Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба





Содержание

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба

Характеристика голоса и развитие детского голоса в норме

Анатомические и функциональные нарушения у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба

1.3 Голосовые расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба

Глава II. Экспериментальное исследование голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губы

Краткая характеристика детей экспериментальной группы

Содержание и структура исследования

2.3 Анализ и интерпретации результатов исследования

Глава III. Логопедическая работа по устранению нарушений произношения у детей с врожденными расщелинами губы и неба

Методика обучающего эксперимента

Анализ результатов экспериментального исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность изучения темы «Голосовые расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба» (ВРГН) мотивирована тем, что расщелины верхней губы и неба в структуре врожденных уродств по частоте занимают второе место и относятся к наиболее тяжелым порокам развития лица и челюстей, приводящим к значительным анатомическим и функциональным нарушениям. По данным ВОЗ частота рождения детей с ВРГН в мире составляет 0,6-1,6 случая на 1000 новорожденных [1]. Имеется тенденция к увеличению данного показателя, одной из причин которого является резкое ухудшение экологии. В результате этого появляется множество дополнительных эндогенных факторов, способствующих возникновению врождённых аномалий. Так, в США отмечено колебание частоты этого порока: от 0,78 в штате Нью-Йорк,до 1,82 на Гаваях, 0,94 в Алабаме и даже до 2,5 на 1000 новорождённых в Нью-Мехико [1].

Ежегодно в России появляется от 3,5 до 5 тысяч подобных детей [1], до 54% которых составляют пациенты с врождёнными односторонними сквозными расщелинами верхней губы и нёба [1].

Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми.Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, так же стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает его слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникационных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка. В этой связи исследование голоса в норме и патологии является одной из актуальнейших задач логопедии. Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей, поэтому логопедическая цель заключается в том, чтобы научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.

Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе. В своем исследовании мы опирались на работы следующих авторов: Л.С. Волковой [40], Т.В. Волосовец, В.Е. Агаевой [13;14;15], Г.И. Соломатиной [60;61;62], О.С. Орловой [48;49], Е.С. Алмазовой [1]и пр.

Объект исследования – голосовые расстройства у детей срасщелинами верхней губы и неба.

Предмет исследования – особенности голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

Цель исследования –выявление голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губы иобоснование основныхнаправлений логопедической работы.

Нами была выдвинута гипотеза: состояние голоса у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губыимеет количественные и качественные особенности по сравнению сдетьми в норме, но при условии комплексного коррекционного обучения можноповысить эффективностькак голосовой, так и речевой коррекции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблемеисследования.

2. Показать нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

3. Наметить методику обследования голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

4. Провести эксперимент обучения в условиях специального детского сада.

5. Определить методикувосстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба

6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая и теоретическая значимостьнашего исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностиголосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.

В данной работе были применены следующие методы:

- изучение и анализ литературных источников;

- метод наблюдения;

- метод индивидуального лабораторного исследования;

- изучение медицинской и психической документации, беседы с детьми, их родителями.

Структура дипломного исследования: состоит из введения, 3-х глав (1 глава- теоретический анализ; 2 и 3 глава – экспериментальное обследованиеголосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, особенности логопедической работы с такими детьми), заключения, библиографии и приложений.

Объем дипломного исследования составляет 62 страницы. Всего проанализировано 63работы.

голосовой расщелина губа логопедическая


 

ГлаваI. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба

ГлаваII. Экспериментальное исследование голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губы

Содержание и структураисследования

 

При логопедическом обследовании детей с врожденной расщелиной губы и неба, прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений голоса, выделив основной дефект и вторичные нарушения. У таких детей ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми и голосовыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других расстройств.

Также в логопедической работе с детьми важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности.

Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов родителей). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. Все полученные данные записываются в специально заведённую на каждого ребёнка карту.

В карте фиксируются следующие сведения:

1.Возраст родителей.

2.Роды, их характер, были ли осложнения.

3.Состояние ребенка при рождении.

4.Раннее развитие ребенка.Какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования?

5. Развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?

6. Психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?

7.Лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка.

Данный подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия.

На каждого обследуемого нами ребёнка уже была заведена речевая карта с достаточно подробным анамнезом логопедом ДОУ, поэтому мы остановились на непосредственном обследовании речи и голосовых особенностей детей. Обследование ребенка начиналось с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задавались доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходили к изучению его речевых и голосовыхвозможностей.Методика подобного обследования достаточно широко представлена в логопедической литературе, например в трудах И. И. Ермаковой, Е.С. Алмазовой, Д.К. Вильсон и др.

Исследование состояло из следующих этапов:

На первом этапе проводилось обследование артикуляционного аппарата у детей обеих групп, анализировалисостояниеврожденного несращения лица и неба, состояние органов артикуляции.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции. Поэтому мы оценивали по следующим параметрам расщелины и органыартикуляции:

- расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

- расщелины твердого и мягкого неба;

-расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние;

- подслизистые (субмукозные) расщелины неба;

- высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

- недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

- чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

- возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Оценка результатов исследования:

0 баллов – отсутствие дефекта;

1 балл -дефект выражен.

На втором этапена основе нескольких методик (Д.К. Вильсон, А.Н. Герасимова, И.И. Ермакова) была составлена схема анализа голосовых и как следствие речевых нарушений детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Согласно схеме главное внимание было уделено нарушениям голоса в структуре речевого дефекта исследуемых детей, обследование проводилось по следующим направлениям:

1. Исследование возможных внешних физических факторов, влияющих на голосовые особенности:

а) состояние подвижности органов артикуляции, мимики ребёнка (при недостаточной подвижности ребёнок не сможет модулировать голос);

б) особенности дыхания ребёнка. Тип, глубина (верхне/ средне/ нижне-рёберное, смешанное; нормальной глубины/ поверхностное).Направленность выдыхаемой воздушной струи (ротовая/ носовая/ смешанная). Длительность речевого выдоха (нормальная/ сильно укороченная).

2. Обследование силы и высоты голоса. Возможности модуляции.

3. Исследование тембра (окраски). Тембр – это наиболее сложная индивидуальная характеристика голоса. Изучение тембра начинается с первых слов при знакомстве с ребёнком и продолжается на протяжении всего исследования. Оцениваются следующие показатели:

а) Наличие охриплости или осиплости.

Охриплость – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

Осиплость – неупорядоченные изменения частоты основного тона в сторону повышения.

Определяется на слух по критерию: лёгкая, умеренная, выраженная.

б) Звонкость, звучность голоса. Определяется на слух. Нарушением является выраженный глухой голос.

в)Наличие и степень гиперназализации.

Оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

бот быт букет бита берет

боты быть бурт бить бейте

и фразы: были у бабы бобы.

При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении оценивается по следующим критериям: слабовыраженный, средне выраженный, сильно выраженный, отсутствует.

г) Наличие назальной эмиссии: отсутствует/беззвучная/слышимая(оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

пепел папа попей попал пупы

бабы бобы буба би-би баю-бай

и фразы: у попа папа поп.

Для оценки степени эмиссии при проведении теста к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания или по воздушному потоку из носа.

4. Исследование звукопроизношения.

Характеристика звукопроизношения проводилась как изолированно, так и в слове. При этом учитывалась степень назализации звуков при произношении, а также отмечались другие дефекты речи. Условные обозначения: N – нормативное произнесение, О – звук отсутствует, МЗ – межзубное произнесение, ПЗ – призубное произнесение, ГГ – губно-губное, ГЗ – губно-зубное, Б – боковое, Гл – глоточные, Н – назализованное, Оу – одноударное, = - замена звука с указанием замещающего звука; НЭ – звук замещён назальной эмиссией; УА – уточнение артикуляции.

5. При обследовании также учитывались: темп и интонационное оформление речи, а так же особенности слухового восприятия ребёнком речи окружающих.

По данным направлениям обследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Сравнивая результаты первичного обследование речи ребенка с его достижениями в результате экспериментального обучения, можно судить об эффективности логопедической работы.

Была разработана трехбалльная система оценки голосовых и речевых дефектов, основанная на анализе степени их тяжести:

- дефект отсутствует – 3 балла,

- дефект слабо выражен – 2 балла,

- дефект сильно выражен – 1 балл.

На третьем этапе - полученные результаты анализировались.

 

Заключение

Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.

Голосовые и речевые нарушения, обусловленные врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отоларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Патология челюстно-лицевой области у детей обусловливает аномальное развитие фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения.

Известно, что главную трудность в формировании правильного звукопроизношения при ринолалии создают утечка воздуха в носовую полость, невозможность или неумение управлять нёбно-глоточным затвором, т.е. вовремя осуществлять смычку мягкого нёба с задней и боковыми стенками глотки. При отсутствии смычки невозможно добиться достаточного внутриротового давления воздуха для образования ротовых согласных звуков, а при произнесении гласных резко усиливается носовой резонанс.

Нарушения голоса при ВРГН обусловлены прежде всего отсутствием анатомических условий для осуществления нёбно-глоточного смыкания, изменением положения и активности языка, нарушениями взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами. Неправильное развитие верхней челюсти ведет к появлению зубо-челюстных деформаций, что также негативно сказывается на звукопроизношении. В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония».

Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденной расщелиной нёба обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, ортопеда, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, методиста по лечебной гимнастике и логопеда.

Логопедическая реабилитация детейосуществляется в процессе коррекционной работы. Ее основными задачами являются:

— диагностика отклонений в речевом развитии;

— коррекция речевых нарушений;

—предупреждение данных отклонений.

Зубочелюстная патология в сочетании с нарушениями речи у детей оказывает влияние на состояние их эмоционально-волевой сферы, в большинстве случаев делая их замкнутыми, в других, наоборот, агрессивными, в целом плохо адаптирующимися в организованных детских коллективах. Реабилитация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями — одна из сложных проблем в современной медицине, которая невозможна без детального анализа сопутствующего нарушения звукопроизношения с целью его устранения при комплексной коррекции.

Таким образом, результаты логопедического обучения детей с врожденными расщелинами губы инёба во многом определяются своевременно оказанной хирургической помощью и ортодонтической коррекцией деформаций верхней челюсти. Эффективность логопедического обучения прямо зависит от сроков и вида оперативного вмешательства, что и определяет логопедическую тактику и условия ее проведения.

На основе анализа методов коррекции голосовых нарушений у детей с ВРН нами был разработан и проведён эксперимент вДОУ № 64«Подснежник» города Нижнекамск.

Результаты проведённого нами экспериментального исследования доказывают возможность получения высоких результатов при коррекции голосовых нарушений (а так же сопутствующих им речевых и звукопроизносительных) детей с ВРГН при последовательности логопедической работы.

При этом не подлежит сомнению необходимость индивидуального подхода в коррекции голосовых нарушений детей с ВРГН как в плане диагностики, так и в плане выбора методов и приёмов.

Отдельная работа должна проводиться в области автоматизации полученных навыков. Поэтому в основу логопедической коррекции нарушений голоса у детей с ВРГН должен быть положен принцип непрерывности.

Работа может иметь исследовательские перспективы, так как методика по коррекции голосовых нарушений постоянно развивается и зависит от конкретной практической ситуации.

Анализ результатов показал, что наше исследование может иметь практическое применение при логопедической работе по устранению голосовых нарушений у детей с ВРГН.

 


 

Список литературы

 

1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей./ Е.Ф Архипова. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007.- 331 с.

3. Беккер, К.-П. Логопедия. /К.-П. Беккер, М. Совак./Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.

4. Булатовская, Б.Я. Влияние врожденных расщелин верхней губы и нёба на развитие ребенка/Б.Я. Булатовская. // Педиатрия. - 1959. - № 6. - С. 63-67.

5. Васильев, А.Г. Комплексные диагностические системы в обследовании детей с нарушениями речи, голоса и слуха. А.Г. Васильев, А.В. Телегин, Н.Н. Вольхина и др. // Новости оториноларингологии и логопатологии. - 1998.-№ 4(16). - С. 33-35.

6. Васильева, Е.Е. Ринолалия. – Ярославль, 2007. – 63 с.

7. Васильева, Т.В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией: Дис... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 192 с.

8. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей/ Д.К. Вильсон. – М.: Наука, 1990. – 448 с.

9. Виноградов, Д. Постановка голоса. /Д. Виноградов. – М.: Просвещение, 1997. – 110 с.

10. Водолацкий, В.М. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте. /В.М. Водолацкий, Г.Н. Соломатина. //Логопед. -2008. - № 2.

11. Водолацкий, М.П. Медико-педагогическая реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба. /М.П. Водолацкий, Б.Г. Бабанина, В.М. Водолацкий, Г.Н. Соломатина. // Логопед. – 2006. - № 2.- С. 14-22.

12. Волосовец, Т. В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией. /Т.В. Волосовец/ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С. 90-93.

13. Волосовец, Т. В.Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и нёба./Т.В. Волосовец / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.93-103.

14. Волосовец, Т.В. Воспитание и развитие речи детей с врожденными расщелинами губы и неба/ Т.В. Волосовец, В.Е. Агаева // Логопед. – 2005. - №1.

15. Воронцова, Т.Н. Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба./Т.Н. Воронцова / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.75-90.

16. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.

17. Герасименко, М.Ю. Комплексная реабилитация детей с незаращением нёба./М.Ю. Герасименко, А.А. Никитин, Е.Ю. Шевченко и др. // Актуальные проблемы комплексной реабилитации детей с врожденной краниофациальной и нейропатологией // Материалы Межд.симпозиума. - М.: Наука, 1996. - С. 16.

18. Герасимова, А.С. Восстановление речи в комплексной реабилитации больных с врожденными расщелинами нёба после уранопластики. /А.С. Герасимова. // Новости оториноларингологии и логопатологии. - 1998. - N° 4(16). -С. 50-51.

19. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики./ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

20. Дубов, М.Д.Клиническая картина при расщелинах нёба./М.Д. Дубов. / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.20-32.

21. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков./И.И. Ермакова. - М.: Просвещение, 1996. - 142 с.

22. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков/ И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 342 с.

23. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. /И.И. Ермакова. — М.: Просвещение, 1984. – 234 с.

24. Жуков, Н.С. Логопедия. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.– Екатеринбург: ЛИТУР,2003. – 320 с.

25. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте./М. Зееман./Пер. с чешского. – М.: Знание, 2004. – 217 с.

26. Ипполитова,А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде./А.Г. Ипполитова / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.32-36.

27. Ипполитова, А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии А.Г. Ипполитова./ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.40-50.

28. Ипполитова, А. Г. Приемы логопедической работы./А.Г. Ипполитова./ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.:7-20

29. Киселева, Т.В. Проблемы расстройств голоса и просодической стороны речи у детей с расщелинами губы и нёба./Т.В. Кисилева. // Тез. докл. Российско-американского семинара по проблеме образования, Екатеринбург, 25-27 мая 1993г. - Екатеринбург, 1993. — 231 с.

30. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. /В.А. Ковшиков.— М.: ACT: Астрель, 2007.– 320 с.

31. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2007. -703с.

32. Максимов, И. Фониартрия/И. Максимов. – М.: Наука, 1987. – 288 с.

33. Мамедов, А.А. Комплексная реабилитация больных с нёбно-глоточной недостаточностью и нарушением речи после уранопластики./А.А. Мамедов. / Автореф. дис... д-ра мед. наук. — Екатеринбург, 1997.- 40 с.

34. Методы обследования речи детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

35. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 576 с.

36. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М.: Владос, 2001. – 224 с.

37. Орлова, О.С. Нарушение голоса у детей/О.С. Орлова. – М.: АСТ, 2005. – 125с.

38. Орлова, О.С. Нарушение голоса/О.С. Орлова. – М.: АСТ, 2008. – 220 с.

39. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

40. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех/ Л.Г. Парамонова. -М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 1997. - 464 с.

41. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/М.А. Поваляева.- М.: Феникс, 2006. – 445 с.

42. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 400 с.

43. Правдина, О. В. Логопедия. / О.В. Правдина.— М.: Просвещение, 1973. — 272 с.

44. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи./ Е.Н, Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. -104 с.

45. Сереброва, Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. / Н.И. Сереброва./ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.36-40.

46. Соболева, Е.А. Ринолалия /Е.А. Соболева. – М.: АСТ, 2006. – 128 с.

47. Соломатина,Г.Н. Разборчивость речи детей с врожденными расщелинами губы и нёба./ Г.Н. Соломатина // Дефектология. – 2005. - №3. ––С.32-38.

48. Соломатина, Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и неба / Г.Н. Соломатина// Логопед. – 2004. - № 2.

49. Соломатина, Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции/ Г.Н. Соломатина. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

50. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 402 с.

51. Справочник логопеда. – СПб.: Научная книга,2008. – 654с.

52. Степанова, О.А. Справочник учителя – логопеда в ДОУ./О.А. Степанова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2010. – 224 с.

53. Сурикова, Н.И. Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста/ Н.И. Сурикова // Логопед, 2009. - №17.

54. Таптапова, С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса/С.Л. Таптапова. – М.: Наука,1987. - 110с.

55. Усанова, О.Н. Специальная психология./ О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

56. Филичева, Т.Б. В. Основы логопедии. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. Г.В. Чиркина.– М., 1989. -223 с.

57. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.В. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 240 с.

58. Харьков, Л.В. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении нёба. / Л.В. Харьков, И.И. Дубинина, Л.Н. Яковенко, С.А. Носко //Дефектология. -1999.- № 6. – С. 21-25.

59. Хватцев, М. Е. Устранение гнусавости в речи. /М.Е. Хватцев / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.5-7.

60. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М.: Просвещение, 1998. – 234 с.

61. Шабалина, Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией. / Т.И. Шабалина // Дефектология. – 2002. - №2. – С.83-89.

62. Шиленкова, В.И. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.И. Шиленкова, И.Б. Карелина. – Ярославль, 2005. – 386 с.

63. Шипилова, Е.В. Основы логопсихологии./ Е.В. Шипилова.– Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 224 с.

 


 

Приложения

Приложение 1

 

Протокол обследования

Шакиров С. родился со сквозной односторонней расщелиной нёба и губы. К логопеду впервые обратился в возрасте трех лет. При поступлении отмечались рубцовые изменения губы после хейлопластики (операции в 3 и 6 месяцев), сквозная односторонняя расщелина нёба, нарушения зубного ряда. Альвеолярный отросток в переднем отделе занимает горизонтальное положение, что не позволяет ребенку смыкать губы.

Носил ортодонтический аппарат, способствующий опусканию переднего отдела альвеолярного отростка. Аппарат прикрывал часть расщелины твердого нёба, что позволило приступить к упражнениям для вызывания направленной воздушной струи: поплевывание, дутье на вату.

Речь с выраженным носовым резонансом непонятна окружающим, поскольку все согласные фонемы заменяет одинаково звучащими глухими или озвонченными глоточными звуками.

Ребенок общается интонированной развернутой фразовой речью, в которой практически все взрывные, фрикативные и аффрикативные согласные замещает фарингеальными (глухие) и ларингеальными (звонкие).

Контактен. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

Выполнял упражнения для развития подвижности сегментов нёба (вокальные и артикуляционные): пение терции в речевом диапазоне на звуки йиэ, произнесение этих же гласных, стимуляция глоточного рефлекса, а также артикуляционную гимнастику для активизации губ и языка.

Дома постоянно упражняется под контролемматери.

В результате постоянных повторенийрекомендованных упражнений развилась подвижность сегментов нёба, повысился тонус артикуляционных и мимических мышц, появилась слабая направленная воздушная струя при дутье.

Упражнения для активизации глоточной мускулатуры и сегментов нёба. Одновременно проводилась коррекция звукопроизношения. Были вызваны и введены во фразу губно-зубные п, б, ф, в, межзубные т, с, л и их мягкие пары. При постановке звуков не справлялся с произнесением слогов, так как не понимал их смысла. При повторении изолированных слов сознательно использовал вызванные звуки.

Врезультате логопедическойработыв отдельных словах бытовой речи появились четкие, акустически полноценные согласные к, г. Однако введение этих фонем в речь пришлось затормозить, поскольку мальчик начал замещать звук г звуком к. (Ранее оба звука замещались фарингеальным звукообразованием.) В связи с этим проведены упражнения для развития дифференцировок т — к. Наибольшие затруднения отмечались при различении звуков в середине слова.

Параллельно вокальными упражнениями развивали силу и расширяли диапазон голоса. Было отмечено и в дальнейшем использовано на занятиях, что наиболее легко новые фонемы вводятся в слова и фразы при пении.

Так же проводились упражнения по постановке звуков д, ш, ч и автоматизации ранее вызванных звуков, дыхательные и вокальные упражнения.

Наибольшую трудность вызвала постановка согласного ш. Из-за отсутствия дифференцировок длительно тренировался в различении на слух правильного и дефектного ш. Несмотря на овладение артикуляционным укладом, воспроизвести фонему ш не удавалось.

В ходе занятий спонтанно появились звуки г и межзубные з, ц. Носовой резонанс речи несколько уменьшился.

 

Содержание

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.