Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление художественной системы акмеизма.





Становление художественной системы акмеизма.

Акмеизм противостоял символизму в начале ХХ века, существовал около 2 лет (1913-19140. Направление, «обобщающее опыт и выводящее поэта к вершине творчества». Акмеистами Гумилев назвал окружавших его поэтов. Akme – вершина, высшая степень.

«Цех поэтов»: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Цех решал конкретные вопросы по овладению поэтическим мастерством – профобъединение.

Ж-л «Аполлон» - ред. Маяковский, рубрика «Письма о русской поэзии» Гумилева (рецензии, позже вышли отдельной книгой).

Программа акмеизма:

1. конкретность, вещность (противопост.символизму)

2. совершенствование поэт.мастерства.

Первое заявление в статье Кузмина «О прекрасной ясности» (за 3 года до манифестов Гумилева и Городецкого) - кларизм против туманных откровений символистов. Художник должен нести ясность, прояснять смысл вещей.

Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм» - символизм закончил круг развития и теперь падает. Надо достойно принять наследие символизма и ответить на поставленные им вопросы. Акмеизм должен установить равновесие между метафизическим и земным. Не было отречения от метафизики, но трезвый взгляд – несказанное должно остаться несказанным.

Мандельштам, «Утро акмеизма» - расходился во мнениях с Гумилевым, поэтому не публиковался в «Аполлоне». Центральная метафора – архитектура, зодчество. Поэт-строитель. Слово – камень, который надо обтесать. Акмеизм – это тоска по мировой культуре», т.е. это стремление уравновесить все начала.

Акмеизм вернул в лит-ру «человека нормального роста», заговорил нормальным языком, без экзальтации и напряженности. Изменил масштаб, очеловечил литературу. Вместо надмирности – «человек=мир», психологичность, разговор, поиск полновесного слова. Вместо философских исканий – взыскательность к отдельному слову – акцент на форме.

Хотели связать современное творчество с мировой культурой. 4 русла мировой культуры:

  1. Шекспир – открыл психологичность, попытка заглянуть в душу
  2. Рабле – радости тела
  3. Вийон – противоречие высокого и низкого, бога и дьявола
  4. Готье – красота, совершенство формы.

Развалились, т.к. не было единства взглядов, их объединяла только поэтическая школа, проблема мастерства, затем каждый пошел своим путем.

 

2. Городской текст в лирике Блока.

3. «Громада любовь», «громада ненависть» в дооктябрьской поэзии Маяковского

4. «12» Блока — революционная поэма?

Тема поэмы – восприятие Блоком революции, он считает, что революция это обновление, очищение мира. Ветер сопутствует красноармейскому патрулю, защищающему революцию, это символ очищения, но это не однозначный образ, ведь ветер может и принести мусор. Блок видит, что революцию, так любимую им защищают не симпатичные ему люди, стихия революции превратила свободу во вседозволенность, а защитников революции в преступников.

 

 

«В зубах цигарка, примят картуз, на спину надо бубновый туз», вот такая неприглядная маска-портрет красноармейцев, они за свободу без креста, т.е. без веры, это позволяет им чинить самосуд, они по своему усмотрению пытаются расправиться с Ванькой, им принадлежит призыв: «запирайте етажи, нынче будут грабежи». Смысл действий защитников революции – поиски врага: «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг», где же этот враг. Старый мир у Блока не страшен, образы, маски его представителей вызывают улыбку: барыня в каракуле, которая поскользнулась и растянулась, толстопузый поп, длинноволосый писатель. Символ старого мира «Пёс», он стоит поджавши хвост и сам нуждается в защите. Увидели врага и в Ваньке, так как теперь он служит в белой армии, но Ванька в данный момент озабочен другим, любовью к Катьке, наконец, враг для них и сама Русь с крестьянской верой: «пальцем ка пулей в святую Русь», так ища врага проливают красноармейцы кровь.

 

Спор вызывает образ Христа появившегося в конце поэмы, одни считают что это знак наступления праведного мира, но хорош ли этот мир, если в руках Христа кровавый флаг, другие заметили, что Христос не ведёт красноармейцев, он не с ними, а в стороне, он как бы предупреждает их от жестоких поступков, от греха. Третьи обратили внимание на описание Христа: «нежной поступью над вьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике изрос, впереди Иисус Христос», это напоминает незнакомку из Блоковского стихотворения, символизирующую мечту о прекрасном, может и Христос в поэме мечта о прекрасном будущем. Пока же этого прекрасного Блок не видит, он говорит, что боится Христа, так как это покой, боялся, что революция закончится проклятым, вечным покоем, т.е. ничего не изменит. Своеобразна форма поэмы:

12 глав, 12 солдат, 12 апостолов у Христа

Старый мир Блок показывает через образы маски, от этого возникает впечатление, что он вовсе не опасен.

Блок символист, в поэме есть образы символы: ветер – он то зол, то ласков, то становится вьюгой, Христос тоже многозначный символ.

Поэма отличается многообразием ритмов: ритм городского романса, частушки, марша. Смена ритма символизирует то, что в революцию включены разные слои населения.

Разнообразна лексика, много слов разговорного стиля (елестрический фонарик, ужо), это речевая характеристика участников революции.

Помогает понять смысл поэмы и цветность её, контраст чёрного и белого (чёрный вечер, белый снег), рисует сложность и противоречивость революции, красный цвет передаёт тревогу автора.

 

Поэтому до сих пор исследуют литературоведы, объясняют её по – разному. У Блока нечёткий замысел, это объясняется смятением души поэта, его растерянностью и тревогой в 1921г., когда он на себе испытал негативную сторону долгожданной революции.

Библейские мотивы и образы в прозе Л.Андреева (Иуда Искариот).

Рассказ «Иуда Искариот». Иуда – символ предательства. Андреев изображает Иуду с двумя лицами: один глаз неподвижный, слепой, другой – живой (сходство с Воландом, но он появился позже). Христа не раз предупреждал, что Иуда из Кариота – человек дурной славы и его надо остерегаться, но Иисус не отвергает его, несмотря на роптание всех учеников, даже назначает его казначеем. Чтобы Иисуса не побили, он обманывает граждан одного города, называя Иисуса обманщиком, любящим деньги. После этого Иисус больше не разговаривал с ним и даже не смотрел в его сторону. Для Иуды это было предательством ради любви, а для Иисуса просто предательством. Дальше была известная история с серебряниками, благодаря которой Иисус и стал мессией.

Иуда считает, что предал Иисуса не ради монет, а ради свершения должной миссии.

Но нельзя ради истины лгать. Истина должна быть неприкосновенна. Так же как вера и любовь. А Иуда переворачивает истину, любовь, веру. "Я вас люблю, но я вас называю разбойниками, чтобы вас спасти". Ложь во спасение ни Иисус, ни его ученики не приемлют.

Андреев не говорит, что предательство дурно в этом рассказе, а он просто погружает нас в эту атмосферу постоянных диалогов. Показывает, что всякая относительность чревата.

Попытка "всё чем-то объяснить" – она чревата, она небезопасна для человека и человечества.

Старшие символисты: эстетические принципы и художественная практика.

Роман «Петербург»

Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ — это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Первый роман трилогии – «Серебряный голуб», про интеллигента, пытавшегося понять народ, попадает в секту голубей и этот таинственный мир народной жизни убивает его. Написан классическим, простым, понятным языком. А в «Петербурге» сразу бросаются в глаза повторы, главки, обрывки без названий – открытый модернизм. Роман не сразу взялись печатать, да и первая мировая война началась, в общем до читателя «Петербург» дошел только в 1916 году в альманахе «Сирин» (Сиринское издание «Петербурга»).

В 1922 Белый в Германии переделывает роман (Берлинская редакция). Сейчас можно найти и ту и другую.

Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели.

Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.

Аполлон Аполлонович не любил острова, которые не хотели вписываться в строгие перпендикуляры Петербурга. Он хотел «пригвоздить острова стрелой моста». А.А. – олицетворяет бюрократию, идею порядка, все подчинено должно быть его циркуляру. А.А. доводит идею порядка до абсурда (все ящики в шкафах по частям света и по номерам –бюрократия по-русски).

Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину –типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного встадника». О том, что Петр основал город, обреченный на наводнения, что правители не властны над стихией – конфликт города (государства) и личности. Петербург – это город-фантом. Невский пр-т превращает людей в тени. Город извращает живую жизнь, отец и сын становятся врагами, сын должен использовать против отца сардинницу ужасного содержания – потому что в таком туманном городе-фантоме террористическим идеям уютней всего. И Николай Аполлонович даже не задумываясь говорит: "да, я готов совершить акцию". А потом окажется, что эта акция – убийство собственного отца. Город соединяет в себе черты Запада и Востока. Провокатор Липанченко – «у него были черты не то семита, не то монгола». Софья Петровна Лихутина, знаменитая петербургская дама, свой дом устроила – очень было много элементов Японии, и она сама ходила в кимоно. Т.е. такие нелепости, соединение несоединимого.

Если по постулатам модернизма то:

  1. Отказ от отражения реальности
  2. Жизненный факт, не данность, а проблема. Питер не город, а мифологема.
  3. Немозможность конечных истин в искусстве
  4. Стремление к хаосу, абсурду
  5. Герой модернизма – человек несчастного сознания.

Становление художественной системы акмеизма.

Акмеизм противостоял символизму в начале ХХ века, существовал около 2 лет (1913-19140. Направление, «обобщающее опыт и выводящее поэта к вершине творчества». Акмеистами Гумилев назвал окружавших его поэтов. Akme – вершина, высшая степень.

«Цех поэтов»: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Цех решал конкретные вопросы по овладению поэтическим мастерством – профобъединение.

Ж-л «Аполлон» - ред. Маяковский, рубрика «Письма о русской поэзии» Гумилева (рецензии, позже вышли отдельной книгой).

Программа акмеизма:

1. конкретность, вещность (противопост.символизму)

2. совершенствование поэт.мастерства.

Первое заявление в статье Кузмина «О прекрасной ясности» (за 3 года до манифестов Гумилева и Городецкого) - кларизм против туманных откровений символистов. Художник должен нести ясность, прояснять смысл вещей.

Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм» - символизм закончил круг развития и теперь падает. Надо достойно принять наследие символизма и ответить на поставленные им вопросы. Акмеизм должен установить равновесие между метафизическим и земным. Не было отречения от метафизики, но трезвый взгляд – несказанное должно остаться несказанным.

Мандельштам, «Утро акмеизма» - расходился во мнениях с Гумилевым, поэтому не публиковался в «Аполлоне». Центральная метафора – архитектура, зодчество. Поэт-строитель. Слово – камень, который надо обтесать. Акмеизм – это тоска по мировой культуре», т.е. это стремление уравновесить все начала.

Акмеизм вернул в лит-ру «человека нормального роста», заговорил нормальным языком, без экзальтации и напряженности. Изменил масштаб, очеловечил литературу. Вместо надмирности – «человек=мир», психологичность, разговор, поиск полновесного слова. Вместо философских исканий – взыскательность к отдельному слову – акцент на форме.

Хотели связать современное творчество с мировой культурой. 4 русла мировой культуры:

  1. Шекспир – открыл психологичность, попытка заглянуть в душу
  2. Рабле – радости тела
  3. Вийон – противоречие высокого и низкого, бога и дьявола
  4. Готье – красота, совершенство формы.

Развалились, т.к. не было единства взглядов, их объединяла только поэтическая школа, проблема мастерства, затем каждый пошел своим путем.

 

2. Городской текст в лирике Блока.

3. «Громада любовь», «громада ненависть» в дооктябрьской поэзии Маяковского

4. «12» Блока — революционная поэма?

Тема поэмы – восприятие Блоком революции, он считает, что революция это обновление, очищение мира. Ветер сопутствует красноармейскому патрулю, защищающему революцию, это символ очищения, но это не однозначный образ, ведь ветер может и принести мусор. Блок видит, что революцию, так любимую им защищают не симпатичные ему люди, стихия революции превратила свободу во вседозволенность, а защитников революции в преступников.

 

 

«В зубах цигарка, примят картуз, на спину надо бубновый туз», вот такая неприглядная маска-портрет красноармейцев, они за свободу без креста, т.е. без веры, это позволяет им чинить самосуд, они по своему усмотрению пытаются расправиться с Ванькой, им принадлежит призыв: «запирайте етажи, нынче будут грабежи». Смысл действий защитников революции – поиски врага: «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг», где же этот враг. Старый мир у Блока не страшен, образы, маски его представителей вызывают улыбку: барыня в каракуле, которая поскользнулась и растянулась, толстопузый поп, длинноволосый писатель. Символ старого мира «Пёс», он стоит поджавши хвост и сам нуждается в защите. Увидели врага и в Ваньке, так как теперь он служит в белой армии, но Ванька в данный момент озабочен другим, любовью к Катьке, наконец, враг для них и сама Русь с крестьянской верой: «пальцем ка пулей в святую Русь», так ища врага проливают красноармейцы кровь.

 

Спор вызывает образ Христа появившегося в конце поэмы, одни считают что это знак наступления праведного мира, но хорош ли этот мир, если в руках Христа кровавый флаг, другие заметили, что Христос не ведёт красноармейцев, он не с ними, а в стороне, он как бы предупреждает их от жестоких поступков, от греха. Третьи обратили внимание на описание Христа: «нежной поступью над вьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике изрос, впереди Иисус Христос», это напоминает незнакомку из Блоковского стихотворения, символизирующую мечту о прекрасном, может и Христос в поэме мечта о прекрасном будущем. Пока же этого прекрасного Блок не видит, он говорит, что боится Христа, так как это покой, боялся, что революция закончится проклятым, вечным покоем, т.е. ничего не изменит. Своеобразна форма поэмы:

12 глав, 12 солдат, 12 апостолов у Христа

Старый мир Блок показывает через образы маски, от этого возникает впечатление, что он вовсе не опасен.

Блок символист, в поэме есть образы символы: ветер – он то зол, то ласков, то становится вьюгой, Христос тоже многозначный символ.

Поэма отличается многообразием ритмов: ритм городского романса, частушки, марша. Смена ритма символизирует то, что в революцию включены разные слои населения.

Разнообразна лексика, много слов разговорного стиля (елестрический фонарик, ужо), это речевая характеристика участников революции.

Помогает понять смысл поэмы и цветность её, контраст чёрного и белого (чёрный вечер, белый снег), рисует сложность и противоречивость революции, красный цвет передаёт тревогу автора.

 

Поэтому до сих пор исследуют литературоведы, объясняют её по – разному. У Блока нечёткий замысел, это объясняется смятением души поэта, его растерянностью и тревогой в 1921г., когда он на себе испытал негативную сторону долгожданной революции.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.