Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внеурочная и внешкольная деятельность как условие реализации программы нравственно-духовного развития младших школьников





 

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей по созданию условий для развития творческих интересов детей, включения их в разнообразные виды деятельности [4,23].

Виды внеурочной деятельности:

• игровая деятельность;

• познавательная деятельность;

• проблемно-ценностное общение;

• досугово-развлекательная деятельность;

• художественное творчество;

• общественно - полезная деятельность;

• спортивно-оздоровительная деятельность;

• туристско-краеведческая деятельность.

В соответствии с положениями ФГОС НОО о внеурочной деятельности, она может активно осуществляться через проведение различных кружковых занятий, экскурсий, секций и т.п. педагогами школы и педагогами учреждений дополнительного образования.

Формы внеурочной работы с детьми:

· Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

· Детская благотворительность.

· Социальные проекты.

· Разнообразные проекты.

· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

· Организация спортивных соревнований, праздников.

· Проведение совместных праздников школы и общественности.

· Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проектная деятельность учащихся может потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог, эти же дела могут быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей [20,113].

 


Сотрудничество школы и семьи, формы работы с детьми

 

Педагогическая культура родителей обучающихся - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории [11,16].

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» [19,20-22]. Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

- родительские собрания и конференции;

организационно-деятельностная и психологическая игра;

- индивидуальные консультации;

тренинг для родителей;

собрание-диспут

- родительский лекторий;

семейная гостиная;

встреча за круглым столом;

вечер вопросов и ответов;

- информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и информация на сайте школы;

- дни открытых дверей.

Можно сделать вывод, что Программа духовно-нравственного развития детей школьного возраста реализуется через единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместной педагогическай работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, через разнообразные формы огранизации детей и родителей.

 


Заключение

 

Проблему духовно - нравственного развития и воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Теоретический анализ состояния проблемы выявил интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение приповышении уровня духовно - нравственного воспитания школьников

Духовно-нравственное развитие личности -осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [9,4].

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Данная проблема отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Основах религиозной культуры и светской этики. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Проблема духовно - нравственного развития младших школьников является актуальной т.к. это сложный и многогранный процесс, идейно-психологической опорой духовно - нравственного воспитания должны служить нравственные понятия, заложенные в детстве. Поэтому реализация задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьнико в условиях введения ФГОС НОО является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.

В ходе изучения нормативных документов и методической литературы выяснилось, что пути реализации Программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста - это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [18,26], осуществляемое через разнообразные формы и способы организации детей и родителей.

 


Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.

3. Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика.-Ярославль., 2002.

4. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В.Н. Банников // Начальная школа. - 2012.

5. Бердникова Т.А. Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков.

6. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов / С.В. Власова - Самара: изд. СГПУ, - 2009.

7. Гундорова, Е.Ю. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: методические материалы к урокам / Е.Ю. Гундорова // Начальная школа. - 2013. - №8.

. Зеньковский В.В. Педагогика.М.1996.

. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2011.

. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.

. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.

12. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / «Воспитание школьников», №2 -2012.

13. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса

. Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / Колесникова И.А. // Педагогика - 2008. - №9.

. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.

. Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете / O.K. Позднякова. - Оренбург, 2006.

. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцова // Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

. ФГОС начального общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

. Филимонов, А.А. Организация проектной деятельности / А.А. Филимонов, В.М. Гам. - Омск, 2005.

. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Под. ред. Г.И. Щукиной. - М., Просвещение, 1977.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.