Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Состояние семьи-воспитательницы





Лучше всего для роли воспитательниц подходят молодые, развивающиеся, жизне­способные семьи — до того момента, когда начинается подготовка к роению. Если «роевая горячка» уже началась (имеются открытые маточники), то семья вряд ли


настроена на воспитание чужих личинок - с точки зрения биологии это вполне по­нятно. С другой стороны, незрелые семьи (с неблагоприятным соотношением пче­лы: расплод) непригодны для воспитания маток.

Минимально сильной полноценной воспитательной семьей я бы назвал 8 густо обсиженных пчелами рамок. Однако при самых неблагоприятных погодных усло­виях практически используют более сильные семьи, чтобы воспитание маток про­исходило без помех. Как правило, перед началом постановки прививочных рамок семье-воспитательнице дают возможность выращивать свой расплод в двух гнездах, чтобы в семье было подготовлено оптимальное количество пчел-кормилиц (рис. 7). Одним из важнейших мероприятий при подготовке семьи-воспитательницы явля­ется «спрессовывание» пчел в одном гнезде, которое они забивают до отказа, во всех углах (рис. 8). Соотношение пчелы: пространство имеет решающее значение для воспитания маток.

Особенно важна компетентная оценка готовности семьи принять пчел на воспи­тание весной, в начале сезона искусственного выводка маток. Во время цветения пло­довых деревьев и кустарников, т. е. весеннего медосбора, обычно при хорошей погоде, устанавливаются отличные условия для разведения. Если вы хотите начать искусст­венный вывод маток в этот период раннего медосбора, вы удаляете матку с расплодом из одной из самых сильных семей и ставите прививочную рамку. Однако результаты вас глубоко разочаруют: матки будут тощими и неполноценными. В чем же причина? Дело в том, что семья еще не созрела для роли воспитательницы. В это время года со­стояние зрелости зависит не только от количества пчел: важную роль играет также возрастной состав пчел. Весной в семье еще остается много зимних пчел; это старые пчелы-сборщицы, которые приносят в улей первый нектар. Молодые же пчелы, спо­собные обеспечить молочком большое количество личинок, остаются в меньшин­стве. Соотношение открытый расплод: печатный расплод — это важный показатель зрелости семьи. Даже соединение двух незрелых семей в одну является безрезультат­ным; лучше всего в этом случае сформировать отводок и начать вывод маток. В это время года такая мера является лишь вынужденной; я рекомендовал бы ее лишь в без­выходном положении. А вообще лучше подождать еще 10 дней.

Пчелиная семья сама может дать нам понять, готова ли она взять на воспитание будущих маток: в ней появляются трутни. Семья без трутней еще не созрела для того, чтобы стать семьей-воспитательницей. Появление весной первых трутней (при ес­тественном ходе развития пчел это первый признак подготовки к роению, как пра­вило перед отстройкой первых маточников) - это сигнал для пчеловода к началу вывода маток. Самый ранний срок — когда еще трутни не вылупились, но уже име­ется трутневой печатный расплод площадью с ладонь.

Хочу подчеркнуть, что даже сильным семьям не рекомендуется давать на воспи­тание более 20-25 ячеек одновременно.


Расчет: двойная сила семьи - двойное количество ячеек здесь не подходит. Эти данные действительны только для условий Центральной Европы, в других регионах и с другими породами пчел можно выращивать большее количество маток без ущер­ба для качества.

Известные и неизвестные факторы, влияющие на состояние пчел-воспитательниц

Хороший медосбор, как известно, отлично влияет на настроение семьи-воспита­тельницы. Полное отсутствие взятка в течение длительного времени, конечно, не очень благоприятно, но тем не менее в начале сезона можно без труда за счет под­кормки поддерживать семью в нужном состоянии.

Иначе обстоит дело при массовом медосборе, особенно медвяной росы (пади). Пчелами овладевает такой азарт, что они забывают все другие занятия, принимают на воспитание лишь небольшое количество маточников с неохотой, ухаживают за ними небрежно. В результате выводятся плохо развитые матки, и далеко не все. В этом слу­чае лучше сдвинуть сроки вывода маток, чем продолжать получение неполноценных особей. Если сбор медвяной росы прекратится из-за плохой погоды, достаточно будет двух дней без взятка, чтобы семья вновь настроилась на «воспитательный» лад. В та­кие перерывы в медосборе семья особенно хорошо принимает расплод на воспитание и обеспечивает надлежащий уход.

Плохие и хорошие семьи-воспитательницы

Иногда случаются неудачи, появляются «отказницы» и мы не можем найти их причину. Вроде бы нашли хорошую семью, тщательно все подготовили, по всем правилам поста­вили прививочную рамку - а пчелы почти не работают, края мисочек через 24 часа еще не отстроены, личинки лежат «голые» в чуть-чуть увлажненных ячейках. Одновремен­но соседняя семья того же происхождения хорошо приняла личинок и безупречно за ними ухаживает. Трудно объяснить такое различие в настроении семей.

Если семья отказывается воспитывать чужих личинок, рекомендуется провести «поощрительную пробу»: семью проверяют на свищевых маточниках, затем хорошо подкармливают и еще теснее «сплачивают» их в улье, как уже говорилось выше. За­тем вставляют новую прививочную рамку. При неудаче после такого вмешательства лучше подготовить новую семью-воспитательницу, а не мучиться с упрямой семьей и в конце концов выжать из нее маток не очень высокого качества.

Воспитанные против воли, нежеланные личинки-падчерицы гораздо опаснее, чем непринятые ячейки или прививочные рамки. В последнем случае неуспех оче­виден, такое иногда случается, когда нужно вывести маток. Но если личинки уже


отданы на воспитание то, хотя они плохо развиваются, так как им дают мало мо­лочка, у вас возникает искушение оставить их в этой семье в надежде, что «все образуется». Распространен порочный обычай после плохого приема личинок се­мьей-воспитательницей на другой день делать повторную прививку. От этого нуж­но категорически отказаться. Во-первых, в этой серии будут разновозрастные ку­колки, а во-вторых, качество маток второй прививки не будет лучшим. Иногда правда, удается «вымучить» из этой семьи лишнюю матку, но вследствие недоста­точного питания она будет так же. плохо развита, как и сестры, которые старше ее на один день.

Гораздо лучше на следующий день после переноса личинок на маточное воспи­тание оценить ситуацию, и если семья плохо ухаживает за личинками (вялая отстрой­ка мисочек, скудное снабжение молочком, рис. 1, 2), то лучше изъять всю серию. Затем нужно реорганизовать эту семью или подготовить другую и перенести в нее новую серию прививочных рамок.

Если вы намерены вывести большое количество маток, подготовьте больше се­мей-воспитательниц, чем необходимо. По результатам первой серии можно решить, какие семьи использовать для последующих серий, а какие исключить и применять для других целей.

Подготовку семей-воспитательниц следует начать еще осенью (подкармливание, подсиливание семей): перезимовавшие «суперсемьи» будут лучшими воспитатель­ницами.

Само собой разумеется, что все семьи-воспитательницы должны быть перед приемом личинок на воспитание в оптимальном состоянии, что обеспечивается стимулирующей подкормкой, подсиливанием или расширением гнезда. Это ка­сается прежде всего раннего вывода, когда семьи своими силами еще не достиг­ли состояния зрелости. Требующиеся мероприятия будут зависеть от конкрет­ных условий.

Прививка личинок

Любой компетентный селекционер, регулярно занимающийся выводом большого количества маток, использует метод прививки личинок. На маленьких пасеках можно обойтись другими методами, без переноса личинок в специальные мисочки (способ Аллея, способ Цандера, способ Джентера), но для постоянного применения они слишком затруднительны и не всегда удовлетворительны. Прививка личинок при­нята во всем мире. Правда, бытует мнение, что этот метод вреден для личинок, но эти опасения совершенно безосновательны. Существуют различные возможности облегчить работу, если возникают трудности при переносе личинок.


Рис. 1. Принятые и непринятые мисочки с личинками через 24 часа после прививки. В непринятых ячейках нередко еще находятся маленькие личинки, но их почти не снабжа­ют кормом. Если даже позже их начнут выхаживать, матки выведутся плохого каче­ства.

Рис. 2. Отстройка маточников и снабжение кормом личинок. 1, 2, 4 и 5 дни после пере­носа привитых личинок (справа налево). Уже через 24 часа ячейка отстроена, малень­кая личинка плавает в молочке, которое покрывает все дно.


1. Ячейки укорачивают, чтобы личинки были лучше видны и чтобы легче их было
извлекать.

2. Нужно хорошее освещение дна ячейки. Прекрасно зарекомендовали себя лам­
пы, прикрепляемые на лоб, как у стоматологов, или маленькие галогенные лам­
пы («Миниспот» Осрама).

3. При работе используют лупу (в последние время шпатель для переноса личинок
продают в комплекте с лупой).

4. Очень важен выбор хорошего тонкого шпателя (например, «Schweizer Loffels» с
загнутой державкой, рис. 3).

5. За день до вылупления личинок подкармливают семью-воспитательницу или пе­
ремещают туда рамку с засевом, чтобы личинки «плавали» в молочке.

Всегда советуют перед переносом личинки помещать в мисочку каплю маточно­го молочка и на него класть личинку. Я же никогда не видел никакого преимущества в такой методике — личинки, переносимые в сухую мисочку, принимаются пчелами так же хорошо. Однако, есть одно исключение: при выводе в семье со здоровой плод­ной маткой обязательно нужно помещать в мисочку маточное молочко.

Низкая температура (например, при плохой погоде в мае) не наносит вреда ли­чинкам при прививке, тогда как повышенная температура опасна для личинок, особенно если влажность воздуха низкая. Относительная влажность в гнезде не должна быть ниже 50% (достаточно точный гигрометр можно приобрести у любо­го оптика).

Маточные мисочки

Выяснилось, что диаметр искусственных мисочек для переноса личинок и вывода маток имеет особенно важное значение. Изготовленные по методу Цандера дере­вянные брусочки или патрончики имеют диаметр 8 мм. Однако, измеряя диаметр натуральных маточных ячеек, можно убедиться, что в самом широком месте он до­стигает 9,5 мм, а в нижней части - 9 мм. Мы в течение многих лет используем дере­вянные патрончики диаметром 9 мм, немного изменив размеры Цандера. Этот ме­тод сейчас широко используется на практике и обеспечивает хороший прием пчела­ми-воспитательницами и вывод крупных маток. Доктор Вайс однозначно подтвердил этот факт, проведя тщательную проверку на опытах (Zschr. fur Bienenforschung 8,1968, C. 130-145).

Нужно сказать, что все методы, при которых выращиваемый племенной матери­ал все время находится в тесных ячейках для рабочих пчел, дают менее благоприят­ные результаты, чем перенос личинок в широкие мисочки. Такой фактор, как «шири­на мисочки», очевидно, важнее, чем возраст личинок (в допустимых пределах до 2 дней) к началу постановки на воспитание. Таких же хороших результатов достигают


Рис. 3. Швейцарский шпатель для переноса личинок. На шпателе однодневная личинка; в ячейке позади нее — личинка в возрасте 48 часов.

при повторном использовании отстроенных ячеек, которые укорачивают до 10 мм и после отмачивания в теплой воде очищают от остатков коконов и пищи.

Качество воска (нового или старого) не играет никакой роли в приеме ячеек с личинками-воспитательницами. Натуральные маточные мисочки регулярно отстра­иваются на старых сотах из старого воска. В настоящее время успешно используют­ся пластмассовые мисочки. Часто практикуется «адаптация» пчел-воспитательниц к мисочкам до переноса в них личинок, но это не имеет смысла (д-р Вайс).

Возраст личинок. Вывод маток из яйца?

На основании теоретических положений можно прийти к выводу, что личинки, ко­торых отдают на воспитание сразу после вылупления из яйца, развиваются в осо­бенно сильных и высокопродуктивных маток, как это бывает при роении и смене маток.




Однако не так просто сразу начать ухаживать за только что вылупившейся из яйца личинкой. Обычно пчелы оставляют яйца без внимания до появления из яйца ли­чинки, после чего они надстраивают мисочку, а пчелы-кормилицы начинают выде­лять маточное молочко. Д-р Эрёзи-Паль первым предложил пригодный для практи­ческих целей метод, похожий на прививку личинок с двойным переносом. Сначала в подготовленную восковую мисочку как обычно переносят личинку и ставят в се­мью-воспитательницу; на следующий день принятую личинку выбрасывают и на ее место ставят яйцо вместе с вырезанным дном ячейки. Вылупившуюся из яйца ли­чинку сразу принимают на воспитание как будущую матку.

Метод двойного переноса довольно трудоемкий. Д-р К. Вайс (Эрланген) разра­ботал метод, основанный на выращивании маток из личинок за один прием: из чи­стых восковых сотов с засевом вырезают не отдельные ячейки, а целые гнезда ячеек и затем укрепляют их обычным способом на прививочной рамке отверстиями вниз. В каждой такой группе оставляют одно яйцо.

При помещении на воспитание отдельных ячеек яйца либо удаляют, либо выкар­мливание личинок начинается через продолжительное время после выхода их из яйца. При методе Вайса уход за будущими матками начинается еще в стадии яйца (подготовка мисочек). Вывод маток из яйца технически не сложен.

Матки, полученные таким методом, бывают крупными, с хорошо развитым яич­ником (как роевые матки). Но отличаются ли они высокой продуктивностью и про­изводят ли более сильные семьи?

В Эрлангене интенсивно занимались изучением этого вопроса в течение трех периодов (по 2 года). Результатом было однозначное «нет» на поставленный выше вопрос. Выведенные «из яйца» матки никогда не были лучше маток, полученных общепринятыми методами.

Рис. 4. Личинки рабочих пчел в точно известном возрасте (цифры обозначают возраст в часах). Матку изолировали на соте на 2 часа, она отложила яйца и через 3 дня из них вывелись личинки. Их возраст установлен с точностью до 2 часов. Цифры указывают каждый раз верхнюю границу: «6» означает «4—6 часов».

Непосредственно после вылупления из яйца маленькая, прозрачная личинка лежит в кро­шечной капельке жидкости. 4 часа спустя личинка почти не выросла, но капля жидко­сти стала, больше. В возрасте 18—20 часов личинка уже приняла отчетливые очерта­ния; молочко покрывает почти все дно ячейки: на этой стадии личинку неустанно кор­мят, добавляя каплями маточное молочко. Однодневные личинки (24—30 часов) имеют характерно изогнутую форму тела; именно в этой стадии их нужно использовать для переноса. Дальше они начинают расти в толщину (48 часов) и уже становятся слишком большими для прививки.



Отсюда напрашивается заключение, что вывод матки из яйца не оправдывает себя в отношении повышенных затрат и вряд ли имеет значение для практического пчеловодства. То же самое относится и к прививке личинок с двойным переносом. (Под этим термином понимают следующий метод: в мисочки помещают любых ли­чинок и ставят в семью-воспитательницу; через 14-24 часа принятых личинок выб­расывают и вместо них помещают племенных личинок в уже снабженные кормом ячейки). Матки, выведенные обычным методом, требуют меньших затрат труда, хорошо развиваются и обладают высокой продуктивностью.

Выбор личинок

Как нужно подходить к выбору личинок для прививки? Каждый знает, что сами пчелы неразборчивы, если им, например, предоставляют выбор безматочного от­водка, в котором им предстоит самостоятельно вывести матку (не очень благопри­ятный метод разведения). Эти матки обычно бывают мелкими, из маточников вы­лупляются уже через 10 дней, что является показателем происхождения от старых личинок. Цандер и Беккер 40 лет назад экспериментально доказали, что матки, выведенные из личинок в возрасте старше 2 дней, не будут иметь нормального веса и достаточного количества хорошо развитых овариол (рис. 5).

Многие исследователи, в том числе д-р Вайс, работали над проблемой возраста личинок в момент их переноса и его влияния на получение полноценных маток. Оказалось, что использование совсем молодых личинок (в возрасте от нескольких часов до полутора дней) не вызывает ощутимых различий в развитии полноценных маток. Только при прививке личинок старше 2-дневного возраста наблюдается сни­жение веса молодых маток и уменьшение количества овариол. Практически это оз­начает, что при отборе личинок не следует слишком волноваться, поскольку нуж­но только соблюдать самую верхнюю границу возраста личинок - 1,5 дня. Нормой считается прививка личинок в возрасте 24 часа и меньше (рис. 4). При этом остают­ся возможности маневра, если вследствие плохих условий некоторые личинки не сразу будут приняты на воспитание. В период между 1,5 и 2 днями личинка значи­тельно возрастает.

На рис. 4 представлены личинки в точно указанном возрасте + 1 час. Они могут служить в качестве масштаба для сравнения. При некотором опыте нетрудно ото­брать личинок нужного возраста. Рисунок ясно дает понять, что личинки в возрасте 18-24 часов уже хорошо снабжены личиночным кормом и имеют соответствующие размеры для быстрого и безопасного переноса.

Решающим фактором в развитии матки является ее обеспечение маточным мо­лочком. Если в заключительный период развития личинок их снабжать этим кор-


Рис 5. Хорошо развитая матка (слева) и матка, выведенная из слишком старой личин­ки. Бросается в глаза различная ширина грудного отдела и головы (у первой на'/ шире) Разницу можно явственно ощутить, подержав маток между пальцами

Рис. 6. Маточники в возрасте 1,2,3и4 дней с наружной стороны (справа налево).


мом в изобилии, то личинки смогут компенсировать отставание в развитии, воз­никшее за первые 48 часов. В куколочной колыбельке хорошо ухоженной матки всегда находятся значительные остатки непереваренного маточного молочка. От­сутствие этого постепенно подсыхающего запаса корма является признаком плохо­го ухода. Мерилом хорошего или плохого воспитания личинок семьей-воспитатель­ницей является уровень молочка в открытом маточнике (рис. 2). Величина маточ­ной ячейки и темп ее отстройки (рис. 6) также в некоторой степени свидетельствуют о настроении семьи, но на этот фактор нельзя уверенно полагаться: нередко бывает так, что из крупных, прекрасно отстроенных маточников выводятся мелкие, тощие матки.

Методы вывода маток

Существует множество различных методов вывода, основанных на следующих важ­ных предпосылках биологического характера.

1. Пчелы семьи-воспитательницы должны быть настроены на строительство свище­
вых маточников. Для достижения такого состояния контакт с собственной маткой
должен быть либо прерван (осиротение), либо затруднен (вывод при здоровой плод­
ной матке).

2. Наличие большого количества молодых пчел с хорошо развитыми челюстными

железами.

Пункт 2 нужно учесть при выборе семьи-воспитательницы (сильная семья с рас­плодом). Чтобы привлечь пчел-кормилиц к ячейкам прививочной рамки, рекомен­дуется с обеих сторон рамки поставить соты с открытым расплодом. Сами по себе маточные мисочки с личинками находятся не на предназначенном им природой месте, а в изолированном пустом пространстве в середине гнезда с расплодом, кото­рое привлечет скорее пчел-строительниц, чем кормилиц. Поэтому молодой расплод используют как «магнит» для кормилиц, и это оправдывает себя. У этого метода есть один недостаток: нужно следить за возможным появлением свищевых маточников на сотах с расплодом.

Склонность к строительству свищевых маточников неизбежна для начала вос­питания маточных личинок, то есть в стартовый период. Если маточные мисочки уже подготовлены и в них имеется корм, то работа по воспитанию личинок продол­жается даже в присутствии матки, поскольку ей запрещен только непосредствен­ный доступ к этим ячейкам. Кроме того, через 4—5 дней после переноса маточные ячейки запечатываются и до самого вылупления маток не требуют никакого другого ухода, кроме поддержания постоянной температуры и влажности воздуха. Поэтому неразумно на этой стадии вывода маток использовать безматочную семью.


Рис. 7. Выбор семьи-воспитательницы.

Безматочные семьи работают плохо, многие пчелы «дезертируют» в соседние семьи, а оставшиеся не используют свою потенциальную энергию на уход за рас­плодом и летную деятельность.

Поэтому целесообразно проводить вывод маток в два последовательных этапа: старт — в безматочной семье или в половине семьи без матки, но с расплодом, кото­рая отделена от половины с плодной маткой биологически. Такая семья называется «стартером» и выполняет функцию приемщицы личинок. Перенесенные личинки пребывают в семье-стартере до тех пор, пока не будут обеспечены безупречным ухо­дом и питанием. Обычно для этого достаточно 48 часов, а при благоприятных усло­виях -даже 24 часов и меньше. Затем этой семье предоставляют для приема новую серию личинок или используют как нормальную семью для получения меда.

Через 48 часов серию переносят в медовую надставку любой семьи («инкубатор»); она должна быть хорошо обсижена пчелами и иметь несколько рамок с открытым расплодом и пчел-кормилиц с обеих сторон серии с маточным расплодом. Само собой разумеется, безупречная заградительная решетка между расплодным гнездом и ме­довой надставкой должна надежно отделять матку от привитых ячеек.

Многолетний опыт учит, что матки в медовой надставке воспитываются до кон­ца так же хорошо, как в безматочной семье.


Вывод маток этим способом является более экономичным. Если методы докар­мливания принятых стартером личинок в общем и целом одинаковы, то для старта испробованы и рекомендованы многочисленные возможности. Среди имеющихся методов воспитания есть такие, которые сплошь и рядом представляют пчеловоду удобный случай: например, воспитание в безматочном рое (даже искусственном) или в сводном отводке. К этим методам прибегают охотно, если как раз началось роение или если в распоряжении пчеловода имеется излишек сотов с расплодом.

Для вывода маток по предложенному графику мы в основном пользуемся тремя следующими методами.

1. Вывод в безматочной семье-воспитательнице (с полным осиротением). Существует
2 варианта этого широко используемого метода: удаление матки после предшеству­
ющей девятидневной изоляции и быстрое полное осиротение семьи.

Разница состоит в том, что в первом случае в отделении без матки не останется открытого расплода, а во втором случае в семье-воспитательнице будет находиться расплод во всех стадиях развития. В любом случае перед переносом первой серии прививочных рамок нужно посмотреть, не осталось ли в семье маточников; в семье с полным осиротением это делают и перед переносом следующих серий.

Способ с 9-дневной изоляцией матки доставляет больше хлопот, поэтому пчело­воды-практики в большинстве случаев отказываются от него и уже через несколько часов после быстрого удаления матки переносят прививочные рамки в безматочную семью.

2. Вывод в семье с временным отбором матки, Этот метод представляет собой комби­
нацию 1-го и 3-го методов: старт в безматочной семье, на следующий день возвра­
щение матки и рамок с расплодом, дальнейшее воспитание - в семье с плодной
маткой в отделении над разделительной решеткой. В этом случае пчелы-воспита­
тельницы наверняка гостеприимно примут личинок. С другой стороны, кратковре­
менное отсутствие матки принесет семье небольшое беспокойство, после чего пче­
лы продолжат обычную работу, как в любом промышленном улье. Этот метод реко­
мендован всем пчеловодам, которым нужно вывести ограниченное число маток с
наименьшими затратами. При наличии магазинной надставки подготовка к воспи­
танию маток является простым и быстрым делом.

3. Вывод в семье с плодной маткой. Общим условием для всех методов является то,
что семья-воспитательница должна быть сильной и здоровой, занимающей 2 кор­
пуса (рис. 7). Тот, кто экономит на пчелах и не хочет пожертвовать ни одной семьей
для разведения племенных маток, тем не менее не должен соблазниться выбором
слабой семьи в качестве воспитательницы в напрасной надежде за счет своей скупо-


сти получить маток, которые станут родоначальницами элитных семей. Правда, есть способы с привлечением для воспитания сильных семей, при которых медовая про­дуктивность почти не снижается: это вывод маток по методу 2 (временное изъятие матки) или вывод с самого начала в семье с плодной маткой.

Этот метод основан на инстинкте пчелиной семьи, связанном со сменой маток: как только ослабевает контакт матки с частью семьи, эта часть ощущает себя осиро­тевшей и проявляет склонность к уходу за маточными ячейками. Достаточно бывает отделить часть корпуса перегородкой с маленькой заградительной решеткой (рис. 9). Как и при естественной тихой смене маток, количество ячеек для воспита­ния личинок невелико (8-15), но матки выводятся особенно большие и сильные. Этот способ рекомендуется для длительного разведения тем пчеловодам, которым нужны небольшие серии (например, для искусственного осеменения).

Прием личинок первой серии обычно проходит хуже, чем последующих, особенно весной. Возникает впечатление, будто пчелы в семье с плодной маткой только «учат­ся» работе воспитательниц. Поэтому часто этот способ начинают методом 1: первую серию в сезоне помещают в безматочную семью. Через 24 часа прививочную рамку переставляют в отделение с плодной маткой, которое подготавливают так, как для метода 3. Если ячейки уже запечатаны, их помещают в надставку для меда другой семьи, и после этого следующие серии прививочных рамок ставят прямо в семью с плодной маткой.

Для обоих методов старта — без матки или с плодной маткой - очень важно учесть то, что ранее сказано о семье-воспитательнице (с. 14). Безматочная семья после зак­рытия магазинной надставки должна быть втиснута в один корпус, так чтобы он был «полным до краев» (рис. 8). С семьей с плодной маткой поступают соответственно: ее уплотняют до такой степени, пока все улочки не будут густо обсижены.

Ниже приводится описание этих методов в виде кратких тезисов.

I. Вывод маток в безматочной семье

1. Отбор матки (одной или - при очень сильной семье - вместе с 2 рамками с рас­плодом для формирования отводка; подсиленный соторамками из других семей, отводок через 4 недели может дать новую семью-воспитательницу). В середине гнезда образуется «колодец». Отделение магазинной надставки. Если в основ­ном корпусе не хватит места для всех рамок с расплодом, отбирают рамки пре­имущественно с открытым расплодом (без пчел!) и ставят их в другие семьи. В павильоне: отгораживание летковой ниши справа и слева для предотвращения массового слета пчел из безматочного улья.


Рис. 8. Подготовка семьи-воспитательницы: состояние после отделения магазинной надставки.

2. Ч epeз 2—3 чaca:

Внесение рамок с привитыми личинками. Количество привитых мисочек: не более 25.

Постоянная подкормка пчел из емкости с маленьким отверстием (величиной с монету достоинством в 1 марку). Ежедневный расход корма - около 0,5 л. Мно­гие пчеловоды предпочитают ударную подкормку сразу после установки серии.

3. Ч epeз 48 чacoв:

Из сильной товарной семьи извлекают 4 рамки с сотами с открытым расплодом (обязательно без матки — если ее не могут найти, сметают пчел с рамок!) и ставят в медовую надставку; в середине образуется «колодец», в который тотчас встав­ляют прививочную рамку из семьи-стартера.

Пчел-воспитательниц, сидящих на прививочной рамке, чаще всего оставляют и переносят вместе с рамкой в семью-инкубатор. Таким образом гарантируется вывод маток без перерыва. Семья-стартер должна пополняться молодыми пче­лами, чтобы выдержать многократное кровопускание в этой количественной пос­ледовательности. Закладка второй серии в семью-воспитательницу.


4. Еще через 48 часов (т. е. через 4 дня после отбора матки):

Извлечение второй серии личинок и перестановка в новую семью-инкубатор — в медовую надставку между рамками с расплодом. Закладка третьей серии в безматоч­ную семью-воспитательницу. Продолжение подкормки пчел при плохом взятке.

5. Через 11 дней (т. е. через 15 дней после постановки на воспитание 1-й серии)
третья серия готова к пересаживанию.

Пчел из семьи-воспитательницы сметают и используют для формирования нукле-усных семеек (с. 39). Остальным пчелам оставляют зрелый маточник.

II Вывод в семье с временным отбором матки

1. Наряду с предусмотренной (очень сильной!) семьей-воспитательницей требует­
ся новое дно улья с летком с задней стороны.

2. Снимаем магазинную надставку, переставляем корпус с расплодом и с маткой на
новое дно улья. Магазин ставим на место переставленного корпуса с расплодом;
направление летка не изменяется.

3. Извлекаем из гнезда 4 рамки с печатным (или частично с открытым) расплодом
и с пчелами и переставляем в медовую надставку. Между рамками остается сво­
бодное пространство для серии привитых личинок.

4. Yepes 3-4 saca:

Установка серии прививочных рамок с личинками.

5. Через 24 часа:

Воссоединение семьи. Гнездо с маткой ставим на свое старое место, на корпус ставим разделительную решетку и на нее — магазинную надставку с личинками, отданными на воспитание.

III Вывод в семье с плодной маткой

1. Подготовка корпуса: используют улей-лежак, вмещающий 20 рамок. Если ульи сто­ят в павильоне, рамки находятся в тепле; если на открытом воздухе - можно исполь­зовать и холодные конструкции, но прикрывать их дно или матами поверх пленки. Разделительная решетка: вертикальная перегородка, со всех сторон (даже снизу) плотно прилегающая к стенкам. В верхней трети перегородки - окошко, 15x8 см, забранное решеткой, патронная рамка с емкостью для корма: Рамка высотой 7 см в верхней части прибивается сбоку жесткими пластинками над поперечной планкой; зазоры заливаются горячим воском. Патронная планка находится ниже.


 
 


Рис. 9. Вывод в семье с отбором матки. Схема улья-лежака.

2. Подготовка семьи-воспитательницы. Выводом маток в семье с плодной маткой можно заняться, как только семья заполнит 16 сотов медом и пергой, а также открытым и запечатанным расплодом. Вывод можно расширять понемногу по мере того, как в пустом пространстве будут отстраиваться соты. Деление улья на 2 части: в легковой части позади заузы и рамок с запасами корма (много перги!) -несколько рамок с расплодом и маткой, за ними - разделительная решетка (рис. 9). За перегородкой - соты с открытым расплодом, пустая улочка для прививоч­ных рамок, 2 рамки с расплодом, рамки с кормом.

3. Начало вывода маток. Перевивка личинок в мисочки с маточным молочком; мак­
симальное количество - 15 личинок в 1 серии. После помещения серии в семью-
воспитательницу сразу дать пчелам подкормку, налив раствор меда в специаль­
ную кормушку (через 3 часа повторить).

4. Через 2 дня:

Перенести 1-ю серию в семью-инкубатор. Поместить вместо первой 2-ю серию.

Подкармливать пчел.

5. Через 4 дня:

Отбор 2-й серии. Перегруппировка семьи. Из передней части улья извлечь 4 рам­ки с открытым расплодом и заменить их печатным расплодом из другой части улья. Если необходимо, оставить место для постоянного засева. 4 рамки с откры-


тым расплодом поставить в отделение для воспитания маток. Заложить 3-ю се­рию и так далее. При благоприятных обстоятельствах в каждой серии будет 12— 15 отличных маточников.'

Во время сезона разведения маток в семье-воспитательнице может начаться роение. Матке в этом случае обязательно подрежьте крылья! Как только пчелы начнут уха­живать за маточными ячейками, нужно сразу изъять матку и дальше работать как обычно с безматочной семьей. Через 8 дней можно дать семье зрелый маточник или молодую матку. В США такой же метод применяют в медовой надставке двухкор-пусного улья. Между корпусом с расплодом и маткой (внизу) и корпусом семьи-вос­питательницы (сверху) помещают магазин без расплода; таким образом обеспечи­вают отделение друг от друга корпусов с расплодом. Серию с личинками для вывода помещают между рамками с открытым расплодом в верхнем корпусе. Здесь тоже практикуется «вывод на конвейере»: через каждые 4 дня производится перегруппи­ровка и помещение в улей новой серии (печатный расплод вниз, 2-4 рамки с откры­тым расплодом вверх, предпоследняя серия перемещается - через 8 дней, - новая серия помещается в семью-воспитательницу). Таким образом, в одной семье одно­временно находятся на воспитании всегда две серии: одна закладывается, другая за­печатывается, третья готова к переводу в инкубатор. С распространением в Герма­нии ульев с магазинными надставками пчеловоды накопили богатый опыт «разведе­ния в двухкорпусных ульях с магазинной надставкой» без отбора матки. Для успешной работы нужны 2 полностью занятых пчелами корпуса и подходящее для разведения время (середина мая - середина июля). До и после этого периода лучше начинать вывод в безматочных семьях.

При подготовке к выводу маток в безматочной семье в магазин помещают 4-5 рамок с открытым расплодом. В середине оставляют одну свободную улочку. Поме­щение с расплодом отделено от помещения с медовыми сотами заградительной ре­шеткой. Через несколько часов в свободную улочку ставят маленькую серию (15-20 ячеек) перевитых личинок. Пчел подкармливают небольшими порциями корма, помещенного над личинками. Через 4 дня запечатанную или почти запечатанную серию сдвигают на край и добавляют новую серию между двумя рамками с откры­тым расплодом семьи-воспитательницы.

Как уже упоминалось выше, хорошо оправдал себя метод использования семьи-воспитательницы без отбора матки вначале в качестве «инкубатора». Это значит, что сначала в магазинную надставку между рамок с расплодом помещают привитую се­рию из семьи-стартера. Открытый расплод и маточные ячейки привлекают пчел-кормилиц, и они развивают бурную деятельность. После запечатывания этой серии можно без раздумий помещать первую серию свежепривитых мисочек для старта. В Германии пытались выводить маток даже в книжном улье без отбора матки. Медовый отсек наполовину закрывали, то есть одна решетка оставалась открытой,


другая закрывалась. Серию для вывода помещали между открытым расплодом сбо­ку от медовых рамок.

Этот способ упоминается здесь, так как он играет определенную роль при рас­пределении пчеловодами племенного материала.

Оценка методов разведения

Если вы намереваетесь разводить сразу большое количество маток, например парти­ями для пункта осеменения, лучше работать с семьями без маток. Правда, при этом методе придется отклонить принятый ранее вывод большими сериями — по 60 и более маток за один раз, но зато матки получаются отличного качества. Даже после окон­чания медосбора, в августе, успешно можно работать над выводом поздних серий, причем в безматочных семьях дольше, чем без отбора матки.

Но если вы







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.