Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ





Ударение в русском языке характеризуется сильноцентра-лизующим характером. Это значит, что безударные слоги в слове произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с редукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции.

Другими особенностями русского ударения является его подвижность и разноместность.

Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они формируют специфику образования слова путем произношения сочетаний согласных, их оглушения и озвончения, переключения артикуляции с твердого звука на мягкий и др.

Работа с ритмическими моделями начинается с момента усвоения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.

Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между ударным и безударным слогом. Затем ученики простукивают ритмическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы используют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются различные сочетания согласных, смена открытых и закрытых слогов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-

Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление:

§ изменение частоты колебания голосовых складок, которое воспринимается как изменение высоты (мелодика);

§ изменение скорости артикуляции, которое воспринимается как изменение темпа речи;

§ изменение силы артикуляции, которое воспринимается как изменение громкости;

§ прекращение фонации — пауза.

Главную роль при интонационном оформлении играет мелодика. Любое высказывание выражается одним и тем же набором интонационных средств.

К интонационным типам русского языка относятся:

§? повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном слоге слова, который стоит под фразовым ударением. К концу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;

§ вопросительная интонация характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;

§ интонация незавершенности близка к интонации вопроса (меньше подъем основного тона на главном ударном гласном);

§ интонация восклицательная (эмоциональной выделенности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.

Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговариванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигнальных карточек (?!.) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезками предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чтение стихов с изучаемыми звуками, которые широко представлены в учебнике, а также короткие диалоги.

На овладение интонационными средствами влияют регулярные упражнения по определению слого-ритмической структуры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совершенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внимание при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содержат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предполагают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конспекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией. Учитель-логопед определяет объем усваивамого материала, способы текущего контроля за качеством речи, что во многом зависит от особенностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Структура уроков произношения определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от индивидуальных особенностей состава учащихся, систематичности коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообразным и утомительным. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительнои ролью гласных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использованием таблицы. Упражнение направлено одновременно на развитие внимания и логического мышления. Дети самостоятельно или с помощью учителя должны выявить буквенную последовательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Слова, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изолированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

§ организации лингвистических наблюдений за произношением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

§ записывания слов и предложений, подчеркивания гласных.

Итог урока:

§ Как отличить гласный звук от согласного?

§ Какие признаки гласных вы можете назвать?







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.