Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Техника быстрого чтения (скорочтения): когда и зачем она необходима.





Как подмечено специалистами в области скорочтения, эффект концентрации внимания и запоминания при этом способе чтения существенно снижается почти на 50%. Однако некоторые читатели (преданные) все-таки используют эту технику, и среди них, иногда, даже возникают разногласия по поводу того не оскорбительно ли вообще такое чтение или отношение к писаниям? На наш взгляд, ответ должен быть примерно таким: каждый из нас индивидуален, и здесь, с не меньшим успехом, можно использовать принцип йукта-вайрагьи, т.е. способность все задействовать в служении Господу. Например, перед важной лекцией или проповедью, нам требуется получить нужную информацию в крайне короткий срок или восстановить в памяти то, что уже было прочитано ранее. Такую необходимость или отношение к писаниям нельзя назвать оскорбительным. Это можно бы было сравнить с тем, когда мы сдаем экзамен, и нам попадается билет, на который мы не знаем ответа. Вдруг у нас появляется возможность заглянуть в учебник, и мы лихорадочно открываем его с максимально-быстрой скоростью, пытаясь уловить суть написанного. Такая аналогия уместна в том случае, когда нам действительно нужно очень быстро подготовиться, например, к выступлению или к лекции. Тут, прежде всего, учитывается само настроение и мотив человека. Иногда мы действительно берем книгу, потому что нам не спится и надо найти какой-нибудь быстрый способ утомиться и заснуть. Увы, как мы уже рассказывали выше в жизни бывает и такое. И это – действительно крайне оскорбительное умонастроение.

(Описание самой техники быстрого чтения, не является задачей данной книги, поскольку по собственному опыту мы знаем, что все, что делается быстро и не сосредоточенно, например, в надежде сократить время, как правило, не приносит долгосрочного и стойкого результата. В случае с изучением писаний - это скорее будет похоже не на экономию времени, а на его потерю).

 


 

Важность заучивания стихов из писаний
(советы и рекомендации)

Из жизни Шрилы Прабхупады мы видим уникальный пример безукоризненного владения знанием священных трактатов и способности в нужный момент ссылаться на них. Всегда, когда это было необходимо (например, во время бесед, лекций или переводов книг) Шрила Прабхупада мог легко подтвердить свои высказывания текстами из писания, что придавало его проповеди огромную силу, ценность и авторитетность. Как последователи Его Божественной Милости, мы также можем взять себе за правило заучивать священные тексты, как для собственного очищения, так и для убедительности в проповеди другим.

Зачастую, обычные люди судят о силе убежденности и веры проповедника ни только по тому насколько он хорошо эрудирован, но и по тому, насколько хорошо он знает и разбирается в писаниях той религии, которой следует. Есть даже поговорка: «Тот настоящий верующий, кто читает, знает и живет по своему писанию». При этом даже вовсе необязательно знание того писания, которое считается общепризнанным в той местности, в которой мы живем. (В нашем случае это видимо считается Библия). И, напротив: к какой бы религиозной системе, человек себя не причислял, если он не способен подтвердить свою точку зрения хотя бы одной ссылкой из того писания, которому следует, то в этом случае, он рискует оставить впечатление о себе как о яром фанатике или «закостенелом» сектанте в своей религии. Одним словом, нет сомнения в том, что следование, знание и правильное понимание богооткровенных писаний сделает нашу проповедь авторитетной, полноценной и всегда актуальной. Это же делает наши убеждения весьма сильными и уверенными, показывающими оппонентам уровень нашей компетентности и глубокого понимания той философии, которой мы следуем. О важности этого момента, можно бы было говорить очень много, но достаточного того, что сам Шрила Прабхупада показал нам на собственном примере беспредельную силу своей веры и убежденности, благодаря глубокому познанию огромного количества ведических произведений. В одной из своих лекций прочитанной в Лос-Анджелесе 14 апреля 1973 года, Шрила Прабхупада говорил об этом так:

«…Вы должны знать эти тексты. Именно поэтому мы учим детей в Далласе санскриту. Все остальное для них ни так обязательно. Они не хотят становиться инженерами и служить непонятно кому. Нам нужно поколение, которое могло бы проповедовать сознание Кришны… Читайте «Шримад-Бхагаватам». Произносите стих очень отчетливо. Чтобы вы научились этому, мы и повторяем их сейчас по нескольку раз. Слушайте слова священного писания и пытайтесь повторить. Просто повторяя эти мантры, вы очищаетесь. Каждый стих старайтесь повторить как можно лучше и четче. Размышляйте нам ними, так как это помогает прогрессировать в духовной жизни. Все эти стихи нужно запомнить наизусть, повторять их и возносить как молитвы Господу (ванданам). Они созданы именно с этой целью».

Далее мы приводим сокращенный вариант весьма интересного эссе (комментария к данному письму), записанное в 1976 году учеником Шрилы Прабхупады Нагараджи дасом. Этот преданный, по словам его духовных братьев, достиг высочайшего уровня и успеха в заучивании шлок. (Именно он стал «заразительным» и достойны примером для многих других преданных, желающих также достичь в этом успеха). Предлагаем читателю его глубокие реализации:

«Я всегда думал, что заучивать стихи очень важно. Это было частью нашей жизни как преданных – по крайней мере, мне так казалось, когда в 1974 году я присоединился к Движению. В то время я еще служил в Военно-воздушных Силах и мог приходить в храм только по выходным. Но ни смотря на это, я все же сам проводил утренние программы в своей комнате у себя на базе. Эти программы также включали в себя изучение стихов. К моменту, когда я через несколько месяцев переехал в храм, я знал наизусть уже около ста стихов.

Я иногда сетую на то, что изучение стихов стало не так популярно как прежде. Видимо причина в том, что, как и во всем остальном, учить стихи гораздо легче, когда это делают все вокруг. Раньше везде можно было видеть карточки со шлоками – на зеркалах в ванной комнате, над раковинами на кухне, на приборной панели микроавтобуса. Почти без усилий можно было запомнить некоторые из них. Я не знаю точно, почему изучение стихов считалось тогда таким важным, но мне до сих пор кажется, что это и сейчас очень важно.

Возможно, основной причиной, вдохновлявшей нас на изучение стихов, было то, что мы учились проповедовать у Шрилы Прабхупады, а он – всегда цитировал шлоки. На лекциях Прабхупады, во время утренних прогулок, бесед в комнате и т. д., - постоянно на санскрите звучали ссылки на ведические шастры. Несмотря на то, что он готовился проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире, он продолжал учить сотни санскритских стихов. Он верил в освободительную силу чистых вибраций изначального санскрита, языка Вьясадевы, языка парампары, языка Самого Кришны. Не важно, что американцы не могли понимать этот язык: они очищались под воздействием трансцендентных звуков. Что уж говорить об использовании Прабхупадой санскритских стихов в проповеди своим ученикам в более поздние годы, если он цитировал их даже в 1966, когда читал лекции совершенно наивным ньюйоркцам с городских окраин, которые никогда не видели даже изображения Кришны.

У меня есть личный опыт цитирования шлок. Я делаю это, когда читаю лекции в университетах. Обычно я читаю целиком только один-два стиха, но всегда ощущаю почтительное и внимательное отношение со стороны студентов, когда они слышат, что санскрит произносится отчетливо и уверенно. Кажется, что они в этот момент думают: «Этот лектор, действительно знает то, о чем говорит, ведь он цитирует источник на санскрите!». И, конечно же, авторитет Вед тоже внушает уважение. Мы говорим, основываясь не на собственных измышлениях, а на предписании Верховного Господа и том понимании, которым делятся с нами Его чистые преданные. Сознание того, что мы без искажений передаем их слова, вдохновляет нас и прибавляет нам силы.

Я думаю, это и есть наиболее важное основание для цитирования стихов – то, что за ними стоит абсолютный и несомненный авторитет ведических писаний. Как упоминает сам Шрила Прабхупада в «Бхагавад-гите», при обсуждении духовных тем следует всегда ссылаться на Веды. Мы могли на собственном опыте удостоверится, особенно в общении с индусами, большинство из которых очень почтительно относятся к «Бхагавад-гите», что знание даже нескольких важных санскритских стихов производит на людей глубокое впечатление и убеждает их. С другой стороны, мы наверняка попадали в ситуации, когда приходилось переживать из-за своей неспособности привести слушателям подходящий стих, который помог бы нам исправить их зачастую неправильное понимание.

Цитирование санскрита не дает нам отклониться в сторону. Оно оставляет меньше пространства для собственных измышлений. Это стиль Прабхупады, и одно это делает цитирование очень привлекательным. Существует пленка с записью речи Прабхупады во время прогулки на ферме во Франции. Он несколько раз с патетическим воодушевлением произнес стих со словами Ришабхадевы и воскликнул: «Очень люблю этот стих!». Шрила Прабхупада получал огромное духовное наслаждение, цитируя махаджан, таких как Прахлада, Брахма и Нарада. С глубокой осознанной верой, словно великий духовный воин, он использовал их мощные шлоки как непобедимое оружие против майи. В арсенале Шрилы Прабхупады было множество такого оружия – шлок, и он в состоянии был отразить все мыслимые аргументы, которые могли привести материально обусловленные души.

Мы тоже можем использовать эти шлоки, чтобы побеждать наших философских оппонентов, так же как и для того, чтобы отражать атаки собственного ума. Помимо того, что мы получаем прямую выгоду, вооружаясь полным набором шлок для проповеди, усилия, совершаемые во время изучения стихов полезны сами по себе. Слушание – это наиболее важный процесс преданного служения, но, к сожалению, мы слушаем ни всегда внимательно. Однако, для того, чтобы запомнить стих, необходимо сознательно сосредоточиться. Мой метод заучивания стихов состоит в том, чтобы как можно меньше подглядывать в книгу, а стараться воспроизвести стих несколько раз по памяти и без запинок. Это заставляет ум работать и предотвращает многократное механическое повторение без какого-либо «западания» его в память. Конечно, нам также следует знать значение слов, хотя бы самых значимых в стихе.

Шрила Прабхупада установил стандарт проповеди с постоянными ссылками на ведические стихи. По мере роста ИСККОН мы заботимся о том, чтобы Прабхупада оставался в центре всей нашей деятельности. И чтобы мы не добивались - мы добиваемся этого, делая все «как Прабхупада».

Насколько я могу судить, знание санскритских стихов сильно ухудшилось со времени его ухода. Я иногда слышу, как читают известные шлоки преданные, которые находятся в Движении пять или шесть лет, - они даже не могут их выговорить, не говоря о том, чтобы запомнить.

То, что санскрит в настоящее время непопулярен, вовсе не означает, что мы должны отказаться от давней традиции цитирования санскритских стихов в подтверждении вайшнавской философии. Даже в современную вайшнавскую эру, со времен Господа Чайтаньи, все ачарьи или писали на санскрите, или, как минимум, цитировали большое количество санскритских стихов.

…Будучи современными представителями нашей авторитетной сампрадаи, мы обязаны поддерживать свою проповедь на высоком научном уровне, как это делали наши предшественники. У нас может не быть ни времени, ни желания становится санскритологами, но важно выучить и знать хотя бы ключевые стихи, которые будут нам помогать очищаться и хорошо проповедовать».

Знание и заучивание стихов из богооткровенных писаний, делает нашу речь сильной и уверенной, и это же - заметно очищает наше собственное сознание от сомнений и беспокойств. Умелое цитирование стихов, также придает нашей проповеди убедительность, значимость и авторитетность, основанную на научном и глубинном понимании шастр.

 

Практические рекомендации по применению методики для заучивания:

Из множества знакомых нам систем заучивания стихов, мы выбрали (на наш взгляд) самую простую, которой пользуемся сами и охотно делимся ее техникой с читателем. Смысл ее в том, чтобы осознанно совмещать запоминание отдельных фраз санскрита, с прямым смыслом русского перевода. То есть такого не должно быть, когда отдельно заучивается стих на санскрите и отдельно его русский перевод: это не отложится у нас в долгосрочной памяти и потеряет целостность между стихом и его переводом. Лучше всего делать это параллельно, придерживаясь значения слов санскрита со смыслом (образом) русского перевода. И хотя смысл санскрита не всегда совпадает с точным переводом русской транслитерации, в любом случае, гораздо эффективнее знать хотя бы самые ключевые слова и фразы, выделяющие главный смысл стиха. (Ниже мы приводим пример). Главное, чтобы процесс заучивания всегда был осознанным и сохраняющим в себе образ того, о чем мы говорим. Если же такого образа не будет, - неважно цитируем ли мы стих или поем молитвы на службе, - все это станет похожим на выкрики попугая, совершенно не понимающего того, о чем он говорит.

По нашему мнению самым лучшим и практичным, является такой способ, когда сначала выучиваются две первые строчки санскрита и те предложения русского перевода, которые соответствуют их смысловой сути. Например: тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему». Упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах – «Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину». (Б.-г., 4.34). Также неплохо заучить и отдельные слова несущие важную смысловую нагрузку, например: пранипатена – обращение к духовному учителю, парипрашнена – смиренными вопросами, севайа – служение, и т.д. Сроки заучивания не имеют большого значения, но как показывает опыт, лучше всего, когда мы берем какой-то определенный срок заучивания за правило и в этот период пытаемся выучить данный стих. Например, выучивать один стих в неделю.

На вопрос, какие шлоки самые важные и с чего нужно начинать заучивание – также нет однозначного ответа. Прежде всего, нужно найти те из стихов, которые нас больше всего вдохновляют и больше всего помогают нам самим в духовной практике. Такие шлоки нужно воспринимать как своих друзей и помощников, которые, если их постоянно повторять, сами входят в наш ум и навсегда остаются там.

Если кому-то трудно выбрать самые любимые свои стихи, то можно напомнить о том, что у всех основных священных писаний, существует такое понятие как парибхаса-сутра. Это главная составляющая всего писания, включающая в себя несколько основных стихов, отражающих главную суть данного произведения. В «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» таких стихов насчитывается по четыре (чатур-шлоки). В «Гите» это стихи с7 по 10, глава 10, а в «Шримад- Бхагаватам» - с 33 по 36, песнь 2, глава 9. В других ведических писаниях их может быть больше, а может и меньше.

Хотя лучше всего начинать заучивание с любимых и вдохновляющих нас стихов, Шрила Прабхупада отмечал, что очень благоприятно знать парибхаса-сутры, которые являются главными стихами и основой основ любого писания. Это сравнимо с тем, как в школе учитель математики, прежде всего, просит учеников выучить таблицу умножения, без которой было бы невозможным понимание сути предмета. Иными словами, если знать суть этих четырех стихов и комментариев к ним (как в «Бхагавад-гите», так и в «Шримад-Бхагаватам»), то на их основе можно в любых обстоятельствах, при любых философских диспутах, и в присутствии любой аудитории построить свою проповедь так, что она всегда будет актуальной, авторитетной и интересной.


Проповедь священных писаний и
определение в этом своих возможностей

Идеальным примером и главным вдохновителем для нашего стремления проповедовать славу Господа, несомненно, является для всех нас Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он же нам дал и правильное понимание смысла слова «проповедь», раскрыв его глубинную суть через собственный пример. Иными словами, Шрила Прабхупада показал, что его книги – лучшее средство для проповеди непреданным и всегда предавал этой форме проповеди особое значение. Однако, в более широком смысле этого слова (как мы видели из самой жизни Шрилы Прабхупады), проповедь подразумевает распространение сознания Кришны ни только через распространение книг, но и другими всеми возможными способами, на которые мы только способны. Это значит, что не существует практически ни каких преград, ограничений и способов самовыражения в том, как можно распространять ведическое знание. Главное - подойти к этому процессу творчески и применяя разум. Например, не менее успешно можно проповедовать через театральные представления, музыку, художественное искусство, написания книг и статей, организацию праздников, раздачу освященной пищи и т.д. и т.п. Суть такого разнообразия деятельности заключается в том, чтобы показать людям, что сознание Кришны и принципы «Бхагавад-гиты» применимы для всех сфер человеческой деятельности, где любую нашу способность или склонность можно связать со служением Богу. А цель всего того чтобы мы не делали - так или иначе привлечь людей к чтению священных писаний, укрепить в них веру и побудить начать применять эти принципы в своей жизни. В связи с этим Сам Господь дает нам Свое самое высшее благословение, которое каждый может получить просто проповедуя философию «Бхагавад-гиты» тем или иным образом: «Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения, и в конце жизни вернется ко Мне. В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он. (Б.-г., 18.68-69)

Во «Вриндаване-бхаджана» (стих26), написанной самим Шрилой Прабхупадой также есть замечательное высказывание:

«Санкиртана, совместное прославление имен Господа, не сводится лишь к громкому пению под аккомпанемент барабанов и других музыкальных инструментов. Не следует думать, что звуки киртана нельзя распространять другим способами (через книги и газеты, радио, телевидение, видео- и аудиозаписи, кинематограф и т.д.). Все, что благоприятствует преданному служению Господу Мадхаве (Кришне, супругу богини процветания), неотлично от Него Самого, т.е. находится на абсолютном уровне. Господь Ядава (Кришна, владыка династии Яду), - единственный верховный наслаждающийся и повелитель всех трех миров. Поэтому совершать санкиртану следует исключительно для удовольствия Господа…»

Выводом к сказанному, также может послужить выдержка одного из комментариев Шрилы Прабхупады к «Бхагавад-гите»:

«…Однако тот, кто искренне старается объяснить суть «Бхагавад-гиты», не искажая ее смысла, будет прогрессировать в преданном служении, и, в конце концов, станет чистым преданным Господа. А чистое преданное служение наверняка приведет его домой к Богу». (Б.-г., 18.68, комм.)

Зачастую, преданные, не могут сразу определить подходящую для себя форму проповеди, и для многих это становится причиной стрессов, депрессий, застоя и даже болезней, как скрытая (психологическая) защита от нежелания проповедовать. Однако, даже если, у нас ни всегда получается активно проповедовать, это вовсе не повод постоянно сокрушаться о собственном несовершенстве или занижать о себе мнение как о не состоявшемся преданном или проповеднике. Все гораздо проще… В этих случаях нужно просто разобраться в том, что мы можем делать на данном этапе, и выбрать для себя подходящий способ проповеди. Для этого существуют три основные формы (способа) проповеди, которые мы можем выбрать, учитывая свой уровень, качества характера, психофизические склонности и т.д.:

 

1). Непосредственная проповедь массам людей, что называется «на передовой». Это значитчитать лекции, распространять книги, выкупать и дарить священные писания друзьям и доброжелателям, организовывать праздники, фестивали, и другие проповеднические программы.

 

2). Регулярная помощь проповедникам и забота о нуждах других преданных. Эта форма проповеди подразумевает всяческую заботу и обеспечение проповедников всем необходимым. То есть по возможности стараться удовлетворять все их нужды и потребности: можно готовить для них освещенную пищу (прасад), стирать одежду, поддерживать необходимые условия для их нормального (комфортного) проживания в храме.

 

3). Умение проповедовать собственному уму. Наш ум может быть на первых порах духовной практики не менее атеистичным, чем люди, которым мы пытаемся проповедовать «на передовой». Говорится: «В проповеди, спасая других утопающих, важно, прежде всего, не утонуть самому». Есть и другое высказывание великого христианского святого Серафима Саровского: «Если мы хотим повлиять на разум человека, мы сначала должны сделать сильным свой собственный».

 

Последний пункт мог бы означать то, что, не утвердившись и не окрепнув в своих духовных убеждениях, нам весьма трудно убеждать других становиться преданными. То есть здесь, можно дать совет обратить самое пристальное внимание, прежде всего, для развитие собственной духовной силы. Говорится: «Бессмысленно нырять в воду и спасать утопающего, если ты сам не умеешь плавать». А научиться «плавать» как раз и означает - приложить все усилия в изучении, слушании и обсуждении священных писаний для укрепления собственного разума. Изучая книги Шрилы Прабхупады, постепенно к нам приходят духовные силы, и нам становится легко и естественно контактировать с людьми, чувствуя себя при этом «как рыба в воде». Именно отсутствие счастья, неуверенность (слабая вера), страх или сильное смущение перед любым таким контактом – как раз и является прямым показателем нашей духовной слабости. Однажды Шрила Прабхупада, одному из своих учеников, по какой-то причине утратившим энтузиазм в проповеди, написал так: «Сознание Кришны означает всегда быть удовлетворённым и счастливым, а не то, что мы должны работать ради чего-то недостижимого и из-за беспокойств терять энтузиазм и надежду. …Кришне не нравится, когда Его искренние преданные страдают, разочаровываются или находятся в депрессии. Он не будет стоять в стороне. У Него есть какой-то план для тебя. Пожалуйста, думай таким образом и очень скоро Он исполнит желание твоего сердца». (Письмо Теджиясу от 10.12.72). Фраза «Пожалуйста, думай таким образом и очень скоро Он исполнит желание твоего сердца», может говорить о том, что если мы действительно искренни в своих намерениях продолжать прогрессировать или проповедовать, то начнем работать над устранением своей слабости и это наше желание (прогрессировать и проповедовать так или иначе), несомненно, будет исполнено Кришной. Главное реально определить свои способности и возможности на данный момент, найти себя в определенном виде служения (проповеди) и счастливо прогрессировать в сознании Кришны.

Итогом этого раздела могло бы стать известное письмо Шрилы Прабхупады: «Именно в этом и заключается наша миссия – спасти весь мир, проповедуя учение Кришны, - однако еще более высокая, высочайшая цель человека состоит в том, чтобы спасти самого себя. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. Всегда желающий тебе добра А. Ч. Бхактиведанта Свами». (Из книги Сатсварупы даса Госвами «Реформа чтения»)

 

«В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «На чем будет сконцентрирован ваш ум в момент смерти, этого состояния вы достигнете в следующей жизни». Если вы думайте о Кришне в момент смерти, вы отправитесь в духовный мир, если нет, то вряд ли. Но я обещаю вам, что если вы будете распространять мои книги, то в день вашего ухода Господь Чайтанья лично придет и заберет вас в духовный мир». Шрила Прабхупада. (Выписка из журнала «Парам Виджаяте Шри Кришна Санкиртанам, №10, 2011).

 

Основные принципы проповеди:

«Внимательно прочитав и изучив эти книги, ты постигнешь величайшую науку – учение сознания Кришны, и тогда тебе по-настоящему захочется поведать об этой науке каждому, чтобы принести людям истинное благо». (Письмо Баншидхари, 16 ноября 1970г.)

Далее предлагаем вниманию читателя 7 основных принципов проповеди:

1. Духовная жизнь становится эффективной и экстатичной в настроении проповеди. (Погруженность в одну из форм проповеднической деятельности напрямую связана с успешным и быстрым духовным ростом).

2. Самый быстрый и простой способ обрести энтузиазм и утерянную решимость для проповеди – начать общаться с проповедниками. (Помогающие проповедникам, особенно распространителям книг – получают 90% всех их заслуг, для чего достаточно любого способа содействия и помощи для успешного продвижения их проповеднической деятельности).

3. Проповедь – это в максимальной степени лучший способ доставить радость и удовольствие Господу и духовному учителю. (Правильное понимание того, что любое служение может быть связано с проповедью, также доставляет удовольствие Господу и делает его радостным и полноценным).

4. Проповедь помогает в самодисциплине, быстро очищает сердце, просветляет разум, и дает вдохновение на выполнение других видов служения. (Панацеей от любой формы депрессии, стресса, чувства собственного несовершенства и заниженной самооценки является активное участие в проповеднических программах).

5. Отдавшие свою жизнь проповеди славы Господа - становятся самыми дорогими Его слугами и самыми достойными кандидатами вернуться в этой жизни домой к Богу.

6. Хотя Господь принимает все виды служения, проповедь Его безграничной славы – всегда останется для Него самым дорогим и сокровенным видом служения.

7. Проповедь – это прана и жизнь для тех, кто действительно старается помогать другим и стремится духовно жить, а не выживать.

«Из твоего письма я понял, что ты регулярно читаешь мои книги и изучаешь нашу философию. Именно это и требуется. Внимательно читая мои книги, ты разовьешь в себе желание распространять их как можно шире и в как можно большем количестве. Если ты твердо решишь достичь успеха уже в этой жизни, и всегда будешь следовать всем нашим правилам, повторять не меньше шестнадцати кругов маха-мантры в день и читать мои книги, то все твои желания, направленные на то, чтобы прогрессировать в сознании Кришны – исполнятся. Ты непременно достигнешь духовного совершенства и очень скоро сможешь вернуться к Богу». (Письмо Ганеше, 22 мая 1975г.)


 

Фен-шуй, аюр-веда и «Бхагавад-гита»
о могуществе звука и священных мантр

 

Звук в нашей жизни играет очень важную роль и имеет огромнейшее значение. Не случайно говорится: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полка за собой повести». Природа звука всегда интересна именно тем, что имеет очень могущественную и сверхчеловеческую (мистическую) способность воздействовать прямо на душу человека, как для ее возвышения, так и для ее деградации.

Например, такая всем известная и популярная сегодня наука как фен-шуй, рекомендует для лечения физических болезней и успокоения ума как можно больше слушать благоприятные звуки природы: пение птиц, журчание воды, плеск морских волн, шелест листвы, шорохи леса и т.д. Аюр-веда, помимо этого, рекомендует для лечения болезней и очищения сознания постоянно распевать и слушать благотворную вибрацию мантр. В этом смысле, чтение вслух и слушание мелодичных звуков священных писаний - крайне благотворно действует для очищения сознания и на успокоение умственной деятельности человека.

Влиянию звука на наши грубые и тонкие тела есть много объяснений. Одно из них таково, что наше тело на 70% состоит из воды и любые звуки, постоянно вибрирующие вокруг нас, будут иметь самое прямое влияние на ее структуру, а значит и на здоровье человека в целом. Также считается, что на тонких уровнях бытия, внутри любого живого организма, постоянно двигаются воздушные потоки (прана, жизненный воздух, энергия ци и т.д.). Резонируя с окружающей атмосферой и взаимодействуя между собой, они (воздушные потоки) становятся, очень чувствительны к различным звукам, ритмам и тонким вибрациям. То есть, звук их может либо успокаивать, приводя в гармонию, либо возбуждать, создавая различные нарушения и блокируя их естественный поток. Это и вызывает мгновенную реакцию, создавая болезни нервной системы, сердечно-сосудистых нарушений, проблемы желудочно-кишечного тракта и т.д. И этим знанием с успехом пользовались и пользуются до сих пор знатоки тибетской медицины, фен-шуя, аюр-веды, астрологии, и многих других традиционных и нетрадиционных дисциплин.

Таким образом, для того чтобы нормализовать (оздоровить) состояние организма, а точнее сбалансировать все воздушные потоки (взаимодействие трех дош и связанных с ними систем и органов), одним из могущественных способов лечения считалась звукотерапия. Особой силой обладали тексты священных писаний (мантры), распеваемые под приятный аккомпанемент и мелодичную музыку. И наибольшим могуществом и духовной силой, считаются мантры или стихи из «Бхагавад-гиты», «Брахма-самхиты» «Шримад-Бхагаватам» и других классических (ведических) произведений. Именно они имеют наиболее мощное очищающее и оздоравливающее воздействие, поскольку являются звуковыми образами Господа, не отличными от Него Самого. Например, если просто включить запись со звуками этих мантр в каком-нибудь помещении, то можно мгновенно очистить в нем атмосферу, даже если оно находится в самом оскверненном состоянии (т.е. очистить его тонкий план, выгоняя духов, призраков, приведений и очищая от других тонких негативных влияний). Сказанное, особенно относится к звучанию звуков Харе Кришна мантры, высоко-очищающая и духовная сила которой сравнивается с личным присутствием в этом месте Самого Верховного Господа.

Мудрые люди, заботящиеся о чистоте своего ума, никогда не будут слушать или подвергать себя влиянию вредных звуков, например, вредной музыки, которая отличается частым диссонансом, отсутствием музыкальной формы, однотонностью ритмов и очень сильным негативным влиянием на сознание человека. Можно рассмотреть как пример, ту же рок-музыку, которая незаметно, но верно воздействует ультра- и инфразвуками прямо на подсознание человека. Мы их не слышим, но на астральном плане, они воспринимаются нашими чувствами как очень тонкие (эфирные) звуковые вибрации, которые крайне разрушающе действуют на мозг человека, по принципу «25-го кадра». Экспериментально установлено, что люди и животные, погруженные с помощью звука в определенное психическое состояние (с помощью музыки, мантр, тантр, заговоров, заклинаний и т.д.), делали такие вещи, которые никогда не смогли или не стали бы делать при обычном состоянии сознания. Этому есть колоссальное количество примеров.

Например, в Японии был проведен эксперимент с мышами, которых поместили в разные комнаты и на протяжении целого месяца включали разную музыку. В первой комнате включали рок-музыку, во второй - классическую, а в третьей – индийские раги. Уже буквально на третью неделю, экспериментаторы были крайне удивлены происходящим. Они стали наблюдать такую картину: в первой комнате мыши стали драться и очень часто спариваться, во второй – были по-обычному игривы и доброжелательны, а в третьей – всем на удивление, они были чрезвычайно спокойны, умиротворены, резко стали испытывать отвращение к невегетарианской пище и с «неподдельной заботой» постоянно лизали друг друга. Позже, такие научные эксперименты стали проводиться с людьми, в ходе которых выяснилось, что мелодичные фразы раг (индийской классической музыки), действительно способствуют возникновению у слушателей определенного настроения и психологического состояния. У испытуемых, с помощью приборов, технически удалось зафиксировать влияние музыки на настроение, работу мозга и внутренних органов, отчего последние приходили настолько в гармоничное состояние, что благодаря нескольким таким сеансам удавалось вылечивать болезни, не подающиеся другим способам лечения.

Подводя итоги сказанному, можно отметить: нет сомнения, что те, кто периодически слушает, поет или читает вслух мелодичные шлоки «Бхагавад-гиты», будут очищаться и вылечиваться душой и телом, все ближе приближаясь к осознанию своей блаженной природы и постижению своих вечных и трансцендентных отношений с Богом.

Далее мы приводим отрывок из беседы Шрилы Прабхупады с участниками группы «Биттлз»:

«…К тому же вы наделены прекрасными музыкальными способностями. Все ведические мантры передавались в музыкальной форме. Особенно музыкальна «Сама-веда»: «Я смиренно склоняюсь перед Верховным Господом, которого восхваляют в трансцендентных молитвах такие великие полубоги, как Брахма, Варуна, Индра, Шива и Маруты. Те, кто знает «Сама-веду», воспевают Его в ведических гимнах» (Бхаг., 12.13.1). Слово самагах означает «те, кто следуют «Сама-веде». Гайанти означает, что они всегда музицируют. Они обращаются ко Всевышнему с помощью музыки. Слово гаянти означает «пение». Можно петь и «Бхагавад-гиту», и «Шримад-Бхагаватам». Это правильный метод произнесения ведических мантр. Звуки этих мантр могут принести людям огромное благо, и для этого даже не обязательно понимать их смысл. С помощью трансцендентной звуковой вибрации можно достичь чего угодно». (Наука самосознания, стр. 175).

Мы настоятельно рекомендуем достать музыкальные записи текстов, например, «Гитамриты», «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» или «Брахма-самхиты», (самым лучшим в этом случае будет звучание киртана, т.е. исполнение Харе Кришна маха-мантры в музыкальном сопровождении) и регулярно включать их в храме, у себя дома, в автомобиле, во время приготовлении пищи и т.д. Это, несомненно, повлияет ни только на общую атмосферу и духовное состояние человека, но также и на физическое здоровье и отношение с близкими. А главное – это обязательно отразится на самых «глубинах» нашего подсознания, что без преувеличения, будет эффективно способствовать быстрому очищению нашей души и сердца.

 

Аюр-веда рекомендует для лечения болезней и очищения сознания постоянно распевать и слушать благотворную вибрацию мантр. В этом смысле, чтение вслух и слушание мелодичных звуков священных писаний - крайне благотворно действует для очищения сознания и на успокоение умственной деятельности человека.

 

Из сокровищницы духовной мудрости:

- Внимательное и осмысленное изучение священных писаний, лечит также эффективно духовно опустошенную душу, как правильно подобранное лекарство для неизлечимо больного человека.

- Чтение духовной литературы, также важно для развития ума, как физические упражнения для тела.

- Общение со святыми - это общению со священными книгами. И то и другое равно необходимо.

- Регулярное чтение – это основа для практического обучения, правильного применения знания и анализа для своего духовного роста.

- Читая о деяниях Господа, мы никогда не будем ощущать недостатка в друзьях, советниках и утешителях.

- Чтение духовных книг – это лучший способ проповедовать своему уму, достойная возможность провести свой досуг и одно из самых приятных развлечений.

- Книга – это верный друг, духовный наставник и постоянный спутник при всех обстоятельствах жизни.

- Мудрую книгу надо беречь, любить и верить в нее. Надо научиться общаться с ней, работать и понимать, а также уметь применять на практике ее глубинную суть.

- Все самое лучшее и ценное, самое мудрое, чудесное и сокровенное, самое интересное и важное - несет в себе книга, прославляющая обладателя всех чудес, талантов и красот – Верховного Господа.

- Книга, прославляющая Бога – это сила, воздействующая на разум и укрепляющая волю.

- Тексты писаний - это сокровища







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.