Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика «Запомни и расставь точки»





 

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек
8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек
6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

 
 

 

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

 
 

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

 

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

 

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика «Узнай фигуры»

 

Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9 баллов ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов – ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл – ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

 
 

 
 

Рис 1.

 


Методика «Запомни рисунки»

 

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов – ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл – ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

 

 
 

Рис 2. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»


Методика «Запомни цифры»

 

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

 
 

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 3 А. с интервалом в 1 сек между цифрами. Послe прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

 

Рис 3

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий.

 
 

4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Рис. 4.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов – ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов – ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5–6 цифр.
4-5 баллов – ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла – ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл – ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

 

 

Для заключения по диагностике можно предложить следующую форму:

Заключение по диагностике познавательных процессов

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место проведения:

Дата и время проведения:

 

Диагностическая процедура Результаты Возрастные нормы Выводы
Методика 1 Чего не хватает на этих рисунках?      
Методика 2. Узнай кто это?      
Методика 3. Какие предметы спрятаны в рисунках      
Методика 4. Чем залатать коврик?      
Методика 5. Найди и вычеркни      
Методика 6. Проставь значки      
Методика 7 Запомни и расставь точки      
Методика 8. Узнай фигуры      
Методика 9. Запомни рисунки      
Методика 10. Запомни цифры      

 

Общий вывод:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.