Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ





Возрастная и педагоги­ческая психология об­ладает практически не­обозримым эмпири­ческим материалом. В мире выходит около десяти специализиро­ванных журналов (толь­ко Американская пси­хологическая ассоциа­ция издает три), публи­куются материалы ре­гулярных (в Европе ежегодных) конференций.

Главная проблема, на решение которой направлены усилия уче­ных в разных странах, является проблема соотношения наслед­ственности и среды, роль обучения и воспитания в формирова­нии человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам.

Первое направление при всем разнообразии взглядов отдель­ных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторон­ники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Дан­ное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина,


30 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение быв­шего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сфор­мулированного Э.Геккелем в 1866 г. («история зародыша есть крат­кое повторение истории вида»). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития челове­чества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зре­ния сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врож­денной программы (зафиксированной генетически).

П р о т и в о п о л о ж н а я точка зрения, рассматривающая соци­альный фактор как определяющий в формировании психики че­ловека, сформировалась в науке с начала XX в. под влиянием ра­бот французской социологической ш к о л ы, начиная с работ Э .Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жане и других ученых. С т о р о н н и -ки данного направления (социологизаторский или социогенетичес-кий подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным ме­ханизмом социализации признавалось подражание.

Наиболее же многочисленным следует признать третье направ­ление, которое нередко называют теориями двух факторов, объе­диняя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияю­щих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не толь­ко вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.

Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наслед­ственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка осу­ществляют свои исследования анализа причин и сущности психи­ческого развития ребенка с позиций следующих теорий: психо­аналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм),


П р и ч и н ы и сущность психического развития ребенка



биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда называют теорией развития личности. Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрос­лые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и живот­ных в естественных условиях и на определении общего и специ­фического в их поведении, а также зависимости его от этих усло­вий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ре­бенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную лич­ность, стремящуюся к полному самоосуществлению (саморе­ализации). Рассмотрим эти подходы подробнее.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в

г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет

Психоаналитический

прожил в Вене.

Подход

Дочь Фрейда, Анна, продолжила раз­витие психоаналитической теории пос­ле его смерти.

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как лич­ности, проблемы, возникающие в процессе его личностного ста­новления. Он рассматривал поведение как проявление биологи­ческих влечений, инстинктов и подсознательных мотивов челове­ка, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания («бессознательно­го»), «содержимое» которого накапливается в течение всей жиз­ни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каж­дый из которых выполняет свои функции: «ид» (оно), «эго» («Я») и «суперэго» («сверх-Я»),

«Ид» — врожденный компонент, включающий общие инстин­ктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составля­ющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импуль­сы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

«Эго» — та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять кон­фликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем,


32 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

что он перенимает от родителей в процессе воспитания или про­сто общения с ними, — с другой.

«Суперэго» — это примерно то же, что обычно называют со­знанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохо­го), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Взаимодействие «ид» и «суперэго» заключается в следующем: то, что «ид» принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать «суперэго». Они часто «конфликтуют» друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или на­пряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о «эго» — рациональная, «объясняющая» часть личности — помогает разрешить конфликт между «ид» и «супер-эго», изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего «ид».

Существуя вместе, «ид», «эго» и «суперэго» обычно не проти­воречат друг другу. Все они действуют как «одна команда» под руководством «эго».

Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психи­ческого, точнее, психосексуального развития, а характер проте­кания каждой из них оказывает конкретное воздействие на фор­мирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ре­бенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) со­средоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша со­
средоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии
грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрос­
лым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на
то о с н о в а н и й. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные
ощущения в этот период могут обусловить формирование очень
зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раз­дражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резин­ку, как сказал бы Фрейд, все они «застряли на оральной стадии развития».

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку
прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на
анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно
прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления,








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.