Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ





Содержание и форма физических упражнений.

Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и фор­му.

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность про­цессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной де­ятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внут­реннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содер­жание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигатель­ного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет спе­цифический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нера­циональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая прак­тическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимаю­щихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, со­гласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы - результат решения поставленной задачи ("освоение", "неосвоение" и др.). "Представителем" содержания являются физические качества, формы - техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быст­рее, чем форма, постоянно накапливающаяся "старая" техника физических упраж­нений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства име­ет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каж­дый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физи­ческих упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физи­ческого воспитания.

4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формирование у занимающихся основ­ных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практичес­ких навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражне­ниями и в повседневной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведе­ния занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние фи­зических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, то есть в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особен­но большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные воз­можности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсме­ны в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интен­сивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов. Таким об­разом, высокогорные условия приобретают как бы специфическое "тренирующее" значение.

Методика использования естественных сил природы должна опираться на ис­следования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающих­ся.

Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, то есть создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной сол­нечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возмож­ность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо прово­дить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно приме­нять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнении усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Этот эффект, полученный в процессе занятий физическими упражнения­ми, обладает способностью к переносу, т.е. он проявляется и в других видах дея­тельности человека, в частности - в трудовой и в военной, что усиливает приклад­ное значение самого физического воспитания. Закаливание помогает проявлению волевых качеств занимающихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифи­ческим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомо­сти и др.).

В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях есте­ственных сил природы. Особенно это важно для лиц зрелого и старшего возраста.

Что же касается гигиенических факторов, то к ним относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разносторон­нее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, ибо это повышает эффект воздействия уп­ражнений.

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет со­стояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и-одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятель-

Временные характеристики.

Включают, длительность движения, темп движения.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В техни­ке физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных час­тей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширо­вание), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов (опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достиже­ния во многих двигательных действиях. Продолжительность каждой фазы, перио­да, цикла в упражнении можно измерить и определить ее влияние на результат (на­пример, длительность периодов опоры и полета в беге). Изменение времени вы­полнения двигательного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма занимающихся.

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движе­ниях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно не наблюдается.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обыч­но в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем он выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.

Максимальная частота движений является одним из показателей быстроты как физического качества человека. Не следует отождествлять понятия темпа и скоро­сти движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа и, на­оборот. Так, например, в беге с увеличением темпа (при одной и той же длине ша­гов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновре­менно, с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений мо­жет остаться и неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях, в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями.

Темп движений во многих видах физических упражнений, с одной стороны, от-ражаетуровень развития быстроты, а с другой - степень владения техникой. Напри­мер, чем больше развита у гребца быстрота движений, тем более высокую частоту гребков он может показать. В то же время, чем совершеннее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выполнять все элементы гребка.

Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется их подготовленностью. У победителей в циклических видах спорта (гребля, бег на дальнюю дистанцию), как правило, вариативность темпа дви­жений гораздо выше, чем у спортсменов, занявших в соревнованиях низкие места. Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладении техни­кой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимаю­щегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фик­сируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее вы­сокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.

Силовые характеристики.

В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.

С ила д вижения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и проч. Имен­но такую меру физического воздействия необходимо иметь ввиду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Понятие силы движения является обобщенным. Хотя она и зависит от прилагае­мых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной си­лой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодей­ствия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека,-облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренн ими силами являются:

активные силы двигательного аппарата - силы тяги мышц;

пассивные силы опорно-двигательного аппарата - эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

реактивные силы - отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности, сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменение взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и остальные внутренние силы.

Внешние силы складываются из:

силы тяжести собственного тела;

силы реакции опоры;

. силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой - при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей - при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направ­лена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положи­тельно, а в других - отрицательно сказывается на решении двигательных задач. На­пример, конькобежцы показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В тоже время результаты в метании дис­ка и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снаря­дов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также проявляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит сколь­жение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталки­вании же лыж от снега сила трения удерживает лыжу на снегу, не дает ей просколь­знуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.

Сила инерции или сила отдачи - это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела, В одних случаях инерционные силы вы­годны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движе­ния всего тела. В других - они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнасты, при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы, зависит эффективность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве "добавок" к активным силам, - один из важней­ших показателей технического мастерства.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьше­нии сил тормозящих.

Ритмическая характеристика.

Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движе­ний, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, от­носительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измере­ния соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени сво­бодного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для сред­них - 3,0, а для длинных - 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отли­чается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому ре­зультату и нерациональным, снижающим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и одноактном (нерацио­нальном) ритме. В первом случае движение начинается со старта энергично, за­тем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором - без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и подрыва. Раци­ональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения движения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия. Различают также постоянный (стабильный) и пе­ременный (вариативный) ритмы. На изменение ритма при выполнении физическо­го упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состоя­ние занимающихся. К примеру, ритм передвижения на лыжах в плохих условиях скольжения будет иным, чем ритм при хорошем скольжении. Например, при пере­движении попеременным двухшажным ходом происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле - уменьшается длитель­ность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариатив­ность ритма движений обеспечивает достижение и поддержание, хотя пониженной, но оптимальной для данных условий скорости передвижения.

В цикл ическихупражнениях (в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д.) пра­вильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает про­явление необходимой скорости и достаточно длительное сохранение соответству­ющей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, мета­ниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и мак­симальному использованию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, или его "выстукивать".

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности.

Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это основное и специфическое средство физи­ческого совершенствования, особый вид двигательной деятельности при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - двигательные действия с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятель­ность.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, со­здаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимаю­щихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогатель­ные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невоз­можно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигатель­ной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физи­ческие качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым ря­дом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологи­ческих, психических, интеллектуальных и др.):

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ

АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ

Выполнение физических упражнений, как говорил осьвыше, активирует деятель­ность различных систем и функций организма и, тем самым, оставляет свой "след" (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий "следовые" двигательные эффекты по открытому Ж. Б. Ламарком закону упражне­ний - "работа строит орган в меру его употребления", накапливаются и способству­ют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения "организация определяет и строит функцию по мере её выпол­нения", впервые сформулировал Д. Дидро. Научно её обосновал Н. А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической орга­низации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации не существовавших ранее форм двигательных действий.

При этом организм строит свои движения не только по Ж. Б. Ламарку, не в по­рядке простого повторения и накопления эффекта упражнения, а путем модифици­рованного повторения и отбора наиболее рациональных способов решения возник­ших двигательных задач (Наталов Г. Г., 1976). ■.

Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:

1) В зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздорови­тельный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реаби­литационный эффекты.

2) В зависимости от характера применяемых упражнений он может быть специ­фическим и неспецифическим (общим).

3) В зависимости от преимущественной направленности на развитие и совер­шенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скорост­ной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов.

4) В зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положитель­ный, отрицательный или нейтральный характер.

5) В зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптацион­ные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий) появляющийся после нескольких занятий, кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного эта­па, периода занятий.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторяе­мость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуще­ствляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его фи­зическое состояние, с другой, - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социаль­ное воздействие.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с ак­тивной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представля­ют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические уп­ражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются "естественными", существуют уп­ражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физи­ческого воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания "школы движения", развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и ле­чебных задач. Сюда относят упражнения на большинстве гимнастических снаря­дов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этэй группы физических упражнений является их весьма значитель­ная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повсед­невной жизни.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеха­нических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может слу­жить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс совершающий­ся между человеком и природой. Изменяя внешнею природу, человек приспосаб­ливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздействие физического труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям развития производства. Говоря о физическом тру­де, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мы­шечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, пси­хические, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производ­ственных движений.

Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями про­цесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осу­ществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физи­ческих и духовных способностей. В отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но ис­пользуемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно оп­ределить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физическо­го совершенствования личности.

4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических уп­ражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответству­ющие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематичес­кое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреж­дения заболеваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. По­этому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конк­ретных условиях, имея в виду, что организм человека - это единое целое и что лю­бое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обуславливающим рациональное воздействие фи­зических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль иг­рают следующие факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индиви­дуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготов­ка (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсме­нов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, то есть их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества обо­рудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность мето­дически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

4. 3. Классификация физических упражнений.

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью клас­сификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свой­ства тех или иных физических упражнений их образовательно-воспитательный по­тенциал, а, следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те уп­ражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (НаталовГ. Г., 1976). В связи с тем, что теория и практика физкультурного образова­ния непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неиз­менными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, ис­ходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования фи­зической культуры личности в целом и отдельных её компонентов. Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появле­ния и прогнозирования новых форм физических упражнений.

Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а не­сколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой клас­сификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

  1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на:

· общеразвивающие,

· профессионально-прикладные,

· спортивные, восстановительные,

· рекреа­ционные,

· лечебные,

· профилактические и др.

 

В свою очередь, в зависимости от зна­чимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соот­ветствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подго­товительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений явля­ется существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на раз­витие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координаци­онных способностей, выносливости, гибкости, сенсорноперцептивных, интеллек­туальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определен­ных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гим­настические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражне­ния подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу цикли­ческих упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велоси­педе и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются зако­номерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ацикличес­ким упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытека­ет из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу вхо­дят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздей­ствию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затыл­ка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изо­метрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима рабо­ты мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражне­ния аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществ­ляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробно­го характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэроб­но-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различ­ные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации уп­ражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может проис­ходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максималь­ной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классиф







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.