|
Описание и анализ второго этапаВторой этап содержит две серии и может проводиться как сразу после первого, так и во время последующей встречи. В первой серии клиенту предлагают еще один чистый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш без ластика. Его просят простым карандашом отобразить на бумаге все те образы и фигуры, которые он видел или вновь видит на своих каракулях. Отмечается, что перерисовывать предметы так, как они представлялись на каракулях, не нужно, достаточно их просто обозначить.
Тем самым испытуемому предоставляется возможность изобразить предметы так, как он хочет. Здесь обычно наблюдаются изменение размеров фигур относительно друг друга и свободный характер рисования, что позволяет получить дополнительный материал для анализа. Каракуля дается в том случае, если клиент об этом просит. При этом ему надо сказать, что качество изображения значения не имеет. Вторая серия. По завершении этой работы испытуемому предлагаются два цветных карандаша или фломастера - синий и красный, и дается новое задание. Ему нужно расставить связи между предметами, имея в виду, что красный цвет - это позитивная связь, синий - негативная. Здесь важно соблюдать инструкцию: не заменять цвета на другие (оранжевый, розовый, фиолетовый, зеленый, черный) и правильно обозначать связи. Связи должны быть направленными, то есть заканчиваться стрелкой, которая должна быть только с одной стороны - той, куда направлена связь. Если стрелки будут направлены в обе стороны на одной линии, то тем самым связь будет либо двусто-ронне положительной, либо двусторонне отрицательной, что чисто механически исключает возможность двусторонней разнохарактерной связи. На данном этапе идет более глубокое, детальное, конкретное структурирование диагностируемого материала. Время, так же как и на первом этапе, не ограничивается, но обычно не превышает 7-8 минут. Этот этап очень важный и серьезный, поэтому не нужно ограничивать человека во времени. Когда испытуемый расставляет связи, он, по сути, дает оценку отношениям между выделенными персонажами, которые, в свою очередь, являются проекцией отношений объектов проблемной ситуации. А это требует сосредоточения, размышлений, рефлексии. Анализ и обработка результатов Учитывается общее время работы. Заслуживает внимания как слишком быстрое (до 1,5-2 минут), так и слишком медленное (более 15 минут) выполнение заданий. В первом случае правомерен вопрос о непринятии инструкции. В такой ситуации методику, по мере необходимости, можно повторить, но не ранее чем через 1,5-2 месяца. В случае затруднений и излишне медленной работы испытуемому можно помочь наводящими вопросами. При этом не следует проводить какие бы то ни было аналогии с его жизненной ситуацией, тем более преждевременно проводить вербальный анализ методики. Если испытуемый не просит первый лист - каракулю, то он будет рисовать персонажи по памяти. Здесь нужно фиксировать, что именно он вспоминает и в какой последовательности рисует. Если же испытуемый попросит первичный материал, тогда психолог протоколирует свои наблюдения за тем, как человек рассматривает каракули и что он видит на них уже в третий раз. Дополнительные инструкции к разглядыванию перепутанных линий не даются. На этом этапе необходимо учесть следующее. 1. Как заполняется пространство листа: а) фигуры расположены в ряд — горизонтальный, б) фигуры по краю листа - по какому; в) наличие центральной фигуры - какой именно; г) порядок рисования, а следовательно, припоми 2. Расстановка связей: а) наличие связей - между какими предметами; б) характер связей - цвет (красный, синий); в) взаимность связей и их характер; г) какие фигуры остались вообще не связанными д) какие фигуры имеют только однонаправленные е) совпадает ли центральное положение фигуры Этот пункт удобно протоколировать в форме таб- лицы:
3. Характер рисования фигур: а) сила нажима при рисовании; б) степень прорисованное™ отдельных элементов в) наличие штриховок; г) размер фигур по отношению к размеру листа Интерпретация Прежде всего нужно отметить, какие фигуры изобразил клиент и в какой последовательности. Это может соответствовать списку № 1 или № 2, но чаще испытуе- мый выбирает другую последовательность, иногда «забывает» предметы или добавляет новые, особенно если перед ним лежит лист с каракулями. Таким образом можно составить список № 3 и проанализировать его так, как предложено на первом этапе. Наличие и характер связей на рисунке проецирует отношения между участниками конфликта или проблемной ситуации, равно как и расположение фигур на листе. Если есть центральная фигура, это может быть свидетельством того, что человек выделяет либо главного участника - субъекта конфликта, приписывая ему ведущую роль, либо обозначает основную причину своего состояния. При запущенных ситуациях, застарелых конфликтах, центральная фигура может отражать состояние человека. Например, встречаются случаи, когда испытуемый изображает в центре пространства молнию, большую заштрихованную змею, смерч, развалины, смерть, комок перепутанных нитей (проволоки) и т. д. Это, конечно, не участники конфликта, а образное, символическое отражение состояния клиента. Фигуры, расположенные в ряд, могут свидетельствовать либо о формальном отношении клиента к диагностике (горизонтальный ряд), либо о желании разместить персонажи по рангу (вертикальный ряд), то есть ввести некую иерархию. Заполнение пространства листа оценивается так же, как и в других рисуночных методиках. Наиболее подробные пояснения к этому даются в книге В. Т. Лободина «Путь к единству. Самоанализ и познание внутреннего мира». Он предлагает следующую схему интерпретации пространства листа.
Центр - это «Я» человека, сознательная жизнь, что обозначается концентрическими кругами. А, Б - зона духа, интеллекта, развития, связей с окружающими. Секторы В и Г проецируют связь с другими людьми, альтруизм. Д и Е - бессознательное, материальное, инстинктивное, сексуальное, коллективное. Зоны И, К обозначают связь с самим собой, с прошлым, а также эгоизм. Кроме представленных секторов, В. Т. Лободин предлагает рассматривать и границы между секторами, что в его интерпретации отражает некоторые поведенческие характеристики человека в значимых, нестандартных ситуациях. Так, например, расположение рисунков между зонами Б и В будет означать протест и нападение, между Г и Д - упорство и преданность, граница Е-И - захват, К-А - осторожность и сдержанность. Расположение рисунков в левой части означает привязанность к прошлому, к матери, в правой - потребность опереться на чей-либо авторитет. Левая позиция со смещением к центру - желание обрести покровителя и, одновременно, быть от него независимым. Правое расположение с центральной тенденцией - поиск согласия с внешним миром. Если рисунки в центре со смещением вправо, человек хочет найти согласие между собственными желаниями и стремлениями и потребностями и интересами других людей. Строго центральное расположение проецирует осознанную необходимость в систематизации своего жизненного опыта. В случае рисования только в верхней четверти листа у испытуемого предполагается субдепрессивное состояние, которое он пытается прервать активными действиями. Скорее всего, такой человек неустойчив в жизни, ищет способы саморегуляции. В зависимости от содержания рисунков иногда молено увидеть амбиции, желание навязывать себя и свои проблемы другим. Расположение рисунков в нижней половине говорит о чувстве покинутости, депрессии и самобичевании. Далее рассматриваются связи - отношения между предметами. Если имеется центральная фигура и она же получает наибольшее количество связей, то это можно считать признаком того, что человек не только приписывает ей причины конфликта, но и соотносит с ней возможности выхода из него. Даже если большинство связей синие, то есть негативные, материал для психологической работы обозначен. Необходимо выяснить (можно на последующем этапе), с кем или с чем ассоциирует человек эту фигуру. Это может быть реальный человек, образное
выражение своего состояния или ведущая проблема, например, алкоголизация, наркомания, депрессия, безнадежность, запутанность и т. д. При планировании дальнейшей работы с клиентом необходимо учитывать, с какими предметами и как связывает человек центральную фигуру. Детализируется это на третьем этапе и в последующих обсуждениях, беседах с клиентом. Конечно, опираться нужно на позитивные связи. Если испытуемый их не обозначил, нужно иметь в виду, что они могут возникнуть как новые или преобразоваться из негативных. Центральная фигура по положению на листе может не совпадать с той, у которой наибольшее количество связей. Чаще всего это наблюдается в случаях ассоциирования фигур со своим состоянием или проблемой. Это тоже следует учесть в своей работе с клиентом, выбирая ту фигуру, у которой больше позитивных связей, исходящих от нее. Это справедливо и в тех случаях, когда такую фигуру человек ассоциирует с собой. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|