Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.





Введение.

 

Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, умения, навыки. Отсутствие какого – либо компонента будет влиять на протекание деятельности, и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки – одни из компонентов этой деятельности.

Проблема заключается в изучении развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

Тема исследования: «Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы очевидна. Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».

Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Коррадо Ричи подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Объектом является изограмотность детей младшего дошкольного возраста. Предметом же выступают особенности изограмотности как основы изодеятельности.

Целью исследования является выявление особенностей развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из рабочей гипотезы, нами были определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой, педагогической литературе;

2. Подобрать методику исследования основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

3. Определить уровень развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

4. Выявить динамику развития основ изограмотности в ходе реализации основных этапов эксперимента

5. Выполнить серию творческих работ пот теме исследования

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы выдвигаем гипотезу о том, развивается ли изограмотность у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Задачи и методика формирующего этапа эксперимента.

 

Характерной особенностью программы второй младшей группы является обучение детей умению повторять изображения по своему намерению или предложению педагога.

Дети осваивают не только рисование прямых линий, но и рисование округлых форм. Это дает детям возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Кроме того, уже в конце третьего года жизни дети начинают изображать некоторые простейшие очертания элементарных форм. Дети четвертого года жизни довольно быстро осваивают изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках начинают появляться забавные человечки, зайчата, птички и т.д.

Большое внимание уделяется выработке двигательного навыка в проведении линий, образованию условной связи между движением руки и полученным в результате его следом карандаша на бумаге.

Повторяя и закрепляя полученные навыки в проведении прямых линий разного характера, воспитатель заботится также об освоении замкнутой округлой формы. Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, большей уверенности в изображении этой формы. Освоение формы круга дает детям возможность обогатить содержание рисунка, подойти к передаче величины предмета, его строения. Кроме того, ребенку легче передавать образы знакомых по форме предметов, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных, горизонтальных, перекрещивающихся линий.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего этапа. Оно включает в себя 3 занятия по следующим темам: «Разноцветные ленточки» (рисование красками); «Лесенка» (рисование красками); «Что бывает кругленькое» (рисование карандашом). Занятия проводились с целью вызвать у детей удовольствие от работы различными красками, поупражнять в промывании и осушении кисточки, в рисовании круглых форм.

 

 

Задачи:

1. Подвести детей к изображению;

2. Показать существенную взаимосвязь между изограмотностью и созданием рисунка;

3. Создать условия для реализации изоспособностей

4. Овладеть техническим навыком в рисовании;

5. Овладеть способами изображения форм предметов.

При работе с детьми использовались следующие методы и приемы:

1.Эмоциональный рассказ педагога;

2. Диалог на равных учителя с учащимися в процессе беседы;

3. Наглядные методы;

4. Словесные методы;

5. Упражнения, направленные на развитие графических навыков.

Занятия способствовали развитию изоспособностей у дошкольников, так как усвоив и повторив технику, детям было легче выполнять свою работу. Придавалось большое значение качеству изобразительного материала, умению правильно работать с материалом. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.

Таким образом, эксперимент показал, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретении основ изограмотности. Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. Занятие проходило в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы не только талантливые дети проявляли себя, но и дети со средними способностями тянулись к ним. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно положительную динамику.

 

Заключение.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Изучив теоретические исследования по проблеме изограмотности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости передачи основ изограмотности, которые способствуют развитию способности к изображению.

2. Занятия по обучению детей изограмотности развивают технические изоспособности.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством повышения основ изограмотности и оказывает особое воздействие на создание рисунка.

Структура работы состоит из двух частей: теоретической и практической. Опытно – экспериментальная часть состояла из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент;

2. Формирующий эксперимент;

3. Контрольный эксперимент.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в развитии изограмотности детей экспериментальной группы.

Подводя итоги проведенной экспериментальной работы, появилась необходимость в рекомендациях для педагогов: чаще обращать внимание и обговаривать форму предметов как на занятиях по изоискусству, так и в повседневной жизни.

 

 

Литература:

- Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960.

- Запорожцев А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960.

- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

- Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.

- Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. – В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н.Мясенцев. М., 1962, с.155.

- Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

- Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.- «Советская педагогика», 1963, №11.

- Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).- Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.

- под редакцией Н.П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду». Изд. 5-е., М., Просвещение, 1971г.

- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность.- В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Саккулиной, Н. П. Поддьякова. М., «Просвещение». 1969.

- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

- Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием, 1959.

- Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Саккулиной. М., 1965.

- Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.

- Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.

Приложение

Конспект занятия №1

Конспект занятия №2

Конспект занятия№3

Конспект занятия № 4

Рисование карандашом «Что бывает кругленькое?»(по замыслу)

 

Программное содержание: развивать у детей умение объединять предметы по признаку формы, поупражнять их в рисовании круглых форм

Оборудование: простые карандаши, бумага.

Ход занятия:

В начале занятия с детьми провели беседу для уточнения их представлений о круглой форме: «Дети, смотрите, какой у меня красивый красный шарик». Подбрасываю, затем ловлю шарик. «Кто знает, какой он формы?» Дети отвечают, что круглой. «Верно, круглый». «А что еще бывает кругленькое?» Дети отвечают, что круглыми бывают мячики, колеса, рули, апельсины, яблоки, шарики. «Правильно, хорошо вспомнили». Перечисляю все предметы, названные детьми. «Вот как много вещей круглой формы мы знаем. Теперь берите карандаш и рисуйте, кто, что хочет кругленькое».

При осмотре отметила работу, в которой изображен, не названный в беседе предмет, сделав упор на то, что ребенок сам придумал его.

 

 

Конспект занятия №5

«Елочные шарики»

Программное содержание: закрепить круглую форму, сочетая изображения округлых предметов с проведением вертикальных линий.

Оборудование: Бумага, краски, кисточки, тряпочки, баночки с водой.

Ход занятия:

Выбираем три елочных шарика разного цвета (красный, зеленый и синий) и показываем детям: Вот какие красивые шарики висели на нашей елке. Сейчас вы будете рисовать такие шарики». Прошу детей назвать, какого цвета каждый шарик, какой формы. Говорю, что ниточки могут быть любого цвета.

Дети приступают к работе, в ходе занятия напоминаю, что ниточки надо рисовать вертикально, чтобы «шарики» висели, так же напоминаю про аккуратность выполнения работы. В конце занятия отмечаю, что все работы выполнены правильно и аккуратно. Поощряю.

Введение.

 

Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, умения, навыки. Отсутствие какого – либо компонента будет влиять на протекание деятельности, и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки – одни из компонентов этой деятельности.

Проблема заключается в изучении развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

Тема исследования: «Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы очевидна. Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».

Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Коррадо Ричи подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Объектом является изограмотность детей младшего дошкольного возраста. Предметом же выступают особенности изограмотности как основы изодеятельности.

Целью исследования является выявление особенностей развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из рабочей гипотезы, нами были определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой, педагогической литературе;

2. Подобрать методику исследования основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

3. Определить уровень развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста

4. Выявить динамику развития основ изограмотности в ходе реализации основных этапов эксперимента

5. Выполнить серию творческих работ пот теме исследования

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы выдвигаем гипотезу о том, развивается ли изограмотность у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 1. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Особенности изограмотности как основы изодеятельности.

 

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно – образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно – синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.

Изображение формы в рисовании осваивают дети не сразу. В процессе рисования воспитатель поощряет стремление малыша повторять появившееся простые очертания форм, предлагают назвать их. Если ребенок не отвечает, не следует торопить с ответом, постепенно малыш сам назовет, что получилось

Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно – игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.

Начиная с первой младшей группы, рисование имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.

Во второй младшей группе воспитатель продолжает знакомить детей с доступными их пониманию произведениями изобразительного искусства. Это, прежде всего картинки с отображением явлений природы в разное время года, книжки – игрушки, в которых дан художественный образ, доступный ребенку 3-4 лет. С интересом рассматривают дети изображения смешного медвежонка, зайчика и других зверушек. Педагог должен принимать активное участие в процессе рассматривания, он помогает маленькому ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Дети 3-4 лет знакомятся также с некоторыми предметами декоративно – прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре на деревянной лошадке – качалке, любуются нарядным сарафаном на матрешке. Воспитатель стремится вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.

Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисованием и во время самостоятельной деятельности. Перед занятием показ произведений изобразительного искусства воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстраций.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находят отражение наи

более существенное, характерное для данного персонажа.

Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования.

На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».

Программа по изобразительной деятельности осваивается детьми в течении года. Чтобы проверить каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию воспитатель в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.