Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кравцова Елена Евгеньевна Разбуди в ребенке волшебника





Зав. редакцией Л.Л.Соколова Редактор С.Б.Степанова

Художник Т.П.Асеева

Художественный редактор Е.А.Михайлова

Компьютерная верстка Ю.В.Одинцова

Корректор В.А.Прокофьева

ИБ№ 14789 Изд. лиц. № 010001 от 10.10.91.

Сдано в набор 10.04.96. Подписано в печать 30.04.96. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 10. Тираж 30 000 экз. Заказ № 2922

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Комитета Российской Федерации по печати. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Издательство «Учебная литература».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет,

тел. 437-46-97, 932-56-21, 437-11-11.

Изготовлено в ГУИПП «Курск». 305007, Курск, ул. Энгельса, 109.

 

Многие авторы указывают на вображение как на основу, человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считая, что развитие воображения является непременным условием психологиче­ской подготовки детей к школе (Л. С. Выготский, В. В. Давы­дов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Е. Е. Сапогова, Ю. А. Полуянов и др.). Например, в исследовании Е. Е. Сапоговой были получены убедительные данные, согласно которым «уровень развития символической функции и воображения обуславливает степень внутренней готовности к школе... Ес­ли уровень развития этого новообразования не достиг того, который достаточен для перехода ребенка к школьному обу­чению, то помещение ребенка в условия учебной деятель­ности является преждевременным» (Е. Е. Сапогова, 1986. С. 172, 173).

Игра. Особое значение для развития произвольно­сти в общении имеет использование игры. Можно определить наиболее важный вид игры для каждого возраста. Так, в младшей группе дети в основном реализуют режиссерскую игру, в которой они, не отождествляясь с ролью, реализуют сюжет через предложенный им предмет и действия с ним. Эта склонность к игре режиссерского типа проявляется у детей данной возрастной группы и в других заданиях, где им предлагается неигровая ситуация. Они перебирают предме­ты, «разговаривают» с ними, совершая определенные дейст­вия, комментируют их, исходя из игровой логики.

У детей средней группы сохраняется приверженность иг­ре режиссерского типа, но меняется сам характер этой игры. Если малыши совершают эту деятельность «для себя», то де­ти средней группы уже в расчете на другого. В деятельности же неигрового типа дети часто завершают задания режиссер-


ской игрой, в которой они демонстрируют выполнение игры с полученным продуктом.

У детей старшей группы появляется сюжетно-ролевая игра с взаимодополнительными ролями.

У детей подготовительной группы появляется игра с пра­вилами, где осуществляется взаимодействие между двумя и более позициями. В других заданиях, где. игра напрямую не предлагается, дети сотрудничают «на равных» с партнером по совместной деятельности.

Произвольность в общении предполагает в своей основе осознание себя и своей позиции как субъекта деятельности. Дети, общаясь друг с другом, подчиняют свое общение опре­деленной логике, правилам.

На первых этапах ребенок осознает себя субъектом дея­тельности и научается сознательно, намеренно действовать в этом качестве (режиссерская игра). Затем ребенок начинает видеть другого через противопоставление своих действий его действиям (отобразительная игра). У пятилетних детей пози­ция себя как субъекта деятельности и партнера по общению детей взаимодополняется в ролях с противоположными функ­циями (сюжетно-ролевая игра) и, наконец, переходит к взаи­модействию, сотрудничеству на базе разных позиций обще­ния (игра с правилами).

Построение общения, подчиненного определенным нор-, мам, в данном случае особенностям совместной деятельно­сти, предполагает построение развитых произвольных форм общения. Согласно нашим данным, такие формы общения появляются у детей подготовительной группы. Другие фор­мы общения, обнаруженные у детей более раннего возраста, являются этапами развития произвольности в общении.

Возникновение произвольности в общении обнаружи­вается у детей начиная со средней группы. Вместе с тем свойственная детям младшей группы индивидуальная дея­тельность является необходимым основанием развития про­извольности в общении. Развитие произвольности в общении тесно связано с видами игры, которые в определенной логи­ке и последовательности приобретают статус ведущих в до­школьном возрасте. Произвольные формы общения обеспе­чивают тот или иной вид игры, в котором и происходит ов­ладение данной формой общения.

Таким образом, игра — это форма развития произволь­ности в общении и универсальное средство осознания пози-


ции общения (по отношению к другому) и намеренного кон­струирования этой позиции.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.