|
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРАСтр 1 из 4Следующая ⇒ Предисловие Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства. Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач: § коррекции речедвигательных нарушений; § улучшения гнозиса и динамического праксиса; § формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций; § развитии мелкой моторики руки; § коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм). Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов. В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены: § Логопедический массаж. § Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата. § Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов. I этап, на котором решаются следующие задачи: § гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры; § активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений; § формирование артикуляционных укладов; § формирование артикуляционных движений; § развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции); § проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов). II этап посвящен: § формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры); § выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость), § выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость); § развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений); § формированию мотивации деятельности и активных личностных установок. III этап направлен на: § улучшение динамического праксиса; § развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений); § коррекцию звукопроизношения; § формирование навыков целенаправленной деятельности. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В работе с детьми используют следующее виды массажа: § Классический. § По биологически активным точкам (БAT). § С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. ПАССИВНО-АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата Используя основные методы и приемы, разработанные Панченко И.И., в практику проведения гимнастики введены элементы фонетической ритмики, игровые приемы, позволяющие активизировать сохранные при псевдобульбарной, мозжечковой дизартриях непроизвольные движения, осуществлять их успешный перевод в произвольную форму. Оптимальными игровыми приемами являются: а) "Веселые картинки", "В цирке", "Зоопарк" (использование предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными выражениями (мимические и артикуляционные позы), б) "Расскажем сказку вместе" (комментированный показ мимических и артикуляционных движений, отражающих характер героев известных сказок). ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов: 1. Комплексности. 2. Учета индивидуальных особенностей ребенка. 3. Принципа поэтапного формирования навыков. 4. Дифференцированного подхода в логопедической работе. Принцип комплексности Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3). Таблица №3
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.). ЛИТЕРАТУРА 4. К.А. Семенова. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976. 5. К.А. Семенова,М.М. Махмудова. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979 6. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровья", 1988. 7. Термина Тенк. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Таганрог, 1988. 8. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. - М.: Медицина, 1991. 9. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.,1997. 10. И .В. Блыскина, В.А. Ковшиков. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - Санкт-Петербург: "Сатис", 1995. 11. Ю.В.Гольдблат. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989
Предисловие Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства. Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач: § коррекции речедвигательных нарушений; § улучшения гнозиса и динамического праксиса; § формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций; § развитии мелкой моторики руки; § коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм). Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов. В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены: § Логопедический массаж. § Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата. § Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов. I этап, на котором решаются следующие задачи: § гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры; § активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений; § формирование артикуляционных укладов; § формирование артикуляционных движений; § развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции); § проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов). II этап посвящен: § формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры); § выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость), § выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость); § развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений); § формированию мотивации деятельности и активных личностных установок. III этап направлен на: § улучшение динамического праксиса; § развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений); § коррекцию звукопроизношения; § формирование навыков целенаправленной деятельности. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В работе с детьми используют следующее виды массажа: § Классический. § По биологически активным точкам (БAT). § С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|