Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Клад большой - семейный покой





Дед Захар много чего в жизни повидал, троих детей без жены вырастил. Померла жена еще молодая, а Захар так больше и не женился. Двух девок замуж выдал, а лет 12 назад сына - надежду схоронил. Тот по осени подстыл, долго хворал, а потом и Богу душу отдал. Остался дед в доме один.

Старшая его дочь, Параска, через два дома от отца сво­ей семьей жила, но к деду в дом редко-редко заходила. А Дашутка, младшая дочь, в дальней деревне проживала. Та отца почаще навещала, только деду Захару и того было мало. Хоть и понимал он: у каждой дочери - свой дом, дети, муж. Его, старого, когда навещать уж?

Дед Захар здоровьишком не больно крепок стал, на поле работать не мог. Зато вечерами мастерил он из чур­бачков да из досок для внуков своих игрушки. Бывало, режет-режет, ладит-ладит. То лошадочку с колясочкой, то медвежонка, то зайчонка. Бывало, что на одну-то игрушку вечеров пять уходило. Зато радостно было, когда параскины ребятишки деда встречали, игрушки разбирали, в них потом играли.

А через недельку-другую заглянет дед Захар к Параске во двор, а там сметен в угол старый хлам да сор, а среди этого сора - его деревянные поделочки валяются. Навер­но, на растопку самовара Параска припасла дедовы-то игрушечки. А ежели и войдет дед к Параске в дом, чует: чужой он в нем. У порога потолчется, словечком перемол­вится и восвояси уйдет. Дочь родного отца даже никогда за стол не приглашала.

Дашутка была пожальчее: та все отца к себе в дом жить звала. Мол, старый он, ему нужен покой да уход. Да толь­ко дед Захар не привык сам кому-никому навязываться. Может, лишний он, а сказать стесняются. Вот и жил один в своей избушке. А прошлую зиму еле пережил. Видать, шибко часто печку топил, вот дрова рано и извел. А к Па­раске пошел поленицу в долг попросить, так та и давай плакать-голосить: что, мол, детей обездолить хошь? Топи не дровами, а хворостом. Чай, не помрешь!.. Так и вер­нулся дед домой ни с чем.

А уж этой весной ясно понял он, что силушки нет ого­род копать да картошку сажать. Ну, у кого ж ему подмоги просить? Стал Параске говорить: мол, заберите и мою землицу себе под огород. А та: нам свою бы обиходить! Нам чужой земли не надо! Так, когда же родная земля ста­ла ей чужой? Вернулся дед к себе домой, сел на скамейку во дворе и... заплакал.

- Ты чего, дед, опечалился? - услыхал дед Захар. Глаза поднял, а стоит перед ним небольшой мужичок. Как он войти во двор мог, калитка-то заперта была? Ну, дед и ска­зал тогда:

- Да понял я: не земля моя ей не нужна. А сам я! Вот и вся недолга!

- Тебе огород, что ли, помочь посадить? - мужичок этот деду говорит. Землю вскопать да огород наладить - конечно, можно! Только платить-то тебе, мил человек, мне нечем. Нету меня ни гроша...

- А землица у тебя хороша!.. - Говорит мужичок и уж лопату в руку берет... И копнул-то он раза два-три, а потом деда и кричит:

- Ну-ка, дед Захар, глянь! Что это у тебя тут в земле? Клад, что ли?

- Ну, уж и клад!.. Небось, железяка старая али дырявый горшок... - засомневался дед, к мужичку и подошел. А у того в руке - шкатулочка!

- Небось, с деньгами! - хохотнул помощник.

Взял дед шкатулку в руки, а те дрожат. Откинул крышку - а там, и вправду, деньги лежат: монеты золотом горят. Да много как! Загреб дед пригоршню да помощнику и про­тянул: это тебе! Оглянулся - а мужичка нет нигде... А ведь они посередь огорода вдвоем стояли. Куда же тот поде­вался? Дед позвал - покричал: «Эй! Мил человек!» Име­ни-то мужичка не знал дед - не спросил...

Шкатулочку в печку схоронил, а сам с радостью к дочке заспешил. Велел Параске лошадь запрягать да мужа свое­го к Дашутке посылать: радость у них! Нашелся клад! Параска мужа в путь враз наладила, ребятишек своих свек­рови поручила, а сама к отцу в избу заспешила. А как сама золото увидала - чуть от радости разум не потеряла... Да­шутке да Параске отец по целой горсти золотых монет по­дарил. И все радовался: счастье-то какое! Дашутка его в этот раз опять к себе в дом жить позвала. Но тут уж и Параска свое слово сказала: зачем отцу в такую даль уезжать, коль может он и у нее проживать? Как барин станет в своей комнатке спать. Не в такой же лачуге богачу проживать?

Дашутка поблагодарила отца за богатый дар и домой уехала. И Параска свои деньги сгребла да домой унесла. У деда от таких забот чуть не разболелся живот. Он дверь запер на крючок и отдохнуть прилег. Не успел и глаз сомк­нуть - мужичок тот с реденькой бородкой опять тут! Деду улыбается и говорит:

- Ну, с деньгами-то сразу всем нужен стал?.. Ты, вот что, не спеши! Лучше меня выслушай. Я тебе плохого не присоветую...

Уж о чем он деду говорил - тот один слушал. А как му­жичок все обсказал, так дед Захар и сделал. С постели встал, шкатулочку из печи достал, да все деньги, окромя двух монет, в тряпицу чистую и сложил. Узелок схоронил, а шкатулку обратно в печь поставил. Потом отпер свою дверь, а сам улегся обратно в постель и притих...

Вскоре слышит: вроде, половица скрипит. Заслонкой кто-то глухо стукнул... А потом и ахнул... Дед на постели сел, ноги свесил и глаза себе трет. Тут как в избе Параска заорет:

- Проспал!.. Проспал, дед!.. Тебя, дед, обобрали, ограбили, украли! Деньги-то где?! Где клад?!

Дед сам начал ахать да стонать. Хорошо еще, две де­нежки все же не взяли... Хоть это - спасибо! А Параска на родного отца кричит:

- Дурак! Старый дурак - вот ты кто! Зачем спать лег, а дверь не запер? Ни дверь, ни окно?!

- Тут уж чего ж теперь! - сокрушался Захар. - Дело сделано! Так мне когда к тебе в избу-то перебираться?

Как услыхала это Параска, да как начала ругаться! Изо всех грубых слов дед одно понять смог: без денег, без бо­гатства - отец может и у себя в избе оставаться! А ей он, голый - босый, не надобен!

Дед обиду проглотил, а к Дашутке снарядил соседско­го мальчонку. Тот верхом-то скоро доскакал. А уж следом и Дашутка к отцу явилася. Он ей пустую шкатулку кажет, сам чуть не плачет, а та успокаивает: «Как пришли, - гово­рит, - так и ушли...» И зовет отца к себе жить. Дед у нее и спроси:

- А куда эти две денежки деть? Ведь, небось, дорогие, раз золотые?

- Да отдай хоть Параске! Она вечно плачется. «Крик души» - а не баба. А теперь нам торопиться надо, чтобы до темна до дому добраться. Ну давай, отец, собираться!

Параска как две последние деньги в ладони у отца уви­дала, сразу схватила, в карман себе положила. Даже отца не поблагодарила. А как услыхала, что едет он жить к Да­шутке, буркнула только:

- Вот и ладно! Поезжай!

И ни «до свиданья» отцу, ни «прощай»!

Дед, для порядку, еще и перед зятем, Дашуткиным му­жем, поплакался: мол, без денег он... А зять рукой мах­нул, а деду сказал:

- Да сколько ты прежде нам дал, - и за то Бога благодарим. Да тебя! На эти деньги дареные новый дом построим. А для тебя, дед Захар, отдельную комнатку. Чтоб ты в ней жил - не тужил... А деньги - ладно! Есть - спасибо, а нет - и так мило! Живи, не обидим...

Уж когда новый дом отстроен был, и дед в свою комнату входил - окошки оглядел... Постель осмотрел... и не­громко сказал самому себе:

- Спасибо тебе, мил человек, что надоумил! Век тебя помнить буду!

На иконы глянул, стал лоб крестить и замер... С иконы на деда тот мужичок и глядит... Пора было дело завершать, да узелок с деньгами Дашутке отдавать. Зачем ему теперь деньги? Как там зять-то сказал? «Есть - спасибо, а нет - и так мило!» А что, ведь и верно. А этот клад большой - се­мейный покой да пригретая старость. А что человеку еще надо?!

Нравственный урок.

Кто родителей почитает, тому Господь помогает.

Стариков почитать — свою жизнь сохранять.

На свете все найдешь, кроме отца с матерью.

И от доброго отца родится худая овца.

Не в деньгах счастье.

Воспитание добрых чувств.

Зачем дед Захар мастерил игрушки для Параскиных детей, хотя знал, что она их выбрасывает?

Чем отличались друг от друга две дочери деда За­хара?

Кого из них хотел бы иметь своей родственницей и почему?

Кто в итоге получил награду и за что?

Речевая зарядка.

Как понимать выражение: «Деньги есть — спасибо, а нет - и так мило»?

Объясните значение слов и выражений: «восвояси», «потолчется (у порога), вот и вся недолга», «пригорш­ня». Развитие мышления и воображения.

Почему родная дочь Параска отца никогда за стол не звала?

Что заставило отца прислушаться к совету мужичка и деньги спрятать?

Что бы с дедом Захаром произошло, если б не случи­лось чудо, и к нему помощник не пришел?

Что могло бы случиться, если бы дед отдал все деньги Параске и остался у нее жить?

Какая старость ожидает Параску и какая Дарью и почему?

Сказка и экология.

Что мы понимаем под душевной красотой?

Как вы понимаете выражение: «Крик души», а не баба? Про кого и почему так отозвалась Дашутка?

Почему «клад большой — семейный покой»?

Сказка развивает руки.

С помощью родителей смастерить шкатулочку (картон, береста, старые открытки и т. д.) и в нее складывать «золо­тые добрые монеты» — кружочки из желтой бархатной бумаги за свои хорошие дела на пользу родной семьи.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: установить связь между текстом сказки и жизнен­ным опытом детей, способствовать осознанию ребен­ком самого себя как части семьи, своих прав и обя­занностей перед родителями; помочь детям в понимании мотивов поведения героев сказки, их мо­ральных устоев и личностных качеств; связать уровень и качество взаимоотношений в семьях родных сестер с их жизненной наградой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуаль­ная.

Вопросы по содержанию.

Почему дед Захар на старости лет остался жить один?

Отчего жизнь старика стала тяжкой и безрадостной?

Почему в доме старшей дочери дед чувствовал себя чу­жим?

Чем отличалось отношение к отцу обеих дочерей?

Почему дед Захар и виду не подавал, что знает об участи своих игрушек?

Какую помощь он получил от судьбы в плату за терпе­ние и смирение?

Как помог клад деду Захару понять, кому из двух доче­рей он действительно нужен?

Какое испытание приготовил дочерям помощник деда Захара?

Как приняли дочери известие о пропаже клада?

Почему Дарья предложила отцу последние два золотых Параске отдать?

Как жизнь отблагодарила Дарью за ее доброту в отно­шении старика-отца?

Что будет на старости лет с Параской, если она не ис­правится?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сказка «Клад большой — семейный покой» может быть использована в работе с ребенком, еще не до кон­ца понявшим эту важную истину, не умеющим ценить семейное счастье и любить своих близких. Это ребенок с завышенной самооценкой, стремящийся получить от родителей требуемое любой ценой, не уважающий ин­тересы и потребности близких ему людей. Иногда такие дети проявляют невнимание и даже агрессию по отно­шению к самым старшим членам семьи: бабушке или де­душке. Рассуждают они примерно так: «Она (или он) меня любит, значит и простит. А куда ему деваться?»

Бывает, что у ребенка уже был негативный опыт об­щения с людьми равнодушными к судьбе своих близких. В таких случаях ребенок может и не задумываться над мотивами своего поведения, а просто следовать примеру старших. В работе с такой семьей и таким ребенком сле­дует меньше уделять внимания назидательности и раз­бору этической стороны поступка, а лучше сразу рассмот­реть результат такого отношения к близким. Всякий человек «свою старость загодя обустраивает», поэтому стоит «проиграть» два контрастных варианта старости в такой семье: позитивный и негативный, и связать эту проблему с ролью родителей.

Немаловажна роль и «помощника» в сказке, которая в семье неверующих людей ассоциируется со сказочны­ми явлениями, а у верующих — с помощью от Всевыш­него. Разговор с ребенком в каждой из таких семей пой­дет разными путями, но на основе семейных традиций и с учетом взглядов родителей и детей. Однако и та, и другая семья на фоне генетической памяти или «памя­ти предков» полагает: за всякие испытания человеку посылается и награда. Только одна — при жизни, напри­мер, спокойная старость в кругу близких людей, а дру­гая — счастьем детей и внуков-правнуков, когда совес­тливого и любящего человека уже и на свете нет.

 

Людские грехи для нечистой силы - ценная находка    

Начало формы

Конец формы

 

Мишаня терпеть не мог есть хлебные корочки. Не помо­гали ни уговоры, ни увещевания, ни угроза вообще пере­стать хлеб ему давать. Он знал, что уж без хлеба-то его не оставят. Бабушка даже иной раз сказывала ему вечером сказку про корочку хлеба, о которой мечтали двое деток-сироток. Сказка была печальная, а Мишаня грустных ска­зок не любил. За дело взялся отец, а с ним спорить было бесполезно. Тогда Мишаня придумал одну штуку. И отец доволен был, и Мишане не приходилось грызть корки. За­канчивая обед, он незаметно прятал корку за пазуху или в карман. А когда выбегал на улицу, доставал и зашвыривал корку куда-нибудь подальше - и дело с концом!   Был он уже восьмилетним мальцом, когда довелось ему испытать такую страсть, что потом всю жизнь, вспоми­ная, содрогался. А начиналось все просто. К ним в дерев­ню приехали гости. А гостям все время летом дома си­деть да на улицу глядеть - скучно. Вот и наладились они в лес. У отца были в поле дела, мать из огорода не вылеза­ла. Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам. А бабушка и сама в лес уж сто лет не ходила. Вот и выз­вался Мишаня гостей городских в лес сводить. Отец стро­го наказал: только по знакомым местам грибы искать! Но Мишаня и сам это знал: стыдно же при гостях опозорить­ся, тропку потерять или, еще того хуже, заблудиться.   Только у Мишани был такой нрав, что справиться с ним было нелегко. Ну, кто его просил отходить от этих самых гостей далеко? Главное: им приказал от дороги лесной далеко не отходить, вдоль нее так по лесу и ходить. А са­мого его в сторону и занесло. Опомнился он - уже все далеко. Аукать-кричать да на выручку звать было совест­но. Вот он по бурелому и пер!.. Солнца не видать, дороги лесной - тоже. Вроде, правильно шел, а остановился уж в самой чащобе. Вот теперь он уж стал и звать, и аукать. Да кто ж тут отзовется? Он и сам в этом лесу отродясь не бывал. Вокруг - ни одного знакомого местечка!   И вдруг впереди - речка! Даже не речка - ручей. По­шел Мишаня вдоль него и радостно вскрикнул: впереди через ручей лежали два бревна. Значит, есть и тропка? Тропка действительно была. Но куда она вела? И кем в этой чаще лесной протоптана? Ежели через ручей не хо­дить, а по тропке назад вернуться - там опять этот самый бурелом и чащоба. А впереди, вроде, просвет?.. Может, там и лесу конец? А уж у народа спросит, как в родную де­ревню попасть... Впереди, и вправду, был просвет. А вот конца лесу нет и нет. Поредел лесок, стали и грибы-боро­вики попадаться. Вот и решил Мишаня вперед по тропке пройти. Куда-нибудь да тропка выведет?   Вскоре Мишанина корзина уж полной была. И не каки­ми-то там груздями-опятами, а самыми царскими гриба­ми - боровиками! Тропка все шла и шла, а редкий лесок не заканчивался. Уже смеркаться стало, когда Мишаня вышел на поляну. А на ней - домок! Из старых, покрытых мхом, бревен. Может, там уже никто и не живет? Дверь со скрипом, но отворилась. Внутри было темно и пахло сыростью. Но обжито. Вон, горшки, ухват, старое сито. Мишаня прежде поискал спички или, на худой конец, ог­ниво. Ведь кто-никто в этой избушке ночевал? Значит, и огонь зажигал...   Но ничего такого Мишаня не нашел, как по полкам да лавке ни рыскал. Приходилось на ночь в темноте оставать­ся. В животе ныло и стонало. Но из съестного в избушке не было ничего, даже старой горбушки. Пришлось лавкой дверь припирать и натощак ложиться спать. Мишаня лег на постели во всем. Даже в отцовских старых сапогах. Уже дремать стал, но потом все же встал, снял сапоги и улегся под старую одежку, которая одеяло заменяла. На улице ста­ло совсем темно. И как назло сон как рукой сняло. Ночная птица крыльями махнет - Мишане уже нехорошо. А то вдруг кто-то засвистит, да где-то что-то зашуршит. От всякого шума у Мишани дух замирал и пот на лбу выступал...   И тут он услышал топот... То ли люди, то ли кони? Пока они еще на улице ходили-топтались, но, видно, в избушку войти собирались. И тогда Мишаню на постели даже под­кинуло: им скамью свалить - только дверь отворить!.. Мишаня на постели сел, в руки сапоги схватил и замер... Как он потом вновь под одежку забрался в охапку со ста­рыми сапогами - он уже не помнил.   А вот скамью вовсе никто и не отодвигал, и дверей не отворял. Раскрылась... крыша! Мишаня просто увидел звезды над головой и услыхал не то свист, не то вой. И влетели в избушку сверху шесть девок-сестер. Что сест­ры они - было и дураку понятно, все шестеро - на одно лицо!..   Как только сестры за стол уселись - так огонь и заго­релся. Откуда они его тут взяли? Мишаня того из-под одежки не разглядел. У него только один вопрос в голове сидел: неужто лягут спать?.. Но почему тогда на шесте­рых - одна кровать? Да и та - малым-мала. А как лица-то их при свете разглядел и вовсе обомлел. Что лица были незнакомые - это ладно! А вот, что все они зеленые - это даже странно...   Мишаня лихорадочно бабушкины сказки вспоминал: нет, таких зеленых девок он в них не встречал... А сестры меж тем разговор завели:   - Расскажи сначала ты, Морена, кого сегодня одоле­ла? У тебя, небось, дела - как сажа черна?   - А что? Я сегодня дело ладно справила: на тот свет молодуху одну отправила. А у нее - четверо малых ребят! Вот в один раз четверых и осиротила! Но, честно сказать, не больно-то и старалась. Так, слегка ее в спину толкнула, когда она белье в речку окунула!..   - А за что? За что? Расскажи, не томи!.. - зашумели ее зеленые сестры.   - Так она объедки со стола да ненужные помои ленилась в одно место сливать. Норовила в ручеек скинуть, мол, водой унесет... А куда тот ручеек воду несет? Да в ту же самую реку, где ее ребятишки купались, где сама белье полощет, где от ее помоев рыба дохнет... Пусть сама теперь в них и мокнет!.. Людей губить, им душу томить - дело наше. А вот землю губить - не дозволю!   - Дело! Дело] - одобрительно зашумели сестры, - одни что ли люди на земле живут?.. А нам, нелюдям, в такой помойке жить не пристало!.. Правильно ты ее наказала!   Ребятишек ее я трогать не стала. Сами от голода перемрут, али по дворам их люди разберут. Это уже - не мое дело!   - А теперь твоя очередь, Мегера! Что ты сделала?   - А я мужикам запруду поломала! Утром проснутся – а вода от них ушла. Ежели чей дом летом полыхнет - беда! Не нужна им вода: они друг у дружки стали ее воровать! Каждый себе сделал прудочек, оттуда перекачивают воду в бочки и поливают свои грядки. И каждый старается побольше ухватить. Уж и не надо больше - а все цедит. Думают, на всю жизнь запасут?.. А сами - землю вокруг сушат... Теперь пусть помаются: воды в их прудках не останется.   - А ты расскажи, Вегера, что нынче сделала?   - Моя работа попроще была... Я одну семью до пожара довела... Много дней я за ними глядела, все примечала. А уж сегодня потешилась. Жили в том доме старуха-мать да ее дочь. Дочь уж сама седа, а с матерью все дом поделить не могла. Они даже ночами кровати свои передвигали. Да-да! Чтобы друг у дружки хоть чуток избы отвоевать. Они ведь что удумали, дочь и мать? Они каждая по своей половине дома ходили. И попробуй на чужую половину ногой ступи! Дрались смертным боем. А то и хватали ножи! Ну, кровушку я с детства лить не люблю, вот после драки и подсунула я в руку старухе свечу. На, мол, спали свою лачугу! Не станет тогда дочь твоя тебя теснить! Негде самой станет жить... И спалила бабка избу! Собственную! Чтоб дочери своей насолить. Вот теперь обе и станут в бань­ке жить! Там делиться, небось, перестанут...   - А хотите, я вас подивлю?.. - Говорит одна из сестер.   - Мальчонка один привык хлеб лишь с мякушком есть, а корки возле двора разбрасывать. Так я его славно наказала: в лес заманила и там оставила. Будет о корочке черствой мечтать, а где ее в лесу достать? Помрет он в лесу голодной смертью!   - А хорошо, что есть на земле такие люди, с какими нам легко справляться!.. Людские грехи для нечистой силы - ценная находка! Кабы люди не грешили - чем бы мы тогда жили? Над кем потешались?   - Стойте! Тише!.. Вроде, в избе нашей кто-то дышит?.. Слышите?   У Мишани даже дыхание в горле застряло. Смог бы - вовсе замер. Только хотели те девки по избе поиски на­чать, а тут и стало светать. Главная из них, Морена, в окно поглядела и скомандовала:   - Все! Наше время истекло! Не успеем вернуться к себе   - Растаем! Кончайте искать - улетаем!..   Тут крыша домика вновь распахнулась - и все сестры уле­тели... Сел Мишаня на постели, асам дрожмя дрожит. Вско­чил он на ноги, а сапоги на ногах!.. Он их, что, надел впопы­хах? Или вовсе не снимал?.. Значит, он в них спал? Да он за всю ночь и глаз не сомкнул... Или все-таки заснул?   С рассветом Мишаня из избушки той по тропке бегом бежал. Он бы и корзину с грибами кинул, если бы... Если бы точно знал, что все, что видал-слыхал - не был сон. Когда Мишаня домой пришел, то даже не обиделся, когда его отругали. А как кормить его стали, он прежде корочки с хлеба аккуратненько снял и съел, а уж потом мякушко подъедал. У бабушки потихоньку спрашивать стал: мол, не сгорел ли поблизости чей дом? Не потонула ли в реке женщина с бельем? Не поломалась ли где запруда на реке? Но бабушка ничего такого не слыхала. Может, и не было тех бед? Хотя земля большая, обо всем не узнаешь... Да и сон такой не всякому расскажешь.   Нравственный урок.   За все надо платить.   Как аукнется, так и откликнется.   Что посеешь, то и пожнешь.   Правду как не прячь, все наружу выйдет.   Воспитание добрых чувств.   За что был наказан Мишаня и как?   Каково было твое отношение к Мишане в начале сказ­ки и в конце и почему?   Почему наши дальние предки называли такое неува­жительное отношение к хлебу грехом? Речевая зарядка.   Объясни смысл выражений «не по дням, а по часам», «дух замирал» и слов «нрав», «запруда», «бурелом», «на­тощак», «смеркается».   Какими словами названы шесть сестер в сказке? (Зе­леные девки, нелюди, нечистая сила.)   Какие из перечисленных ниже пословиц и поговорок подходят к сказке? Объясни почему? («Едешь на день, бери хлеба на неделю», «Как аукнется так и откликнет­ся», «Правду как не прячь, она наружу выйдет», «Съел бы пирог, да в печи сжег».)   Развитие мышления и воображения.   Как вы понимаете название сказки: «Людские грехи для нечистой силы — ценная находка»?   Понял бы Мишаня свой грех, кабы не случилась с ним такая «страсть»? Почему?   Как ты думаешь, почему автор назвал сестер такими именами: Морена, Вегера, Мегера? Придумай имена ос­тальным сестрам.   Сказка и экология.   «Трава от частых дождей росла не по дням, а по ча­сам» — как это понимать?   Какие грибы названы в сказке и какие собираете вы сами в лесу?   Что необходимо взять в дорогу, когда идешь в лес?   Что может подсказать направление в лесу, чтобы не заблудиться?   Как без сказочных персонажей мать сыра-земля мо­жет наказать тех, кто засоряет ее и уродует?   Сказка развивает руки.   С помощью мамы или бабушки испечь или приготовить; кушанье из черствого хлеба, сухариков и этот рецепт принести в класс. Можно принести и кусочек пирога, кулебя­ки или другого изделия, чтобы угостить ребят.   РАБОТА С ТЕКСТОМ   Цель: учить детей анализировать, свои поступки, слова, намерения, опираясь на приведенные в сказке при­меры нерачительного отношения к природе и хлебу насущному; активная работа с текстом, чтобы понять смысл пословицы «людские грехи для нечистой силы — ценная находка»; использовать сказку как притчу-нравоучение, как способ определения нравственных критериев поступков людей.   Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.   Вопросы по содержанию.   Какая вредная привычка была у Мишани и какими спо­собам и пытались отучить от нее бабушка и отец?   Какой выход нашел Мишаня из этой ситуации?   Объясните, можно ли этот поступок считать «выхо­дом»?   Каким образом Мишаня попал в лесную избушку? По­чему?   Откуда видно, что эти сестры не простые люди, а нечи­стая сила?   Какие чувства Мишаня испытал при их появлении?   О чем поведала первая сестра и почему сестры одобри­ли ее поступок?   Какое дело справила Мегера? Какое Вегера?   За что наказаны три семьи сестрами-нелюдями?   Почему выбраны именно такие наказания для всех трех случаев?   Откуда видно, что четвертая сестра говорила о самом Мишане?   И чего тот испугался?   Как изменились привычки Мишани после этого случая?   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В работе над этой сказкой важно опираться на лично­стный жизненный опыт детей в общении с окружающим миром: бесценными дарами — воздухом, водой, солнцем; взаимоотношениями с людьми, родными и дальними; продуктами человеческой жизнедеятельности и хлебом насущным. Этические беседы на эти темы были бы из­лишне нравоучительны, а потому нежелательны. Поэто­му не следует много говорить о самих наказаниях, а луч­ше обратить внимание детей на неотвратимость этих наказаний.   Дети, равнодушные к природе, не стремящиеся к ее чистоте, недостаточно рачительно относящиеся к хлебу и вообще продуктам питания поймут эту сказку как надо без излишнего нажима. Важно обратить их внимание на саму проблему сохранения окружающего мира и для себя, и для следующих поколений. Да, земля может за­щитить себя и сама, но процесс этот будет настолько болезнен что не всякий человек сможет это пережить: лесные пожары, наводнения и весенние паводки, отрав­ления людей и детей вроде бы съедобными грибами — это и есть плата.   Содержание   Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить. Как потрудились - так и наградились. Этот пес свою службу верно нес. Не строй домок из чужих досок (семейная притча). 3 Рубля 28 копеек с полушкою. Сколь грехов накопила - туда и место получила. Понятия не имею. Калинка – малинка. Не гоже чужую жизнь проживать. Скажи, мол, мамка так велела. Знаешь, какие книжки умные бывают? Богатство даром не дается (Канун Ивана купалы). Семка мокрый. Две ужинки. Чудо в решете. Иная седина украшает мужика. Клад большой - семейный покой. Людские грехи для нечистой силы - ценная находка.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.