасного, происходящего прямо сейчас, — в отличие от тревоги, которая есть боязнь чего-то плохого в будущем, даже недалеком. Тревожный человек еще имеет время взволнованно попричитать, пожаловаться кому-то и мечется, места себе не находит — в ожидании чего-то грядущего скверного для него.

Страх обычно острее тревоги. Он, бывает, так сильно напрягает организм, кровеносные сосуды, что у человека пожилого, телесно хрупкого может случиться телесная катастрофа в виде инфаркта или инсульта. Но молодой человек с подвижно-гибкими сосудами обычно легко выносит это напряжение-испытание страхом. И еще спасается им, поскольку наполняется в страхе бесценным организмическим «горючим», на котором помчится с такой скоростью и перепрыгнет такую пропасть, что без страха это было бы для него совершенно невозможно.

Наша природа разнообразно защищает нас от напряжения страхом. Один человек, в соответствии со своей природой, в опасности немеет душой при ясном течении мысли. Все происходящее вокруг него, например в драке с бандитами, как бы отодвигается за безопасную прозрачную занавеску, и он способен в этой природной душевной анестезии хладнокровно защищаться с расчетом и наносить удары. Другой человек, тоже природно защищенный от душераздирающей напряженности онемением души, впадает одновременно и в легкий мышечный ступор. Он может при этом жить какие-то секунды сложной духовной жизнью, но трудно ему спасительно отбежать от снаряда, который может вот-вот разорваться (как это происходит, например, с некоторыми толстовскими героями). Третий в обстоятельствах битвы, драки приходит в состояние вдохновенного азарта, обнаруживая в эти мгновения необычную для него сметку-смекалку и ловкость, необходимые для победы. У четвертого суживается сознание, вытесняя из себя страшное, угрожающее, и он может остолбенеть с опустошенной душой или охваченный яркими истерическими галлюцинациями (видения родного дома, картин детства, близких людей и всякого другого подобного), как бы уводящими его от опасности в покой-безопасность, — всем этим он нередко не спасается, а лишь помогает своему врагу. Пятый, тоже в суженном сознании, станет бессмысленно метаться-биться в «двигательной буре», подобно рыбе, выброшенной на берег, и т. д.

Природа — всегда стихия. Ее защита нередко превращается в свою противоположность. Все на свете диалектически противоречиво в нашем человеческом естественно-научном размышлении. Лишь мы сами сознанием-знанием-пониманием способны поправить и в себе самих несовершенство Природы. Для этого и важно знать закономерности своего, свойственного своей природе, переживания в опасности, особенности своей душевной защиты, неразрывно связанные с биологическими сдвигами в нашем организме. Эти особенности возможно достаточно глубоко-подробно понять-прочувствовать, изучая в жизни и по книгам характеры, известные в науке душевно-телесные типы людей.

В сущности, физиономия нашей жизненной защиты, являющая себя в побеге от врага (в широчайшем смысле — побеге порою сложно-психологическом, философском) или нападении на него (так же широко понимаемом), есть физиономия нашего типа, нашего (обычно врожденного в своей основе) сложного душевно-телесного способа существования.

Это все, конечно же, естественно-научный подход к страху, к жизни вообще. Другие известные подходы — психоаналитический, экзистенциальный, религиозный. И еще есть подходы. Каждый выбирает свое, созвучное своему характеру, и проникается своим пониманием Природы, Космоса, Человечества, себя самого в этой жизни, своей дорогой, своим смыслом существования во Вселенной и на Земле.

Поначалу, дабы лучше понимать себя в мире, важно хотя бы знать: страх мой (как природно-нутряной и душевный, общечеловеческий сигнал опасности) легче превращается во мне в ярость или в ужас? В ярости-гневе звучит агрессия, прибавляющая нападательные силы. В ужасе звучит-кричит капитуляция, дефензивность (пассивная оборонительность), упадок сил, опускаются бессильно руки и слабеют колени перед грубой агрессией. Ярость, как известно, «работает» на ином биологическом «горючем», нежели страх и ужас (см. «Введение в психофизиологию» Дж. Хэссета / Пер. с англ. М.: Мир, 1981. С. 70).

Можно, конечно, пытаться воспитывать в себе посильное переплавление своего страха в ярость, но Природа всегда ограничивает наши желания-возможности нашим природно-наследственным складом. Ей нужны и несмелые — для разнообразных духовных, чувствительных, неагрессивных дел, отношений, сохраняющих в целости Человечество. Так, не способный к полноценной «волчьей» ярости-агрессивности «человек-олень», в отличие от «человека-волка», оказывается нередко способным к творчески одухотворенной красоте мысли и переживания, нравственно соединяющей людей в их чувствах для жизни вместе во имя добра.

Человеческая слабость-дефензивность имеет, таким образом, свою психологическую, философскую гармонию-силу, как и благородная агрессивность, защищающая эту слабость, земную справедливость от безнравственности.

Больной, патологический страх возникает и без обстановки опасности для человека (опасности — в самом широком смысле слова, включая сюда и страх потери чего-то важногодля себя, страх экзамена, спортивного и иного выступления перед людьми). Этот болезненный страх нередко поначалу беспредметный, «животный» — неизвестно перед чем. Но отличается он часто внезапностью, необыкновенной остротой-растерянностью с нередким переходом в ужас, чувством вселенской катастрофы или неминуемой смерти от какой-то зловещей поломки в организме, неслыханно гулкими-сильными ударами сердца, высокими цифрами артериального давления, нехваткой воздуха, жуткой «трясучкой» тела и т. п.

Не только острый, но и хронический более или менее мягкий беспредметный страх, возникающий вне психологически понятной опасности, как и мучительный страх, причиненный событиями, — серьезный повод обратиться к психотерапевту. Есть сегодня немало лекарств и психотерапевтических приемов для существенной помощи страдающим страхами.

Привожу здесь из своей практики примеры именно таких, как правило, депрессивных страхов, с которыми необходимо обратиться за советом и помощью к психотерапевту. Это пациенты, которых лечил или только консультировал в разные годы.

И., 47 лет, женщина-юрист. То и дело усиливается, нарастает обычно беспредметная, беспричинная напряженность-угнетенность в душе. С нею нередко уживается безразличие-равнодушие. Порою охватывает острый страх перед будущим: словно что-то ужасное может случиться в семье или на службе. Мучает чувство острой неполноценности, неуверенности в себе, — притом, что понимает: нет для этого оснований. Одновременно боится толпы и испытывает сильный «страх перед ограниченностью помещений». Среди большого количества людей (в метро, на многолюдной площади и т. п.) делается остро страшно (до растерянности), что не выберется из этой толпы. Колотится и колет сердце, прошибает пот. Страх охватывает ее даже тогда, когда рядом кто-то из близких, на кого можно опереться. Нет понятной зависимости от обстановки, которая могла бы побуждать к страху. Так, нет страха, когда одна в своей маленькой комнате, но накатился ужас, когда, гуляя в парке, вдруг увидела забор («ограниченность»). Эти страхи толпы и «ограниченности» появились впервые в 12 лет, когда попала в тесноту заполненного людьми вагона поезда. Охватил тогда «животный ужас» без конкретного содержания, и в течение тридцати лет эти страхи мягко, «терпимо» беспокоили время от времени. В последние годы состояние ухудшилось — сформировалась клиническая картина, описанная выше. Последние года два трудно собраться с мыслями, стала рассеянной-забывчивой; неприятная вялость без физической усталости. Сейчас монотонно-тревожна, с застывшим беспомощным взром, без живых вопросов о своем будущем (1975 год).

И., 30 лет, медсестра. Заболела на двадцать втором году жизни, когда студенткой во время экзаменов вынуждена была подрабатывать и сильно утомлялась. Возник тогда внезапно «дикий», «животный» страх, что случилось что-то жуткое, небывалое, она сходит с ума, умирает, перехватило дух — будто провалилась куда-то. Через час-другой эта острота сошла, но возникло чувство, будто ее переживания — это не ее переживания. Лишь головой понимала, что это не так. Ходила как в полусне, в «оцепенении». В голове «все вертелось», и одна мысль «накатывала» на другую, не могла сосредоточиться. Постоянная тревожная напряженность, раздражительность с дрожанием рук, сменяющиеся тягостным тоскливым безразличием. Среди всего этого уже девять лет время от времени возникают знакомые страхи с привкусом «дикого», «животного», с чувством, что внутри все «печет», горит, но страхи эти уже не такие острые. В последние месяцы появились навязчивые страхи высоты, при том что студенткой отважно занималась в парашютной секции. Боится сойти с ума и боится покончить с собой (для нее это просто сделать, потому что жить стало невмоготу). С однотонным страданием рассказывает об этом (1990 год).

И., 31 год, программист. Заболела в возрасте двадцати двух лет — утром ни с того ни с сего сделалось дурно в метро, необычно гулко заколотилось сердце, стал душить ком в горле, не хватало воздуха, задыхалась, открылся острый беспредметный «дикий» страх, какого никогда прежде не было. Через час-другой стало легче, но в тот же день, к вечеру, на несколько часов снова сделалось очень плохо в том же духе: острый страх, и все не хватало воздуха, хотя и вдыхала в легкие воздух из сада, открыв окно, полной грудью. С тех пор эти расстройства в смягченном, притупленном виде возвращались и возвращались. Кое-как отвлекалась от них. В 23 года вышла замуж, через год забеременела. На седьмом месяце беременности возник знакомый, почти такой же сильный «приступ», с которого 2 года назад все началось. Все вскоре опять улеглось. Но когда еще через 3 года забеременела вторым ребенком, уже в первый месяц беременности смягченные прежде болезненные расстройства обострились, стали сгущаться-углубляться. С тех пор уже эта обостренность не проходит: удушье, сердцебиения-перебои («сидишь-сидишь — и вдруг стукнет»). Все это проникнуто страхом, чаще беспредметным. Занята теперь только здоровьем, «забыла мужа, детей». Уже полгода нет близких отношений с мужем; «как полутруп», «все боюсь, где вдруг стукнет, где шарахнет, куда тогда бежать». Принесла на консультацию ворох заключений специалистов о том, что все эти ее расстройства — нервные (1991 год).

В., 17 лет, студентка техникума. Два года назад летом в очереди за огурцами возникла вдруг необычная слабость, заломило затылок, и как-то в глазах все стало сливаться, появился какой-то «желтый фон». Все это было проникнуто необычным острым страхом-ужасом какой-то катастрофы. Продолжалось расстройство минут двадцать и прошло. Через год, также без понятных причин, вдруг сильно заболел затылок, начало трясти, замерло и тут же заколотилось сердце, охватил знакомый катастрофальный страх-ужас. Приступ этот продолжался минут сорок, и после него уже здоровой себя не чувствовала в тревожном ожидании новых приступов. Приступы приходили каждодневно, в уже смягченном, «размытом» виде; «расплылись» постепенно в постоянную душевную тревожную напряженность с непонятным, тягостным ожиданием беды. В глазах — «туман». В транспорте — еще хуже. Застывше-однотонная, тревожно-напряженная страдалица (1993 год).

Во всех подобных случаях ничего не остается страдающему человеку, как довериться своему психиатру, психотерапевту.

Я прежде всего, конечно, желаю человеку, попавшему в такую беду, сердечного и знающего свое дело врача. Врач поможет и специальными лекарствами, и разнообразными психотерапевтическими приемами.

Сверх того могу посоветовать лишь то, что никогда не повредит, а только поможет: всяческое тихое оживление души — общение с близкими, любимыми людьми, интересные дела, творчество, альбомы художников, музыка, общение с природой.

Советую почитать о страхе в книгах Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1953) и американского психолога Кэррола Изарда «Эмоции человека» (1980).

Навязчивости

Навязчивости — это, согласно классическому определению германского психиатра Карла Вестфаля (1877), разнообразные душевные трудности (тягостные мысли, переживания, желания, действия, страхи), которые навязываются человеку в душу против его воли и при более или менее ясном понимании этим человеком их ненужности, безосновательности.

Говорю здесь о «более или менее ясном понимании» потому, что если испугается человек своих навязчивых мыслей, например о «страшной болезни», то в этой охваченности-захлестнутости испугом обычно трудно быть уверенным вообще в чем-то хорошем. Именно осознанным чувством-переживанием чуждости содержания своих навязчивостей (мыслей, желаний, страхов) — хотя и своих собственных по происхождению, из своей собственной души — навязчивости отличаются от душевных трудностей, расстройств иной природы: бреда, сверхценных идей, болезненных (тревожных) сомнений (о них расскажу позднее).

Во всяком случае, успокоившись, человек отчетливо понимает неуместность, нелепость, неправильность (а то и скажет — «идиотизм») содержания своих навязчивостей, их чужеродность собственному мироощущению, образу мыслей: то есть переживающий навязчивости критичен к их безосновательному содержанию. Так, в случае навязчивого страха заражения с бесконечным мытьем рук человек убежден, что страх его нелогичен. Да, глупо мыть руки почти в кипятке, «до дыр», много раз мылить яблоко и много раз после этого ошпаривать его кипятком, но все же человек совершает все это какое-то большое количество раз, достаточное, чтобы смягчить внутреннюю душевную напряженность, лежащую в основе навязчивостей.

Вот мы и дошли до этой «душевной напряженности» (тягостной или радостной), которая есть основа наших горестей и вдохновения, с которой начинаются любые, даже, кажется, сугубо мыслительные страдания и радости.

Есть люди, которых трудно чем-либо расстроить. И есть люди, несущие в себе (тоже от природы) готовность к мучительной душевной напряженности, в виде легко вспыхивающих страха, тревоги, гнева, тоскливости. Этим, склонным тягостному настроению, людям от житейского пустяка, а то и вообще без понятных внешних причин, делается не по себе. Обостряется поначалу напряженность, аморфно-неопределенная содержанием своим, и затем она по-разному конкретизируется (обретает определенное жизненное содержание и форму), в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей напряженных людей. Если напряженный человек авторитарно-прямолинеен, в нем обычно вспыхивают сверхценности: гневно-агрессивная убежденность в дурном отношении к нему людей, стремление кого-то за что-то наказать или неугасимое желание великим открытием завоевать, покорить своих сослуживцев, а то и весь мир. Если напряженный человек по природе размышляюще-сомневающийся, тревожный, его охватывают острая неуверенность в себе, тревожные сомнения в собственном нравственном или физическом благополучии, в своей состоятельности.

На какой же личностной почве вызревают навязчивости? Навязчивостей неистребимое множество-разнообразие, и у каждой формы навязчивости, конечно же, своя, предпочтительная личностная почва.

Самые частые в жизни из мучительных навязчивостей — это особые навязчивые страхи (фобии, от греч. phobos — страх) и навязчивые желания-влечения с чувством принуждения к выполнению: с чувством, происходящим как бы не извне (будто кто-то принуждает), а изнутри самого страдающего навязчивостью. Эти «принудительные» навязчивости в мировой психиатрии принято называть обсессивно-компульсивными расстройствами (обсессия — от лат. obsessio — обложение, осада, блокада; компульсия — от лат. compulsio — принуждение).

Фобии — навязчивые страхи конкретного содержания, как бы набрасывающиеся, наплывающие на человека, пассивно навязывающиеся, охватывающие его лишь в определенной («фобической») обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными дисфункциями (сердцебиение, затруднение дыхания, обильный пот и т. п.).

При агорафобии (греч. agoraphobia — страх площадей) навязчивый страх, что случится нечто ужасное (инсульт, инфаркт, вообще неизвестно что) и никто в эту же минуту не поможет, возникает у человека лишьтам, где ему действительно трудно или некому помочь в ту же минуту (вдалеке от больницы, аптеки, врача, человека, который отнесет к врачу, и т. п.). Агорафобическое расстройство может случиться не только на безлюдной площади или в дикой степи, но и в пустой квартире, если там человеку с готовностью к страху не на кого опереться при мысли, что вдруг что-то страшное с ним произойдет.

При клаустрофобии (греч. claustrophobia — страх замкнутости-запертости) навязчивый страх не выбраться при первом желании из какого-то закрытого, стесняющего места на простор возникает лишь в замкнутом пространстве, из которого, действительно, невозможно сию минуту выбраться (самолет в небе, поезд метро в туннеле, застрявший между этажами лифт). В соответствии с «фобически-невротической логикой», клаустрофобику уже легче ехать в поезде со стоп-краном, еще легче — в автобусе и троллейбусе, где в принципе возможно слезно умолить водителя остановиться и «выпустить меня, несчастного». При этом в автобусе, троллейбусе клаустрофобику тем труднее, чем больше там в проходе пассажиров, загораживающих своими телами проход к спасительной двери, и чем труднее там дышать от того, что много дышащих (спертый воздух побуждает к вегетативным дисфункциям, включенным в единый фобический узел-букет). Совсем легко такому человеку, конечно же, в такси, поскольку шофер такси, по просьбе пассажира, тут же приблизится к тротуару, остановит машину и откроет дверь. Тут уже нет обычно у клаустрофобика крупных капель холодного пота на ладонях.

Многие «канцерофобии» («страхи рака»), «сифилофобии», «спидофобии» и т. п. не есть в строгом смысле фобии, особенно если не обнаруживается отчетливо критическое понимание беспочвенности, неразумности этих страхов. Чаще это иные навязчивости, болезненные сомнения (опасения), сверхценные идеи, а то и бред.

К фобиям обычно предрасположены люди с красочно-образным, эмоциональным мышлением и в то же время с известной душевной инертностью, неуверенностью в себе, тревожностью, врожденной бурно-вегетативной неустойчивостью. Именно у них душевная напряженность (врожденно психопатическаяиливызванная каким-то неразрешимым конфликтом, тягостным переживанием) содержательно конкретизируется как страх чего-то ярко-отчетливо представившегося ужасного. Например — «ах, лежу с остановившимся сердцем на площади и некому мне помочь, вызвать «скорую», проводить в больницу, умираю». Благодаря тревожной инертности эта красочная картина в воображении все повторяется-включается в конкретной фобической обстановке (открытые или замкнутые пространства и т. д.) вкупе с вегетативной бурей.

Если упомянутая выше «фобически-невротическая логика» болезненного расстройства размывается-распадается (например, при клаустрофобии пациенту страшно в поезде, но неожиданно легко-спокойно в самолете), речь, скорее, уже идет не о достаточно легкой, невротической, фобии, а о более тяжелой, депрессивной, фобии.

Обсессии-компульсии — спонтанные навязчивые переживания-действия, в отличие от фобий, не требующие для своего возникновения какой-то определенной обстановки. Хотя, конечно, и они зависят от того, что видится и слышится человеку вокруг в мире. Так, навязчивое желание порезать кого-то ножом обостряется при виде ножа или даже только при упоминании о бритве или другом режущем предмете (например, в телевизионной рекламе). Навязчивое бесконечное мытье рук в страхе мнимого загрязнения-заражения. Навязчивый страх буквы «о» («круг замкнулся, смерть») при чтении книги, с сильным желанием все время ручкой затушевывать эту букву, чтобы не случилось плохого. Навязчивое стремление возле своего дома прикоснуться безымянным пальцем левой руки к носку правого ботинка (чтобы тоже «все было хорошо») и т. д.

В психиатрии немецкого языка обсессии-компульсии часто называют «ананказмами» (греч. anancasmus — вынуждать, заставлять; Ананке — древнегреческая богиня судьбы-неизбежности). Однако обсессии-компульсии зловещего содержания (кому-то принести какой-то серьезный вред: например ударить, порезать, выбросить ребенка из окна и т. п.) с одновременными страхами, тягостными нравственно-этическими переживаниями всегда, по контрасту, говорят о высоких нравственных качествах этого навязчивого мученика. Они никогда не претворяются в жизнь, в отличие от, например, навязчивого желания выдергивать свои волосы.

К обсессиям-компульсиям (ананказмам) предрасположены люди мыслительно-аналитического склада с тревожно-мыслительной инертностью, чувственной яркостью, сомневающейся неуверенностью в себе, острым самолюбием и склонностью к скрупулезности-педантичности. Там, где при ярких обсессиях-компульсиях личностная почва совсем другая и обсессии-компульсии перемешиваются с фобиями, там скорее речь идет не о характерологических (психопатических), а о более тяжелых, депрессивных, ананказмах.

Здоровых навязчивостей немало в здоровой внимательно-тревожной жизни — например, ритуал помахать в окно рукой близкому человеку на прощанье. С массой легких фобий и обсессий-компульсий (ананказмов), затрудняющих жизнь, люди благополучно справляются, не обращаясь к психотерапевту. Они чувствуют, подмечают, что их навязчивости происходят из внутренней тягостной душевной напряженности и стараются всячески смягчать, развеивать эту напряженность, просветлять, перекрашивать ее в напряженность радостную — целебным творчеством, занятиями спортом, закаливанием, путешествиями, общением с близкими людьми и природой. Или каким-то образом стараются применить навязчивости в дело (например в каких-нибудь строительных, оформительских работах, где навязчивые действия могут быть полезны). Но постоянно измучиваться тяжелыми навязчивостями без помощи психотерапевта не стоит, особенно — если это тягостные навязчивые ощущения, навязчивости странно-непонятного, зловещего содержания, сопровождающиеся тоскливым страданием.

Сегодня есть от тяжелых навязчивостей довольно сильные лекарства (анафранил, паксил и другие), которые, однако, опасны без врачебного руководства лечением. Есть и основательные остроумные психотерапевтические приемы. Некоторые из них благодаря психотерапевту могут стать для фобика или анан-каста собственным надежным противонавязчивым оружием. Основные «механизмы» действия этих приемов — когнитивный (от cognito — познавание, ознакомление, лат.; то есть лечебное познание своих расстройств), активирующий (вселяющийдействие) и условно-рефлекторный (условно-рефлекторное обучение). Это так называемая в мире когнитивно-поведенческая терапия. Не рассказываю здесь подробнее о лекарствах и различных психотерапевтических приемах, поскольку необходимо профессионально, по-вра







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.