Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи и методика формирующего этапа эксперимента.





 

Характерной особенностью программы второй младшей группы является обучение детей умению повторять изображения по своему намерению или предложению педагога.

Дети осваивают не только рисование прямых линий, но и рисование округлых форм. Это дает детям возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Кроме того, уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания элементарных форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках начинают появляться забавные человечки, зайчата, птички и т.д.

Большое внимание уделяется выработке двигательного навыка в проведении линий, образованию условной связи между движением руки и полученным в результате его следом карандаша на бумаге.

Повторяя и закрепляя полученные навыки в проведении прямых линий разного характера, воспитатель заботится также об освоении замкнутой округлой формы. Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, большей уверенности в изображении этой формы. Освоение формы круга дает детям возможность обогатить содержание рисунка, подойти к передаче величины предмета, его строения. Кроме того, ребенку легче передавать образы знакомых по форме предметов, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных, горизонтальных, перекрещивающихся линий.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего этапа. Оно включает в себя 3 занятия по следующим темам: «Разноцветные ленточки» (рисование красками); «Лесенка» (рисование красками); «Что бывает кругленькое» (рисование карандашом). Занятия проводились с целью вызвать у детей удовольствие от работы различными красками, поупражнять в промывании и осушении кисточки, в рисовании круглых форм.

 

 

Задачи:

1. Подвести детей к изображению;

2. Показать существенную взаимосвязь между изограмотностью и созданием рисунка;

3. Создать условия для реализации изоспособностей

4. Овладеть техническим навыком в рисовании;

5. Овладеть способами изображения форм предметов.

При работе с детьми использовались следующие методы и приемы:

1.Эмоциональный рассказ педагога;

2. Диалог на равных учителя с учащимися в процессе беседы;

3. Наглядные методы;

4. Словесные методы;

5. Упражнения, направленные на развитие графических навыков.

Занятия способствовали развитию изоспособностей у дошкольников, так как усвоив и повторив технику, детям было легче выполнять свою работу. Придавалось большое значение качеству изобразительного материала, умению правильно работать с материалом. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.

Таким образом, эксперимент показал, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ изограмотности. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие проходило в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно положительную динамику.

 

Задача и методика контрольного этапа эксперимента.

Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цель – выявление результатов проведенной работы по развитию основ изограмотности.

Задачи: закрепить округлую форму, сочетая изображение округлых предметов с проведением вертикальных линий, пробуждать чувства, удовольствие и радость. Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практически опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте.

 

    Ф.И.О. Понимание целей, задач на уроке Проявление интереса в процессе выполнения задания Использование полученных знаний и умений для достижения цели Прочность сформированных знаний Соблюдение методической последов-сти в работе Творческое отношение к работе Общий балл
1.Тарантина Надежда              
2.Кравцов Александр              
3.Олейников Данил             2,5
4.Тимонова Анастасия             2,5
5.Фролов Роман             2,3
6.Зотова Елена             1,6

 

Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: у детей контрольной группы отмечаются успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что развитие основ изограмотности у детей данной группы проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ изограмотности.

У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Надя Т. активно принимала участие на занятии, упрочнила свои знания, соблюдала последовательность в работе. У Саши К. успехи значительнее, он стал активнее на занятии, использовал полученные знания и умения, творчески подошел к работе, правильно соблюдал последовательность в работе. Данил О. творчески отнесся к выполнению задания, последовательно выполнял работу, стал активнее, знания и умения стали на уровень выше предыдущего. В манере письма всех детей чувствуется раскованность, что было достигнуто при помощи упражнений, использованных на обучаемом занятии.

Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами:

 

Ф.И.О. Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Качественный уровень
1. Тарантина Надежда 2,5   0,5
2. Кравцов Александр 2,1   0,9
3. Олейников Данил 1,6 2,5 0,9
4. Тимонова Анастасия 2,3 2,5 0,2
5. Фролов Роман 2,0 2,3 0,3
6. Зотова Елена 1,5 1,6 0,1

 

Как видно из таблицы, качественный уровень в экспериментальной группе составил от 0,5 до 0,9 баллов, а в контрольной – от 0,1 до 0,3 баллов, что

подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.

 

 

Заключение.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Изучив теоретические исследования по проблеме изограмотности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости передачи основ изограмотности, которые способствуют развитию способности к изображению.

2. Занятия по обучению детей изограмотности развивают технические изоспособности.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством повышения основ изограмотности и оказывает особое воздействие на создание рисунка.

Структура работы состоит из двух частей: теоретической и практической. Опытно – экспериментальная часть состояла из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент;

2. Формирующий эксперимент;

3. Контрольный эксперимент.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в развитии изограмотности детей экспериментальной группы.

Подводя итоги проведенной экспериментальной работы, появилась необходимость в рекомендациях для педагогов: чаще обращать внимание и обговаривать форму предметов как на занятиях по изоискусству, так и в повседневной жизни.

 

 

Литература:

- Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

- Запорожцев А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960.

- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

- Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.

- Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. – В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н.Мясенцев. М., 1962, с.155.

- Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

- Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.- «Советская педагогика», 1963, №11.

- Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.

- под редакцией Н.П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду». Изд. 5-е., М., Просвещение, 1971г.

- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность.- В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Саккулиной, Н. П. Поддьякова. М., «Просвещение». 1969.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

- Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием, 1959.

- Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Саккулиной. М., 1965.

- Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.

- Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.

Приложение

Конспект занятия №1







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.