Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-биологические основы физической культуры





Основные понятия

Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и само­развивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаи­модействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообуче­нию, восприятию, передаче и хранению информации.

Функциональная система организма - это группа органов, обеспе­чивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыха­тельная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выдели­тельная и др.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического со­става крови и т.д.)

Резистентность - способность организма работать в условиях не­благоприятных изменений внутренней среды.

Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняю­щимся условиям внешней среды.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двига­тельной активности (атрофические изменения в мышцах, детренирован-ность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутрен­нее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жиз­недеятельности) и безусловные (врожденные).

Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недос­татке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее ко­личество кислорода, которое организм может потребить в минуту при пре­дельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функ­циональное состояние и степень тренированности организма.

2.2 Организм человека как единая саморазвивающаяся и само­
регулируемая биологическая систем

Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обла­дающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследст-


ценности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природ­ной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспе­циализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обес­печивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изме­няющимся воздействиям внешней среды.

Все органы и системы человеческого организма находятся в посто­янном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаи­мосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических сис­тем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная сис­тема, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отве­чать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность сози­дательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и фи­зической работоспособности.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятель­ности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм ес­тественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.

Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию бази­руется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и фи­зиология.

Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого ор­ганизма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организ­ма человека.

Физиология - наука о закономерностях функционирования целост­ного живого организма.

Функционально все органы и системы организма человека находят­
ся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обяза­
тельно влечет за собой активизацию деятельности других органов..

Функциональной единицей организма является клетка - элементар­ная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное един­ство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств орга­низма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановле-


ние отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей фи­зиологической функцией, строением и происхождением, которая составля­ет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мы­шечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. По­верхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хря­щевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами со­кратимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и попереч­но-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних ор­ганов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

Выделение органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следую­щие системы человеческого организма: опорно-двигательную, сердечно­сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пище­варительную, лимфатическую и др.

Опорно-двигательный аппарат

Непосредственными исполнителями всех движений являются мыш­цы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию дви­жения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно само­стоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выпол­няющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигатель­ную. Кости скелета принимают участие в обмене веществ и кроветворе­нии.

В основу классификации костей, которых у взрослого человека на-


считывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме кости разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. В процессе эволюции человека длина и толщина костей увеличиваются и кости приобретают большую прочность. Эта прочность костей обусловлена химическим со­ставом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных ве­ществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты - упругость и эластич­ность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбо­ната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).

Снаружи кость покрыта тонкой оболочкой - надкостницей, плотно соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наруж­ный плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатичес­кими) и нервами, а внутренний костеобразующий - особыми клетками, которые способствуют росту кости в толщину. За счет этих клеток про­исходит и срастание кости при ее переломе. Надкостница покрывает кость почти на всем ее протяжении, за исключением суставных поверх­ностей. Рост костей в длину происходит за счет хрящевых частей, распо­ложенных на краях.

Суставы обеспечивают подвижность сочленяющимся костям скеле­та. Суставные поверхности покрыты тонким слоем хряща, что обеспечива­ет скольжение суставных поверхностей с малым трением. Каждый сустав полностью заключен в суставную сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную жидкость, которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие сустав мышцы укрепляют и фиксиру­ют его. Основными направлениями движения, которые обеспечивают сус­тавы, являются: сгибание - разгибание, отведение - приведение, вращение и круговые движения.

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечно­стей.

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное стро­ение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зритель­ная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа - контрфорсов, ко­торые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.

Непосредственно с туловищем череп соединяется с помощью двух первых шейных позвонков. Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков и имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5 сросшихся позвонков) и копчиковый (сросшиеся 4-5 по­звонков). Соединение позвонков осуществляется с помощью хрящевид-ных, эластичных межпозвоночных дисков и суставных отростков. Межпо­звоночные диски увеличивают подвижность позвоночника. Чем больше их толщина, тем выше гибкость. Если изгибы позвоночного столба выражены


сильно (при сколиозах) подвижность грудной клетки уменьшается. Пло­ская или округлая спина (горбатая) свидетельствует о слабости мышц спи­ны. Коррекция осанки проводится общеразвивающими, силовыми упраж­нениями и упражнениями на растягивания.

В основной скелет входит и грудная клетка, которая выполняет защитную функцию для внутренних органов и состоит из грудины, 12 пар ребер и их соединений. Ребра представляют собой плоские дугооб­разно-изогнутые длинные кости, которые при помощи гибких хряще-видных концов прикрепляются подвижно к грудине. Все соединения ребер очень эластичны, что имеет важное значение для обеспечения дыхания.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоя­щим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечно­сти, включающей бедро, голень и стопу.

Правильно организованные занятия по физвоспитанию не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выпол­нении физических упражнений, требующих высокой механической проч­ности (бег, прыжки и т.д.). Неправильное построение тренировочных заня­тий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выбо­ре упражнений также может вызвать деформацию скелета.

У людей с ограниченной двигательной активностью, труд которых характеризуется удержанием определенной позы в течение длительного времени, возникают значительные изменения костной и хрящевой ткани, что особенно неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных дисков. Занятия физическими упражнениями укрепляют позвоночник и за счет развития мышечного корсета ликвиди­руют различные искривления, что способствует выработке правильной осанки и расширению грудной клетки.

Любая двигательная, в том числе и спортивная, деятельность со­вершается при помощи мышц, за счет их сокращения. Поэтому строе­ние и функциональные возможности мускулатуры необходимо знать любому человеку, но в особенности тем, кто занимается физическими упражнениями и спортом.

На долю мышц приходится значительная часть сухой массы тела человека. У женщин на мышцы приходится до 35% общей массы тела, а у мужчин до 50%. Специальной силовой тренировкой можно значительно увеличить мышечную массу. Физическое бездействие приводит к умень­шению мышечной массы, а зачастую - к увеличению жировой массы.

В организме человека различают несколько видов мышц: скелетные (поперечно-полосатые), гладкие и сердечную мышцы. Деятельность мышц регулируется центральной нервной системой. Скелетные мышцы удержи-


вают тело человека в равновесии и осуществляют все движения. При со­кращении мышцы укорачиваются и через свои эластичные элементы - су­хожилия осуществляют движения частей скелета. Работой скелетных мышц можно управлять по желанию человека, однако, при интенсивной работе они очень быстро утомляются.

Гладкие мышцы входят в состав внутренних органов человека. Гладкомышечные клетки укорачиваются в результате сокращения сокра­тительных элементов, но скорость их сокращения в сотни раз меньше, чем в скелетных мышцах. Благодаря этому гладкие мышцы хорошо приспо­соблены к длительному стойкому сокращению без утомления и с незначи­тельными энергозатратами.

В каждую мышцу входит нерв, распадающийся на тонкие и тон­чайшие ветви. Нервные окончания доходят до отдельных мышечных воло­кон, передавая им импульсы (возбуждение), которые заставляют их со­кращаться. Мышцы на своих концах переходят в сухожилия, через кото­рые они передают усилия на костные рычаги. Сухожилия также обладают упругими свойствами и являются последовательными упругими элемента­ми мышц. Сухожилия обладают большей прочностью на растяжение по сравнению с мышечной тканью. Наиболее слабыми и поэтому часто трав­мируемыми участками мышцы являются переходы мышцы в сухожилие. Поэтому перед каждым тренировочным занятием необходима хорошая предварительная разминка.

Мышцы в организме человека образуют рабочие группы и работа­ют, как правило, скоординированно (согласованно) в пространственно-временных и динамико-временных отношениях. Такое взаимодействие на­зывается мышечной координацией. Чем больше количество мышц или групп принимает участие в движении, тем сложнее движение и тем больше энергозатраты и тем большую роль играет межмышечная координация для повышения эффективности движения. Более совершенная межмышечная координация приводит к увеличению проявляемой силы, быстроты, вы­носливости и гибкости.

Все мышцы пронизаны сложной системой кровеносных сосудов. Протекающая по ним кровь снабжает их питательными веществами и ки­слородом. Сила сокращения мышцы зависит от площади поперечного се­чения мышцы, от величины площади ее прикрепления к кости, а также от направления развиваемого мышцей усилия и длины плеча приложения си­лы. Например, сгибатель бицепса может создать усилия до 150 кг, а голени до 480 кг.

В процессе сокращения мышцы участвует одновременно лишь часть мышечных волокон, остальные в это время выполняют пассивную функцию. Поэтому мышцы могут совершать длительное время работу, од­нако постепенно они теряют свою работоспособность и наступает утомле­ние мышц.

В результате физических тренировок объем и сила мышцы значи­тельно возрастает в 1,5-3 раза, а скорость сокращения и сопротивляемость


к неблагоприятным факторам повышается в 1,2-2 раза, что приводит к воз­растанию прочности сухожилий под влиянием мышечных усилий.

Основные группы мышц наглядно представлены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1

Рисунок 2.1 - Основные группы мышц человека Мышцы рук

1. Дельтовидная мышца. Она покрывает плечевой сустав. Состоит
из трех пучков: переднего, среднего и заднего. Каждый пучок двигает руку
в сторону, одноименную своему названию.

2. Бицепс или двуглавая мышца плеча. Расположена на передней
поверхности руки. Сгибает руку в локтевом суставе.

3. Трицепс или трехглавая мышца плеча. Расположена на задней
поверхности руки. Разгибает руку в локтевом суставе.

4. Сгибатели и разгибатели пальцев. Одни расположены на внут­
ренней поверхности предплечья, другие на внешней стороне. Они ведают
движениями пальцев.

Мышцы плечевого пояса

5. Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Она вращает и нагибает
голову, участвует в подъеме грудной клетки вверх. ^

6. Лестничные мышцы шеи располагаются в глубине шеи. Участ­
вуют в движении позвоночника.

7. Трапециевидная мышца. Находится на задней поверхности шеи и
грудной клетки. Она поднимает и опускает лопатки, тянет голову назад.


Мышцы груди

8. Большая грудная мышца. Расположена на передней поверхности
| рудной клетки. Приводит руку к туловищу и вращает ее внутрь.

9. Передняя зубчатая мышца. Находится на боковой поверхности
грудной клетки. Она вращает лопатку и отводит ее от позвоночного стол-
ба

10. Межреберные мышцы. Находятся на ребрах. Участвуют в акте
чихания.

Мышцы живота.

11. Прямая мышца. Расположена вдоль передней поверхности
брюшного пресса. Она сгибает туловище вперед.

12. Наружная косая мышца. Находится сбоку брюшного пресса.
11ри одностороннем сокращении сгибает и вращает туловище, при двусто­
роннем - наклоняет его вперед.

Мышцы спины

13. Широчайшая мышца. Находится на задней поверхности грудной
клетки. Приводит плечо к туловищу, вращает руку внутрь, тянет ее назад.

14. Длинные мышцы. Расположены вдоль позвоночника. Разги­
бают, наклоняют и вращают туловище в стороны.

К мышцам спины также относится и трапециевидная мышца, которая была рассмотрена выше. Мышцы ног

15. Ягодичные мышцы. Двигают ногу в тазобедренном суставе, от­
водят, разгибают, вращают бедро внутрь и наружу. Выпрямляют согнутое
имеред туловище.

16. Четырехглавая мышца. Находится на передней поверхности
бедра. Она разгибает но1^ в колене, сгибает бедро в тазобедренном суставе
и вращает его.

17. Двуглавая мышца. Расположена на задней поверхности бедра.
Сгибает ногу в коленном суставе и разгибает в тазобедренном суставе.

18. Икроножная мышца. Расположена на задней поверхности голе­
ни. Сгибает стопу, участвует в сгибании ноги в коленном суставе.

19. Камбаловидная мышца. Находится в глубине голени. Сгибает
стопу.

2.3.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения)

Деятельность всех систем организма человека осуществляется при взаимосвязи гуморальной (жидкостной) регуляции и нервной системы. Гуморальная регуляция осуществляется внутренней системой транспорти­ровки через кровь и систему кровообращения, к которой относится сердце, кровеносные сосуды, лимфатические сосуды и органы, вырабатывающие особые клетки - форменные элементы.

Движение крови и лимфы по сосудам происходит непрерывно, бла­годаря чему органы, ткани, клетки постоянно получают необходимые им в



процессе ассимиляции пищевые вещества и кислород, и непрерывно уда­ляются продукты распада в процессе обмена веществ

В зависимости от характера и состава циркулирующей в организме жидкости сосудистую систему разделяют на кровеносную и лимфатичес­кую.

Кровь - это разновидность соединительной ткани с жидким межкле­точным веществом (плазмой) - 55% и взвешенных в ней форменных эле­ментов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов) - 45%. Основные компо­ненты плазмы - это вода (90-92%), остальные белки и минеральные веще­ства. Благодаря наличию белков в крови вязкость ее выше воды (примерно в 6 раз). Состав крови относительно стабилен и имеет слабую щелочную реакцию.

Эритроциты - красные кровяные клетки, они являются носителем красного пигмента - гемоглобина. Гемоглобин уникален тем, что обладает способностью к образованию веществ в комплексе с кислородом. Гемо­глобин составляет почти 90% в эритроцитах и служит переносчиком ки­слорода из легких ко всем тканям. В 1 куб. мм крови у мужчин в среднем 5 млн. эритроцитов, у женщин - 4,5 млн. У людей, занимающихся спортом, эта величина достигает 6 млн. и более. Эритроциты образуются в клетках красного костного мозга.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они далеко не так многочис­ленны, как эритроциты. В 1 куб. мм крови содержится 6-8 тысяч белых кровяных клеток. Основная функция лейкоцитов - защита организма от возбудителей болезней. Особенностью лейкоцитов является способность проникать к местам скопления микробов из капилляров в межклеточное пространство, где они выполняют свои защитные функции. Продолжи­тельность их жизни 2-4 дня. Их число все время пополняется за счет вновь образующихся из клеток костного мозга, селезенки и лимфатических уз­лов.

Тромбоциты - кровяные пластинки, основная функция которых -обеспечение свертываемости крови. Кровь свертывается вследствие раз­рушения тромбоцитов и превращения растворимого белка плазмы фибри­ногена в нерастворимый фибрин. Волокна белка вместе с кровяными клет­ками формируют сгустки, закупоривающие просветы кровеносных сосу­дов.

Под влиянием систематических тренировок увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина в крови, в результате чего повы­шается кислородная емкость крови. Повышается сопротивляемость орга­низма к простудным и инфекционным заболеваниям из-за повышения ак­тивности лейкоцитов.

Основные функции крови:

- транспортная - доставляет клеткам питательные вещества и
кислород, удаляет из организма продукты распада при обмене веществ;

- защитная - защищает организм от вредных веществ и инфекции,
за счет наличия механизма свертывания останавливает кровотечение;


- теплообменная - участвует в поддержании постоянной темпера-|уры тела.

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе, в ко­торой выделяются два круга кровообращения - большой и малый (рисунок 22).

Рисунок 2.2 - Схема кровообращения человека

1 - правое предсердие; 2 - правый желудочек; 3 - легочная артерия; 4 - капилляры в легких; 5 - легочная вена; 6 - левое предсердие; 7 - левый желудочек; 8 - аорта; 9 - капилляры тела; 10 - полая вена.

Центром кровеносной системы является сердце, выполняющее роль двух насосов. Правая сторона сердца (венозная) продвигает кровь по ма­лому кругу кровообращения, левая (артериальная)- по большому кругу Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца, за­тем венозная кровь поступает в легочный ствол, который разделяется на две легочные артерии, которые делятся на более мелкие артерии, перехо­дящие в капилляры альвеол, в которых происходит газообмен (кровь отда­ет углекислый газ и обогащается кислородом). Из каждого легкого выхо­дит по две вены, впадающие в левое предсердие. Большой круг кровооб­ращения начинается от левого желудочка сердца. Обогащенная кислоро­дом и питательными веществами артериальная кровь поступает ко всем органам и тканям, где происходит газообмен и обмен веществ. Забрав из тканей углекислый газ и продукты распада, венозная кровь, собирается в


вены и двигается к правому предсердию.

По кровеносной системе перемещаегся кровь, которая бывает арте­риальной (насыщенной кислородом) и венозной (насыщенной углекислым газом).

У человека существуют три типа кровеносных сосудов: артерии, вены, капилляры. Артерии и вены отличаются друг от друга направлением движения крови в них. Таким образом, артерия - это любой сосуд, несу­щий кровь от сердца к органу, а вена - несущий кровь от органа к сердцу, независимо от состава крови (артериальная или венозная) в них. Капилля­ры - тончайшие сосуды, они тоньше человеческого волоса в 15 раз. Стенки капилляров полупроницаемые, через них вещества, растворенные в плазме крови, просачиваются в тканевую жидкость, из которой переходят в клет­ки. Продукты обмена клеток проникают в обратном направлении из ткане­вой жидкости в кровь.

Кровь движется по сосудам от сердца под воздействием давления, создаваемого сердечной мышцей в момент ее сокращения. На возвратное движение крови по венам оказывают влияние несколько факторов:

- во-первых, венозная кровь продвигается к сердцу под действием
сокращений скелетных мышц, которые как бы выталкивают кровь из вен в
сторону сердца, при этом обратное движение крови исключается, так как
клапаны, находящиеся в венах, пропускают кровь только в одном направ­
лении - к сердцу.

Механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием ритмических сокраще­ний и расслаблений скелетных мышц называется мышечным насосом.

Таким образом, скелетные мышцы при циклических движениях су­щественно помогают сердцу обеспечивать циркуляцию крови в сосудистой системе;

- во-вторых, при вдохе происходит расширение грудной клетки и в
ней создается пониженное давление, которое обеспечивает подсасывание
венозной крови к грудному отделу;

- в-третьих, в момент систолы (сокращения) сердечной мышцы
при расслаблении предсердий в них также возникает подсасывающий эф­
фект, способствующий движению венозной крови к сердцу.

Сердце - центральный орган системы кровообращения. Сердце представляет собой полый четырехкамерный мышечный орган, располо­женный в грудной полости, разделенный вертикальной перегородкой на две половины - левую и правую, каждая из которых состоит из желудочка и предсердия. Сердце работает автоматически под контролем центральной нервной системы.

Волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам ар­терий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасы­ваемой в аорту при сокращении левого желудочка, называется часто­той сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС взрослого мужчины в покое составляет 65-75 уд/мин., у жен-


щин на 8-10 ударов больше, чем у мужчин. У тренированных спортсменов ЧСС в покое становится реже за счет увеличения мощности каждого сер­дечного сокращения и может достигать 40-50 уд/мин.

Количество крови, выталкиваемое желудочком сердца в сосудистое русло при одном сокращении, называется систолическим (ударным) объе­мом крови. В состоянии покоя он составляет у нетренированных - 60, у фенированных-80 мл. При физической нагрузке у нетренированных воз­растает до 100-130 мл., а у тренированных до 180-200 мл.

Количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в те­чение одной минуты, называется минутным объемом крови._В состоянии покоя этот показатель равен в среднем 4-6 л. При физической нагрузке он повышается у нетренированных до 18-20 л., а у тренированных до 30-40 л.

При каждом сокращении сердца поступающая в систему кровооб­ращения кровь создает в ней давление, зависящее от эластичности стенок сосудов. Его величина в момент сердечного сокращения (систолы) состав­ляет у молодых людей 115-125 мм рт. ст. Минимальное (диастолическое) давление в момент расслабления сердечной мышцы составляет - 60-80 мм рт. ст. Разница между максимальным и минимальным давлением называ­ется пульсовым давлением. Оно составляет примерно 30-50 мм рт. ст.

Под воздействием физической тренировки размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличе­нием его объема. Мышца тренированного сердца более густо пронизана кровеносными сосудами, что обеспечивает лучшее питание мышечной ткани и ее работоспособность.

2.3.3 Дыхание. Дыхательная система

Дыханием называется комплекс физиологических процессов, обес­печивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом.

Процесс дыхания принято делить на:

- внешнее (легочное), т.е. обмен газов между легкими и атмосфе­
рой;

- тканевое, т.е. процесс обмена кислородом и углекислым газом ме­
жду кровью и клетками тела.

Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательного аппа­рата, состоящего из воздухоносных путей (полость носа, носоглотка, гор­тань, дыхательное горло, трахеи и бронхи). Стенки носового хода устланы мерцательным эпителием, который задерживает поступающую с воздухом пыль. Внутри носового хода происходит согревание воздуха. При дыхании через рот воздух поступает сразу в глотку и из нее в гортань, не очищаясь и не согреваясь.

При вдохе воздух попадает в легкие, каждое из которых находится в плевральной полости и работает изолированно друг от друга. Каждое легкое имеет форму конуса. Со стороны, обращенной к сердцу, в каждое


легкое (ворота легкого) входит бронх, делясь на более мелкие бронхи, об­разуется так называемое бронхиальное дерево. Мелкие бронхи заканчива­ются альвеолами, которые оплетены густой сетью капилляров, по которым течет кровь. При прохождении крови по легочным капиллярам и происхо­дит газообмен: углекислый газ, выделяясь из крови поступает в альвеолы, а те отдают в кровь кислород.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыха­тельный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вен­тиляция, потребление кислорода и др.

Дыхательный объем - объем воздуха, проходящий через легкие за один дыхательный цикл (вдох, выдох). Этот показатель значительно уве­личивается у тренированных и составляет от 800 мл и более. У нетрениро­ванных дыхательный объем в состоянии покоя находится на уровне 350-500 мл.

Если после нормального выдоха сделать максимальный выдох, то из легких выйдет еще 1,0-1,5 л воздуха. Этот объем принято называть ре­зервным. Количество воздуха, которое можно вдохнуть сверх дыхательно­го объема называют дополнительным объемом._Сумма трех объемов: ды­хательного, дополнительного и резервного составляет жизненную емкость легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха (измеряет­ся методом спирометрии).

Жизненная емкость легких в значительной степени зависит от возраста, пола, роста, окружности грудной клетки, физического разви­тия. У мужчин ЖЕЛ колеблется в пределах 3200-4200 мл, у женщин 2500-3500 мл. У спортсменов, особенно занимающихся циклическими видами спорта (плавание, лыжные гонки и т.п.), ЖЕЛ может достигать у мужчин 7000 мл и более, у женщин 5000 мл и более.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя часто­та дыхания в покое 15-18 циклов в минуту. У тренированных людей, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При физической нагрузке частота дыхания увеличивает­ся, например, у пловцов до 45 циклов в минуту.

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через лег­кие за минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель увеличивается.

Потребление кислорода - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потре-


бить в минуту при предельной мышечной работе, называется максималь­ным потреблением кислорода (МПК).

Наиболее эффективно дыхательную систему развивают цикличе­ские виды спорта (бег, гребля, плавание, лыжный спорт и т.п.).

Нервная система

Нервная система человека объединяет все системы организма в единое целое и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые подходят ко всем тканям и органам человека.

Нервную систему делят на центральную и периферическую. К цен­тральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Перифериче­ская нервная система образуется нервами, отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

По функциональному принципу нервную систему делят на сомати­ческую и вегетативную. Соматические нервы иннервируют на поперечно­полосатую мускулатуру скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (со­кращение сердца, перистальтика кишечника и др.).

Основными нервными процессами являются возбуждение и тормо­жение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нерв­ных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их актив­ность направлена на восстановление.

Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизнедеятельности).

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуще­ствляемая при участии ЦНС.

Все движения человека представляют собой приобретенные в про­цессе индивидуальной жизни новые формы двигательных актов.

Двигательный навык - двигательное действие, выполняемое авто­матически без участия внимания и мышления.

Образование двигательного навыка происходит последовательно по трем фазам: генерализации, концентрации, автоматизации.

Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются допол­нительные группы мышц. В этой фазе движения неэкономичны, плохо ко-ординированны и неточны.

Фаза концентрации характеризуется дифференцированным тормо­жением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах го­ловного мозга. Движения в этой фазе становятся точными, экономичными, стабильными.


Фаза автоматизации характеризуется выполнением движения ав­томатически, без участия внимания и мышления. Автоматизированный на­вык отличается высокой степенью надежности и стабильности выполнения всех составляющих его движений.

В образовании двигательного навыка участвуют различные анали­заторы: двигательный, вестибулярный, кожный и др. Анализатор - это структурная целостность рецептора и нерва, проводящего возбуждение в центр, находящийся в коре головного мозга. Изменение функции того или иного анализатора тесно связано со спецификой физических упражнений. У занимающихся физическими упражнениями совершенствуется глазодви­гательный анализатор, увеличивается поле зрения (норма - 1 5°, при специ­альной тренировке до 30°) и совершенствуется глубина восприятия. При исследованиях кожного анализатора в процессе тренировок установлено, что те области тела, которые подвергаются соприкосновениям и ударам, имеют пониженную тактильную и болевую чувствительность.

В процессе физической тренировки нервная система человека со­вершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов воз­буждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позво­ляет органам чувств более дифференцированно осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых дви­гательных навыков







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.