|
Основы религиозной культуры и светской этикиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера. Одной из попыток, которую наше государство предприняло на пути к возрождению духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, было введение с 1-го сентября 2012 года во всех школах РФ нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции РФ, Законах РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [13,2] Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим це - лям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним[13,2]. ОРКСЭ призван сыграть ведущую роль в восстановлении целостности современного педагогического процесса в единстве его трех важнейших функций: обучения, воспитания и развития личности. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в формировании у младшего школьника мотива-ций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании куль-турных и религиозных традиций многонационального народа России и ува-жении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и миро-воззрений [13,2]. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Таким образом, новый школьный курс, безусловно, не является панацеей, которая поможет избавить общество от проблем в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков, однако включение его в школьный учебный план будет первым шагом на пути к духовно-нравственному становлению подрастающего поколения. Можно по-разному относиться к этому предмету, но то, что он нужен, необходим современной школе, сегодня уже не вызывает сомнения. Пути реализации программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста
Урочная деятельность как условие реализации программы духовно-нравственно развития младших школьников Все учебники для учащихся начальных классов содержат богатый материал, необходимый для формирования у учащихся нравственных понятий и представлений. Естественно, что больше всего материала, который можно использовать в целях нравственного просвещения учащихся, содержатся в книгах литературного чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащихся. При чтении произведений детской литературы обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Знакомство на уроках чтения с пословицами и поговорками позволяет раскрыть этические нормы жизни народа. На уроках русского языка для развития речи учащимся предлагаются творческие задания нравственного характера, например сочинения на тему: «Что значит - воспитанный человек?», небольшие изложения, в текст которых включаются нравственные задачи. Также ведётся работа над обогащением словарного запаса нравственными определениями, понятиями «справедливость», «честность» и др. В учебниках русского языка даются специальные материалы по культуре речи. На уроках русского языка легко работать с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразиологизмов. Воспитательная функция учебного предмета «Окружающий мир» непосредственно связана со всесторонним и гармоничным развитием личности учащихся и предполагает формирование основ мировоззрения, развития самостоятельности, социализацию. Учитель на занятиях не только вооружает детей знаниями по предмету, но и формирует экологическое сознание, экологическое отношение к природе. На уроках математики воспитательные возможности заложены в текстовых задачах, которые можно сгруппировать следующим образом: задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность; задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей; задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции; задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе. Предметы эстетического цикла помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого комплекса направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-этические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие школьников в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Формы организации учебной деятельности: · Интегрированный урок · Театральная гостиная · Музыкальная гостиная · Библиотечный урок · Экскурсии · Урок-выставка · Лекторий · Защита проектов · Литературная гостиная · Тематические классные часы · Традиционный урок
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|