Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дифференциация з — с в словах





1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

с или з.

сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи­лек, пузырек

3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях карти­нок. (Слова произносятся логопедом, картинки он только показывает.)

Приблизительный перечень слов: выставка, кра­сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто­рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду­щих заданий.)

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

...такан,...акон,...покойно,...ладкий,...лой,...абота,...лово,...доровье,...оловей,...а...лонка,...драв...твуй,...па...ибо,...анаве...ка,...о...нательный,...али...ать,...о...тавить,...а...тавить,...ано...а

7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин­ки:

тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли… …пог …бота пи...тель

Ли… …мок …гадка вя…ли

ко… …хар …поги пи…ла

мимо… …жег …веса ли…ла

б) зы или сьг.

но... воло... зано... на…вать

ва... моро... занаве... на…пать

ро... стреко... капри... по…пать

9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

Образец: нести — занести.

вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

Образец: забор з, записка з с.

 

сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

Приблизительный перечень картинок: зана­веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под­черкните и назовите последний слог.

Образец: вяз — вя зы, лес — ле са.

глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

насос —... совхоз —... водолаз —... вкус —... обоз —...

автобус —... занос — … трус—... шлюз —... воз —...

Слова для объяснения: шлюз, обоз.

13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

низко —... узкий —... близко —... скользко — …

сказка - … березка - … коляска - … указка - …

замазка —... повязка —... краска —... маска —...

стамеска —... просьба —... дерзкий —... редиска —...

14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя...ка

15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис­ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания:

а) логопед произносит слово, учащиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

б) логопед показывает картинку, не называя ее. Затем учащиеся выполняют задание, как в пункте а.

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

Приблизительный перечень картинок: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль­ные карточки. Учащиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль­ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

След январского мороза - А зовут ее ….

Белоствольная …. Слово для объяснения: суетлива.

Слова для объяснения:

подвески, перлески.

 

Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

В чести у всех. В доме – тысячи колонн.

В рот попал – Над колоннами шатры,

Там и пропал. Под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах,

Объяснить выражение: И в колоннах,

«в чести у всех». И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Тает снежок,

Черных домиков полно. Ожил лужок.

Сколько черненьких домков, День прибывает.

Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

Снег на полях, Иней сверкает,

Лёд на реках. Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи­мой, весной.

Дифференциация з — с в предложениях

Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп У Зои разболелся коренной ….

Бабушка сварила вкусный ….

коза — коса У Зины красивая, пышная ….

В огород забрела ….

зыбь — сыпь У больного высыпала красная ….

На болоте страшная ….

солить — залить Огурцы надо … рассолом.

Надо … на зиму огурцы.

сев — зев У больного красный ….

Начался весенний ….

злить – слить Не надо … собаку.

Остатки воды можно ….

2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: Вязать носок.

Нести.... Занести.... Везти.... Завезти.... Вязать.... Завя­зать....

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем­левские, высокий, знойная, зыбкая

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко­тал, зазвенел

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

Интересная сказка. Звонкий голос. Звонкий звонок.

Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся.

Мягкий свет, вокруг разлейся.

Два луча пусть перед нами

Лягут словно рельсы.

Оторвемся от земли мы.

Так взлетим, что только звезды

Пронесутся мимо!

Вы не бойтесь — мы вернемся

Живы, невредимы.

Зарядка.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Мы растем смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые.

Метки

Наши выстрелы.

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры­нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл­ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва­ются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел..., и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск­рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед.... Солнце... мало. Вот пришли... и зима....

8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва­лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон­ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

9. Составьте предложения по сюжетным картинкам.

Приблизительный перечень сюжетных карти­нок: у Сони заболели зубы, коза ест капусту, пастух пасет стадо коз.

10. Составьте предложения по предметным картинкам.

Приблизительный перечень картинок: розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман­густа.

Дифференциация з — с в связных текстах

1. Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила...има. Были...ильные моро...ы....ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обака Тре...ор. Не боит...я...ина моро...а.

Березка.

В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...ке гне...до...яблика....яблик та...кал в гне…до ли…тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

Это дикая гво…дика

Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

Да орешки в…е гры…ет,

…имним утром от моро…а А орешки не про…тые

На …аре …венят бере…ы. В…е …корлупки …олотые.

2. Спишите текст, заменяя картинку словом (картинки подбирает логопед).

Зоя гуляла в (сад). В (сад) (березы). На (березы) были (осы). Зоя села у (береза). (Оса) укусила Зою. (Девочка) заплакала. Мама увела (девочка) из (сад).

Запасы белки.

В (лес) росла (сосна). В дупле (сосна) было (гнездо) белки. Белка запасла еду на зиму. Всю зиму белка была сыта.

Земляника.

У Зины красивая (корзина). Зина пошла в (лес) за (земляни­ка). Под (куст) она нашла спелую (земляника). (Девочка) набрала полную (корзинка) (земляника).

3. Прослушайте рассказы. Письменно ответьте на вопросы. Методическое указание. На доске написаны слова: обезьяна, рассказали, гримасничали, которые вызы­вают у детей затруднения при их написании.

В зоопарке.

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всем, что видели в зоопарке.

Вопросы: Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

Зимой.

На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стекла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснеженным дорож­кам. Голодно им зимой.

(На доске написаны слова: замысловатые, заснеженные.)

Вопросы: Как разрисовал стекла мороз?

Какие зимой дорожки?

По каким дорожкам прыгают воробьи?

Когда голодно птицам?

Зима.

Выпал снег. В лесу тихо. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.

Вопрос: Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?

4. Письмо по памяти.

Методические указания. Логопед читает текст. Выясняет у уча­щихся, какие слова для них трудны, разбирает эти слова. Затем текст читает еще раз. Учащиеся пишут, как запомнили.

Зайка.

Папа у Захара охотник. Он принес сыну заику. Всю зиму зайка был у Захара. Он кормил зайку капустой и морковкой. Весной Захар выпустил зайку на волю.

В зоопарке.

В воскресенье была экскурсия в зоопарк. В зоопарке ребята уви­дели много разнообразных зверей. Огромный сильный слон хоботом захватывал еду. Полосатые тигры спокойно грелись на солнышке. Забавные обезьяны зацепились за ветки и раскачивались на них. Полосатые зебры жевали сено. Белый медведь ходил на задних лапах.

Ребята долго вспоминали интересную экскурсию в зоопарк.

Забавной обезьяне Разгулялась вьюга,

Забыли дать бананы. Наклонились ели

Забыли дать бананы До земли. С испугу

Забавной обезьяне. Ставни заскрипели.

5. Диктанты.

Зрительные диктанты

Методические указания. Логопед пишет на доске предложения. Дает время на прочтение этих предложений. Затем предложения закрываются. Дети пишут текст по памяти.

Зайка.

Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом сидел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал.

Сазан.

Саня и Сережа ловили рыбу на озере. Они закинули сети и по­тянули их вдоль озера. Вытянули сети. А там оказался огромный са­зан. Сазана принесли домой. Мама сварила из сазана вкусную уху. Сазан — вкусная рыба.

Слуховой диктант

Заноза.

Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Это была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку йодом.

Творческие рассказы

1. Составьте рассказы, используя данные словосочетания.

Знойный день. Река Серебрянка. Раскаленный песок. Звонкие голоса. Загорелые спины. Вернулись домой. Заботливая сестра.

Морозный воздух. Озеро замерзло. Заиндевелые деревья и кусты. Звери в лесу. Зимняя спячка.

2. Составьте рассказ по опрным словам.

рассвет, проснулись, засверкала, застрекотали, запели, стрекозы пора спать, сестренка, не засыпает, просит рассказать, Сережа, интересная сказка, слушает, спокойно засыпает

Дифференциация б — п

1. Выделите начальные звукииз слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря — Поля, бык — пыль, баня — память.

Дифференциация б — п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги.

а а я я

о о ё ё

б п б п

у у ю ю

ы ы и и

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно.

б п б п

о а а у а е у ю

п б п б

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба — па па — ба бя — пя пя — бя би — пи

бо — по по — бо бе — пе пе — бе пя — бя

бу — пу пу — бу бю — пю пю — бю бе — пе

бы — пы пы — бы би — пи пи — би пю - бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля.

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па – ба – па пу – бу – пу па — ба — па — ба

ба – па – ба бу - бу - пу ба — па — ба — па

пу — бу — бу — пу

бу — пу — пу — бу

7. Прочитайте, запомните повторите слоговые вялы.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слого­вой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звон­ких и глухих согласных.

по — бо — по по – бо – по – бо бо – по – бо – по

би — пи — би пи – би – би – пи па – ба – па – ба

пя — бя — пя бу – пу – пу – бу бы – пы – бы – пы

бе — пе — бе бе – пе – пе – бе би – пи – би - пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с бук­вой б, во вторую — с буквой п.

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, опе

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугаи, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плу­тишка, братик, плывет

Дифференциация б — п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п.

Образец: а) в слове палка — звук п, он находится в начале слова;

б) в слове забор — звук б, он находится в середине слова.

а) пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка, плакать, пилотка, блуждать

б) забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка — балка, башня — пашня, бела — пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

Приблизительный перечень картинок: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п. Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букаш­ка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить — побелить.

белить—..., плакать—..., бороться—..., плыть—..., бродить—..., беседовать—..., бежать—..., петь—..., бы-зать—..., благодарить—..., будить—..., бегать—..., беспокоить —...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо            
...ты ...ка ...жар...лото ...нес ...гас са...ги ра...та
...ле ...вар ...лет ...шел ...лел ...бер за...та за...ры
б) па или ба ры… ла... ар...     ...кет ...нан ...ран   ...гаж ...гор ...мять   ...бочка ло...та ры...ки
ли... ...ром ...рень ...зары
лам... ...лет ...мятник ...рады
в) пу или бу            
…сы ...ля ...ря ...чок ...тон...мага ...кашка...зырек...ренка ар...зы по...гай ре...сы
...кет ...лемет ...зина гло...сы
...динг ...ран ...говица ис...гать
...дильник ...мажка ...ровая раз...дить
г) пе или бе            
…ро ...лый ...рег ...карь ...чет ...жит ...да ...пел ...сок по...да за...гал за...вал
...нал ...рет ...ред по...жать
д) пи или би …лот ...тон ...нокль …ла   ...та ...лить...сать …дон   ...точки...рюза ...оны …онер   со...рать за...рать от...рать от…вать

 

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а)...ок,...ол, су..., зу...ы,...лины, за…ор, …елка, та…очки,...ольшой,...удка, ка...ли, хло...ок,...латок, …лузка, …альто, …антик, то...ор, о...ои

б)...а...очка,...о...лавок,...о...елка,...о…ольше,...о...утный, …о…еда,...о...оище,...ро...олка,...о...итый, …о…ороть, …оку…ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчерк­ните последний слог.

Образец: гриб — гри бы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

зуб—... гриб—... хлеб—... краб—... карп—... столб—... тулуп—...

куб—... клуб—... дуб—... голубь—... степь—... ястреб—... суп—...

боб—... зябь—...

9. Измените слова по образцу: карпы — карп, зубы — зуб.

столбы - … клубы - … голуби - …

тулупы - … супы - … проруби - …

хлеба - … грибы - … бобы - …

крабы - … кубы - … лбы - …

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения: потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п, когда услышите эти звуки в слове. Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузы­рек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б, 10 слов с буквой п. Подчеркните буквы б, п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п. Сделайте подписи к картинкам.

14. Запишите слова в три колонки: в первую — слова с буквой б, во вторую — с буквой п, в третью — с буквами б, п. Выделенные слова разделите на слоги.

побеспокоится, беседа, просьба, просить, благодарить, побла­годарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, по­бежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букаш­ка, балалайка, будильник

15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

Вопросы: Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

16. В названиях каких профессий есть звуки б или п?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщи­ца, певец, плотник, рыбак, сапожник.

17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки,

А в них нитки и рубашки.

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок.

Два братца

В воду глядятся,

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

В поле лестница лежит.

Дом по лестнице бежит.

Как взялась кума за дело,

Запилила и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Узловат Кузьма,

Развязать нельзя.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, бел­ка, цепь.

19. Диктанты.

Слуховые диктанты

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графи­ческую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученикизаписывают егопо слогам, проговаривая каждый слог.

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

3. Методическое указание. Логопед показывает картинки,не называя их.Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

Приблизительный перечень картинок: грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п — в дру­гую.

липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

Дифференциация б — п в предложениях

1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишитеих.

Арбуз и капуста — овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати — не тронусь с места.

Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

Не из мягкого я теста, Назови меня. Я....

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бои барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

— Бабушка, мы пошли на парад!

3. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

— Клава, давай подбирать слова на б.

Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!»

Клава придумала: «Булавка».

Маленькая Маша сказала: «Лавка».

— Ты ошиблась, Маша

Надо придумать слова на звук б, а ты придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

Озеро Сенеж.

Московские пионеры любят бывать летом на озере Сенеж. Око­ло озера густые леса. В них за час наберешь полное лукошко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое болото. Перейти через него можно при помощи самодельной переправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка — балка Старушка опирается на....

Крыша опирается на....

бочка — почка Капусту вытащили из....

Листья появились из....

забор — запор Вокруг дома сделали новый ….

У калитки хороший....

забыть — запить Ссору надо....

Лекарство надо....

блещут — плещут В синем небе звезды....

В синем море волны....

5. Выпишите из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п.

Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет ореш­ки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребя­тишки. Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

6. Составьте и запишите предложения. Вместо картинки напишите слово. (Картин­ки подбирает логопед.)

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишитеих.

Пустой пузырек. Пологие берега. Полевой букет. Зубная паста.

Пробный забег. Пестрая блузка. Полный пакет. Бумажный пакет.

Забавная песенка. Сбор пионеров. Бобовый суп. Плохая побелка.

Полосатые брюки. Спелые яблоки. Пополнить запасы.

8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал поми­доры.

Вопросы: Что делал Боря?

Что делала Полина?

9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюстрации к сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы: Куда сел колобок?

Что сказала лиса колобку?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

...олезно...егать...осиком....етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...оймал...ольшую ры,..у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте согласные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су....У...ори...олит зу.... Он не сможет есть горячий су.......уря...овалила телеграфный стол.... У дома намело...ольшой сугро.... Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду.... В ...улочную...ривезли свежий хле.... На крыше воркует...елый голу...ь.

12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложения по этим картинкам. Методические указания. Логопед добивается от учащихся распространения пред­ложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печет баранки. Рыбо­лов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишитеих.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая. Полина, белая, блузка, и, голубой, покупать, платочек. Из, бумага, Боря, змей, делать. Тро­пинка, шагал, путник, быстро, по. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составлены? Исправьте их. За­пишите правильно.

Паутина плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпа­ется с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б—п в связных текстах

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер,...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые листья,...урые листья то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ерелетные...тицы.

2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

Вопросы: Где были пионеры?

Что делал Петя?

Какую рыбу поймал Боря?

Какую бабочку поймала Поля?

Что делал Павлик?

3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Бабушкины баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагодарили.

Приблудный.

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблу­дился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. Придумайте названия рассказов.

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, по­удобнее, передача.

Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, накопал, сбежал, пристроился, рыбачить.

5. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

Белый снег, А вот белка

Белый мел, Не бела,

Белый заяц Белой даже

Тоже бел. Не была.

Отрывок из стихотворения «Дни недели».

В понедельник я построил

Мост и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска.

6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

Помощники.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Пионеры шли на прогулку. Они бросились помогать колхозни­кам. Все вместе успели убрать все сено.

Наш дом.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома пионеры посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Дифференциация д — т

1. Выделите первые звуки из слов дыня, тыква. Дайте характеристику звукам д, т.

2. Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3. Назовите первый звук в словах Даша, Тоня, тополь, домик, тачка, дождь, тина, тапки. Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

4. Образуйте слоги. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запишите в тетради.

а а я я

о о ё ё

д т д т

у у ю ю

ы ы и и

д т д т

о а а у а е у ю

т д т д

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.