Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей в Ярославской области





Вопросы профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальны, поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет, а вопрос как происходит процесс профессионального самоопределения этих детей, требует тщательного изучения.

При выпуске из детского закрытого учреждения дети-сироты должны уметь «строить» и осуществлять свою жизнь самостоятельно поэтому вопрос профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно важны на данном этапе.

Социальная ситуация становления и развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей обуславливает их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов.

Исходя из вышесказанного, автором было проведено исследование профессионального самоопределения воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Исследование проводилось на базе детских домов и школ - интернатов г. Ярославля и Ярославской области, таких как МОУ Детский дом Ленинского района г. Ярославля, МОУ детский дом МХВ г. Ярославля.

Экспериментальная группа включала в себя 101 выпускника детских закрытых учреждений.

Целью данного исследования выступило:

)изучение основных структурных компонентов профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2) изучение результата процесса профессионального самоопределения профессиональных намерений и профессионального выбора.

В качестве гипотез данного исследования были выдвинуты следующие: для воспитанников детского дома и школы-интерната характерно специфическое отношение к будущей профессиональной деятельности - будущая профессиональная деятельность не видится воспитанниками детских домов и школ-интернатов как значимая для собственной самореализации; в процессе профессионального самоопределения в период пребывания в детском закрытом учреждении подростки не занимают субъектной позиции, не активны в самоопределении.

Результаты, проведенного авторского исследования показали, что итогом профессионального самоопределения детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей становятся сформированные профессиональные предпочтения, а профессиональный выбор воспитанников детских домов и школ-интернатов подавляющее большинство респондентов(87%) уже сделали, выбрали будущую профессию и имеют четкие профессиональные предпочтения. Остальные 13% опрашиваемых еще не определились с выбором будущей профессии.

Анализ мотивации респондентов при выборе профессии показал, что преобладающий мотив выбора профессии и у воспитанников интернатных учреждений - это собственный интерес к профессии (42% опрашиваемых), 31% воспитанников детских домов и школ-интернатов не смогли назвать ни одного мотива, почему ими была выбрана та или иная профессия; 10% опрашиваемых выбрали в качестве основного мотива высокую заработную плату, а оставшиеся 17 % респондентов не определились с мотивом выбора профессии.

Относительно работы самосознания в процессе профессионального самоопределения можно сказать, что эта составляющая процесса недостаточно развита у данной категории детей. По результатам исследования воспитанники детских домов и школ-интернатов называют в качестве особо значимых качеств такие как воля, лидерство, память, физические способности (57 %). Из личностных способностей и качеств менее всего у воспитанников детского дома, школы-интерната развита способность общаться с другими людьми(24 %). Также ниже они оценивают внешние данные, предприимчивость, логичность, координацию движений (19 %).

В своих профессиональных намерениях выпускники детских учреждений более ориентированы на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (профессии культурной и научно-технической сферы, образование - 85 %). Профессии, связанные с умственным трудом, а также профессии в сфере торговли и бизнеса менее популярны у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу реалистичности профессиональных намерений выпускников детских домов(15 %).

При выборе профессии большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее важным для себя считают будущую заработную плату(61 %), далее следуют интересы и сходные увлечения (28 %), 9 % опрашиваемых обозначили собственный интерес к выбранной ими профессией, а 2 % опрашиваемых ответили, что у них не было выбора.

Относительно информированности о разнообразных профессиях около 58% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали, что они были информированы из различных источников, таких как Официальный сайт Центра занятости г. Ярославля, от воспитателей детских домов, от друзей и знакомых,а также в качестве источников были указаны разнообразные ярмарки вакансий, которые проходили в г. Ярославле. Однако 42% детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали что они не были информированы о тех или иных профессиях, следовательно можно выделить в качестве проблемы данное обстоятельство.

Наиболее важными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. находящихся в детском доме являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в детских учреждениях. Они оказывают колоссальное воздействие на профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам исследования 71 % респондентов указали, что данные мероприятия проводились у них в детском доме. Например, в детском доме Ленинского Района г. Ярославля осуществляются программы «Школа жизни». «Поделись своей мечтой», которые направлены на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в профессиональном выборе.

% опрашиваемых указали что в их детских домах никаких мероприятий не проводилось,и 8 % респондентов указали что не знают проводились они или нет.

Безусловно, дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства. В качестве основных данная категория детей выделила следующие:

· низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства(19 %);

· страх перед мошенничеством и обманом(16 %);

· психологические трудности (травмирование личности самой ситуацией брошенности) (11 %);

· слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %);

· отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %);

· недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %).

Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы. В силу высокой значимости для воспитанников детских домов и школ-интернатов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значимо больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений. Воспитанники детских домов и школ-интернатов ориентированы на более простой, низкоквалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями.

Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале исследования не нашла своего подтверждения, так как исследование показало что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.


Заключение

 

Профориентационная работа является важным компонентом социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает получение информации о профессиях, необходимых народному хозяйству, путях их приобретения, о потребности района, в котором живут воспитанники, в тех или иных кадрах, о возможностях трудоустройства и т.д., а также формирование общественно ценных мотивов их выбора, ценностных ориентаций, определённой профессиональной направленности, психолого-педагогические и медицинские консультации по вопросам профессиональной пригодности.

Профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно-полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности.

Не спланировав свой личный профессиональный план, ребята часто застревают на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. Человек чувствует себя профессионально неудовлетворённым. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор. Однако, в настоящее время, выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни, оторванностью от родителей, которые могли бы посоветовать ребёнку в данной ситуации. Нестабильность и неопределённость жизни, неясность перспектив социального развития общества, недостаток профессиональной подготовки в школе, ведут к тому, что наши воспитанники с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:

развитие самосознания;

формирование системы ценностей;

моделирование своего будущего;

построение «идеального образа» профессионала.

Совместная работа школьных учителей, воспитателей, службы центра занятости населения, дни «открытых дверей» учебных заведений, агитационная работа учебных заведений, работа школьного психолога, психолога воспитательного учреждения, социального педагога позволяет воспитанникам выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора, помогает решить проблему профессиональных поисков, или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

По итогам развития ребёнка в школе результатом его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом его самостоятельной деятельности является составление личного профессионального «старта».

Для профессионального самоопределения детей-сирот большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по самообслуживанию, благоустройство детского дома, а также производительный труд, то есть работа в мастерской, подсобном хозяйстве, где воспитанники не только приобретают элементарные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни, но осознают свои профессиональные возможности, склонности.

Профессиональное самоопределение не является единичным актом, это результат динамического процесса, который нельзя ограничивать каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребёнок начинает осознавать мир профессий и искать своё место в нём, тем более высок результат профессионального самоопределения.

В системы профориентационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, имеются и определенные моменты, требующие ее совершенствования:

§ следует продолжить работу по повышению уровня квалификации специалистов, реализующих профориентационную деятельность в образовательных учреждениях;

§ существует устойчивая потребность в специализированных методических материалах по вопросам профессиональной ориентации и консультации детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

§ необходимо оказывать материальную помощь тем, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кто обратился в центр занятости по поводу трудоустройства, но имеет трудности при трудоустройстве;

§ следует проводить больше различных мероприятий на которых бы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей смогли бы ознакомится с существующими профессиями и получить достаточно информации о мире профессий.

§ к решению проблем выпускников учреждений для детей-сирот следует привлекать промышленные предприятия, которые выступали бы в качестве попечителей, спонсоров этих учреждений, учредителей негосударственных учреждений для детей-сирот.

Таким образом, профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задач формирования социальной активности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять данную работу необходимо, путем привлечения промышленных предприятий, выступающих в качестве попечителей и организации различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения данной категории.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.