Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет





Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет

Программа

Лазаренко О. И., Ястребова А. В.

Данная программа обеспечена пособиями авторов:

"Хочу в школу" - система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи, издательство "Аркти", 1999 г.;

"Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи", издательство "Аркти", 2001 г.

Объяснительная записка

Психологические особенности детей, поступающих в школу

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, и др. Важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения. Как отмечают приведенные выше авторы, шестилетний ребенок знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность.

Возраст шести-семи лет является сензитивным не только к развитию познавательных процессов, но и развитию речи и речевой деятельности в целом. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. Развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, несмотря на то, что у ребенка шести лет отмечается достаточное развитие всех средств языка для овладения анализом и синтезом звукового состава слова, требуются специальные занятия.

Хотя у детей шести лет появляется возможность произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности. Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.

Шестилетний ребенок практически уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Развитие воли шестилетнего ребенка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребенка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлека-ющему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В развитии воли шестилетнего ребенка можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие целенаправленности, во-вторых, установление отношений между целью действий и их мотивов и, в-третьих, усиление регулирующей роли речи.

Выполнение целенаправленных действий находится у шестилетнего ребенка в зависимости от многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в организации самой цели. Очень большое задание действует подавляюще на психику ребенка, он пасует перед объемом деятельности и быстро сдает свои позиции. Расчленение задания на ряд последовательных этапов, напоминание о способах достижения цели по ходу выполнения задания не только помогают ребенку организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательно.

Итак, важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства до шести лет - есть возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствует, как это было показано выше, уровень сформулированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.

Вместе с тем шестилетний ребенок нуждается в целенаправленном обучении по формированию ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности. При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности в целом и произвольности поведения в частности.

Таким образом, если мы хотим подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, то содержание обучения с необходимостью должно быть ориентировано на формирование у детей произвольности. При этом естественно учитывать, что становление произвольности должно быть сопряжено с обретением детьми внутренней свободы и собственной индивидуальности.

При разработке содержания занятий мы ставили целью формирование произвольности в качестве основной дидактической задачи. При этом мы опирались на положение Л.С. Выготского о том, что ведущая роль в социальной обусловленности воли отводится речевому общению ребенка со взрослым. Воля в генетическом плане проявляется как стадия овладения собственными процессами поведения. Л.С. Выготский подчеркивал, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образному понятию, к развитию воли".

Исходя из изложенных выше позиций нами было разработано содержание курса занятий, в процессе которых должна быть сформирована культура устной речи (дикция, дыхание, голос, интонация - лингвистическая часть занятия) и навыки творческого креативного мышления (II часть занятия). В процессе занятий решалась основная задача формирования произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент, особенно во II части занятия, делался на формирование речемыслительной деятельности, т.е. развитие и совершенствование развернутого, связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения), что в целом способствовало развитию рефлексии детей.

Эта программа разработана в соответствии с концепцией ЭКРУСКО в подборе учебного материала и исходя из преемственности одного предмета к другому (риторики, русскому языку и т.д.), избегая разнобоя в требованиях учителей, в соответствии с программами прогимназии ЭКРУСКО образование направлено в целом на реализацию единой концепции в методологическом аспекте.

Цели и задачи

Лингвистическая часть (I)

Развитие дикции

Артикуляционные упражнения для выработки четкой дикции проводятся одновременно с движениями сначала одной, затем двух рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Проведение артикуляционных упражнений принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением артикуляционных движений с движением руки. Сначала одной, потом и двух (биоэнергопластика).

Известно, что движение тела (руки и артикуляционного аппарата), если оно пластично, раскрепощено и свободно, помогает активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движения и мелкую моторику.

На первом занятии проводятся 2 - 3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, педагог сочетает артикуляционные упражнения с движением одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений с движением руки. Затем, на 3 - 4-м занятии, к артикуляционным движениям подключается вторая рука, и так продолжается до конца года. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это очень важно, небрежность не допустима. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

Развитие речевого дыхания

Упражнения для развития речевого дыхания можно проводить сидя и стоя. Отрабатывается каждое упражнение столько, сколько нужно для четкого выполнения упражнения всеми детьми.

Детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично - полным дыханием.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, больший объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхания". "Перебор дыхания" ведет за собой резкий выдох, голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания.

Приложение

Дыхание

Задачи:

- Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

- Учить детей на одном выдохе произносить небольшие фразы.

- Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

- Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

Виды работы:

1. Используя специальные и игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох.

Игры и упражнения типа: "Чей одуванчик дальше улетит?", "Чья лодка дальше уплывет?".

2. Путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно и рационально использовать выдох.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться дышать смешанным дыханием (диафрагмально-нижнереберным) в процессе речи. Развить бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч.

Научиться владеть таким дыханием, при котором говорящий набирал бы необходимое количество воздуха и рационально расходовал этот запас, равномерно распределяя его на весь отрезок речи, заключенный между двумя вдохами.

Делать вдох только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов.

Творческие задания по мимике

Задачи:

- Формировать выразительные средства мимики.

- Формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами посредством мимической гимнастики.

- Развивать и тренировать умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и оценивать его личностные качества.

- Формировать умение вызывать положительные эмоции посредством мимики и выразительных движений.

- Учить управлять своими эмоциями посредством мимики и выразительных движений.

- Формировать умение обозначать словами эмоциональное состояние человека.

Виды работы:

Задания для детей:

- надуть одну и другую щеку поочередно;

- надуть обе щеки;

- поднять брови, сдвинуть брови;

- раскрыть широко глаза;

- закрыть поочередно глаза;

- улыбка.

Игровые упражнения:

- Что показывает лицо?

Создание ситуаций:

- на положительно окрашенные эмоции;

- активизирующие имеющийся у детей опыт положительно окрашенного восприятия;

- комплекс творческих заданий, вызывающих положительно окрашенные эмоции, нейтральные и отрицательные (гнева, ненависти, зависти, жадности и др.).

Тренировать мимикой и выразительными движениями различные основные чувства (интерес, удивление, удовольствие, стыд, радость, грусть).

Интонация

Задачи:

- Добиваться от детей естественной выразительности повседневной детской речи.

- Воспитывать осознанную выразительность при передаче обдуманного текста.

- Учить передавать в своей речи не только знания, но и свои чувства и отношение к тексту.

- Воспитывать у детей умение в речи подчеркивать отдельные слова мимикой, выражением глаз, сменой силы и тембром голоса.

- Учить передавать в речи интонации вопроса, ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, нежность, тревогу, печаль, гордость и т.д.).

- Воспринимать на слух и правильно воспроизводить интонацию конца предложения: с точкой, с многоточием, с вопросом (с вопросительными словами и без них), восклицательным знаком, используя громкость и темп речи в соответствии с речевой ситуацией.

Виды работы:

Упражнения с творческими задачами:

1. Произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо.

2. Предложить детям попросить у товарища что-нибудь так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии они просили (вежливо, с обидой, с нетерпением, одобряя).

3. Предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

4. Детям предлагается одна фраза, и произнести ее надо с разной заданной интонацией: вопросительной, удивленной, радостной и т.д.

5.Дети запоминают фразу, и в этой фразе надо последовательно каждое слово выделить голосом.

Упражнения для выработки интонации.

6. Прочитать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Обратить внимание, как изменяется смысл фразы (например: "Школьник прочитал интересную книгу").

7. Чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова (например: "Мягко стелет, да жестко спать", "Что написано пером, не вырубить топором").

8. В стихотворении или в прозаическом тексте выделить голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

9. Читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы (например: "Жизнь дана на добрые дела", "Старый друг лучше новых двух", "Не верь началу, верь концу").

10. При чтении прозаического или стихотворного текста выделить голосом главные по смыслу слова; следить за дыханием, своевременно на паузах добрать воздух.

11. Читать фразы, в зависимости от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией. "Ты был в школе?" - восходящая мелодия. "Нет, я в школе не был." - нисходящая мелодия).

12. Читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении (например: "Новых друзей наживать, а старых не терять", "Счастье не в воздухе вьется, а руками достается").

13. Читать скороговорки, пословицы, поговорки, стихи меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

14. Читать различные тексты, меняя темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом и в умеренном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т.д.).

Ожидаемый результат:

У детей воспитана естественная выразительность в повседневной речи, произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Сформировано умение слышать, оценивать выразительную речь других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи.

Дети умеют различать и воспроизводить актуальный ритм художественных произведений.

Голос

Задачи:

- Учить детей говорить громко, чтобы слышали все дети в классе.

- Учить детей говорить тихо, чтобы слышал рядом стоящий.

- Учить детей повышать и понижать тон голоса. Говорить высоким и низким голосом.

- Учить менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

- Приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Виды работы:

1. Использовать специальные и игровые упражнения для развития основных качеств голоса – силы и высоты (игра типа "Тихо – громко", "Позови своего друга", "Не разбуди маму").

2. Путем подражания речи педагога менять силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.

Голос должен быть достаточно подвижен и гибок, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. уметь говорить шепотом и громко, медленно и быстро и т.д.

Дикция

Задачи:

- Устранить недостаточную гибкость, неподвижность и "непослушность" частей речевого аппарата.

- Добиваться, чтобы не было в речи "смазанности" и небрежности, неясности и нечеткости.

- Развивать самоконтроль и внимание, следить за четкостью своего произношения.

- Вырабатывать хорошую координацию органов артикуляционного аппарата детей специальными упражнениями.

Виды работы:

1. Упражнения артикуляционной гимнастики для губ.

2. Упражнения артикуляционной гимнастики для языка.

3. Упражнения артикуляционной гимнастики для челюсти.

4. Работа над четкостью произношения гласных звуков.

5. Упражнения для выработки четкости произношения согласных звуков.

6. Произносить различные сочетания тренируемых звуков.

7. Придумывать и произносить предложения с заданными звуками.

8. Произносить стихи, скороговороки и др. с различным темпом и интонацией.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована четкая артикуляция звуков родного языка, правильное их произношение, ясное и чистое произношение слов и фраз.

Формирование творческого мышления

1. Работа с геометрическим материалом

Учебный материал - набор геометрических форм, разных по цвету и величине.

Цели:

- Формирование умения и навыков быстро находить геометрические фигуры, величины и цвета и определять их названия.

- Умение ориентироваться на листе бумаги.

Эти задания формируют важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, зрительная память, находчивость, сообразительность; в ходе выполнения заданий вырабатывается устойчивость, развиваются конструктивные умения. Подбирая материал к занятиям мы, старались, чтобы он был не очень сложен для ребенка. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

В процессе и по следам выполненных действий организуются устные, по возможности развернутые, высказывания детей.

Задания на сериацию

Учебный материал - демонстрационные таблицы.

Цель:

- Нахождение основания, принципов классификации, связанных с выделением главного стержня в задании.

В процессе этих заданий формируются умения устанавливать отношения и зависимости, лежащие в основе систематизации знаний. Одновременно активизируется внимание детей в связи с необходимостью сосредотачиваться на принципах классификации.

Следующие занятия на сериацию. Сериация - одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций. Задания даны в порядке усложнения. На первом занятии задание ориентировано на выявление уровня сформулированности и развития ее (его) у детей.

Во время работы с этими заданиями необходимо сочетать индивидуальную и коллективную формы работы. На первых этапах дети самостоятельно ищут решение. Далее к доске выходит желающий, педагог обязательно просит дающего ответ (отвечающего) подробно рассказать о том, как он получил ответ, помогает, чтобы ход мышления ученика был понятен всем, и прежде всего тем, кто не сумел найти правильного решения. Зная детей, учитель без труда определяет причины возникновения ошибок. Ошибка может быть результатом невнимательности, поспешности, а может быть и результатом недостаточной сформированности уровня мышления.

На следующем занятии - нахождение четвертой недостающей фигуры (простые аналогии). Методика работы с такими заданиями аналогична предыдущей; условия их можно изобразить мелом на доске или на нарисованных таблицах, а детям нарисовать ответ в тетрадях или отложить карточку с ответом.

На третьем занятии из этих заданий предлагается выявить простые закономерности в расположении девяти изображений.

Задачи будут более интересны детям, если вместо геометрических фигур использовать силуэты изображений деревьев, живых существ, цифр, букв, различных знаков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет

Программа

Лазаренко О. И., Ястребова А. В.

Данная программа обеспечена пособиями авторов:

"Хочу в школу" - система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи, издательство "Аркти", 1999 г.;

"Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи", издательство "Аркти", 2001 г.

Объяснительная записка







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.