Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







XII. УЧЕНЫЕ, СПИРИТЫ И МЕДИУМЫ





Тот факт, что в религии нашли прибежище обман и мошенничество, отразился в спиритуалистическом движении, которое сформировалось в девятнадцатом веке и продолжилось в двадцатом, особенно в Соединенных Штатах, Великобритании и Европе. Подвергнем положения спиритуалистов критическому анализу. В некотором смысле, анализировать их намного легче, чем религиозные убеждения, поскольку, за редким исключением, спиритуалисты не претендовали на обладание силой предсказания или способностью предвидеть будущее и не основывали церкви, которые бы их обожествляли, чтобы защититься от неверующих и тех, кто угрожает их авторитету. Но психологические и познавательные процессы здесь схожи с теми, что имеют место в религии. Спиритуалисты утверждают, что некоторые люди обладают особой паранормальной силой, благодаря которой, помимо других способностей, они могут общаться с бестелесными духами. Таким образом, речь идет о новой форме «заигрывания» с трансцендентным.

Исходная точка спиритуализма — это то, что люди не умирают окончательно, и что с умершими можно общаться через специально отобранных людей. Утверждается, что этот духовный мир проявляется многими способами: в мысленном общении, таком, как телепатия, в видениях и привидениях; в физических феноменах, таких, как полтергейст, левитация, стуки по столу, эктоплазменное излучение, материализация, игра на музыкальных инструментах, автоматическое письмо. Наиболее удобным методом такого общения является специальный сеанс: полутемная комната, где медиум, погружаясь в себя, контактирует с бестелесным духом посредством мысленных или физических актов.

По своим мотивациям и функциям спиритуалистическое движение является религиозным или квазирелигиозным, поскольку указывает на некую скрытую сферу, которая выходит за рамки этого мира. И это дает основание надеяться на жизнь


после смерти: надежда на бессмертие была одной из главных вдохновляющих идей спиритуализма. Вскоре образовались два лагеря: (1) верующие, которые принимали существование другого измерения реальности и способность некоторых медиумов вступать в контакт с этим измерением, и (2) скептики и неверующие, которые отрицали все подобные феномены как самообман и чепуху. В этот спор вмешалась наука. Долгое время казалось, что должен существовать эмпирический метод, с помощью которого мы могли бы тщательно взвесить аргументы «за» и «против» спиритуализма и подвергнуть паранормальные утверждения проверке. Это иллюстрирует, между прочим, тот факт, что интерес к трансцендентным откровениям, снритуалистс-ким или паранормальным феноменам представляет собой своего рода искушение для высокообразованных (или сложномысля-щих индивидов, включая и приверженцев научных методов), так же как и для совершенно неграмотных людей.

Я не намереваюсь приводить полную историю зарождения и развития спиритуализма, но коснусь только некоторых аспектов этого движения, в той мере, в какой они проливают свет на наше исследование, т. е. на вопрос о природе религиозного стремления к трансцендентному. Я также не могу охватить в своем исследовании все многочисленные разновидности процветающих ныне спиритуалистов и медиумов.

История человечества полна верований в духов. Библия многократно сообщает о сверхъестественных феноменах, о явлениях умерших людей как во сне, так и наяву. И это тянется через всю историю. Например, в третьем веке философ-скептик Порфирий исследовал предполагаемое движение неживых объектов, к которым никто не прикасался, а также левитацию медиумов, явления духов и другие необычные случаи. Аналогичные проявления спиритуалистических феноменов имеют место и в жизнеописаниях святых, в сообщениях о судах над ведьмами, а также в сообщениях о полтергейсте и чудесных происшествиях в заселенных духами домах и замках. В восемнадцатом веке, шведский мистик и религиозный философ Эммануил Сведенборг придал сильный импульс развитию спиритуализма, заявив, что обладает способностями к ясновидению и предсказанию.


376

Сестры Фокс

Современный спиритуализм берет свое начало с 1848 года, когда члены бедной семьи Фоксов, уединенно живущей в Хай-десвилле — небольшом городке в предместье Нью-Йорка, недалеко от того места, где начал свою деятельность Джозеф Смит, посчитали, что в их доме обитает дух человека, якобы убитого и похороненного в подвале. Эта невероятная история была распространена семьей Фоксов, точнее их двумя маленькими дочерьми, Маргарет (11 лет) и ее младшей сестрой Катериной (Кейт, 9 лет), а также их старшей сестрой Ли.1

История сестер Фокс звучит как выдумка; реальными кажутся только смышленость сестер, необходимая для совершения такого обмана, и непостижимое легковерие публики. Все началось, когда Фоксы услышали странные постукивания и другие звуки в своем доме. Мать была склонна верить в нечистую силу. Тринадцатого марта 1848 г., после того, как Кейт и Маргарет поднялись в спальню, их родители услышали странное постукивание внизу. Они бросились наверх, но и там по всей комнате раздавался стук. Постукивание возобновлялось каждый раз после того, как Кейт щелкала пальцами. Бестелесное и стучащее существо умело считать до десяти и даже знало возраст девочек. Когда же миссис Фокс спросила: «Не овладел ли моими девочками бестелесный дух?», ответом был резкий стук, который был расценен как утвердительный ответ. Миссис Фокс побежала сообщить обо всем соседям, и те толпой ринулись в дом. Один из них, Вильям Дыослер, рассказывал, что тем вечером около четырнадцати человек, находившихся в доме, были до того напуганы, что не решались войти в спальню. Дыослер же вошел и услышал, как миссис Фокс задавала вопросы, и в ответ на них раздавался стук. Многие из соседей тоже задавали вопросы, и на них были слышны ответы: возраст присутствовавших (на каждый год но удару), количество детей в семьях — на все были получены ответы.

Новость об этом необычайном событии разнеслась по окрестностям Хайдсвилла, и все новые посетители появлялись день за днем. Способность сестер Фокс понимать язык мира

1 Относительно возраста девочек имеются разногласия. См.: Encyclopedia Britannica (11th ed.).

I


духов увеличилась, когда их старший брат Дэвид предложил им произносить слова по буквам: они должны были повторять буквы алфавита, а дух стучал, когда доходили до нужной буквы. Несмотря на то, что этот процесс был долгим и утомительным, таким образом можно было получать сообщения из потустороннего мира. Успех сестер Фокс принял драматический оборот, когда их старшая сестра Ли Фокс Фиш, жившая в Рочестере, узнав о случившемся, появилась на месте происшествий. Она немедленно заставила Маргарет и Кейт раздеться и продемонстрировать ей, как им удавалось производить эти загадочные звуки.

Многое из этого стало известно миру из публичного признания Маргарет Фокс, сделанного в Нью-Йорке и опубликованного в «Нью-Йорк Уолд» около сорока лет спустя, 21 октября 1888 года. По признанию Маргарет, обман начался с того, что, когда девочки отправились спать, они привязали на веревочку яблоко и стали ударять им об иол. Мать услышала снизу эти звуки и очень испугалась. Она не могла представить себе, что ее прелестные маленькие девочки могут обманывать. После того, как мать позвала соседей, девочки нашли способ сделать стук более эффективным. Они почувствовали, что единственным выходом из того, что они уже успели наделать, было продолжение представления. Тот метод, который они изобрели, заключался в пощелкивании большими пальцами ног так, чтобы звук отдавался в спинке кровати, в деревянном полу или в другом деревянном предмете. Эффект получался жуткий, особенно если кто-то верил, что звук действительно исходит из мира духов. В последующие месяцы сотни любопытных посетили Фоксов в Рочестере и Хайдесвилле, и многие из них уехали убежденными в истинности случившегося.

В Рочестере, но требованию Элиа Вилкинсона Капрона, издателя газеты, и Георга Виллетса был снят большой зал. Очевидно, они почувствовали, что этот феномен может принести немало денег, и не ошиблись, так как уже в первый вечер пришло четыреста человек, желавших увидеть сестер Фокс, каждый из которых заплатил по 25 центов. Зрители стали свидетелями загадочного стука, а после этого прослушали лекцию Капрона. Из их числа был создан комитет из пяти человек для рассле-


378

довапия этого странного феномена. Любопытно, что стук больше не повторялся в доме в Хайдесвилле, а повсюду следовал за сестрами Фокс, причем они могли вызвать любое количество умерших духов, а не только бедную душу того, кто, предположительно, был похоронен в подвале их дома.

Интерес публики к представлению был огромен. Три сеанса были запланированы в Рочестере. С каждым вечером приходило все больше и больше людей. Ни один из трех избранных комитетов не смог выявить никакого подвоха. Тем не менее, среди зрителей были и протестующие. На третий вечер произошел бунт, возглавлявшийся Джозефом Бисселем и другими, утверждавшими, что все происходившее было «надувательством», подготовленным для простаков в целях наживы. Местные газеты также были весьма критически настроены по отношению к сестрам Фокс и высмеивали возможность общения с духами. Все это очень скоро привлекло внимание широкой аудитории, когда Хорас Грили, получив письмо от Капрона и Виллетса, поместил свое сообщение о трех вечерах в «Нью-Йорк Уикли Трибыон». В то время Грили был одним из самых влиятельных и уважаемых журналистов.

Реакция на сообщение в «Нью-Йорк Уикли Трибыон» последовала незамедлительно. Сестры были приглашены в Нью-Йорк, где они провели сеансы в Барнумском Отеле. У них побывали толпы людей, большинство из которых надеялись установить контакт со своими умершими родственниками и любимыми. Они не были разочарованы. Общение с духами проходило при всеобщем обозрении, и многие из тех, кто задавал вопросы сестрам Фокс, были ошеломлены точностью полученных ответов.

Хорас Грили начал ревностно верить в доиодлишюсть всего происходившего. Он говорил, что уверен в «абсолютной честности и порядочности» сестер Фокс. Конечно же, их пригласили остановиться в его особняке. Другие Нью-йоркские газеты, тем не менее, были настроены скептически и обвиняли девушек в «плутовстве» и «откровенном обмане». Несмотря ни на что, вера в сестер Фокс быстро росла. Множество разных людей были захвачены произошедшим, включая судью Эдмондса из Нью-йоркского Верховного Суда. Многие совер-


шали паломничество на сеансы сестер Фокс, и те не обманули их ожидания; среди паломников были известный писатель Джеймс Фенимор Купер, историк Георг Банкрофт, поэт Уильям Каллен Брайанд, губернатор Талмадж из Висконсина, генерал Баллар и другие. Более того, повсюду появились сотни других медиумов с аналогичными способностями; спиритуализм охватил всю страну, как ножар в прерии. Сеансы проводились но всем Соединенным Штатам. Сестры Фокс отправились в прибыльное турне по Западу; и всякий раз, когда они покидали какой-либо город, там образовывался новый кружок спиритуалистов. Теперь приверженность спиритуализму глубоко внедрилась в общественное сознание. Десятки газет и журналов проповедовали новую веру.

Георг Темплтон Стронг, выдающийся нью-йоркский адвокат, не одобрял всеобщего увлечения спиритуализмом и находил этот факт зловещим. Он посетил несколько сеансов, но не смог выяснить, как возможны события, свидетелем которых он стал. Тем не менее, он считал доводы спиритуалистов неприемлемыми и критиковал благосклонность к ним образованных людей. «Что бы я сказал шесть лет назад любому, — в отчаяньи писал он в 1855 г., — кто предположил бы, что сотни людей в этой стране поверят в свою способность каждый день общаться с привидениями их дедушек?» Он имел в виду и «бывших судей Верховного Суда, сенаторов, клерков и профессоров-физиков» — тех, кто читал лекции и писал книги, прославлявшие спиритуализм.' К тому времени миллионы американцев, по-видимому, приняли спиритуализм; и к этому времени, по некоторым данным, около 30 тысяч медиумов проводили свои сеансы.

Критика сестер Фокс с самого начала была общедоступна. Но она не оказывала влияния на тех, кто хотел им верить. Так, доктор Э.П.Лангворфи сообщил в «Нью-Йорк Эксцельсор» от второго февраля 1850 г., что его исследование подтвердило тот факт, что звуки идут из-нод ног девочек или от тех объектов, столов и дверей, с которыми они соприкасаются. Он сделал вывод, что Маргарет и Кейт сами производят эти звуки. К тому же заключению пришли и другие. Преп. Джон М.Ос-

1 Allan Nevis and Milton H. Thomas, eds., The Diary of George Templeton Strong (New York: Macmillan, 1952), vol.2, pp. 244-45.


380

тин написал в «Нью-Йорк Трибыон», что эти загадочные звуки могли производиться сгибанием пальцев ног в суставах. В декабре 1850 г. преп, доктор Поттс продемонстрировал аудитории в Коринфском зале в Рочестере свое умение производить подобные стуки. В 1850 г. преп. Чарльз Чаунси Барр со своим братом опубликовал книгу «Удары для постукивания» («Knoks for the Knoking»), в которой они заявили, что исследовали сестер Фокс и других медиумов в пяти штатах; они приписали эти явления мошенничеству и самообману. Преп. Барр утверждал, что он сам может производить звуки семнадцатью различными способами, а самым удобным из этих способов является щелканье суставами пальцев ног.

В феврале 1851 г. комитет из трех докторов университета Буффало — Остин Флинт, Чарльз А.Ли и С.К.Ковентри — изучали Маргарет и Ли, которая к тому времени тоже уже могла производить стук. Они пришли к заключению, что сестры сами сознательно производят стук. Они проследили за движениями лиц сестер и заключили, что звуки происходит от щелканья суставами, вероятно, коленными. Эти пощелкивания отражались от деревянных объектов: дверей, стульев и других объектов, с которыми соприкасались девочки. На контрольном испытании доктора заставили Маргарет и Ли сесть на диван так, чтобы их пятки находились на подушке. Сестры сидели так в течение пятидесяти минут, вызывая духов к общению. Но стука не появлялось до тех пор, пока они не смогли опустить ноги на пол. Ли заявила, что дух не проявляет себя, пока их йоги находятся на подушках. Но она привела неубедительный аргумент в пользу того, что дружественные ей духи удаляются, когда видят «грубые условия, навязанные их гонителями», и она ничего не может сделать, чтобы удержать их. Этот аргумент часто использовался медиумами: скептики, мол, сами мешают тому, чтобы ожидаемый эффект действительно имел место.

Другое убедительное подтверждение обмана появилось, когда миссис Норман Кальвер, невестка Дэвида Фокса, призналась в 1851 г., что девушки открыли ей, как они производят стук. Миссис Кальвер сообщила это иод присягой. «Девочки играли важную роль в моем доме, — сказала она, — в течение почти двух лет я верила в эти стуки». Далее она рассказала, почему она


начала подозревать, что они обманывают людей. Она предложила свою помощь Кейт, которая и «открыла ей свой секрет. Стук производился пальцами ног, причем использовались все пальцы ног. После недельной практики под руководством Кейт она сама научилась делать тоже самое».1 Маргарет также рассказала, что когда люди настаивали на проверке ее ступней и пальцев ног, она могла производить звуки щиколотками или коленками.

Разоблачив сестер Фокс, преп. Барр предсказал, что «господство этого обмана подходит к концу».2 Как он ошибался! Многие критически настроенные научно-исследовательские организации также подтверждали факт обмана, но все было напрасно. Вызов энтузиазму верующих часто порождает противоположный эффект, он только укрепляет их веру. В 1853 г. профессора Генри и Пейдж из института Смита, а также комитет из трех профессоров Гарварда в июне 1857 г. пришли к выводу, что звуки происходят не из мира духов, а производятся самими сестрами Фокс. В 1884 г. Сейбертская комиссия из Университета Пенсильвании также признала, что эти звуки происходят от движения ног. Но все эти разоблачения не имели успеха.

Были, конечно, и защитники сестер Фокс. В особенности следует отметить известного британского ученого сэра Уильяма Крукеса, который проводил сеансы с Кейт в Лондоне в 1871 г. Наблюдая за Кейт Фокс, он пришел к следующему выводу:

«На базе тех теорий, которые были разработаны, главным образом, в Америке, чтобы объяснить эти звуки, я проверил их всеми способами, которые только мог изобрести, пока не пришел к заключению, что это реальное явление, никоим образом не представляющее собой результат каких-либо трюков или механических действий».3

Был ли Крукес прав? Действительно ли сестры Фокс обладали необычными способностями? Ошибались ли их критики? Со временем сестры Фокс стали известными во всем

1 E.W.Capron, Modern Spiritualism, Its Facts and Fanticisms, Its Consistencies and Contradictions (Boston, 1855), p.421.

2 Ernest Isaacs, "The Fox Sisters and American Spiritualism" in The Occult in
America: New Historical Perspectives
(Urbana: University of Illinois Press,
1983), p.95.

3 William Crookcs, Researchers in the Phenomena of Spiritualism (London:
Burns and Oatcs, 1874), p.88.


382

мире; они проводили свои сеансы даже в Белом Доме и для Королевы Виктории. Большая часть публики оставалась покоренной. Несмотря ни на что, медиумов продолжали критиковать. Ассоциация адвокатов Нью-Йорка решила сделать все возможное для того, что бы очистить город от медиумов, которых они считали просто искусными актерами. С этой целью разоблачителем на вечер 21 октября 1888 г. было снято помещение Академии музыки. Главным вызвалась быть сама Маргарет Фокс. Какой поднялся бы скандал, если бы спиритуализм был опровергнут одним из ведущих его представителей. До этого она уже высказывала обвинения в адрес своей сестры Ли (с которой она поссорилась) в том, что та вовлекла ее и Кейт в грандиозный обман с целью наживы. Сначала они производили звуки с помощью хруста пальцев. Ли внесла в свой репертуар и другие спиритуалистические номера, включая левитацию, игру на музыкальных инструментах и «привидения», сделанные из светящейся бумаги. Со своей стороны, Кейт Фокс в интервью «Нью-Йорк Герольд» согласилась с Маргарет в необходимости разоблачения спиритуалистов. Она настаивала на том, что «спиритуализм это надувательство от начала до конца... самое большое надувательство столетия».1

В Академии музыки, с одобрения Кейт, сидевшей в зале, Маргарет начала свою речь следующими словами:

«Нет никакого явления духов. То, что я была только инструментом в спиритуалистическом обмане слишком доверчивых людей, многие из Вас уже знают. Это самое большое горе в моей жизни... Когда я начала этот обман, я была слишком маленькой, чтобы отличить хорошее от плохого.»2

Эксперты из числа зрителей были приглашены на сцену для наблюдения за выступлением. Маргарет вышла в чулках и взобралась на небольшой деревянный стол. Аудитория замерла в напряженом ожидании. В наступившей тишине можно было бы услышать, как иголка упала на пол. Маргарет стукнула большим пальцем ноги по крышке стола, раздался громкий и отчет-

1 Joseph F.Rinn, Searchlight on Psychial Research (London: Ridder and Co.,
1954), p.57.

2 Ibid, p.60.

 


ливый звук, отразившись по всей аудитории. Перед людьми стояла женщина, которая сначала сама дала толчок к развитию спиритуализма, а теперь разоблачала его. Маргарет была очень возбуждена и взволнована, она танцевала на сцене, хлопала в ладоши и восклицала: «Спиритуализм — обман от начала до конца! Это — трюк. В нем нет ни кайли правды!»'

Мог ли спиритуализм пережить такой удар? Позже другие спиритуалисты отрицали признание Маргарет Фокс, они ссылались на то, что сестры Фокс были алкоголичками (это действительно было так), что их подкупили и что их показания недостоверны.

После встречи в 1888 г. сестры пустились в путь, демонстрируя свое разоблачение повсюду, куда бы ни приехали. Их старшая сестра, к этому времени миссис Ли Андерхилл, яростно отрицала их версию. Спиритуалисты предприняли попытку забрать у Маргарет ее детей. Годом позже Маргарет отреклась от своего признания, заявив, что она была введена в заблуждение недобросовестными людьми. Будучи в отчаянном финансовом положении, она обнаружила, что на разоблачении можно заработать гораздо меньше денег, нежели она рассчитывала. Артур Конан Дойл, последовательный защитник спиритуализма, был тем типичным примером человека, кто принял это отречение. Он говорил, что ее ввели в заблуждение. Кроме того, Конан Дойл утверждал, что из ее ступней каким-то образом торчат «эктонлазменные стержни», и при их помощи получается звук, по он утверждал только, что это — «физическая сила».2 Истории спиритуализма, написанные сочувствующими им иа-ранормалистами до сих" нор трактуют случай сестер Фокс как сверхъестественный. Они либо не упоминают признания Маргарет и Кэйт, либо пренебрегают им.3

Тем не менее, сестры Фокс выдали еще один секрет своей профессии. Они заявили, что на сеансе они фактически могут видеть движения губ спрашивающего, когда тот произносит алфавит, чтобы угадать нужную букву. Эта техника известна

1 Ibid, p.61.

2 Arthur Conan Doyle, The History of Spiritualism (London: George
H.Doran, 1926), p.113.

3 Смотри, например, невероятную рационализацию Брайсна Инглиса: Brian
Inglis, Natural and Supernatural (London: Hodder and Stoughton, 1977).


384

как «чтение по мускулам лица» и широко используется спиритуалистами. Они также рассказали, как создается ощущение того, что звуки доносятся из разных частей комнаты. Прижав ступни к основанию стола или двери, они могли создавать впечатление, что звук доносится сверху. Если они хотели, чтобы звук шел от другой стены, они просто начинали громче стучать и пристально смотрели на точку на стене, пока люди не поддавались самообману. Они могли сделать так, чтобы звук отражался по всей комнате, прислонив пальцы к спинке кровати.1 Они не гнушались использовать ассистентов, когда это их устраивало, просто просив кого-нибудь стучать в подвале или под сценой в установленное время.

Многое из этого было описано подробнее в книге под названием «Смертельный удар по спиритуализму».2 Сестры написали предисловие к книге, подтверждающее ее правдивость. Но хотя эта книга смогла на какое-то время ослабить спиритуалистическое движение, она не привела к его кончине. После смерти сестер Фокс другие медиумы и спиритуалисты перехватили эстафету и повели доверчивых и недалеких людей на дальнейшие поиски бестелесных духов.

Другие известные медиумы, многие из которых не ладили друг с другом, появились в конце девятнадцатого века и с успехом продолжили свою деятельность в двадцатом. Многих проверяли комиссии из различных ученых, некоторые из которых признали их бесстыдными обманщиками, однако, другие полагали, что имеют дело с людьми, обладающими спиритуалистической силой. Можно было зайти в туник. Были те, кто настаивал, что если медиума хоть раз уличили в обмане, то все остальные его выступления можно не принимать в расчет. Защитники спиритуализма и паранормальных миров заявляли (и заявляют по сей день), что хотя некоторые медиумы и могут быть склонны к очевидному обману, существуют и другие убедительные и подтвержденные свидетельства существования аномальных феноменов и, следовательно, есть и подлинные медиумы.

1 Ruth Brandon, The Spiritualists (Buffalo: Prometheus Books, 1984), p.7.

2 Reuben B. Davenport, The Death Blow to Spiritualism: Being the True Story of the Fox Sisters (New York, 1888).


Несмотря на это, число случаев откровенного обмана и мошенничества потрясающе велико. Существовало огромное количество медиумов. Например, Джонатан Куне, фермер из До-вер Вилладж в Огайо, построил бревенчатый дом и плотно его запер. Из закрытого дома стала доноситься масса сообщений от духов. Он поместил внутрь различные музыкальные инструменты, светящиеся растворы, чтобы духи окунали в них руки. Быстро распространились слухи, что души умерших играют на музыкальных инструментах. Другой медиум, Генри Гордон, развил способность к левитации. Подобно Христу, умевшему ходить по воде, он якобы мог подниматься в воздух с помощью духов и переноситься к потолку соседней комнаты. Так как сеансы всегда проходили в полной темноте, публика могла только воображать себе левитацию по его крикам, что он «поднимается» или парит в воздухе. Подтверждений его левитации так и не было.

Квазирелигиозная горячка поразила большие регионы Соединенных Штатов. Прен. К.Хаммонд заявил, что он получал послания от духа Томаса Пейпа. В Колумбусе, штат Огайо, некая мисс Винсон, медиум, и пожилой священник Методистской церкви устраивали публичные сеансы. Музыкальные инструменты свешивались с потолка на веревках; и когда гас свет, на них играли духи. Однажды вечером двое мужчин включили свет посреди концерта и обнаружили, что на инструментах играли сами священнослужитель и медиум. В большинстве своем публика была способна развенчать наглый обман. Почему же этого не могли сделать ученые? В 1857г. в ответ на упреки науки в том, что она не в состоянии изучить спиритуализм, три профессора Гарвардского Университета — Льюис Эгассиз, Бенджамин Пирс и Ибен Хорсфорд — согласились проверить подлинность медиумов, и «Бостон Курьер» предложил пятьсот долларов за доказательство любой способности спиритуализма. Ли Фокс, Кейт Фокс и четыре других медиума были доставлены в Бостон для проверки, но они оказались неспособными продемонстрировать какую-либо сверхъестественную силу иод строгим контролем профессоров.

Другие медиумы сами вызывались для научной проверки, в надежде перехитрить ученых. Конечно, им часто удавалось это

 


386

сделать потому, что многие профессора верили в сам феномен спиритуализма и их было легко одурачить. Другие профессора были настроены более скептично, и медиумы становились жертвами их разоблачений. Генри Слейд, известный медиум, попался на лжи у Джона В.Трюсдела в 1872 г. в Нью-Йорке. С него снова снял маску в 1876 г. профессор Ланкестер и доктор Донкин; медиум был осужден и приговорен к трем месяцам тюрьмы, хотя он успел бежать в Европу прежде, чем приговор был приведен в исполнение. Он был пойман на подмене доски, на которой якобы были начертаны сообщения духов. Затем он был снова схвачен в Онтарио, в Канаде, в 1882 г., однако, позже он снова нашел себе легковерную аудиторию.

В дальнейшем популярной практикой стало внезапное появление мистических духов, которые могли ходить по комнате во время сеанса. Роберт Оуэн, известный английский утопист и социалист, верил в спиритуализм; в 1860 г. он сообщил, что видел светящуюся женскую фигуру, которая прошла по комнате во время сеанса, проводимого Ли Фокс Андерхилл. Вскоре такие материализации стали обычными. Религиозный подтекст был налицо. Участие в подобных сеансах начиналось с исполнения гимна. В тускло освещенной комнате, в эмоционально-накаленной атмосфере обычно демонстрировалось множество спиритуалистических феноменов.

Многие из тех, кто посещал медиумов, надеялись на то, что смогут встретиться с умершими родственниками или любимыми. Они приходили на сеанс полные надежд, и их восприятие зачастую оказывалось искажено под воздействием испытанного. Недобросовестные шарлатаны наживались на их доверчивости. Они садились вокруг стола для сеансов в комнате с занавешенным углом, из которого появлялись всяческие «оккультные» феномены. Медиумы составляли списки для возможных посетителей — тех, кто был склонен вновь и вновь приходить к ним, и о которых они и так многое знали из предыдущих сеансов. Приехав в незнакомый город, медиум или его ассистент посещали местное кладбище, записывая имена и даты смерти умерших. Конечно, для взволнованного посетителя такого рода информация, «которая ни от куда не могла быть получена» была шокирующей. Из-за явной неосторожности


медиумов, многие из них были разоблачены. Большая часть публики была настроена подозрительно, опасаясь потенциальных обманщиков. Но наивно верующие люди, которые горячо желали верить в жизнь после смерти, продолжали доверять им, несмотря на имевшие место разоблачения. Пристрастие к вере в сверхъестественное, особенно в том, что касается жизни и смерти, настолько сильно в людях, что критика и обвинения в безрассудстве часто игнорировались, в особенности если мерцала хотя бы искра надежды на то, что бессмертие реально.

Летающий Д.Д.Хоум

Люди, верующие в паранормальные явления, считают Даниела Дунгласа Хоума самым замечательным медиумом девятнадцатого столетия. Хоум совершал загадочные трюки, которые немногие могли объяснить; и но сей день спиритуалисты и поклонники паранормального оглядываются на его успехи с уважением, граничащим с благоговением. В отличие от других знаменитых спиритов, таких, например, как мадам Блаватская, он был одинок; он не стремился, хотя и мог бы, основать новую религию. Все, что он делал, казалось, было направлено лишь на то, чтобы приумножить свое личное благосостояние. На именах некоторых чудотворцев основаны религии, которые возвеличивают и обожествляют их. Другие использовали свои таланты для личной выгоды, обогащения и наслаждения благами жизни. К их числу по-видимому, принадлежал и Хоум. Иногда его проверяли ученые (в частности, сэр Вальтер Крукес, который ручался за его «замечательную силу»), но Хоум никогда не был уличен во лжи, хотя и были некоторые свидетельства того, что он прибегает к искусному обману.

Деятельность Хоума иллюстрирует основной принцип спиритуализма: если человек достаточно ловок и хитер, если он готов использовать свои таланты для введения в заблуждение наивных людей, часто бывает очень сложно выявить обман и убедить их в том, что способности медиума не являются сверхъестественными. Профессиональный притворщик никогда не потеряет бдительности, даже перед теми, кто составляет его ближайшее окружение, сознавая, что если даже близкие люди могут заподозрить его в шарлатанстве, то другие тем более бу-

13*


388

дут настроены к нему скептически. Пример Хоума очень важен, хотя на его счету не так много разоблачений по сравнению с сестрами Фокс или Евсафией Палладино, о которой пойдет речь ниже. (В некотором смысле случай Хоума похож на феномены Иисуса и Моисея, которые жили или нет так давно, что очень сложно выявить истинные факты из их биографии). От Хоума нас отделяет не так много времени, и у нас нет причин сомневаться в том, что он делал реально, мы можем даже предположить и, возможно, восстановить некоторые детали его работы.

В попытке уличить Хоума в обмане всегда есть доля риска — а что если он действительно обладал некой особой силой? Феномены, происходившие в его присутствии, действительно могли иметь место и, может быть, этому есть только сверхъестественные объяснения? Будучи научными скептиками, мы не должны совершать ошибки, свойственные религиозно верующим, и отказываться от проверки свидетельств этой особой силы. Мы не можем не признавать возможности ее права на существование. Как слепая вера может лишать людей истинно верующих, склонных охотно принимать паранормальные явления, спосообности понимания и здравого суждения, так и скептицизм может оказывать влияние на суждение и интерпретацию неверующих, которые могут отказаться признать существование аномалий вне зависимости от свидетельств в их пользу, и верить, что во всех подобных случаях присутствует обман. Очевидно, что в изучении паранормального существенным моментом является объективность.

Дэниел Хоум родился в Эдинбурге в 1833 г. Он утверждал, что был потомком десятого графа известной шотландской фамилии Хоумов. Он взял в качестве второго имени имя Дунглас. Его аристократическое происхождение не подтверждено, и некоторые комментаторы, такие как Тревор Х.Холл, предприняли попытки доказать, что Хоум сфабриковал свою родословную с целью попасть в высшие слои общества.1 Еще в юности Хоум был усыновлен своей тетей и увезен в Соединенные Штаты. В своей автобиографии «Случаи из моей жизни» Хоум сообщает, что уже в детстве у него открылось «второе зрение» и нрояви-

1 Trevor H.Hall, The Enigma of Daniel Home: Medium or Fraud? (Buffalo: Prometheus Books, 1984).


лись спиритуалистические способности. Он говорил, что уже в возрасте тринадцати лет смог предвидеть смерть своего школьного товарища и что с тех пор он общался с его духом. Он также говорил, что в 1850 г. он предсказал смерть своей матери, которая жила вдали от него. Громкий стук и передвижение мебели нарушали тишину дома его тети до такой степени, что она, очень религиозная особа, выгнала его из дому.2

С этого времени Хоум освоил роль профессионального медиума, как это делали многие другие, следуя примеру сестер Фокс. Однако его modus operandi отличался от действий других медиумов: он не брал плату за свои сеансы. По-видимому, он мог существовать на дары других людей, которые попали под его влияние, очарованные его обаянием, искренностью и любовью. Он тяготел к людям с большим состоянием и с высоким социальным статусом, которые были настолько поражены его спиритуалистическими талантами, что он имел возможность пользоваться их гостеприимством и щедростью. В 1855 г. его друзья в Соединенных Штатах, где под его чары попало много влиятельных людей, собрали деньги для того, чтобы он смог отправиться в Англию, и вскоре он приобрел репутацию квалифицированного медиума.

Хоум говорил, что миссия его жизни является «великой и святой», и что это предполагает не получение денег, а поиски доказательств существования бессмертия, что «приблизило бы нас к Богу». Тем не менее, его благодарные поклонники так влюбились в него, что просто осыпали его подарками, как это делала, например, вдова, миссис Джейн Лайонс, которая пожаловала ему 33000 фунтов и другие ценности. В дальнейшем она изменила свое мнение, заявив, что Хоум нечестным образом уверил ее в том, будто ее умерший муж велит ей следовать его приказам. Послание духа заставило ее принять Хоума как сына и составить завещание в его пользу, оставив ему семейное имя, герб и имущество. Миссис Лайонс вызвала Хоума в суд, где от него потребовали возвратить имущество прежней его владелице. Позднее он был женат по очереди на двух женщинах с приличным состоянием — одна была русской дворянкой — и в дальнейшем эти женитьбы дали ему возможность жить в достатке.

2 D.D.Homc, Incidents in My Life (New York: Carlton, 1864).


390

Хоум давал спиритуалистические консультации и проводил сеансы перед многими видными людьми, и именно на их свидетельствах, в наибольшей степени, основывается его репутация. Среди них были сэр Давид Брюстер, лорд Брохам, сэр Эдвард Балвер-Литтон, Т.А.Троллоп, виконт Адаре (который стал четвертым графом Данравена) и лорд Линдсей (позже — граф Крофорд). Хоум также давал сеансы на европейском континенте перед французскими, германскими, датскими и русскими коронованными особами.

Сеансы Хоума были похожи на те, которые проводили и другие медиумы того времени. Сначала это были стуки, скрипы и движения столов. Затем левитировали столы для сеансов и ощущались прикосновения, надо полагать, духов к рукам и одежде зрителей. Затем происходили более сложные феномены: стали появляться светящиеся ладони и руки, во время сеансов сама собой передвигалась мебель. Хоум добавил некоторые новые детали к этому действу. Он показывал аккордеон, парящий в воздухе, или держал его одной рукой и невидимыми пальцами нажимал на клавиши, наигрывая мелодии «Хоум, милый Хоум» или «Последняя летняя роза». Наибольшее удивление у изумленных гостей вызывало «удлинение» его тела и его способность опускать руки в огонь и доставать раскаленный уголь. Еще более примечательной была его способность парить над гостями, иногда дотрагиваясь до них, когда он пролетал над их головами.1 Наиболее известным его номером был тот, когда он вылетал в одно окно и, пролетая над какой-либо из лондонских улиц, влетал в другое окно напротив.

Как мы можем предположить, репутация Хоума основывалась на свидетельствах тех, кто посещал его сеансы. Ученые редко проверяли его способности в жестких условиях. Ни его руки, ни его ноги никто не держал, и они не были связаны, как у тех медиумов, которых проверяли позже. Хоум сам решал, кто должен сидеть рядом с ним на его сеансах. В начале сеанса, когда раздавались стуки и скрипы, свет был достаточно ярким. Но перед наиболее сложными представлениями, такими,







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.