|
Клад большой - семейный покой
Дед Захар много чего в жизни повидал, троих детей без жены вырастил. Померла жена еще молодая, а Захар так больше и не женился. Двух девок замуж выдал, а лет 12 назад сына - надежду схоронил. Тот по осени подстыл, долго хворал, а потом и Богу душу отдал. Остался дед в доме один.
Старшая его дочь, Параска, через два дома от отца своей семьей жила, но к деду в дом редко-редко заходила. А Дашутка, младшая дочь, в дальней деревне проживала. Та отца почаще навещала, только деду Захару и того было мало. Хоть и понимал он: у каждой дочери - свой дом, дети, муж. Его, старого, когда навещать уж?
Дед Захар здоровьишком не больно крепок стал, на поле работать не мог. Зато вечерами мастерил он из чурбачков да из досок для внуков своих игрушки. Бывало, режет-режет, ладит-ладит. То лошадочку с колясочкой, то медвежонка, то зайчонка. Бывало, что на одну-то игрушку вечеров пять уходило. Зато радостно было, когда параскины ребятишки деда встречали, игрушки разбирали, в них потом играли.
А через недельку-другую заглянет дед Захар к Параске во двор, а там сметен в угол старый хлам да сор, а среди этого сора - его деревянные поделочки валяются. Наверно, на растопку самовара Параска припасла дедовы-то игрушечки. А ежели и войдет дед к Параске в дом, чует: чужой он в нем. У порога потолчется, словечком перемолвится и восвояси уйдет. Дочь родного отца даже никогда за стол не приглашала.
Дашутка была пожальчее: та все отца к себе в дом жить звала. Мол, старый он, ему нужен покой да уход. Да только дед Захар не привык сам кому-никому навязываться. Может, лишний он, а сказать стесняются. Вот и жил один в своей избушке. А прошлую зиму еле пережил. Видать, шибко часто печку топил, вот дрова рано и извел. А к Параске пошел поленицу в долг попросить, так та и давай плакать-голосить: что, мол, детей обездолить хошь? Топи не дровами, а хворостом. Чай, не помрешь!.. Так и вернулся дед домой ни с чем.
А уж этой весной ясно понял он, что силушки нет огород копать да картошку сажать. Ну, у кого ж ему подмоги просить? Стал Параске говорить: мол, заберите и мою землицу себе под огород. А та: нам свою бы обиходить! Нам чужой земли не надо! Так, когда же родная земля стала ей чужой? Вернулся дед к себе домой, сел на скамейку во дворе и... заплакал.
- Ты чего, дед, опечалился? - услыхал дед Захар. Глаза поднял, а стоит перед ним небольшой мужичок. Как он войти во двор мог, калитка-то заперта была? Ну, дед и сказал тогда:
- Да понял я: не земля моя ей не нужна. А сам я! Вот и вся недолга!
- Тебе огород, что ли, помочь посадить? - мужичок этот деду говорит. Землю вскопать да огород наладить - конечно, можно! Только платить-то тебе, мил человек, мне нечем. Нету меня ни гроша...
- А землица у тебя хороша!.. - Говорит мужичок и уж лопату в руку берет... И копнул-то он раза два-три, а потом деда и кричит:
- Ну-ка, дед Захар, глянь! Что это у тебя тут в земле? Клад, что ли?
- Ну, уж и клад!.. Небось, железяка старая али дырявый горшок... - засомневался дед, к мужичку и подошел. А у того в руке - шкатулочка!
- Небось, с деньгами! - хохотнул помощник.
Взял дед шкатулку в руки, а те дрожат. Откинул крышку - а там, и вправду, деньги лежат: монеты золотом горят. Да много как! Загреб дед пригоршню да помощнику и протянул: это тебе! Оглянулся - а мужичка нет нигде... А ведь они посередь огорода вдвоем стояли. Куда же тот подевался? Дед позвал - покричал: «Эй! Мил человек!» Имени-то мужичка не знал дед - не спросил...
Шкатулочку в печку схоронил, а сам с радостью к дочке заспешил. Велел Параске лошадь запрягать да мужа своего к Дашутке посылать: радость у них! Нашелся клад! Параска мужа в путь враз наладила, ребятишек своих свекрови поручила, а сама к отцу в избу заспешила. А как сама золото увидала - чуть от радости разум не потеряла... Дашутке да Параске отец по целой горсти золотых монет подарил. И все радовался: счастье-то какое! Дашутка его в этот раз опять к себе в дом жить позвала. Но тут уж и Параска свое слово сказала: зачем отцу в такую даль уезжать, коль может он и у нее проживать? Как барин станет в своей комнатке спать. Не в такой же лачуге богачу проживать?
Дашутка поблагодарила отца за богатый дар и домой уехала. И Параска свои деньги сгребла да домой унесла. У деда от таких забот чуть не разболелся живот. Он дверь запер на крючок и отдохнуть прилег. Не успел и глаз сомкнуть - мужичок тот с реденькой бородкой опять тут! Деду улыбается и говорит:
- Ну, с деньгами-то сразу всем нужен стал?.. Ты, вот что, не спеши! Лучше меня выслушай. Я тебе плохого не присоветую...
Уж о чем он деду говорил - тот один слушал. А как мужичок все обсказал, так дед Захар и сделал. С постели встал, шкатулочку из печи достал, да все деньги, окромя двух монет, в тряпицу чистую и сложил. Узелок схоронил, а шкатулку обратно в печь поставил. Потом отпер свою дверь, а сам улегся обратно в постель и притих...
Вскоре слышит: вроде, половица скрипит. Заслонкой кто-то глухо стукнул... А потом и ахнул... Дед на постели сел, ноги свесил и глаза себе трет. Тут как в избе Параска заорет:
- Проспал!.. Проспал, дед!.. Тебя, дед, обобрали, ограбили, украли! Деньги-то где?! Где клад?!
Дед сам начал ахать да стонать. Хорошо еще, две денежки все же не взяли... Хоть это - спасибо! А Параска на родного отца кричит:
- Дурак! Старый дурак - вот ты кто! Зачем спать лег, а дверь не запер? Ни дверь, ни окно?!
- Тут уж чего ж теперь! - сокрушался Захар. - Дело сделано! Так мне когда к тебе в избу-то перебираться?
Как услыхала это Параска, да как начала ругаться! Изо всех грубых слов дед одно понять смог: без денег, без богатства - отец может и у себя в избе оставаться! А ей он, голый - босый, не надобен!
Дед обиду проглотил, а к Дашутке снарядил соседского мальчонку. Тот верхом-то скоро доскакал. А уж следом и Дашутка к отцу явилася. Он ей пустую шкатулку кажет, сам чуть не плачет, а та успокаивает: «Как пришли, - говорит, - так и ушли...» И зовет отца к себе жить. Дед у нее и спроси:
- А куда эти две денежки деть? Ведь, небось, дорогие, раз золотые?
- Да отдай хоть Параске! Она вечно плачется. «Крик души» - а не баба. А теперь нам торопиться надо, чтобы до темна до дому добраться. Ну давай, отец, собираться!
Параска как две последние деньги в ладони у отца увидала, сразу схватила, в карман себе положила. Даже отца не поблагодарила. А как услыхала, что едет он жить к Дашутке, буркнула только:
- Вот и ладно! Поезжай!
И ни «до свиданья» отцу, ни «прощай»!
Дед, для порядку, еще и перед зятем, Дашуткиным мужем, поплакался: мол, без денег он... А зять рукой махнул, а деду сказал:
- Да сколько ты прежде нам дал, - и за то Бога благодарим. Да тебя! На эти деньги дареные новый дом построим. А для тебя, дед Захар, отдельную комнатку. Чтоб ты в ней жил - не тужил... А деньги - ладно! Есть - спасибо, а нет - и так мило! Живи, не обидим...
Уж когда новый дом отстроен был, и дед в свою комнату входил - окошки оглядел... Постель осмотрел... и негромко сказал самому себе:
- Спасибо тебе, мил человек, что надоумил! Век тебя помнить буду!
На иконы глянул, стал лоб крестить и замер... С иконы на деда тот мужичок и глядит... Пора было дело завершать, да узелок с деньгами Дашутке отдавать. Зачем ему теперь деньги? Как там зять-то сказал? «Есть - спасибо, а нет - и так мило!» А что, ведь и верно. А этот клад большой - семейный покой да пригретая старость. А что человеку еще надо?!
Нравственный урок.
Кто родителей почитает, тому Господь помогает.
Стариков почитать — свою жизнь сохранять.
На свете все найдешь, кроме отца с матерью.
И от доброго отца родится худая овца.
Не в деньгах счастье.
Воспитание добрых чувств.
Зачем дед Захар мастерил игрушки для Параскиных детей, хотя знал, что она их выбрасывает?
Чем отличались друг от друга две дочери деда Захара?
Кого из них хотел бы иметь своей родственницей и почему?
Кто в итоге получил награду и за что?
Речевая зарядка.
Как понимать выражение: «Деньги есть — спасибо, а нет - и так мило»?
Объясните значение слов и выражений: «восвояси», «потолчется (у порога), вот и вся недолга», «пригоршня». Развитие мышления и воображения.
Почему родная дочь Параска отца никогда за стол не звала?
Что заставило отца прислушаться к совету мужичка и деньги спрятать?
Что бы с дедом Захаром произошло, если б не случилось чудо, и к нему помощник не пришел?
Что могло бы случиться, если бы дед отдал все деньги Параске и остался у нее жить?
Какая старость ожидает Параску и какая Дарью и почему?
Сказка и экология.
Что мы понимаем под душевной красотой?
Как вы понимаете выражение: «Крик души», а не баба? Про кого и почему так отозвалась Дашутка?
Почему «клад большой — семейный покой»?
Сказка развивает руки.
С помощью родителей смастерить шкатулочку (картон, береста, старые открытки и т. д.) и в нее складывать «золотые добрые монеты» — кружочки из желтой бархатной бумаги за свои хорошие дела на пользу родной семьи.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Цель: установить связь между текстом сказки и жизненным опытом детей, способствовать осознанию ребенком самого себя как части семьи, своих прав и обязанностей перед родителями; помочь детям в понимании мотивов поведения героев сказки, их моральных устоев и личностных качеств; связать уровень и качество взаимоотношений в семьях родных сестер с их жизненной наградой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вопросы по содержанию.
Почему дед Захар на старости лет остался жить один?
Отчего жизнь старика стала тяжкой и безрадостной?
Почему в доме старшей дочери дед чувствовал себя чужим?
Чем отличалось отношение к отцу обеих дочерей?
Почему дед Захар и виду не подавал, что знает об участи своих игрушек?
Какую помощь он получил от судьбы в плату за терпение и смирение?
Как помог клад деду Захару понять, кому из двух дочерей он действительно нужен?
Какое испытание приготовил дочерям помощник деда Захара?
Как приняли дочери известие о пропаже клада?
Почему Дарья предложила отцу последние два золотых Параске отдать?
Как жизнь отблагодарила Дарью за ее доброту в отношении старика-отца?
Что будет на старости лет с Параской, если она не исправится?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сказка «Клад большой — семейный покой» может быть использована в работе с ребенком, еще не до конца понявшим эту важную истину, не умеющим ценить семейное счастье и любить своих близких. Это ребенок с завышенной самооценкой, стремящийся получить от родителей требуемое любой ценой, не уважающий интересы и потребности близких ему людей. Иногда такие дети проявляют невнимание и даже агрессию по отношению к самым старшим членам семьи: бабушке или дедушке. Рассуждают они примерно так: «Она (или он) меня любит, значит и простит. А куда ему деваться?»
Бывает, что у ребенка уже был негативный опыт общения с людьми равнодушными к судьбе своих близких. В таких случаях ребенок может и не задумываться над мотивами своего поведения, а просто следовать примеру старших. В работе с такой семьей и таким ребенком следует меньше уделять внимания назидательности и разбору этической стороны поступка, а лучше сразу рассмотреть результат такого отношения к близким. Всякий человек «свою старость загодя обустраивает», поэтому стоит «проиграть» два контрастных варианта старости в такой семье: позитивный и негативный, и связать эту проблему с ролью родителей.
Немаловажна роль и «помощника» в сказке, которая в семье неверующих людей ассоциируется со сказочными явлениями, а у верующих — с помощью от Всевышнего. Разговор с ребенком в каждой из таких семей пойдет разными путями, но на основе семейных традиций и с учетом взглядов родителей и детей. Однако и та, и другая семья на фоне генетической памяти или «памяти предков» полагает: за всякие испытания человеку посылается и награда. Только одна — при жизни, например, спокойная старость в кругу близких людей, а другая — счастьем детей и внуков-правнуков, когда совестливого и любящего человека уже и на свете нет.
Людские грехи для нечистой силы - ценная находка
| | | Начало формы
Конец формы
Мишаня терпеть не мог есть хлебные корочки. Не помогали ни уговоры, ни увещевания, ни угроза вообще перестать хлеб ему давать. Он знал, что уж без хлеба-то его не оставят. Бабушка даже иной раз сказывала ему вечером сказку про корочку хлеба, о которой мечтали двое деток-сироток. Сказка была печальная, а Мишаня грустных сказок не любил. За дело взялся отец, а с ним спорить было бесполезно. Тогда Мишаня придумал одну штуку. И отец доволен был, и Мишане не приходилось грызть корки. Заканчивая обед, он незаметно прятал корку за пазуху или в карман. А когда выбегал на улицу, доставал и зашвыривал корку куда-нибудь подальше - и дело с концом!
Был он уже восьмилетним мальцом, когда довелось ему испытать такую страсть, что потом всю жизнь, вспоминая, содрогался. А начиналось все просто. К ним в деревню приехали гости. А гостям все время летом дома сидеть да на улицу глядеть - скучно. Вот и наладились они в лес. У отца были в поле дела, мать из огорода не вылезала. Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам. А бабушка и сама в лес уж сто лет не ходила. Вот и вызвался Мишаня гостей городских в лес сводить. Отец строго наказал: только по знакомым местам грибы искать! Но Мишаня и сам это знал: стыдно же при гостях опозориться, тропку потерять или, еще того хуже, заблудиться.
Только у Мишани был такой нрав, что справиться с ним было нелегко. Ну, кто его просил отходить от этих самых гостей далеко? Главное: им приказал от дороги лесной далеко не отходить, вдоль нее так по лесу и ходить. А самого его в сторону и занесло. Опомнился он - уже все далеко. Аукать-кричать да на выручку звать было совестно. Вот он по бурелому и пер!.. Солнца не видать, дороги лесной - тоже. Вроде, правильно шел, а остановился уж в самой чащобе. Вот теперь он уж стал и звать, и аукать. Да кто ж тут отзовется? Он и сам в этом лесу отродясь не бывал. Вокруг - ни одного знакомого местечка!
И вдруг впереди - речка! Даже не речка - ручей. Пошел Мишаня вдоль него и радостно вскрикнул: впереди через ручей лежали два бревна. Значит, есть и тропка? Тропка действительно была. Но куда она вела? И кем в этой чаще лесной протоптана? Ежели через ручей не ходить, а по тропке назад вернуться - там опять этот самый бурелом и чащоба. А впереди, вроде, просвет?.. Может, там и лесу конец? А уж у народа спросит, как в родную деревню попасть... Впереди, и вправду, был просвет. А вот конца лесу нет и нет. Поредел лесок, стали и грибы-боровики попадаться. Вот и решил Мишаня вперед по тропке пройти. Куда-нибудь да тропка выведет?
Вскоре Мишанина корзина уж полной была. И не какими-то там груздями-опятами, а самыми царскими грибами - боровиками! Тропка все шла и шла, а редкий лесок не заканчивался. Уже смеркаться стало, когда Мишаня вышел на поляну. А на ней - домок! Из старых, покрытых мхом, бревен. Может, там уже никто и не живет? Дверь со скрипом, но отворилась. Внутри было темно и пахло сыростью. Но обжито. Вон, горшки, ухват, старое сито. Мишаня прежде поискал спички или, на худой конец, огниво. Ведь кто-никто в этой избушке ночевал? Значит, и огонь зажигал...
Но ничего такого Мишаня не нашел, как по полкам да лавке ни рыскал. Приходилось на ночь в темноте оставаться. В животе ныло и стонало. Но из съестного в избушке не было ничего, даже старой горбушки. Пришлось лавкой дверь припирать и натощак ложиться спать. Мишаня лег на постели во всем. Даже в отцовских старых сапогах. Уже дремать стал, но потом все же встал, снял сапоги и улегся под старую одежку, которая одеяло заменяла. На улице стало совсем темно. И как назло сон как рукой сняло. Ночная птица крыльями махнет - Мишане уже нехорошо. А то вдруг кто-то засвистит, да где-то что-то зашуршит. От всякого шума у Мишани дух замирал и пот на лбу выступал...
И тут он услышал топот... То ли люди, то ли кони? Пока они еще на улице ходили-топтались, но, видно, в избушку войти собирались. И тогда Мишаню на постели даже подкинуло: им скамью свалить - только дверь отворить!.. Мишаня на постели сел, в руки сапоги схватил и замер... Как он потом вновь под одежку забрался в охапку со старыми сапогами - он уже не помнил.
А вот скамью вовсе никто и не отодвигал, и дверей не отворял. Раскрылась... крыша! Мишаня просто увидел звезды над головой и услыхал не то свист, не то вой. И влетели в избушку сверху шесть девок-сестер. Что сестры они - было и дураку понятно, все шестеро - на одно лицо!..
Как только сестры за стол уселись - так огонь и загорелся. Откуда они его тут взяли? Мишаня того из-под одежки не разглядел. У него только один вопрос в голове сидел: неужто лягут спать?.. Но почему тогда на шестерых - одна кровать? Да и та - малым-мала. А как лица-то их при свете разглядел и вовсе обомлел. Что лица были незнакомые - это ладно! А вот, что все они зеленые - это даже странно...
Мишаня лихорадочно бабушкины сказки вспоминал: нет, таких зеленых девок он в них не встречал... А сестры меж тем разговор завели:
- Расскажи сначала ты, Морена, кого сегодня одолела? У тебя, небось, дела - как сажа черна?
- А что? Я сегодня дело ладно справила: на тот свет молодуху одну отправила. А у нее - четверо малых ребят! Вот в один раз четверых и осиротила! Но, честно сказать, не больно-то и старалась. Так, слегка ее в спину толкнула, когда она белье в речку окунула!..
- А за что? За что? Расскажи, не томи!.. - зашумели ее зеленые сестры.
- Так она объедки со стола да ненужные помои ленилась в одно место сливать. Норовила в ручеек скинуть, мол, водой унесет... А куда тот ручеек воду несет? Да в ту же самую реку, где ее ребятишки купались, где сама белье полощет, где от ее помоев рыба дохнет... Пусть сама теперь в них и мокнет!.. Людей губить, им душу томить - дело наше. А вот землю губить - не дозволю!
- Дело! Дело] - одобрительно зашумели сестры, - одни что ли люди на земле живут?.. А нам, нелюдям, в такой помойке жить не пристало!.. Правильно ты ее наказала!
Ребятишек ее я трогать не стала. Сами от голода перемрут, али по дворам их люди разберут. Это уже - не мое дело!
- А теперь твоя очередь, Мегера! Что ты сделала?
- А я мужикам запруду поломала! Утром проснутся – а вода от них ушла. Ежели чей дом летом полыхнет - беда! Не нужна им вода: они друг у дружки стали ее воровать! Каждый себе сделал прудочек, оттуда перекачивают воду в бочки и поливают свои грядки. И каждый старается побольше ухватить. Уж и не надо больше - а все цедит. Думают, на всю жизнь запасут?.. А сами - землю вокруг сушат... Теперь пусть помаются: воды в их прудках не останется.
- А ты расскажи, Вегера, что нынче сделала?
- Моя работа попроще была... Я одну семью до пожара довела... Много дней я за ними глядела, все примечала. А уж сегодня потешилась. Жили в том доме старуха-мать да ее дочь. Дочь уж сама седа, а с матерью все дом поделить не могла. Они даже ночами кровати свои передвигали. Да-да! Чтобы друг у дружки хоть чуток избы отвоевать. Они ведь что удумали, дочь и мать? Они каждая по своей половине дома ходили. И попробуй на чужую половину ногой ступи! Дрались смертным боем. А то и хватали ножи! Ну, кровушку я с детства лить не люблю, вот после драки и подсунула я в руку старухе свечу. На, мол, спали свою лачугу! Не станет тогда дочь твоя тебя теснить! Негде самой станет жить... И спалила бабка избу! Собственную! Чтоб дочери своей насолить. Вот теперь обе и станут в баньке жить! Там делиться, небось, перестанут...
- А хотите, я вас подивлю?.. - Говорит одна из сестер.
- Мальчонка один привык хлеб лишь с мякушком есть, а корки возле двора разбрасывать. Так я его славно наказала: в лес заманила и там оставила. Будет о корочке черствой мечтать, а где ее в лесу достать? Помрет он в лесу голодной смертью!
- А хорошо, что есть на земле такие люди, с какими нам легко справляться!.. Людские грехи для нечистой силы - ценная находка! Кабы люди не грешили - чем бы мы тогда жили? Над кем потешались?
- Стойте! Тише!.. Вроде, в избе нашей кто-то дышит?.. Слышите?
У Мишани даже дыхание в горле застряло. Смог бы - вовсе замер. Только хотели те девки по избе поиски начать, а тут и стало светать. Главная из них, Морена, в окно поглядела и скомандовала:
- Все! Наше время истекло! Не успеем вернуться к себе
- Растаем! Кончайте искать - улетаем!..
Тут крыша домика вновь распахнулась - и все сестры улетели... Сел Мишаня на постели, асам дрожмя дрожит. Вскочил он на ноги, а сапоги на ногах!.. Он их, что, надел впопыхах? Или вовсе не снимал?.. Значит, он в них спал? Да он за всю ночь и глаз не сомкнул... Или все-таки заснул?
С рассветом Мишаня из избушки той по тропке бегом бежал. Он бы и корзину с грибами кинул, если бы... Если бы точно знал, что все, что видал-слыхал - не был сон. Когда Мишаня домой пришел, то даже не обиделся, когда его отругали. А как кормить его стали, он прежде корочки с хлеба аккуратненько снял и съел, а уж потом мякушко подъедал. У бабушки потихоньку спрашивать стал: мол, не сгорел ли поблизости чей дом? Не потонула ли в реке женщина с бельем? Не поломалась ли где запруда на реке? Но бабушка ничего такого не слыхала. Может, и не было тех бед? Хотя земля большая, обо всем не узнаешь... Да и сон такой не всякому расскажешь.
Нравственный урок.
За все надо платить.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Правду как не прячь, все наружу выйдет.
Воспитание добрых чувств.
За что был наказан Мишаня и как?
Каково было твое отношение к Мишане в начале сказки и в конце и почему?
Почему наши дальние предки называли такое неуважительное отношение к хлебу грехом? Речевая зарядка.
Объясни смысл выражений «не по дням, а по часам», «дух замирал» и слов «нрав», «запруда», «бурелом», «натощак», «смеркается».
Какими словами названы шесть сестер в сказке? (Зеленые девки, нелюди, нечистая сила.)
Какие из перечисленных ниже пословиц и поговорок подходят к сказке? Объясни почему? («Едешь на день, бери хлеба на неделю», «Как аукнется так и откликнется», «Правду как не прячь, она наружу выйдет», «Съел бы пирог, да в печи сжег».)
Развитие мышления и воображения.
Как вы понимаете название сказки: «Людские грехи для нечистой силы — ценная находка»?
Понял бы Мишаня свой грех, кабы не случилась с ним такая «страсть»? Почему?
Как ты думаешь, почему автор назвал сестер такими именами: Морена, Вегера, Мегера? Придумай имена остальным сестрам.
Сказка и экология.
«Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам» — как это понимать?
Какие грибы названы в сказке и какие собираете вы сами в лесу?
Что необходимо взять в дорогу, когда идешь в лес?
Что может подсказать направление в лесу, чтобы не заблудиться?
Как без сказочных персонажей мать сыра-земля может наказать тех, кто засоряет ее и уродует?
Сказка развивает руки.
С помощью мамы или бабушки испечь или приготовить; кушанье из черствого хлеба, сухариков и этот рецепт принести в класс. Можно принести и кусочек пирога, кулебяки или другого изделия, чтобы угостить ребят.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Цель: учить детей анализировать, свои поступки, слова, намерения, опираясь на приведенные в сказке примеры нерачительного отношения к природе и хлебу насущному; активная работа с текстом, чтобы понять смысл пословицы «людские грехи для нечистой силы — ценная находка»; использовать сказку как притчу-нравоучение, как способ определения нравственных критериев поступков людей.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вопросы по содержанию.
Какая вредная привычка была у Мишани и какими способам и пытались отучить от нее бабушка и отец?
Какой выход нашел Мишаня из этой ситуации?
Объясните, можно ли этот поступок считать «выходом»?
Каким образом Мишаня попал в лесную избушку? Почему?
Откуда видно, что эти сестры не простые люди, а нечистая сила?
Какие чувства Мишаня испытал при их появлении?
О чем поведала первая сестра и почему сестры одобрили ее поступок?
Какое дело справила Мегера? Какое Вегера?
За что наказаны три семьи сестрами-нелюдями?
Почему выбраны именно такие наказания для всех трех случаев?
Откуда видно, что четвертая сестра говорила о самом Мишане?
И чего тот испугался?
Как изменились привычки Мишани после этого случая?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В работе над этой сказкой важно опираться на личностный жизненный опыт детей в общении с окружающим миром: бесценными дарами — воздухом, водой, солнцем; взаимоотношениями с людьми, родными и дальними; продуктами человеческой жизнедеятельности и хлебом насущным. Этические беседы на эти темы были бы излишне нравоучительны, а потому нежелательны. Поэтому не следует много говорить о самих наказаниях, а лучше обратить внимание детей на неотвратимость этих наказаний.
Дети, равнодушные к природе, не стремящиеся к ее чистоте, недостаточно рачительно относящиеся к хлебу и вообще продуктам питания поймут эту сказку как надо без излишнего нажима. Важно обратить их внимание на саму проблему сохранения окружающего мира и для себя, и для следующих поколений. Да, земля может защитить себя и сама, но процесс этот будет настолько болезнен что не всякий человек сможет это пережить: лесные пожары, наводнения и весенние паводки, отравления людей и детей вроде бы съедобными грибами — это и есть плата.
Содержание
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить.
Как потрудились - так и наградились.
Этот пес свою службу верно нес.
Не строй домок из чужих досок (семейная притча).
3 Рубля 28 копеек с полушкою.
Сколь грехов накопила - туда и место получила.
Понятия не имею.
Калинка – малинка.
Не гоже чужую жизнь проживать.
Скажи, мол, мамка так велела.
Знаешь, какие книжки умные бывают?
Богатство даром не дается (Канун Ивана купалы).
Семка мокрый.
Две ужинки.
Чудо в решете.
Иная седина украшает мужика.
Клад большой - семейный покой.
Людские грехи для нечистой силы - ценная находка.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|