|
Задачи и методика формирующего этапа эксперимента. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Характерной особенностью программы второй младшей группы является обучение детей умению повторять изображения по своему намерению или предложению педагога. Дети осваивают не только рисование прямых линий, но и рисование округлых форм. Это дает детям возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Кроме того, уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания элементарных форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках начинают появляться забавные человечки, зайчата, птички и т.д. Большое внимание уделяется выработке двигательного навыка в проведении линий, образованию условной связи между движением руки и полученным в результате его следом карандаша на бумаге. Повторяя и закрепляя полученные навыки в проведении прямых линий разного характера, воспитатель заботится также об освоении замкнутой округлой формы. Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, большей уверенности в изображении этой формы. Освоение формы круга дает детям возможность обогатить содержание рисунка, подойти к передаче величины предмета, его строения. Кроме того, ребенку легче передавать образы знакомых по форме предметов, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных, горизонтальных, перекрещивающихся линий. Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего этапа. Оно включает в себя 3 занятия по следующим темам: «Разноцветные ленточки» (рисование красками); «Лесенка» (рисование красками); «Что бывает кругленькое» (рисование карандашом). Занятия проводились с целью вызвать у детей удовольствие от работы различными красками, поупражнять в промывании и осушении кисточки, в рисовании круглых форм.
Задачи: 1. Подвести детей к изображению; 2. Показать существенную взаимосвязь между изограмотностью и созданием рисунка; 3. Создать условия для реализации изоспособностей 4. Овладеть техническим навыком в рисовании; 5. Овладеть способами изображения форм предметов. При работе с детьми использовались следующие методы и приемы: 1.Эмоциональный рассказ педагога; 2. Диалог на равных учителя с учащимися в процессе беседы; 3. Наглядные методы; 4. Словесные методы; 5. Упражнения, направленные на развитие графических навыков. Занятия способствовали развитию изоспособностей у дошкольников, так как усвоив и повторив технику, детям было легче выполнять свою работу. Придавалось большое значение качеству изобразительного материала, умению правильно работать с материалом. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности. Таким образом, эксперимент показал, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ изограмотности. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие проходило в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно положительную динамику.
Задача и методика контрольного этапа эксперимента. Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент. Цель – выявление результатов проведенной работы по развитию основ изограмотности. Задачи: закрепить округлую форму, сочетая изображение округлых предметов с проведением вертикальных линий, пробуждать чувства, удовольствие и радость. Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практически опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте.
Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: у детей контрольной группы отмечаются успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что развитие основ изограмотности у детей данной группы проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ изограмотности. У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Надя Т. активно принимала участие на занятии, упрочнила свои знания, соблюдала последовательность в работе. У Саши К. успехи значительнее, он стал активнее на занятии, использовал полученные знания и умения, творчески подошел к работе, правильно соблюдал последовательность в работе. Данил О. творчески отнесся к выполнению задания, последовательно выполнял работу, стал активнее, знания и умения стали на уровень выше предыдущего. В манере письма всех детей чувствуется раскованность, что было достигнуто при помощи упражнений, использованных на обучаемом занятии. Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами:
Как видно из таблицы, качественный уровень в экспериментальной группе составил от 0,5 до 0,9 баллов, а в контрольной – от 0,1 до 0,3 баллов, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.
Заключение. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы: 1. Изучив теоретические исследования по проблеме изограмотности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости передачи основ изограмотности, которые способствуют развитию способности к изображению. 2. Занятия по обучению детей изограмотности развивают технические изоспособности. 3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством повышения основ изограмотности и оказывает особое воздействие на создание рисунка. Структура работы состоит из двух частей: теоретической и практической. Опытно – экспериментальная часть состояла из трех этапов: 1. Констатирующий эксперимент; 2. Формирующий эксперимент; 3. Контрольный эксперимент. На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в развитии изограмотности детей экспериментальной группы. Подводя итоги проведенной экспериментальной работы, появилась необходимость в рекомендациях для педагогов: чаще обращать внимание и обговаривать форму предметов как на занятиях по изоискусству, так и в повседневной жизни.
Литература: - Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960. - Запорожцев А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960. - Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961. - Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971. - Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. – В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н.Мясенцев. М., 1962, с.155. - Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. - Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.- «Советская педагогика», 1963, №11. - Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964. - под редакцией Н.П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду». Изд. 5-е., М., Просвещение, 1971г. - Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965. - Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность.- В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Саккулиной, Н. П. Поддьякова. М., «Просвещение». 1969. - Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973. - Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием, 1959. - Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. - Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Саккулиной. М., 1965. - Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956. - Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. Приложение Конспект занятия №1 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|