|
ГлаваII. Экспериментальное исследование голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губыКраткая характеристика детей экспериментальной группы
Для выявленияголосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губы и неба дошкольноговозраста былопроведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа: 3 детей-дошкольников, посещающих логопедическую группу ДОУ № 64 «Подснежник» г. Нижнекамска. В обследовании принимали участие три ребёнка с врождённой односторонней расщелиной нёба дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу: 1. Маша К., 5лет 5 мес. 2. Саша Ш., 5лет 5 мес. 3. Фарит У., 5 лет 2 мес. Ограничение количества участников исследования связано с особенностями логопедического дефекта и спецификой его распространённости. В качестве контрольной группы в обследовании участвовали трое детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ДОУ № 64«Подснежник» г. Нижнекамска: 1. Даша С., 5 лет 2 мес. 2. Лиана А., 5 лет 4 мес. 3. Тимур Д., 5 лет 4 мес. Наличие контрольной группы в нашем исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результатыисследования.
Таблица 1Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольной групп
Особенностью обследования являлось то, что для всех детей экспериментальнойгруппы оно проводилось в послеоперационный период, ранее были сделаны пластические операции по устранению ВРН (уранопластика, хейлопластика), а так же проведена послеоперационная реабилитационная работа, в том числе и логопедическая. При этом по внешним наблюдениям при общении с ними голосовые дефекты выражались в слабой степени, поэтому целью стало не исправление нарушений, аавтоматизация уже полученных голосовых навыков. На момент обследования все трое посещали индивидуальные занятия с логопедами. При этом на фоне голосовых нарушений, связанных с ВРН (ринолалия), всем троим было поставлено логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня у ребёнка с ринолалией. С ними уже велась логопедическая работа по устранению голосовых и речевых нарушений логопедом ДОУ. Целью исследования являлось обнаружение основного голосового дефектадетей, объединённых в экспериментальную группу и на его основе определениесопутствующих нарушений (речевых, звукопроизносительных) с последующей разработкой основных направлений, методов и приёмов их коррекции. Средний возраст воспитанников на начало исследования - 5 лет 4 мес.
Содержание и структураисследования
При логопедическом обследовании детей с врожденной расщелиной губы и неба, прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений голоса, выделив основной дефект и вторичные нарушения. У таких детей ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми и голосовыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других расстройств. Также в логопедической работе с детьми важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов родителей). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. Все полученные данные записываются в специально заведённую на каждого ребёнка карту. В карте фиксируются следующие сведения: 1.Возраст родителей. 2.Роды, их характер, были ли осложнения. 3.Состояние ребенка при рождении. 4.Раннее развитие ребенка.Какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? 5. Развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает? 6. Психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем? 7.Лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка. Данный подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия. На каждого обследуемого нами ребёнка уже была заведена речевая карта с достаточно подробным анамнезом логопедом ДОУ, поэтому мы остановились на непосредственном обследовании речи и голосовых особенностей детей. Обследование ребенка начиналось с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задавались доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходили к изучению его речевых и голосовыхвозможностей.Методика подобного обследования достаточно широко представлена в логопедической литературе, например в трудах И. И. Ермаковой, Е.С. Алмазовой, Д.К. Вильсон и др. Исследование состояло из следующих этапов: На первом этапе проводилось обследование артикуляционного аппарата у детей обеих групп, анализировалисостояниеврожденного несращения лица и неба, состояние органов артикуляции. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции. Поэтому мы оценивали по следующим параметрам расщелины и органыартикуляции: - расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка; - расщелины твердого и мягкого неба; -расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние; - подслизистые (субмукозные) расщелины неба; - высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка; - недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; - чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; - возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки. Оценка результатов исследования: 0 баллов – отсутствие дефекта; 1 балл -дефект выражен. На втором этапена основе нескольких методик (Д.К. Вильсон, А.Н. Герасимова, И.И. Ермакова) была составлена схема анализа голосовых и как следствие речевых нарушений детей с врожденными расщелинами губы и неба. Согласно схеме главное внимание было уделено нарушениям голоса в структуре речевого дефекта исследуемых детей, обследование проводилось по следующим направлениям: 1. Исследование возможных внешних физических факторов, влияющих на голосовые особенности: а) состояние подвижности органов артикуляции, мимики ребёнка (при недостаточной подвижности ребёнок не сможет модулировать голос); б) особенности дыхания ребёнка. Тип, глубина (верхне/ средне/ нижне-рёберное, смешанное; нормальной глубины/ поверхностное).Направленность выдыхаемой воздушной струи (ротовая/ носовая/ смешанная). Длительность речевого выдоха (нормальная/ сильно укороченная). 2. Обследование силы и высоты голоса. Возможности модуляции. 3. Исследование тембра (окраски). Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. Оцениваются следующие показатели: а) Наличие охриплости или осиплости. Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения. Осиплость – неупорядоченные изменения частоты основного тона в сторону повышения. Определяется на слух по критерию: лёгкая, умеренная, выраженная. б) Звонкость, звучность голоса. Определяется на слух. Нарушением является выраженный глухой голос. в)Наличие и степень гиперназализации. Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: бот быт букет бита берет боты быть бурт бить бейте и фразы: были у бабы бобы. При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный, средне выраженный, сильно выраженный, отсутствует. г) Наличие назальной эмиссии: отсутствует/беззвучная/слышимая(оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом: пепел папа попей попал пупы бабы бобы буба би-би баю-бай и фразы: у попа папа поп. Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания или по воздушному потоку из носа. 4. Исследование звукопроизношения. Характеристика звукопроизношения проводилась как изолированно, так и в слове. При этом учитывалась степень назализации звуков при произношении, а также отмечались другие дефекты речи. Условные обозначения: N – нормативное произнесение, О – звук отсутствует, МЗ – межзубное произнесение, ПЗ – призубное произнесение, ГГ – губно-губное, ГЗ – губно-зубное, Б – боковое, Гл – глоточные, Н – назализованное, Оу – одноударное, = - замена звука с указанием замещающего звука; НЭ – звук замещён назальной эмиссией; УА – уточнение артикуляции. 5. При обследовании также учитывались: темп и интонационное оформление речи, а так же особенности слухового восприятия ребёнком речи окружающих. По данным направлениям обследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Сравнивая результаты первичного обследование речи ребенка с его достижениями в результате экспериментального обучения, можно судить об эффективности логопедической работы. Была разработана трехбалльная система оценки голосовых и речевых дефектов, основанная на анализе степени их тяжести: - дефект отсутствует – 3 балла, - дефект слабо выражен – 2 балла, - дефект сильно выражен – 1 балл. На третьем этапе - полученные результаты анализировались.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|