Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи





Упражнение 1

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

па-па-па-па

та-та-та-та

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак,

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.

Упражнение 2

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та тат у та тат у

та т ата та та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение 4

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август аист атом

яхонт ялик яма

умница улица узник

Список слов смотрите в приложении 1.

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

ноги — нога атлас — атлас

руки — рука замок — замок

горы — гора пироги — пироги

козы — коза гвоздики — гвоздики

совы — сова кружки — кружки

Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу,

Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою.

Смешная обезьяна.

Упражнение 6

Произнесите слова, выделяя ударный слог.

Доктор — доктора

Город......

Сторож......

Учитель......

Вечер......

Берег......

Холод......

Адрес......

Упражнение 7

Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Упражнение 8

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С. Есенин)

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин.

(А. Пушкин)

Упражнение 9

Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал до поворота.

Там

Попал

Под колесо,

Лопнул,

Хлопнул —

Вот и всё!

(С. Маршак)

Упражнение 10

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.

Тексты песен смотрите в приложении 5.

Упражнение 11

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

Упражнение 1 2. Скакалка

Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз...

Можно прыгать целый час.

(Е. Саричева)

Упражнение 13

Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.

Баба сеяла горох —

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

* * *

Баба шла, шла, шла —

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

* * *

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

* * *

Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

* * *

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся...

Дочка, маму слушайся!

* * *

Ахи-ахи-ахи, ох!

Баба сеяла горох.

Уродился он густой.

Мы помчимся — ты постой!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

 

* * *

Ходит, ходит

Попрошайка.

Просит, просит:

Дай-ка,

Дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Полрезинки,

Поллинейки,

Полкартинки,

Полкопейки.

(С. Маршак)

Упражнение 14. Ищем ритм

Ритмлежит не только в основе речи, но и многих музыкальных произведений.

Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами,движениями (раз-два-три, раз-два-три).

Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).

Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).

Упражнение 15

Прослушайте любой музыкальный ритм. Прохлопайте (прошагайте) этот ритмический рисунок. Затем прохлопайте и прошагайте одновременно.


Упражнение 16

Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.

Маршируя, произнесите текст стихотворения.

С барабаном ходит ежик.

Бум — бум — бум!

Целый день играет ежик.

Бум — бум — бум!

С барабаном за плечами,

Бум — бум — бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум — бум — бум!

Очень яблоки любил он,

Бум — бум — бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум — бум — бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум — бум — бум!

И удары раздавались,

Бум — бум — бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум — бум — бум!

(Г. Виеру)

Подобные упражнения для темпоритмического тренинга смотрите в других разделах.

Рекомендации

♦ Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60—80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог.

♦ Пауза в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем должна соответствовать 2—3 ударам метронома.

♦ Для того чтобы темпоритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта.

Глава 10
Тайны голоса

Читай не так, как пономарь,

а с чувством, с толком, с расстановкой.

А.С. Грибоедов

 

Без слова мысль, волненье без названья...

А.А. Блок

Общие сведения

Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.

После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.

С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.

Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.

Рекомендации

В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).

♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).

♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.

♦ Упражнения выполняйте последовательно:

— со всеми гласными, перечисленными ниже;

— с соблюдением умеренного темпа;

— с четкой артикуляцией;

— с равномерным распределением выдоха.

♦ При самостоятельных занятиях:

— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;

— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.