|
II этап опытно –практической работы. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цель: создать необходимые условия для повышения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста; 2. Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении; 3. Разработать перспективный план по созданию условий дляформирования культуры поведения детей; Нами разработан перспективный план по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на 3 месяца (Приложение 13). В содержании перспективного плана мы включили разные формы работы: 1. Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливогообращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "Наулице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания";"Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам". 2. Проведение дидактических игр ("Что такое хорошо, что такое плохо", цель которой объяснить, что дети совершают отрицательные и положительные поступки; соединить два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку. 3. Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги"). 4. Чтение художественных произведений ("Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака, "Что такое хорошо, что такое плохо" В. Маяковского, "Огурцы" Н. Носова). 5. Проведение этических бесед Этическая беседа "Урок вежливости", в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормахотношенийсокружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливооценивать своипоступкиипоступкисверстников.Воспитывает культуруобщения: умение приветливо разговариватьдругсдругом,совзрослыми, вежливо обращаться с товарищами. (Приложение 14)Этическая беседа "О дружбе", цель этой беседы помочь детям понять, нравственныекачества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношениек товарищам. (Приложение 15)Этическая беседа "С чего начинается дружба", цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. (Приложение 16) 6. Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение". 7. Проведение праздников и развлечений ("Здравствуй весна", "Культура поведения в общественных местах"). Дадим анализ проведенной работы: работу по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста проводили в повседневной жизни и на занятиях. Опираясь на исследования Козловой С.А. и Куликовой Т.А. работу проводили поэтапно: Iэтап воспитания культуры поведения начинается с накопления детьми множеств единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На следующем этапе детям начинали объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На этом этапе важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает советом, поддержкой нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, больше внимания уделяется осознанию детьми значимости правил этикета. В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла. В ходе выполнения режимных процессов использовали предвосхищающую и положительную оценку с установкой на хорошие поступки детей: "Я уверена...", "Мне будет радостно..." и т.д. Создавали условия для оказания взаимопомощи детей друг другу "Давайте поможем друг другу убрать игрушки". Во второй половине дня читали книги Агнии Барто "Медвежонок-невежа", Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" и др. с последующим анализом. 2.3Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы Цель: анализ эффективности проделанной работы. Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и сравнить с результатами первого этапа опытно-практической работы. 2. Для выявления уровня сформированности культуры поведения были использованы те же методики, что и на первом этапе опытно-практической работы: - Рассматривание иллюстраций; - Наблюдение за детьми. Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотретьиллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение".На первой картинкеизображенымальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4) На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у неговключен магнитофон. (Приложение 5) Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение6) В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы: 6. О чём эта картина? 7. Как поступили дети? 8. Почему вы так считаете? 9. Какие чувства испытывают дети? 10. Как бы ты поступил в этой ситуации? Ответы детей фиксировалисьв протоколе. (Приложение17) На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: - ребенок знает правила поведения, называет их; - правильно оценивает поступки детей; - мотивирует свою оценку; - умеет понимать чувства других детей; - объясняет возможный свой поступок. Использовалась 5-балльная система оценок. 5 баллов – ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок. 4 балла – ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок. 3 балла – ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок. 2 балла – ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взросло- го; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок. На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: - ребенок знает правила поведения, называет их; - правильно оценивает поступки детей; - мотивирует свою оценку; - умеет понимать чувства других детей; - объясняет возможный свой поступок. Использовалась 5-балльная система оценок. 5 баллов – ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок. 4 балла – ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивировать свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок. 3 балла – ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок. 2 балла – ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок. Полученные результаты представлены в таблице 5 (Приложение18) С учетом сформированности оценок выделены уровни: Оптимальный – 25 – 23 балла, проявляется у 2 детей (Насти И., Маши Д.), что составляет18,1% от общего количества детей в группе; Достаточный – 22 – 18 баллов, проявляется у 6 детей (Ани Р., Сережи В.,Ксении Ч., Артема Г., Андрея К.Алины М.), что составляет54,6 % от общего количества детей в группе; Средний – 17-14 баллов, проявляется у 3 детей (Кирилла С., Саши А., Эдика С. ), что составляет27,3 % от общего количества детей в группе; Низкий – менее 14 баллов, не выявлен. Результаты диагностики представлены в диаграмме №3 (Приложение19) Для определения уровня сформированности культуры поведения, умения выполнять правила поведения, проявление вежливости, владение культурой речевого общения и владения основами этикета использовался метод наблюдения за поведением детей. Результаты наблюдений обрабатывались с учетом сформированных показателей: - знания правил поведения; - умения выполнять правила поведения; - проявление вежливости; - владение культурой речевого общения; - владение основами этикета. Использовалась 5-балльная система оценок с учетом сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста нами разработаны критерии оценки: 5 баллов – ребенок знает правила поведения; выполняет их во всех видах деятельности, умеет пользоваться вежливыми словами; владеет культурой речевого этикета; владеет основами этикета. 4 балла – ребенок знает правила поведения; пользуется ими постоянно; проявляет вежливость и внимательность к взрослым, но не ко всем детям; владеет культурой речевого общения; владеет основами этикета. 3 балла – ребенок знает вежливые слова; пользуется правилами поведения в незнакомой обстановке; проявляет вежливость только к взрослым; плохо владеет культурой речевого и основами этикета. 2 балла – знает правила поведения; выполняет правила поведения после напоминания взрослого; не проявляет вежливости к детям; плохо владеет культурой речевого общения, не владеет основами этикета. На основе полученных результатовнами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: Оптимальный – 25-22 балла не выявлен. Достаточный – 21-18 баллов у7 детей, что составляет 63,6% от общего количества детей в группе. Средний – 17-14 баллов у 4 детей, что составляет 36,4% от общего количества детей группы. Низкий – 13 баллов, не выявлен. Результаты представлены в таблице 6 (Приложение 20) Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается. У 7 детей (Ани Р.,Серёжи В.,Ксении Ч., Андрея К., Насти И.,Артема Г., Алины М.) – достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 63,6% У4детей (Кирилла С., Маши Д.,Саши А., Эдика С) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 36,4% Низкий уровень сформированности культуры поведения не выявлен. Полученные результаты представлены в диаграмме 4 (Приложение 21) На этапе контрольного эксперимента ведущим методом является сравнительный анализ результатов первого и третьего этапов работы, результаты представлены в сводной таблице? ( Приложение 22) Результаты диагностики третьего этапа опытно-практической части показали эффективность разработанной и реализованной в педагогическом процессе системы по воспитанию культуры поведения. Анализ результатов, представленных в сводной таблице 7 (Приложение 22) по результатамI и III этапам опытно-практической работы позволяет нам определить эффективность проведенной работы. На I этапе опытно-практической работы уровень сформированности знаний правил поведения составил в среднем 17,7 баллов, то на III этапе 19,7 баллов, в среднем он повысился на 2 балла. С низкого на средний уровень сформированности знаний правил поведения повысилсяу 1 человека, что составляет 9,2% от общего количества детей. Со среднего на достаточный уровень сформированности знаний правил поведения повысилсяу 3 человек, что составляет 27,3% от общего количества детей. С достаточного на оптимальный уровень сформированности знаний правил поведения повысилсяу 2 человек, что составляет 18,2% от общего количества детей. У 5 человек, 45,4% уровень сформированности знаний правил поведения не изменился. Уровень сформированность культуры поведения на I этапе в среднем составил15,6 баллов, а на IIIэтапе 18,7 баллов, что в среднем на 3 балла выше. С низкого на средний уровень сформированности культуры поведения повысился у 3 детей, что составляет 27,3% от общего количества детей. Со среднего на достаточныйуровень сформированности культуры поведения повысился у 5 детей, что составляет 45,4% от общего количества детей. У 3 человек уровень сформированности культуры поведения остался на прежнем уровне. По результатам, представленным в таблице видно, что в среднем общее повышение произошло на 5 баллов, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Заключение Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенногонабора нравственных качеств. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности(игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтомуучебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей. В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников. Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо: - знание особенностей нравственного развития личности; - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса; - знание "механизмов" формирования нравственности; - умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания; Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных качеств личности. Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.
Список использованной литературы 1. Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". – М., 2003. 2. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание-1991. №11. С. 41-44 3. Болотина Л.Р.,Комарова Т. С., Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.".–М: Издательский центр "Академия", 1997. 4. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. –2004. 5. Васильева Л. – Гангус. "Азбука вежливости". – М.- 2005. 6. Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. – 2005. 7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. – М., 1999. 8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. –Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. 9. ЗахарашТ. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004 10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. 11. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание2001.№ 9. С. 18-27 12. Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". – М.,2007 г. 13. Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004 14. Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 - 2007 15. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001. 16. Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание.2003. № 10. С.31-43 17. Лаврентьева М. В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". //Детский сад от А до Я.2004.№ 4. С.11-15 18. Лисина В. Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада".//Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004 19. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с. 20. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др.; Под. ред. Ветлугиной Н. А., 2007 21. Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. – 1986 22. Усачева Т. "Учим детей вежливости".//Дошкольное воспитание.2006.№5. С.5-14 23. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. 24. Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997 25. Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, 2001 26. Эльконин Д. Б., Детская психология. – М.-2006 27. Юдина "Уроки вежливости".// Д.В. №4 - 1988. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|