Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Состав слова. Образование слов





Приставки

Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень.

поход, выход, приход, заход

б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем.

(по-, вы-, при-, за-)

в) Догадайтесь, как образовались эти слова.

(При помощи приставок.)

Задание 2. Выделите из данных слов приставки.

пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; по­бежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал

Задание 3. Спишите слова в тетради. Выделите корень и приставку.

Образец: поход, повар.

а) используйте слова из задания 2;

б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;

в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, передал, уполз, подлетел, подсадил, вшил

Задание 4. Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки, данные в таблице (логопед вывешивает таблицу «Приставки»). Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул,

-шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал

Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, отбежал) к лодке. Алеша (поднес, отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылез­ла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влезла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.

Задание 6. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- или за-. Обозначьте ее.

Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром. -шумело море. -бежали волны.

Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.

Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке, (под-, от-) Мама ставила цветы в вазу. (по-, от-) Хор пел еще одну песню, (про-, от-) Маша несла ведра до крыльца, (до; об-)

Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.

-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, -резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, -шел из школы, -нес в комнату

Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз, -бежал из огорода и -бежал обратно в лес.

Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, -ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Суффиксы

Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.

ком, комок, комочек; садок, садочек; лесок, лесочек

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня, (-ок, -очек.)

Как она называется?

Подумайте, при помощи чего образовались эти слова.

Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень.

Образец: цветок, ножик.

а) цветок, листок, грибок, лесок, дубок, городок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок

б) мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, буфетик, цветик, кустик

в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик

Игра «Кузовок» (по В. И. Далю).

Логопед. Вот кузовок (показывает корзиночку), кладите в него все, что есть на -ок. (Учащиеся подбирают слова с суф­фиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозна­чают суффикс.

Выигрывает тот ученик, который назовет большее количество слов.)

Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс.

Образец: Ира—Ирочка, Валя—Валечка, Надя—Наденька.

Рая —... Надя —... Ира —...

Зина —... Нина —... Света —...

Марина —... Валя —... Галя —...

Таня —... Зоя —... Миша —...

Петя —... Сережа — … Наташа — …

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите суффикс.

Образец: рука — рученька — ручища.

рука —... —...; нога —... —...; нос —... —...; дом —... —...;

глаз —... —...; стул —... —...; лоб —... —...; голова —... —...;

лапа —... —...

Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обозначьте их.

В свежем воздухе сверкает

Первый чист..ий снеж....

И румянит детям щеки

Легкий зимний холод....

Одуванчик.

Цыплята нашли в саду бел...ий шар.... Он им очень понра­вился. Каждый хотел покатать шар.... Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер.... Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удивленные цып­лята.

Задание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи суффикса –к-.. Обозначьте суффикс.

Образец: посадить деревья — посадка деревьев.

побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить огород;

подкормить посевы; сушить сено; обработать огород

Задание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте.

Образец: белый — беленький.

Сладкий- …, красный-…, синий-…, желтый-..., молодой-..., старый-...

Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу.

Приставка Корень Суффикс Окончание
по сад к а

посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка

Ударение

(Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.)

Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».

Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударе­ние обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возь­му и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали:

«Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударе­ние ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передви­нулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепры­гивая с одного слога на другой.

И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:

замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.)

Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, данные в задании 2.)

кружки - кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу – плачу.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написа­нием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выде­лите в этих словах голосом ударную гласную.

(Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху. Лена мела пол.

Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.

Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.

Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым напи­санием, но различным значением. Почему поменялось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород за­брались козлы. Строители принесли козлы.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолето­вый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок). (Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.

Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я — травянистое растение Мы—для пильщика подставка,

С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.

Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка

И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение

Осторожней будешь с нами:

Я— сборник карт; от ударения Забодаем мы рогами.

Зависят два моих значения:

Захочешь — превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.

Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждым словом придумайте и запишите предложение.

скачки — скачки орган — орган кружки — кружки

таю — таю вычитал — вычитал плачу — плачу

Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьтев них ударение.

На бахче у нас растет, Из меня посуду тонкую,

Как разрежешь—сок течет, Нежно-белую и звонкую

Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,

Называется... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).

Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке

Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог,

Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека,

Называюсь я... (крапива). Специальный... (каталог).

Буквы-значки, как бойцы на парад, Стелют на матрац

В строгом порядке построены в ряд. меня,

Каждый в условленном месте стоит, Называюсь... (простыня).

И называется все... (алфавит).

Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударение, разде­лите слова на слоги. С выделенными словами придумайте и запишите предложения.

портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, милиционер, электрик, карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма, пе­ревыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.