Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить





ББК 74.102

К66

Короткова Л.Д.

К 66 Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации – М.: ЦГЛ, 2006.= 144 с.

ISBN 5-94916-060-6

 

В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам – заниматься коррекционной работой.

Книга может быть также полезна учащимся педагогических училищ и колледжей, студентам педагогических вузов и родителям.

 

ББК 74.102

Короткова Л.Д., 2006

 

ISBN 5-94916-060-6 ООО «ЦГЛ», 2006

Нравственный урок.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Видно птицу по полету.

Бог труды любит,

Воспитание добрых чувств.

Какой вам показалась Наташка?

Чем отличалась от нее Дуняшка?

Кто из двух девушек вам понравился больше и почему?

Справедливо ли были вознаграждены девушки и почему?

Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражение: «Как потрудились, так и наградились»?

Придумайте, как одним словом можно охарактеризовать Наташку и Дуняшку?

Перескажите, как выполнила задание лесной девицы Наташка и как Дуняшка?

Подходит ли к сказке поговорка: «Видно птицу по полету» и как ее в таком случае понимать?

Развитие мышления и воображения.

Почему обе девушки по-разному выполнили задание лесной девицы?

Как еще, кроме труда, можно узнать суть человека?

Как в дальнейшем сложится судьба подруг, если этот урок научил их правильно жить?

Сказка и экология.

Какое время года описано в сказке и когда поспевает в лесу малина?

Расскажите, чем полезна малина?

Зачем лесная девица приказала подругам в лесу потрудиться, и что они должны были сделать?

Чем грозит всему живому замусоренный, неухоженный лес?

Сказка развивает руки.

Из природного материала вместе с родителями сделать лесную девицу, используя для этого все, что можно найти в лесу.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: познакомить с текстом сказки, по возможности обсудить поведение персонажей, мотивы их поступков и оценить их поведение; выявить существенные различия в характере двух подруг, сравнивая их поступки; использовать сказку как притчу-нравоучение.

Формы работы: фронтальная или индивидуальная.

Исполнитель: воспитатель возрастной группы, воспитатель группы продленного дня, родители.

Содержание: чтение сказки и беседа по содержанию.

Вопросы по содержанию.

Кто из двух подруг вам понравился больше и почему?

Опишите, какая была Наташка и какая Дуняшка?

Как на ваш взгляд, почему Наташка в этой паре верховодила, а Дуняшка подчинялась?

Что подумали и почувствовали обе подружки, когда встретили в лесу девицу?

Зачем девица дала подругам такое задание?

Как каждая из подруг выполнила задание и почему?

Как оценила лесная девица работу Наташки и Дуняшки, что она им сказала и почему?

Справедливой ли была награда?

Как поступили подруги со своими наградами?

Как в дальнейшем сложилась их судьба и почему так?

Что могло бы измениться в Наташкиной судьбе, если бы она не ленилась?

С какой целью судьба подруг испытывала?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сказка «Как потрудились, так и наградились» может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, как во фронтальной работе с группой или классом, так и индивидуально.

Сказка рекомендуется для работы с детьми, имеющими затруднения в межличностном общении, застенчивыми или же неформальными лидерами, стремящимися к власти и лидерству. Работа также может принести положительные результаты и в работе с детьми, не уважающими чужой труд и стремящимися во что бы то ни стало избежать личного участия в коллективной работе или домашнем труде, безответственных или склонных выполнять трудовые и иные, требующие больших усилий задания за счет других.

 

Нравственный урок.

Детки деткам рознь.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где лад, там и клад.

И собака помнит, кто ее кормит.

За добро плати добром!

Воспитание добрых чувств.

Почему собака спасла мальчика?

Зачем на следующее утро возле конуры поставили еще одну миску?

Скажите, каким вы представляете себе пса по кличке Егор?

Как вы понимаете выражение «За добро плати добром»?

Речевая зарядка

Как можно объяснить название сказки: «Этот пес свою службу верно нес»?

Что значит «неслух», «шельмец», «несуразно»?

Можно ли про человека сказать: «И собака помнит, кто ее кормит»? В каком случае это справедливо?

Развитие мышления и воображения.

Если бы Машутке не приснилась тетенька и не подсказала, где искать Митьку, как бы родители нашли его? Поразмышляйте.

Какими качествами был наделен пес Егор еще при жизни? Откуда это видно?

Как пес оберегал мальчика на острове? Придумайте и расскажите.

Сказка и экология.

Что такое остров и как он выглядит в сказке?

Как ты понимаешь выражение «собачья преданность»? Отличается ли она от человеческой преданности?

Как называется детеныш лягушки и что в его внешности меняется, когда он вырастает?

Чем можно кормить взрослую собаку? А чем щенка?

Сказка развивает руки.

Вместе с родителями предложить мальчикам сделать собачью конуру из подручного материала. Девочкам можно сделать аппликацию из ткани: «Пес Егор» и «Щенок» (на выбор).

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: познакомить с текстом сказки, побеседовать с детьми по предложенным выше вопросам, выбрав те из разделов, которые, на взгляд педагога или родителя, наиболее актуальны в работе с конкретным ребенком.

Формы работы: фронтальная, групповая или индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Опишите, какой была Машутка, а каким — Митенька, внешне и по характеру.

Откуда было видно, что родители очень переживали за пропавшего сына?

Каким образом Машутка узнала, где следует искать брата?

Опишите тетеньку и вспомните, что она сказала Машутке?

Что удивило мужиков, когда они приблизились к острову?

Какую историю поведал Митенька родителям, когда проснулся?

Что после Митенькиного рассказа припомнила Машутка?

Какие два чуда случились в сказке и почему вы думаете, что это — чудеса?

Зачем на следующее утро возле собачьей конуры стояли две миски: большая и маленькая?

Как вы понимаете слова: «Ну, и правильно сделал: живому псу мясо приятно съесть. А уж такого пса как Егор, можно и добрым словом помянуть»? За что его можно помянуть добрым словом?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сказка «Этот пес свою службу верно нес» может быть успешно использована в работе с детьми с целью воспитания любви к животным. Индивидуальная работа рассчитана на устранение таких проблем в поведение детей, как невнимание, безответственность в уходе домашними животными, птицами, рыбками или даже жестокость по отношению к братьям нашим меньшим, черствость в общении со сверстниками и взрослыми. Слабая эмпатия (сопереживание) по отношению к детям более младшего возраста, собственным младшим братьям и сестрам тоже является поводом для чтения этой сказки ребенку. Сказка поможет и ребенку, желающему доказать свою значимость, но не умеющему сделать это позитивно, то есть добивающемуся внимания окружающих своим вызывающим поведением; целесообразно задать в конце беседы и самый важный для него вопрос: «Как человек может оставить по себе добрую память?»

 

Нравственный урок.

Вранье не введет в добро.

Разум, совесть, да честь — лучшее, что у человека есть.

Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

Честные глаза вбок не глядят.

Воспитание добрых чувств.

Почему старичок помог Любаше?

Почему Егор поддался на уговоры соседей?

Что заставило Егора признать свою вину перед барином и к чему это привело?

Почему так говорят: «Тайное всегда становится явным»? И еще: «Без Бога не до порога»?

Речевая зарядка,

Объясните слова «сваха» и «золовка».

Как понимать слова: «Не строй домок из чужих досок».

Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На ворованных полах счастье не попляшет, а в ворованных горшках не наваришь каши»?

Сказка и экология.

Какова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес?

Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе?

Что случается с рекой ранней весной или осенью?

Половодье полезно или вредно? Чем? Что доброго оно несет земле и ее обитателям?

Сказка развивает руки.

Предложить ребенку вместе с родителями сделать из картона понравившихся героев сказки и одеть их так, как было принято в стародавние времена

РАБОТАС ТЕКСТОМ

Цель: познакомить детей с текстом сказки, выделив три основных ее фрагмента. Установить родственную связь между героями. Подвести детей к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые добры, честны и совестливы. Установить прямую связь между поступками человека и дальнейшей судьбой его самого и его близких. Сформулировать справедливость утверждения: «Народ за воровство поделом осудит».

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде?

Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно сказать, что они были благодарными?

Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил?

С какой целью отправилась Любаша на богомолье?

Почему старичок был так добр к Любаше и как он ее отблагодарил?

Зачем Егору понадобился новый дом, и что он для этого сделал?

Почему Егор поддался на уговоры соседей?

Что заставило Егора сознаться в воровстве?

Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса.

Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Использовать сказку во фронтальной работе целесообразнее при изучении в школе темы «Моя семья» или «Наш семейный альбом», для восстановления родословной семьи учеников начальной школы. Для работы с конкретным ребенком выбрать эту сказку можно при наличии у него таких негативных черт, как эгоцентризм и завышенная самооценка, болезненный интерес к чужим вещам и чужому богатству. Сказка эта будет полезна и тому ребенку, который уже не раз без разрешения брал деньги у родителей, либо «выгребал» мелочь из карманов членов своей семьи для покупки облюбованной вещицы.

Средствами этой сказки и последующей беседы следует помочь ребенку в осознании того, что воспользоваться чужой вещью — это и есть воровство (даже если взят пустяк, не очень-то кому и нужный). Для некоторых детей это откровение, раскрывающее основы моральных ценностей, а для других — напоминание о связи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков.

Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких. Болезненно относится к покупкам, предназначенным для родителей или братьев-сестер, завидует или активно противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы ради получения нужной ему вещи, портит вещи, купленные вопреки его желаниям.

Рубля 28 копеек с полушкою

История эта началась с печального события. У Кирюши в тот год помер отец, единственный кормилец в семье. Мать и сын сразу осиротели. Жили они в городе на частной квартире и имели, конечно, пару грядочек возле дома. Только и дом был хозяйский, и клочок землицы той не мог прокормить, как бы ни старались. Кирюше пришлось бросить учебу, а ведь он считался лучшим учеником в гимназии. Но жизнь по-своему все повернула. Пришлось парнишке в 16 лет становиться опорой для матушки. Кирюша долго размышлял, с матушкой советовался, только лучше своей первой задумки ничего не подобрал. Решил он купить короб да товару копеечного и отправиться по дальним деревням коробейником. Матушке для покупки товару пришлось колечко свое продать да еще кое-чего из вещей мужниных. Ну, и набрали деньжат. Ленты, бусы, детские свистульки, кружева и много другой всякой всячины накупил Кирюша, оделся попроще и в путь отправился. Считай, все лето ноги бил, по деревням ходил, свой товар хвалил. Не без пользы для себя, конечно, и продавал его в дальних деревнях. Само собой, поначалу страшновато было городскому, непривычному к ходьбе пареньку, в чужих местах ноги бить, по темным тропам ходить, по большим дорогам с товаром шагать. Ведь и худые люди встретиться могли, а те за копейку не помилуют. Но первый поход оказался, можно сказать удачным, и возвращался Кирюша домой с какими никакими, но деньжатами. Было у него в потайном карманчике целых 3 рубля 28 копеек с полушкою. Деньги, правду сказать, небольшие, но по тому времени и немалые. В те времена за такие-то деньги и корову можно было сторговать хорошую. Короб был пуст, оттого его Кирюша за плечи себе и повесил. А чего пустым-то ящиком себе колени бить? До дому оставалось дня два пути, и переночевать Кирюша решил в деревеньке, что на берегу речки стояла. Постучался в один дом, его и пустили. Жила в том доме большая крестьянская семья: мать, старая бабка, да десять душ детей. Ребятишки были еще невелики, а отца-кормильца по весне схоронить пришлось. Вот и бедствовала семья. Лето еще продержались как-то: где рыбешкою, где грибами-ягодами. Л о зиме да весне старшие в семье со страхом думали. Чем кормиться-то будут? А старшими в той семье были мать да старая глухая бабка, а из кормильцев - старший сын Бориска двенадцати лет от роду. Кирюшу хозяева не гнали, можно сказать, привечали. Только гость поел на ночь пустой картошки, глянул и голодные глаза младших ребятишек, и что-то у него сердце заныло... Хоть и намаялся в дороге, а сон долгонько не приходил. Вот и вышел Кирюша ночью на крылечко. Глядь, а там уж есть кто-то. Пригляделся: никак старшенький, Бориска сидит? Ну, Кирюша и присел рядом. Об чем уж они тогда беседовали, не знаю, не слыхала. А только утречком, как из дому этого уйти, достал Кирюша из заветного кармана свои денежки. Хотел три-то рубля отдать, а 28 копеек с полушкою себе оставить, а глянул па малышню, вздохнул, и все копейки с полушкою на стол выложил. Мать с Бориской на деньги глядят, а поверить не могут в счастье такое... А Кирюша хозяевам поклонился и вышел из избы. Уж возле речки его Бориска нагнал, ничего не сказал, молча рядом шагал. Да и чего тут скажешь-то? Окромя «спасибо»? Но на прощанье все же решился: «Я за тебя, - говорит Бориска, - всю жизнь Богу молиться стану! А коль доведется, добром отплачу, случая не упущу!» И долго потом стоял за околицей, все вслед спасителю своему глядел. А на глазах-то слезы поблескивали. Хоть и мужик Бориска, только и у него сердце есть. А Кирюша всю дорогу до дому думал: что он теперь матери-то скажет? Чем оправдается? У матушки прощения попросил, что все лето попусту проходил и обещался завтра же к хозяину на работу наняться. А хозяин Кирюшу с радостью взял: работал парень грамотный на совесть, а получал за свой труд - спасибо да рупь. Так все и устроилось. Через пять-то лет Кирюша уж совсем взрослым стал, мать свою жалел, не обижал. А вскорости и сам женился. Взял девицу-скромницу Любашу, хозяйского плотника дочь. Так и жили... Работали-трудились, но деньгами не больно-то разжились. На прожитье хватало - и то ладно. У Кирилла да Любаши двое деток народилось: сын да дочка. Так жизнь и текла. Уж дети выросли. И тут вдруг вызывает хозяин Кирилла к себе, а об чем с ним говорить, видать, сам не знает. Только видит Кирилл: в креслах барин сидит незнакомый, средних лет. Бородка клинышком, а на висках волосики ранней сединой подернуты. Хозяин с Кириллом ни об чем говорит, а этот барин все на Кирилла глядит. Внимательно так приглядывается. А потом вдруг и просится к нему в дом переночевать: я, мол, вас не стесню? Ну, Кирилл удивился еще: отчего мол, барин этот у хозяина не переночует? Небось, в хозяйском особняке и посвободней и побогаче будет? Но спрашивать не стал, гостя к себе в дом позвал. А барин этот купцом богатым оказался. А как тот на квартирку-то Кирюшину глянул, так и заметил: мол, тесновато живете. Впятером, а только в двух комнатах с кухонькой. Только видит купец, в тесноте живут, да не в обиде. Добро друг дружке дарят, близким жизнь облегчают, друг дружке помогают. Послушал и разговор их, подивился еще, что все в таком бедном доме ладно. Ну, вечерком и спать лег. Только, видать, не спалось гостю долго: все ворочался да вздыхал. А утречком Кирилла к себе позвал, мол, поговорить надобно... Кирилл вышел после разговору задумчивый и сразу к жене. Переговорил с нею малость, ну, тут и дочку свою Аннушку в комнату позвали. Аннушке в ту пору семнадцать лет исполнилось, а хороша и приветлива была и умна не по годам. Та сразу смекнула: не иначе, как этот богатый купец к ней, к Аннушке, приглядывается? Купец с нею тогда об жизни да семье потолковал, с родителями посудачил да и уходить засобирался. А перед уходом снова с Кириллом вдвоем остался. Вышел гость из комнаты, попрощался с домочадцами и уехал. Тут и Кирилл на пороге появился. Виду него был растерянный, слова сказать не может, а в руках - ассигнации. Целая пачка. Жена Любушка только и спросила: «За что?» За что, мол, такие деньги купец дал? А Кирилл плечами пожал и отвечает: «Веришь, сам не знаю! Только обещался через полгода опять в гости приехать. А еще просил... просил Аннушку пока ни за кого замуж не отдавать!» Переглянулись все, а Аннушка румянцем покрылась да над шитьем своим склонилась. Ну, об этом потом и не говорил боле никто. На деньги эти, ассигнации, Кирилл поболе квартиру снял, сына на учебу пристроил и Аннушке приданое собирал. Кто их знает, богачей этих? А может, и приедет? Так чтоб не ударить в грязь лицом... Только и за Аннушкой примечать стали: вроде, на шитье свое глядит, а руки-то не работают, иголка в воздухе повисла. А спроси ее: про что думает? Враз покраснеет да из комнаты выбежит. Вот уж и полгода минуло, а купца все нет как нет. Аннушка в окошко уж все глаза проглядела. Видать, пошутил барин?.. А на самое Рождество и приходят к ним в дом ряженые: тут и Мехоноша в зипуне, и Козел на помеле, и цыганка с огромными усами, и медведь с костылями. Хозяева, Кирилл да Любаша, ряженых встречают, пирогами угощают. А ряженые и давай хозяев славить. Тут уж пришлось Кириллу и деньжатами еще гостей одарить. А один-то ряженый, что медведем представлялся, деньги хозяйские в руки взял. Взял, пересчитал, а потом и сетует: «Мало даешь, хозяин! Тут всего 25 копеек. Не хватает тут. Трех рублей да трех копеек с полушкою...» Удивились хозяева: деньги-то немалые. Не много ли за колядки? Тут медведь тот личину с себя и снимает. Глянули хозяева: а ведь это купец тот, благодетель-то! Да и остальные ряженые тоже знатными людьми оказались. Пришлось всех за стол приглашать. А купец и просит у хозяев разрешения рядом с Аннушкой сесть. Отец с матерью на дочь глянули, а та от счастья так и светится! После Крещения решили молодых обвенчать. Свадьба получилась веселая да богатая. Считай, человек сто праздновало. А после свадьбы молодой муж и позвал к себе отца своего нового побеседовать: «А я за тебя, отец Кирилл, всю жизнь Бога молил. Как и обещался. Ты тогда в бедный дом не деньги принес. Счастье да удачу ребятишкам подарил. Матушку нашу да нас от верной погибели да голодной смерти спас. Может, помнишь парнишку Бориску?.. Да 3 рубля 28 копеек с полушкою?..» Нравственный урок. Делай добро, и оно добром тебе обернется. Добро неси, а платы не проси. Воспитание добрых чувств. В каких поступках проявляется доброта героев Как Кирилл оправдался перед матерью? С чем Бориска вернулся к Кириллу через много лет? Речевая зарядка. Подходит ли к сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется?» Этимология слов: полушка, коробейник, зипун, ряженые, ассигнация. Развитие мышления и воображения. Придумайте, как могла бы сложиться жизнь Бориски, не встреть он доброго человека? О чем думал Кирюша, отдавая Борискиной семье тяжело заработанные деньги? Чего бы в жизни Кирилла не случилось, не сделай он в молодости доброе дело? Как, по-твоему, сложится судьба молодых? Сказка и экология. Можно ли утверждать, что глубина человеческого счастья зависит от богатства? А от чего она зависит? Какими словами можно назвать особенности души Бориса и Кирилла? Легко ли окружающим жить с такими людьми? Сказка развивает руки. Сплести из прутьев либо сделать из другого материала короб и его содержимое: ленты, бусы, свистульки, поделки-игрушки из глины. РАБОТА С ТЕКСТОМ Цель: воспитывать в детях чувство любви к ближнему, желание и умение придти ему на помощь, даже когда об этом не просят; активизировать работу по обсуждению мотивов поведения героев, установить связь между поступками человека и счастьем окружающих людей; рассмотреть материальные ценности как средство творить добро и делать счастливыми окружающих людей, а не как самоцель либо средство повышения статуса человека в обществе; пополнить словарный запас Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Вопросы по содержанию. Откуда видно, что Кирилл занялся непривычным для него делом из-за нужды? Как намеревался Кирилл поправить материальное положение свое и матери? И чем заключалась работа коробейника и как Кирилл с нею справился? 3ачем заработанные таким трудом деньги он отдал незнакомой семье? Почему Бориска вышел среди ночи на крыльцо своего дома? Какие отговорки мог придумать Кирилл для объяснения своей неудачи в торговле матери? Почему он этого не сделал? Зачем барин захотел переночевать у Кирилла? Чему подивился барин в этой семье? Почему барин в знак благодарности не ограничился лишь деньгами и что он пообещал? Какие чувства переполняли Бориса и Кирилла, когда они узнали друг друга? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Работа со сказкой может быть проведена с ребенком или группой детей конфликтных, у которых наблюдаются ссоры со сверстниками из-за разного уровня материальной обеспеченности в семьях; с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, а также тревожными детьми, обидчивыми и замкнутыми. В каждом отдельном случае внимание следует обращать именно на те качества и такие сомнения, какие проявляются у главных героев сказки, на их поступки и чувства. Не так легко Кирилл решился отдать все заработанные за лето деньги чужой семье. И у него, скорее всего, были сомнения и смущение, и он боялся сказать матери правду о таком своем поступке. За искренность и доброту судьба наградила Кирилла. Эта награда — не только и не столько в деньгах и богатстве, а в дружной семье, любящих людях, счастье дочери. И Борис мог бы жить себе, «припеваючи» со своим богатством, а он почему-то всю жизнь лелеял мечту отплатить доброму человеку добром за добро. Поэтому тема благодарности людям за их доброту и отзывчивость будет воспринята и ребенком, сориентированным пока лишь на то, чтобы только требовать и брать, ничего не давая взамен, считая себя еще ребенком, а других — ему за это обязанными. Не следует проходить и мимо ситуации выбора невесты. Не зря наши предки говаривали: «выбирай корову; по рогам, а невесту по родителям». Эту сказку полезно прочитать не только детям, но и подросткам, выбирающим жизненный путь. Мечта о богатстве не должна опираться на желание получить все сразу и, по возможности, без особых усилий. А богатому человеку и живется труднее: больше соблазнов, больше вокруг него людей, неискренне его возвышающих, а значит и соблазняющих на нечестные или неискренние поступки. У богатых людей — свои примеры жертвенности и свои обязанности, и это вовсе не значит, что они всегда должны «тянуть одеяло» лишь на самих себя. Люди уважают человека не за «мошну», а за душу. Ну, а если при большой мошне есть еще и большая душа — так это счастье вдвойне и для семьи, и для самого человека, и для окружающих.

 

Нравственный урок.

За все надо платить.

Как аукнется, так и откликнется.

За чем пойдешь, то и найдешь.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Воспитание добрых чувств.

Как и почему ребятишки заботились о бабке Ульяне?

О чем думала бабка Ульяна, оказавшись далеко от родного дома?

Что заставило бабку пойти на встречу с нечистой силой?

Можно ли рисковать своей собственной жизнью, помогая другому? Зачем это надо?

Речевая зарядка.

Как понимать выражение «Одна голова хорошо, а две лучше»?

Кого, по-твоему, в прежние времена называли словом «нелюди»? Чем отличались они от людей?

Как понимать название сказки: «Сколь грехов накопила — туда и место получила»?

Сказка и экология.

Какая погода описана в сказке в октябре месяце — в Ерофеев день?

Когда бывает Ерофеев день?

Как можно пояснить выражение: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»? При чем тут совесть человеческая?

Сказка развивает руки.

Дома вместе с мамой или бабушкой сшить из тряпиц куклу Таисию до ее встречи с темными силами, не расписывая лица. Постараться вложить в эту поделку все неприятные и болезненные для ребенка чувства.

РАБОТАС ТЕКСТОМ

Цель: установить связь между сюжетом сказки И опытом психической жизни ребенка; постараться вскрыть мотивы и механизмы поведения персонажей подвести детей к пониманию связей между членами одной семьи; использовать сказку как притчу-нравоучение и подсказать способы выхода из сложной ситуации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

На что рассчитывали родители, когда растили трех сыновей?

Какова была жизнь бабки Ульяны до Таисии?

Почему Таисия поселила бабку Ульяну в чулане?

Что не позволило Таисии выгнать бабку Ульяну из дома?

Почему ребятишки со своими бедами да недоумениями ходили к бабке Ульяне, а не к матери?

На что надеялась Таисия, отправляя бабку Ульяну в Ерофеев день в лес?

От чего оберегали предки своих детей, запрещая им ходить в лес в Ерофеев день, что там, по их мнению, происходит?

Что заставило бабку Ульяну помочь Таисии?

Почему темные силы не забрали к себе Таисию и кому она должна быть за это благодарна?

Почему Таисия в конце сказки плакала, что за тоска ее печалила?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для этой сказки лучше всего использовать групповую и индивидуальную форму работы, хотя в младших классах школы можно применить и фронтальную. Для обсуждения сказки после ее чтения следует создать доброжелательную и спокойную обстановку, поскольку работа будет проводиться с детьми, испытывающими различные страхи: темноты, одиночества, нелюбимости, потери родителей и т.д.

К этой работе могут быть привлечены и дети тревожные, страдающие от частых унижений и обид, слезливые и неуравновешенные. Важно во время беседы дать ребенку почувствовать, что многое находится в руках самого человека. Важно понять, отчего тебе трудно и постараться почувствовать и осознать: можно ли изменить это? Если изменить нельзя или это зависит не от ребенка, то надо понять и принять все, как есть. Если для изменения отношений или обстоятельств достаточно самому измениться или изменить что-то вокруг себя — надо это сделать, хотя бы это было связано с большими усилиями и трудами.

Важно, чтобы после этой сказки ребенок осознал, что не с ним одним происходят недоразумения и неприятности. Судьба посылает их лишь тем, кто может измениться и найти в себе силы стать другим. А награда за это не заставит себя ждать. Жизнь переменится к лучшему. Надо только помнить, что поступать с другими надо по совести, не забывая, что «за все платить придется!»

 

Понятия не имею

Вот ты дивишься: отчего один человек имя свое с гордостью носит, а иной - словно собака, на кличку отзывается... Знаю я, про кого ты думаешь-то. Знаю... Небось, про Карякиных, Макара да Степана? Угадала? Я сама частенько про то думала. Попробую тебе рассказать про них, а уж ты решай сам!

А начну я свой сказ не с них, а с матушки да ее сестры. Обе они росли в нашей деревне, обе и замуж в один год вышли. Только одна-то в город уехала, а другая тут жить осталась. Лет по десять за мужьями прожили и случилась у городской сестры большая беда: мужа она потеряла. Он в городе на фабрике работал, а однажды там на него какой-то тюк и свалился. Пришибло шибко. Два дня в беспамятстве провалялся да Богу душу и отдал. Вот и приехала убитая горем вдова в деревню. Сестре слезы излить да об жизни поговорить. Детей-то у них с мужем не было.

Только не знала она, что у деревенской сестры - своя беда. Муж ее по весне за дровами отправился. А через брод переходя, и утонул со всем возом да лошадью. Время-то сличили, а там всего девять ден! Значит, обе сестрицы вдовами остались, почитай в одно время. Только у деревенской-то сестры свои печали: двое мальчонок - сыновей на руках. Их еще поднимать да поднимать. Ну, поплакали, погоревали сестры. А как городская-то собралась домой уезжать, так и попросила одного-то мальчонку с ней отпустить: мол, не так тяжело ей будет горе переносить. Все какое-то успокоение - живая душа в дому! Мать подумала, с сыновьями поговорила да одного сына с теткой в город и отпустила. Степан при матери в деревне остался, а Макар с теткой в город подался.

Степка с детских лет к одному зажиточному хозяину в работники нанялся: гусей пасти. Хозяин у него строгий попался, но круче да горластее - его женушка. Гусей пасти - работа не больно тяжелая, но хлопотная да беспокойная. Все лето Степка трудился, уж перед самыми холодами обещал хозяин с ним расплатиться. А тут беда! Двух гусей Степка потерял. То ли где в камышах заплутали, то ли лисы задрали. Одним словом - беда! Степка как подумал про мать - сердце кровью облилось. Ведь она на плату рассчитывала. А как теперь хозяин про потерянных гусей узнает - сразу без денег оставит!

Шел Степка с тяжелой думой: ну, как о пропаже хозяевам сказать? Перед крыльцом хозяйской избы остановился, а вперед ноги не идут... И давай он тут молиться: «Господи помоги!», «Господи помилуй меня, грешного». А у самого нет сил дверь отворить да в избу ступить. Ну, на пороге-то долю не протопчешься. Перекрестился и вошел... А как свою беду хозяйке обсказал, та даже позеленела от злости. Руки в боки наставила, глаза в щелочки сузила, рот отворила...

И тут кто-то в ворота стучать стал. Хозяйка Степку поглядеть послала, а сама к окошку припала. Дочь ее единственная с внуками в гости к родителям прикатила. Уж как мать рада была! Как счастлива! И про злобу свою забыла.

Степка дверь в избу гостям открыл, в дом пропустил и вещи-подарки из телеги носил. А потом на скамеечку возле избы сел и затих: что еще хозяин скажет, как накажет? Тут хозяйка на крыльцо выскочила. - Ты чего расселся? -кричит. - Беги, хозяина зови! Скажи, мол, дочка с внуками приехала! Кинулся Степка за хозяином. Пока к дому шли, Степка ему и скажи про двух-то потерянных гусей. А тот сразу: «Потом разберемся! Мне не до тебя! Видишь, дочка с внуками приехала!»

На другой день Степка к хозяину подошел, насчет гусей потолковать, а тот:

- Не будешь больше ушами хлопать! Ладно уж! На радостях прощаю твой грех. А теперь беги по нашей родне, зови в дом всех! Хозяйка уж стол накрыла!

Так Степку беда и обошла. И хозяйка ему за работу заплатила, и хозяин старый тулуп подарил. Степка это запомнил, потому с Господом в душе и жил. Его благодарил, на него в печали да тревогах уповал. Сам по совести проживал, трудился, и мать заботами да вниманием не оставлял. Оттого Степаном Матвеичем и стал.

А брат его родной, Макар, у тетки рос. А как большим стал, устроила его тетка на фабрику трудиться. Но проработал он там года два и вдруг в деревню вернулся. Матери да брату так пояснил: нашла, мол, тетка для себя нового мужа, вот и стал Макар в том доме не нужен. Ну, а чужим-то по-иному сказал: мол, захотел на природе да в родном доме пожить. В разговоре с деревенскими - над ними шутил, смеялся: и говорят-то они не так, и ходят не эдак, и работать не умеют, оттого, мол, и не богатеют. О себе Макар большое понятие имел. Станут деревенские мужики с ним об жизни толковать и все дивятся: слова-то он верно говорил, мудреные речи сходу выплескивал, а вот весь разговор получался пустой. Спросят, бывало, его мужики, какие материи на фабрике ткут да как это получается, чтобы из ниток материя? А он им: «Эх деревня! Не материя - ма-ну-фак-ту-ра! Разную мануфактуру ткут: ситец, сатин. А как она ткется - понятия не имею!»

Уж потом мужики прознали, кем он на фабрике-то трудился. Метлой во дворе» фабричном махал, оттого ничего про «мануфактуру» и не знал. Одни названия и все! Спросят, бывало, как, мол, хозяин-то с такой фабрикой управляется? Ведь у него рабочих, небось, тьма?

- Так он, что ли, управляет-то? Он только денежки получает. А управляет управляющий! Да я его за все два года только раза три и видал. И то, когда он по фабричному двору на пролетке проезжал. А уж как он управляет - понятия не имею!

Баб в разговорах больше интересовали цены. В лавке фабричной да у купцов. Только и тут им Макар ничего сказать не мог. Тетка за него деньги-то в конторе получала, потому как сама на фабрике работала. А харчи сама в дом приносила. Потому про цены он понятия не имел.

В деревне Макар все прижиться никак не умел. Брат Степан его сколько раз в поле звал: рук-то у Степана только две, а едоков в семье прибавилось. Только Макар ему сразу сказал: мол, к такой работе он непривычный. Вот, ежели бы у них мануфактура была - тогда да! А так - на речке рыбачил, по лесам гулял, под деревом в саду лежал. Вот и вся его работа! Потерпела мать так-то с полгода, и давай Макару пенять: «Это что же получается? Степан в поле за троих управляется, я по хозяйству суечусь. А ты дармоед? А совесть-то у тебя где?» Обиделся Макар, да деваться некуда. Пришлось со Степаном в поле отправляться. Весна за окном, надо землю пахать. Уж лошадку-то может Макар по полю водить, пока Степан за плугом станет ходить? С таким-то в деревне и парнишки небольшие управляются. А Макар глядит на брата да улыбается: мол, понятия не имею, как лошадью управлять. Пришла пора траву косить, а он: понятия не имею, как косу наладить. Так и прожил вновь до осени. Мать да Степан и не знают, как им быть с дармоедом этим? Вот и решила мать: пусть едет Макар опять в город проживать. В деревне без работы только малые дети да древние старухи. А здоровый мужик целыми днями в тенечке лежит, прохлаждается... Уж и так стыд родным глаза ест, прозвали Макара в деревне - «Понятия не имею». Да от такой клички любой мужик бы озверел. А ему - все нипочем, стыд глаза не ест. Вот и пришлось его обратно в город наладить... Это уж потом, когда у Степана своя семья появилась, дети народились, Макар обратно в деревню прикатил. А чего ему - ни семьи, ни работы. А тут хоть накормят-напоят. Так, никчемный человек...

Теперь-то уж оба - старики. Но Степан своего никудышного брата не бросает, жить в своей избе позволяет, хотя и пользы от него - как от козла молока! В лес пойдет - вернется без гриба, на речке не столько наловит карасей, сколько дремлет у сетей. Ну, кто теперь скажет, что они братья да еще погодки? Степан - солидный мужик, а Макар - старик-стариком, и волосья у него повылезали, и ноги скривились. И глаза слезились. А говорить с ним даже малому дитю неспособно: «Понятия не имею», - вот и все что он знает-умеет. А без понятия - какой он мужик? Ежели до глубокой старости таким никудышным оставаться - нечего за кличку на народ обижаться!

Нравственный урок.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Без Бога не до порога.

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

В детстве не научишься — всю жизнь намучишься.

Воспита<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.