Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.





6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлече­ниях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)

3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана­лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых зву­ков:

• лексические и грамматические упражнения;

• нормализация просодической стороны речи;

• обучение рассказыванию.

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координи­рованная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному пере­ключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляци­онного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение про­стых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1). Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных арти­куляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая опре­деленного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивиду­ально;

2). Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражне­ний. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепле­ние и совершенствование артикуляционной моторики.

Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:

• в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;

• в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ре­бенка;

• с родителями дома.

 

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обяза­тельным соблюдением правильной осанки.

 

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

 

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но пос­тепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

 

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

 

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под му­зыку, с хлопками и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения для челюстей

1.Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2.Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3.То же в быстром темпе.

4.Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5.Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ

6.«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо вид­ны и верхние, и нижние резцы.

7.То же с сомкнутыми губами и зубами.

8.«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9.Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

10.Вращательные движения губами.

11.Отставление нижней губы от зубов и десен.

12.Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. «Болтушка»— движения языком вперед-назад.

14. «Часики» — движения языком вправо-влево.

15. «Качели»— движения языком вверх-вниз:

а) к верхней — нижней губе;

б) к верхним — нижним зубам;

в) к верхним — нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17.«Лошадки» — щелканье языком.

18. «Лопатка»— широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. «Иголочка»— узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».

21.«Желобок» («Трубочка»)— высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

22.«Чашечка» («Ковшик»)— широкий язык поднять кверху.

23.«Грибок»— язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

 

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

ФИО ребенка

Группа_______ Возраст______

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата___

2. Развитие фонематического слуха______________________

3. Коррекция звукопроизношения_______________________

4. Формирование навыков фонематического восприятия____

5. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

6.Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков_______________________________________________

7. Развитие общей и мелкой моторики____________________

8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

9. Подготовка к обучению грамоте_______________________

10. Воспитание самоконтроля за речью___________________

11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

ФИО ребенка______________

Группа________ Возраст_____

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата______

2. Коррекция звукопроизношения_______________________

3. Развитие речевого дыхания, голоса____________________

4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков_______________________________________________

5. Развитие общей и мелкой моторики_________________.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления___________________________________________

7. Подготовка к обучению грамоте_______________________

8. Воспитание самоконтроля за речью____________________

9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи.

Пример индивидуального логопедического занятия

1. Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма); ОНР (3 уровень рече­вого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих зву­ков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фоне­матического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.

Логопедическое заключение и его обоснование указывается один раз, можно на титуль­ном листе плановой тетради.

2. Индивидуальная диагностическая карточка ребенка:

Фамилия, имя____________________________________________

Речевое заключение_______________________________________

Диагноз ________________________________________________

а). 200 __- 200 __ уч. год___________________________________

б). 200 __- 200 __ уч. год___________________________________

Звукопроизношение

А).

Б).

Фонематическое восприятие

А).

Б).

Лексика – Грамматика

А).

Б).

Связная речь

А).

Б).


Этап коррекционнои работы: подготовительный.

Время проведения занятия: 20 мин.

Оборудование: (указывается то, что используется на занятии).

Тема занятия: «Пчелка Майя» (Занятие следует проводить в едином игровом сюжете, определяющем игровую тему).

Рабочая тема: «Звук Ш».

Ход занятия

1) Организационный момент.

2) Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.

3) Артикуляционная гимнастика.

4) Фонематический строй речи.

5) Формирование ритмической стороны речи.

6) Воспитание мягкой голосоатаки.

7) Графическое восприятие буквы.

3. Задание для воспитателя:

Артикуляционные упражнения.

1. Работа по индивидуальным тетрадям.

4. Домашнее задание:

Основная задача — отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии.


ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ТЕТРАДИ:

 

№ занятия, дата проведения Содержание занятия Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) Над чем следует работать на следующем занятии
Занятие № 1 (дата) Тема занятия:... 1. Организационный момент: (сюрпризный момент, начало игрового сюжета) 2. Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха: «Веселая вертушка» 3. Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [Ш]) для губ: -«трубочка — улыбка» - 5-6 раз (если трубочка из губ недостаточно, логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки, выдвигая их вперед); - «хоботок — покой»; «хоботок» влево, вправо; - «жевать язык»; - «хоботок» по часовой и против часовой стрелки; - поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; - опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. 4. Фонематический строй речи: «Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук» 5. Формирование ритмической стороны речи: «Покажи кар­точку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь?» 1111111111 (с опорой на наглядность) 6. Воспитание мягкой голосоатаки: «Пропеть гласные звуки» (со средней силой голоса) У-У, АУ-АУ, АИУ-АИУ. 7. Графическое восприятие буквы: «Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами»     Недостаточная продолжительность выдоха   Трубочка не получается   Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда Затрудняется выделять звук Ш Гнусавость     Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание Пассивная гимнастика, логопедический массаж     Работать над выделением звука   Снятие носового оттенка
       

Примерный план на 10 занятий

 

Занятие Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха Артикуляционная гимнастика Фонематичес кий строй речи Формирование ритмической стороны речи Воспитание мягкой голосоатаки Графическое восприятие буквы
Занятие № 1 1. Постановка диафрагмального дыхания: положение «лежа», игрушка-контроль. 2. «Веселая вертушка» Для каждого звука своя артикуляционная гимнас­тика «Выдели звук на фоне слога». «Хлопни в ладоши, когда услы­шишь звук...» «Покажи карточку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь: 11111?»(с опорой на наглядность) Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса): У- У, АУ - АУ, АИУ-АИУ Ощупывание букв из наждака: 10 раз с открыты­ми, 15 раз с закры­тыми глазами
Занятие № 2 1. «Полный выдох»; «Оттягивающий выдох» 2. «Мыльные пузыри»   Тоже «Подними флажок, если в слове есть заданный звук» «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов» (с опорой на нагляд­ность) Усиление голоса: беззвучно – шепотом – тихо - громко Лепка буквы из пластилина; Складывание буквы из веток
Занятие № 3 1. «Фиксированный выдох» (изменение раствора рта ) «Выдох воздуха тремя толчками». 2. «Волшебные шарики» Тоже «Чудо-дерево»: «Укрась дерево игрушками, которые, имеют заданный звук» «Прослушай серию ак­центированных уда­ров, покажи карточку с количеством ударов». (За ширмой, без опоры на наглядность) Усиление и ослаб­ление голоса без паузы, на одном выдохе «Нарисуй букву пальцем». «Выложи букву из пуговиц, карандашей»
Занятие № 4 1. «Свисток», «Фиксированный выдох со звуками: с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш». 2. «Помоги насекомым перелететь че­рез реку» Тоже «Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук» «Отхлопай ритм». (Без опоры на наглядность -изолированные удары, серия простых уда­ров) Счет: прямой от 1 до 5 (с повышением голоса) Буквенные паззлы. Выкладывание буквы: из лент, ве­ревок; из ложек, вилок; из бусин, из теста
Занятие № 5 1. Выдох на слоги. 2. «Путешествие» Тоже «Отбери овощи, в названии которых есть заданный звук» «Отхлопай серию акцентированных ударов; запиши условными знаками предложен­ные для воспроизведе­ния удары; самостоятельно воспроизведи удары по карточке» Названия дней недели: пн.- без звука; вт. - шепотом; ср. - сред, силы; чт. - громко; пт. - сред, силы; сб. - шепотом; вс. - без звука Выкладывание буквы из: - из шнурка; - из листиков, цветов; - из кубиков; - линеек  
Занятие № 6 1.Полупропевки на выдохе: мамаомумы. 2. «Одуванчик» Тоже «Отбери картинки, названия которых начинаются на заданный звук» Медленно отхлопай ритмический рисунок: та, тата, тату, тата, та тату, та тата Произнесение предложения с изменением силы голоса: «Мама ушла до­мой» «Подружи буквы». Логопед говорит - ребенок выкладывает: А, О, У
Занятие № 7 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Как воет ветер?» Тоже «Отгадай загадку. Покажи, с какого звука начинается от­гадка» Отхлопай ритм слова и предложения с одновременным произнесением Вопроситель ная, повествова тельная, воскли цательная интонации: - Уоа? - Уоа. - Уоа! «Вылепи буквы У, О, А». (Буква которая отраба тывается). «Подружи их, как я назову: ра, ро, ру,ры»
Занятие № 8 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Бабочка на цветках» Тоже «Кто больше?». («Отыщи на картинке слова с заданным звуком») Ритмическое произнесение имени, названий деревьев, животных под хлопки Диалог: - Уоа? - Уоа. Сложение слогов из кубиков, названных логопедом
Занятие № 9 1. Дыхательные упражнения с движением. 2. «Запусти самолетик» Тоже «Я назову 4 слова, а ты скажешь, какое по счету слово лишнее и почему: рак, рот, i сом, рука. Лиш­нее 3-е слово Воспроизведение ритмической структуры с игрой в мяч Диалог: - Уоа? - Уоа. «Подружи буквы, как я назову: ор, ар, ур, ара, оро, УРУ»
Занятие № 10 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Перышко» Тоже «Магазин»: «Купи только те продукты, в названии которых есть заданный звук» (В нача­ле, в конце, в се­редине, вообще) Воспроизведение ритмической структуры со считалками Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки» «Напиши слоги под диктовку»






Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.