Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание и анализ второго этапа





Второй этап содержит две серии и может прово­диться как сразу после первого, так и во время последую­щей встречи.

В первой серии клиенту предлагают еще один чис­тый лист бумаги (формат А4) и простой карандаш без ластика. Его просят простым карандашом отобразить на бумаге все те образы и фигуры, которые он видел или вновь видит на своих каракулях. Отмечается, что пере­рисовывать предметы так, как они представлялись на ка­ракулях, не нужно, достаточно их просто обозначить.


 




Тем самым испытуемому предоставляется возможность изобразить предметы так, как он хочет. Здесь обычно на­блюдаются изменение размеров фигур относительно друг друга и свободный характер рисования, что позво­ляет получить дополнительный материал для анализа. Каракуля дается в том случае, если клиент об этом про­сит. При этом ему надо сказать, что качество изображе­ния значения не имеет.

Вторая серия. По завершении этой работы испытуе­мому предлагаются два цветных карандаша или фломас­тера - синий и красный, и дается новое задание. Ему нуж­но расставить связи между предметами, имея в виду, что красный цвет - это позитивная связь, синий - негативная. Здесь важно соблюдать инструкцию: не заменять цвета на другие (оранжевый, розовый, фиолетовый, зеленый, чер­ный) и правильно обозначать связи. Связи должны быть направленными, то есть заканчиваться стрелкой, которая должна быть только с одной стороны - той, куда направ­лена связь. Если стрелки будут направлены в обе стороны на одной линии, то тем самым связь будет либо двусто-ронне положительной, либо двусторонне отрицательной, что чисто механически исключает возможность двусто­ронней разнохарактерной связи.

На данном этапе идет более глубокое, детальное, конкретное структурирование диагностируемого мате­риала. Время, так же как и на первом этапе, не ограничи­вается, но обычно не превышает 7-8 минут. Этот этап очень важный и серьезный, поэтому не нужно ограничи­вать человека во времени. Когда испытуемый расставля­ет связи, он, по сути, дает оценку отношениям между вы­деленными персонажами, которые, в свою очередь, явля­ются проекцией отношений объектов проблемной ситуации. А это требует сосредоточения, размышлений, рефлексии.


Анализ и обработка результатов

Учитывается общее время работы. Заслуживает внимания как слишком быстрое (до 1,5-2 минут), так и слишком медленное (более 15 минут) выполнение за­даний. В первом случае правомерен вопрос о неприня­тии инструкции. В такой ситуации методику, по мере не­обходимости, можно повторить, но не ранее чем через 1,5-2 месяца. В случае затруднений и излишне медлен­ной работы испытуемому можно помочь наводящими вопросами. При этом не следует проводить какие бы то ни было аналогии с его жизненной ситуацией, тем более преждевременно проводить вербальный анализ методи­ки. Если испытуемый не просит первый лист - караку­лю, то он будет рисовать персонажи по памяти. Здесь нужно фиксировать, что именно он вспоминает и в какой последовательности рисует. Если же испытуемый попро­сит первичный материал, тогда психолог протоколирует свои наблюдения за тем, как человек рассматривает ка­ракули и что он видит на них уже в третий раз. Дополни­тельные инструкции к разглядыванию перепутанных ли­ний не даются.

На этом этапе необходимо учесть следующее.

1. Как заполняется пространство листа:

а) фигуры расположены в ряд — горизонтальный,
вертикальный, внизу вверху, справа, слева, посе­
редине;

б) фигуры по краю листа - по какому;

в) наличие центральной фигуры - какой именно;

г) порядок рисования, а следовательно, припоми­
нания, узнавания или нового выделения образов
на каракулях.

2. Расстановка связей:

а) наличие связей - между какими предметами;


б) характер связей - цвет (красный, синий);

в) взаимность связей и их характер;

г) какие фигуры остались вообще не связанными
с другими;

д) какие фигуры имеют только однонаправленные
связи, указать их цвет и направление;

е) совпадает ли центральное положение фигуры
(если таковая имеется) с наибольшим количест­
вом связей.

Этот пункт удобно протоколировать в форме таб-

лицы:

 

Односторонние позитивные Взаимные позитивные Односторонние негативные Взаимные негативные
Трубка с дымом -Мужской профиль Ангел -Могила Паутина - Ангел Ребенок - Могила
       

3. Характер рисования фигур:

а) сила нажима при рисовании;

б) степень прорисованное™ отдельных элементов
фигуры (тщательность рисования);

в) наличие штриховок;

г) размер фигур по отношению к размеру листа
и друг к другу.

Интерпретация

Прежде всего нужно отметить, какие фигуры изоб­разил клиент и в какой последовательности. Это может соответствовать списку № 1 или № 2, но чаще испытуе-


мый выбирает другую последовательность, иногда «забы­вает» предметы или добавляет новые, особенно если пе­ред ним лежит лист с каракулями. Таким образом можно составить список № 3 и проанализировать его так, как предложено на первом этапе.

Наличие и характер связей на рисунке проеци­рует отношения между участниками конфликта или проблемной ситуации, равно как и расположение фи­гур на листе. Если есть центральная фигура, это может быть свидетельством того, что человек выделяет либо главного участника - субъекта конфликта, приписы­вая ему ведущую роль, либо обозначает основную при­чину своего состояния. При запущенных ситуациях, застарелых конфликтах, центральная фигура может отражать состояние человека. Например, встречаются случаи, когда испытуемый изображает в центре прост­ранства молнию, большую заштрихованную змею, смерч, развалины, смерть, комок перепутанных нитей (проволоки) и т. д. Это, конечно, не участники кон­фликта, а образное, символическое отражение состоя­ния клиента.

Фигуры, расположенные в ряд, могут свидетель­ствовать либо о формальном отношении клиента к диа­гностике (горизонтальный ряд), либо о желании разме­стить персонажи по рангу (вертикальный ряд), то есть ввести некую иерархию. Заполнение пространства лис­та оценивается так же, как и в других рисуночных мето­диках. Наиболее подробные пояснения к этому даются в книге В. Т. Лободина «Путь к единству. Самоанализ и познание внутреннего мира». Он предлагает сле­дующую схему интерпретации пространства листа.


 




Центр - это «Я» человека, сознательная жизнь, что обозначается концентрическими кругами.

А, Б - зона духа, интеллекта, развития, связей с ок­ружающими.

Секторы В и Г проецируют связь с другими людьми, альтруизм.

Д и Е - бессознательное, материальное, инстинк­тивное, сексуальное, коллективное.

Зоны И, К обозначают связь с самим собой, с про­шлым, а также эгоизм.

Кроме представленных секторов, В. Т. Лободин предлагает рассматривать и границы между секторами, что в его интерпретации отражает некоторые поведенчес­кие характеристики человека в значимых, нестандартных ситуациях. Так, например, расположение рисунков между


зонами Б и В будет означать протест и нападение, между Г и Д - упорство и преданность, граница Е-И - захват, К-А - осторожность и сдержанность.

Расположение рисунков в левой части означает привязанность к прошлому, к матери, в правой - потреб­ность опереться на чей-либо авторитет. Левая позиция со смещением к центру - желание обрести покровителя и, одновременно, быть от него независимым. Правое распо­ложение с центральной тенденцией - поиск согласия с внешним миром. Если рисунки в центре со смещением вправо, человек хочет найти согласие между собственны­ми желаниями и стремлениями и потребностями и инте­ресами других людей. Строго центральное расположение проецирует осознанную необходимость в систематизации своего жизненного опыта. В случае рисования только в верхней четверти листа у испытуемого предполагается субдепрессивное состояние, которое он пытается пре­рвать активными действиями. Скорее всего, такой чело­век неустойчив в жизни, ищет способы саморегуляции. В зависимости от содержания рисунков иногда молено увидеть амбиции, желание навязывать себя и свои про­блемы другим. Расположение рисунков в нижней полови­не говорит о чувстве покинутости, депрессии и самобиче­вании.

Далее рассматриваются связи - отношения между предметами. Если имеется центральная фигура и она же получает наибольшее количество связей, то это можно считать признаком того, что человек не только приписы­вает ей причины конфликта, но и соотносит с ней возмож­ности выхода из него. Даже если большинство связей си­ние, то есть негативные, материал для психологической работы обозначен. Необходимо выяснить (можно на по­следующем этапе), с кем или с чем ассоциирует человек эту фигуру. Это может быть реальный человек, образное


 




выражение своего состояния или ведущая проблема, на­пример, алкоголизация, наркомания, депрессия, безна­дежность, запутанность и т. д.

При планировании дальнейшей работы с клиентом необходимо учитывать, с какими предметами и как связы­вает человек центральную фигуру. Детализируется это на третьем этапе и в последующих обсуждениях, беседах с клиентом. Конечно, опираться нужно на позитивные свя­зи. Если испытуемый их не обозначил, нужно иметь в ви­ду, что они могут возникнуть как новые или преобразо­ваться из негативных. Центральная фигура по положению на листе может не совпадать с той, у которой наибольшее количество связей. Чаще всего это наблюдается в случаях ассоциирования фигур со своим состоянием или пробле­мой. Это тоже следует учесть в своей работе с клиентом, выбирая ту фигуру, у которой больше позитивных связей, исходящих от нее. Это справедливо и в тех случаях, когда такую фигуру человек ассоциирует с собой.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.