Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научная психология (лаборатория В. Вундта в Лейпциге 1879 г.)





Научная психология (лаборатория В. Вундта в Лейпциге 1879 г.)

Научная психология стремится к обобщению общечеловеческого опыта, систематизации и объяснению, используя научные понятия, которые часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, но их содержание отлично: оно устанавливаемо и проверяемо с помощью специальных процедур.

Житейская психология

По содержанию: конкретны, приурочены к определенным ситуациям, людям, задачам. Житейские термины (понятия, фразеологизмы, идиомы, метафоры и др.) расплывчаты и многозначны, но они порождены культурой и за счет этого «схватывают» важные человеческие отношения.

По структуре элементы житейского человедческого опыта частично упорядочены (выстраиваются в иерархии, в микросистемы), они заданы в культуре, корректируются и дорабатываются в микрогруппах (семье, группе друзей, профессиональной группе и др.), в общественных институтах (религии, морали и нравственности), существуют как нормы пове-дения и этнические стереотипы, индивидуальные правила и субъективные оценки и др.

По генезису: приобретаются с детства, в основном от ближайшего окружения, путем проб и ошибок; их коррекция, обновление или отказ от них сопряжен с пересмотром лич-ностных позиций. Способ и возможности передачи житейского опыта ограничены, носят интуитивный характер, осуществляются по потребности. Методы выработки знаний: наблюдение и размышление, общение и рефлексия, включение в культуру и самоанализ.

Функция: решение повседневных задач ориентировки в других людях, отношениях, себе самом.

Психология – особая наука со своим предметом исследования, искусство практического воздействия на другого человека с целью изменения или коррекции его представлений о мире и самом себе, его сознания и поведения. Наука (как ориентировочная часть деятельно-сти) должна вооружать человека обоснованными результатами познания закономерностей мира (закономерностей человеческой психологии), как практика (исполнение) – строить на этой основе систему воздействия на психологию человека.

Психология как ремесло (профессиональный уровень обобщения). Психология во многих сферах производства (управление, маркетинг, реклама и др.), образования, здравоохранения, юстиции, искусства, культуры и др. является одним из основных источников принятия ре-шений. Профессионализация мастерства человековедения идет в различных направлениях.

Знания – проверенный общественной практикой результат познания, существующий в понятиях, суждениях, теориях.

Культура совокупность духовных и материальных достижений людей, способ организации и развития их жизни.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения определенной проблемы, образ и способ мышления.

Феноменология – совокупное знание о проявлениях субъективного опыта, «психических явлениях» человека. Система – упорядоченное целое, характеризующееся общим принципом единства элементов и связей между ними.

 

Психология в системе гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Философия: развитие психологии в Древней Греции происходило в рамках философии; предельные обобщения в человековедении, основные принципы и законы познания человека всегда интересовали философию; «психология есть прикладная философия»;

Языкознание, филология, лингвистика: исследование речи и языка неэффективны без понимания задач общения и взаимодействия человека; лингвистические исследования текста не могут проходить без опоры на психологические законы развития речи.

История: наиболее продуктивный этап в сотрудничестве историков и психологов начался в 20-м веке; концепции А. Тойнби, К. Ясперса, школы Анналов (М. Блок, Ф. Ле-Гофф, Л. Февр и др.), Л.Н. Гумилева, исследования В.Я. Проппа, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича и др. были направлены на исследование культуры как источника и среды человеческого поведения;

Археология, этнография в своих конкретных исследованиях анализируют духовную и материальную культуру народов, характеризуют психологические и социальные особенности народов;

Педагогика описывает процесс обучения, опираясь на представление о развитии и обучении человека, организует содержательную и методическую сторону учебного процесса;

Литературоведение, искусствоведение: рассматривают личность автора, читателя (слушателя, зрителя), эффекты художественного восприятия.

Математика была образцом науки (аксиоматически-дедуктивной моделью любого точ-ного знания); пересекается с психологией в сфере моделирования неопределенных (плохо определенных) ситуаций и процессов; на сты-ке с математикой предпринимались попытки моделирования человеческого поведения, ис-пользования формального (и формально-логического) аппарата (модель редукции по-требности по К. Халлу). Предоставляет спосо-бы статистической обработки результатов ис-следования.

Кибернетика, информатика, теория си-стем, теория управления описывают законо-мерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе; дают возможность моделировать поведение и процесс принятия решений чело-веком (распознавание образов, лингвистиче-ский перевод, планирование и др.) с помощью различных формально-логических средств.

Инженерия пересекается с психологией за счет интереса к проектированию человеческой деятельности и к процессам, связанным с ре-шением творческих технических задач.

Физика: психология осваивает формы познания и понятийный аппарат физики (психофизика Г. Фехнера, атомизм и элементаризм в ассоцианизме и функциона-лизме, механистические теории и механизм как объяс-нительный принцип); в 20м в. физические понятия используются метафорически («теория поля» К. Леви-на); проблема объективной фиксации результатов опы-тов – уравнение Маскелина (субъективная фиксация прохождения звезды через меридиан наблюдателем);

Химия: химизм как объяснительный принцип в психологии («Психохимия» Дж. Милля); использование (перенос) конструктивного метода химии в психологии: метод формирования действий и понятий (в химии – веществ) с заранее заданными свойствами;

Биология: организм как объяснительный принцип в психологии; физиология как модель естественнонауч-ной психологии; зоопсихология изучает поведение жи-вотных в естественной и искусственной среде обита-ния;

География: взаимодействие человека с природой становится более определенным фактором формирова-ния ландшафта, климата и рельефа местности (регио-нов) (примеры: Сахара, острова Зеленого мыса, Араль-ское море, голландское взморье и др.), есть потребность прогностического описания перспектив человеческого поведения в отношении природы;

Геология: попытки (ведущие начало от И.В. Гете) использовать геологические метафоры для объяснения общественных, исторических и психологических явле-ний («пласты», архаические структуры, археология зна-ния и др.).

Социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различ-ные (большие и малые) социальные группы, и психологические характеристики этих групп.

Юридическая психология изучает пси-хологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением право-судия, правомерным и неправомерным по-ведением (формирование личности пре-ступника и особенности преступного пове-дения), работой сотрудников правоохрани-тельных органов и других юридических служб.

Этнопсихология разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и др.

Историческая психология изучает конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох.

Психология труда - комплекс дисциплин о труде как процессе функционирования и разви-тия человека как субъекта труда, изучает психо-логические особенности трудовой деятельности человека разных профессий.

Инженерная психология (от франц. inge-nieur – инженер, специалист в области техники) исследует процессы и средства информационно-го взаимодействия между человеком и машиной.

Педагогическая психология изучает закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая опосредствована особыми орудиями (техникой) учения.

Психология искусства изучает процессы создания и восприятия произведений искусства и сами произведения под углом зрения представленных (объективированных) в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента (читателя, зрителя и т.п.).

Психолингвистика занимается проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего «психологического орудия» человека

Клиническая психология изучает оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, прове-дение и оценку психологической коррекции и помощи.

Патопсихология исследует диагностику, коррекцию и профилактику различных психологических нарушений в основном при психических (реже — при соматических) заболеваниях у взрослых и у детей.

Медицинская психология изучает взаимоотношения врача или терапевта и пациента.

Нейропсихология исследует роль мозга и ЦНС в психи-ческих процессах, затрагивая вопросы психиатрии, невроло-гии и философии сознания, когнитивной науки и искус-ственных нейрональных сетей.

Психофизиология изучает нейрофизиологические механизмы психических процессов.

Психосоматика исследует проблемы больных с сомати-ческими расстройствами, в происхождении и течении кото-рых большую роль играет психологический фактор.

Психогенетика изучает взаимодействие наследственно-сти и среды в формировании индивидуальных психологиче-ских свойств человека

оопсихоло гия изучает поведение животных, их ин-стинкты, познавательные процессы и отношения с окруже-нием.

 

 

Значение психологии

Теоретическое: построение общей теории в психологии способно изменить всю систему человековедения и, тем са-мым, всей науки; объяснительные психо-логические принципы человеческого по-ведения (деятельности) могут быть ис-пользованы другими гуманитарными науками.

Мировоззренческое: объяснительные принципы человеческого поведения (дея-тельности) через популяризацию и прак-тическое использование могут становить-ся основанием обыденной психологии (мировоззрения); в итоге человек может строить свое поведение, планировать свое развитие, образование, воспитание детей, отношения с другими в соответствии с этими принципами; мировоззрение хроно-логически существенно отстает от разви-тия науки, поэтому его основанием явля-ются принципы полувековой и вековой давности.

Практическое: объяснительные прин-ципы человеческого поведения (деятель-ности) могут быть активно и практически использованы в образовании, культуре, здравоохранении, повседневном труде, в совершенствовании человеческих отно-шений; психология может выступить в качестве психотехники (внутренней си-стемы организации) любых форм и видов человеческой деятельности, с помощью которой может быть решено множество повседневных задач; практика примене-ния психологических знаний способствует переосмыслению многих обыденных цен-ностей, существующих теорий и принци-пов.

«Наука – служанка психологии» Ф. Ницше.

1. Становление науки шло в русле академизма (целостности), поэтому еще к 18-му веку науки были не очень ото-рваны друг от друга, общими и схожими были методы исследования и формы изложения знаний. Позднее, к 19-му веку, началось бурное развитие и специализация наук, стал исчезать академизм.

2. Ключевые категории науки: а) объект науки – внешне представшая, еще не дифференцированная познанием це-лостность; б) предмет науки – целостность, выделенная из мира объектов путем человеческой деятельности и специ-альных операций познания (определения); в) метод – путь, способ исследования (познания), обеспечивающий наибо-лее полное и существенное развертывание предмета; (Г.В.Ф. Гегель – «метод – душа предмета»).

3. Психология, в отличие от многих других наук, продолжает глубокую работу по выработке своих особых предме-та и метода.

4. Существуют по крайней мере две модели соотношения психологии и прочих наук: а) психология рассматривает-ся как «мостик» между естественными и гуманитарными дисциплинами; б) психология рассматривается как сугубо гуманитарная дисциплина со своими специфическими традициями и аксессуарами.

Возникновение и развитие представлений о психике как явлениях сознания в философии (Декарт,Локк, Гоббс, Гартли, Юм). Психофизическая проблема: ее постановка и обсуждение в философии нового времени. Значение дискуссии по этой проблеме для психологии.

Французский философ Р. Декарт (1596—1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозгу человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. Тело может только двигаться, душа только мыслить.

Принцип работы тела — рефлекс, души — рефлексия. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественно-научного объяснения душевным явлениям.

Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем (в XVIII и XIX вв.) внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом. Декарт

Начиная с Р. Декарта понятие «душа» постепенно отождествляется с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую...».

 

Д. Локк (1632—1704) утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного, согласно учению Д. Локка, — это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. В опыте он выделил два источника: ощущение и рефлексию. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта.

Т. Гоббс (1588—1679) считал психику движением материальных субстанций, в основе которых лежат законы ассоциаций. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ вызывает у человека именно такое представление, а не другое, было известно со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного», — говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций (сходство и контраст). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. гайопайз — разумный). Основой познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт, а рационализму противопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria — опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Английский ученый Д. Гартли (1705—1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

Давид Юм (1711–1776) — английский психолог и философ. Заняв последовательно скептическую позицию, Юм провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания. Опыт, по Юму, построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Юму, нет никакой необходимости. Вера в необходимость — результат привычки, которая учит, что за одним феноменом обычно появляется другой. Согласно его концепции, ассоциации не продукт причинной связи, но, напротив, мнение о существовании такого рода связи — продукт ассоциации. Юм выделял три вида ассоциации — по сходству, смежности в пространстве и времени и причинности. Согласно Юму, связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только реальные объекты, но и целостная активная личность, которая превращалась в калейдоскоп лишенных внутренней связи состояний, каждое из которых, по Юму, является причиной самой себя.

 

Сознательное и неосознаваемое Неосознаваемые явления в психике, их классификация(подсознательное, надсознательное и бессознательное). Защитные механизмы и факторы их осознания.Различные подходы к изучению неосознаваемого в современной психологии.

Соотнесение понятий сознание и психика показывает, что психика более широкое понятие, чем сознание, поскольку психические явления могут носить как актуальный, так и потенциальный характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не являются актуально сознательными. Даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания. Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще только человеку, да и то не во всяком состоянии. Сознание отсутствует у новорожденных, у некоторых категорий душевно больных, у человека в состоянии сна. Таким образом, в психической сфере человека помимо сознания существует огромная сфера неосознаваемого психического.

С позиций целостности психики и единства человеческой личности к проблеме бессознательной жизни подходил Узнадзе. Он долгое время занимался исследованием установки и выявил, что в психической деятельности человека имеется две стороны: актуальная и потенциальная.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключается в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности в предварительном мыслительном построением действий и предвидение их результатов в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса:

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий

- неосознаваемые автоматизмы

- первичные (безусловные рефлексы)

- вторичные (условные рефлексы)

- явления неосознаваемой установки

- неосознаваемое сопровождение сознательных действий

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий (явления, описанные Фрейдом)

- сновидения

- ошибочные действия

- невротические симптомы

3) Надсознательные процессы

- изменённые состояния сознания

- циркадные ритмы (биоритмы) - циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, «внутренние часы» организма. Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам.

Бессознательное – такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.

Подсознательное – это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.).

Подсознательные процессы — это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего.

К сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Надсознательное – также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остается в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм. Часто этот «остаток» не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного близко по смыслу понятию «супер-эго».

«Надсознательное» — это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде — как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, — оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, — они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе.

Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Теории Узнадзе соответствует представление о том, что бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. После того как установка срабатывает в воздействии на поведенческую реакцию, она отступает «на задний план», а на ее месте возникает другая, соответствующая удовлетворению очередной потребности.

Защитный механизм – это механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (Ташлыков В.А.).

Механизмы психологической защиты могут проявляться в следующих случаях:

-прошлая психологическая травма (стресс)

-неприятные воспоминания

-страх перед любыми неудачами

-страх перед любыми изменениями

-стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)

-вторичная выгода от своей болезни или своего состояния

-нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

К защитным механизмам следует отнести такие основные формы, как сублимация (перевод одного вида энергии в другой, например, агрессия в политическую активность), отрицание (намеренное игнорирование болезненных реальностей,очевидных стимулов, сигналов и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д.), вытеснение(выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов – человек просто «забыл», «не успел», «не сделал»), проекция (наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека), идентификация (идентификация с другим человеком или с его отдельными сторонами), интроекция (некритичное усваивание чужих убеждений и установок), рационализация(рациональное объяснение, помогающее смириться с неприятным - «не больно-то и хотелось», «все это к лучшему»), перенос (направление негативной эмоциональной реакции не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения) и др.

Сознание как качественно новый уровень психики. Понятие о сознательной деятельности человека, вее отличии от поведения животных. Факторы, влияющие на возникновение сознания и деятельности вистории становления человечества.

Качественно новым этапом развития психики явилось человеческое сознание, характеризующееся выделением объективных, устойчивых свойств предметов и явлений действительности и осуществлением на этой основе преобразования реальности.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относят:

- наличие у высших животных достаточно развитых форм психичес­кого отражения действительности, включая интеллект;

- наличие у животных — предков человека конечностей типа рук, что обеспечивало возможность создания элементарных орудий тру­да и использования их в конкретной ситуации;

- объединение предков человека в стада, что позволяло им лучше защищаться от врагов, оказывать определенную взаимопомощь;

- появление у животных “языка” как врожденной способности пере­дачи информации, прежде всего о своем внутреннем состоянии.

В то же время между психикой животных и сознанием человека су­ществуют принципиальные отличия.

Во-первых, сознательная деятельность человека выходит за рамки биологических, инстинктивных отношений к природе, зачастую подавляя их (например, в проявлениях героизма: он определяется социальными отношениями). Сознание не формируется вне человеческого общества, о чем свидетельствуют случаи воспитания детей человека животными.

Во-вторых, сознательная деятельность человека определяется не только непосредственными, наглядными впечатлениями об окружаю­щей действительности. В отличие от животных человек способен к аб­страктному мышлению, что делает его независимым от конкретной си­туации. В результате человек способен не только отражать внешние воздействия, но и предвидеть их. Более того, он может предвидеть ре­зультаты собственного воздействия на окружающую среду и с этой це­лью, в частности, не только изготовить, но и сохранить орудия труда, что недоступно животным.

В-третьих, большинство знаний, умений, приемов поведения чело­века не столько являются результатом индивидуального опыта (как у жи­вотных), сколько формируются путем усвоения общечеловеческого опы­та в обучении посредством высшей формы общения — человеческой речи.

Основным условием возникновения сознания явилась трудовая дея­тельность, совершаемая людьми при совместном изготовлении и при­менении орудий труда.

Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.

Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что охарактеризовали поведение животного.

Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами.

Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что, в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта.

Наконец, имеется и третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного. Поведение животного имеет лишь два источника:

1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;

2) результаты личного, индивидуального опыта.

Сознательная деятельность человека имеет еще и третий источник — подавляющее число знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.

В процессе эволюции животного мира были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация.

Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указывает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека: переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность.

Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности.

Таким образом, основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи.

Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).

 

 

Поисковая фаза

Поведение – это не всегда пассивная реакция на внешние раздражители. Гораздо чаще животное, придя в состояние специфической готовности к какому-то виду деятельности (например, в состояние голода или готовности к размножению), активно ищет стимулы и ситуации, при которых эта деятельность могла бы осуществиться.

По представлению Лоренца, именно поисковая фаза поведенческого акта относится к категории целенаправленного поведения, так как совершаемые действия подчинены определенной цели, которая может быть достигнута разными путями.

К поисковой фазе поведенческого акта также относятся и проявления элементарной рассудочной деятельности животных, когда для достижения цели животное в новой для него ситуации оперирует ранее сформировавшимися у него понятиями и уловленными им эмпирическими законами, связывающими предметы и явления внешнего мира.

В финале поискового поведения отыскивается пусковой (ключевой) стимул или пусковая ситуация, которая и приводит к переходу к следующей фазе инстинктивного акта.

Примерно в 1860—1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были в значительной мере осложнены многозначностью термина «инстинкт», а также трудностью однозначного эмпирического разрешения проблемы. Проблема принимала также более общий вид спора о важности влияния наследственности или среды. Многие психологи формулировали инстинктивистские теории социального поведения человека, нередко сводя всю общественную жизнь к игре инстинктов

В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», указывало совершенно иные пути исследования человека. Некоторые американские социологи, и прежде всего Р. Парк, также выступили с утверждением, что человек не рождается человеком, что организм новорожденного и его врожденные свойства не детерминируют поведение индивида, а только участие в общностях и процесс социализации формируют человеческие свойства[69]. Ссылаются при этом на примеры детей, воспитанных в строгой изоляции от контактов с людьми или же воспитанных животными, показывающие, что такие дети не проявляли человеческих свойств, то есть не обладали теми особенностями, которые приписываются врожденному механизму человеческой природы

Человек не обладает человеческой природой при рождении; он приобретает ее только благодаря совместной социальной жизни, а в изоляции она обречена на исчезновение». Эти рассуждения направили исследования на путь экспериментальных и иных эмпирических исследований личности человека как фактора общественной жизни.

Научная психология (лаборатория В. Вундта в Лейпциге 1879 г.)

Научная психология стремит







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.