|
МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА) ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Уроки 2-5 Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами. 1. Называние картинок. 2. Определение первого звука в словах. 3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат). 4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных. 5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах. 6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук Й и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем. 7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука. 8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях. 9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям. 10. Упражнение на словообразование, составление предложений. 11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ. 12. Определение общего мягкого звука в словах. 13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука. 14. Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки». 15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками. 16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку). 17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов. Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа: § запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки; § обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?». Итог уроков: § Как различить мягкие согласные звуки в слове? ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА) Уроки 6-9 Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных. 1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка; тыква — тигр) 2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости. 3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости. 4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова. 5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах. 6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными. 7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы. 8. Сравнение слов пёнки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога. 9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам. 10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро). 11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество 12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки. 13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками. 14. Выразительное чтение стихотворений. 15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д. 16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла. 17. Работа над силой голоса. 18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д. Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными. Итог уроков: § Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки? § Почему некоторые согласные звуки называются парными? § По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных? § Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных. ЗВУК Й (2 ЧАСА) Уроки 10-11 Цель: совершенствование произношения звука Й в положении после гласных и разделительного мягкого знака. Обобщение знаний об обозначении звука Й на письме различными вариантами. 1. Определение места звука Й в словах. 2. Четкое повторение слогов со звуком Й. 3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком Й. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). 4. Составление словосочетаний с притяжательными место имениями (моя юла; твой ящик). 5. Произнесение слов со звуком Й. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовершенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой инструмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами. 6. Составление слов из слогов, данных вразброс. 7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком Й в различных положениях. 8. Работа над темпом речи. 9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяйская — хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По какому признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков. 10. Название цветов радуги с четким произношением звука Й в конце слова. 11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки. 12. Уточнение значения словосочетаний типа красная книга; розовые очки. 13. Чтение слов с четким произношением звука Й. 14. Составление словосочетаний. 15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; действует тот, кому говорят: даете, пьете, моете). 16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (какой?) — кофейный). 17. Работа со словосочетаниями. 18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла. 19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение. 20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай — попугаи. 21. Выразительное чтение стихотворений. 22. Составление рассказа по серии картинок. 23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ. 24. Называние картинок. Четкое произношение звука Й после разделительного мягкого знака. 25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака. 26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в словах разной слоговой структуры. 27. Сравнение словоформ типа семья — семьи. 28. Работа над произношением звука Й в словосочетаниях. 29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют). 30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Четкое их произношение. 31. Словоизменение (гордость — гордостью). 32. Работа над произношением звука Й в предложениях. 33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов. 34. Работа над произношением притяжательных прилагательных. 35. Четкое и правильное произношение звука Й в текстах. 36. Работа над темпом речи. 37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».) 38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание. Итог уроков: § Что вы узнали о звуке Й? § Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак? ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|