Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие словаря детей 4-5 лет через дидактическую игру





Анализ сформированности словаря детей 4-5 лет

В 2012 – 2013 учебном году я работала с детьми среднего дошкольного возраста. В сентябре 2012 года в средней группе проводился мониторинг развития детей.

Мониторинг проводился посредством беседы с использованием иллюстраций с изображением объектов. Данные, полученные в ходе мониторинга, обрабатывались и заносились в таблицу. Результаты мониторинга показали низкий уровень сформированности словаря детей.

Таблица 1

Уровень сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста на начало учебного года

 

Имя ребенка                    
Аня Б.                    
Ксюша Б.                    
Никита Б.                    
Никита Д.                    
Полина К.                    
Никита К.                    
Юля К.                    
Рита Л.                    
Настя П.                    
Соня П.                    
Слава П.                    
Ульяна С.                    
Даша Ш.                    
Алина Я.                    
Денис Г.                    
Сергей К.                    
Лиза О.                    
Даша Ч.                    
Алеша Д.                    
Настя Ф.                    

Из таблицы видно, что словарный запас детей находится на достаточно низком уровне. Дети затруднялись назвать профессии, прилагательные, глаголы, антонимы и по другим пунктам у некоторых из исследуемых возникали затруднения с ответами.

Для более наглядного представления результатов мной была построена диаграмма 1.

Диаграмма 1

Результаты уровня сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста на начало учебного года

 

Качественный анализ результатов проведенного мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

1. Дошкольники испытывают затруднения при употреблении некоторых обобщающих слов, неправильно называют части предметов.

2. Словарь имен прилагательных, необходимых для обозначения качеств предлагаемых им предметов беден и однообразен. Затрудняются подобрать противоположные признаки.

 

На основе анализа полученных в ходе мониторинга результатов я пришла к выводу о необходимости более углубленной работы по обогащению и активизации словаря детей. Для решения данного вопроса мною были поставлены следующие задачи:

· Расширять словарный запас детей;

· Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы);

· Уточнять обобщающие понятия;

· Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи;

· Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов). Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.

 

 

Использование дидактических игр в работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что дидактическая игра как метод развития словаря детей среднего дошкольного возраста является эффективным средством формирования словаря. В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, активизировать словарь.

Мною был выбран следующий путь осуществления задач:

1. Создать условия для успешного обучения и развития детей с помощью предметно-развивающей среды в группе;

2. Определить этапы работы по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста;

3. Подобрать дидактические игры, способствующие развитию словаря у детей 4-5 лет;

4. Организовать совместную работу с родителями по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда

Одним из важнейших условий полноценного развития словарного запаса детей является создание предметно-развивающей среды, что способствует:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментированию, систематических наблюдений за предметами и изменениями, которые ребенок может совершать в результате действий с ними);

- эстетическому развитию ребенка (привлечение внимания к окружающим предметам, формирующим умение видеть разнообразие красок и форм);

- формирование нравственных качеств ребенка (воспитание бережного отношения к предметам (книги, игры, игрушки и др.), чувства ответственности, желания и умения содержать их в порядке.

Все эти условия способствуют речевому развитию ребенка: познавая что-то новое, ребенок расширяет свои представления об окружающем, в следствие чего расширяется и активизируется словарь ребенка.

Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, зона творчества, познавательно-речевой центр, центр науки, книжный уголок, центр сюжетной игры, театральный уголок, музыкальный уголок, центр ПДД и др.

Среда в моей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные и незавершенные образы, проблемность), требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует заинтересованность к исследовательской деятельности и развитию всех психических процессов, и в частности, словарного запаса детей.

Следующим этапом моего исследования явилось планирование работы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста. Мною разработан перспективный план по образовательной области «Коммуникация» на 2012 – 2013 учебный год, одним из основных которого был вопрос развития и активизации словаря детей 4-5 лет (Приложение 2).

Мною также была разработана система дидактических игр (Приложение 1) и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр по следующим критериям:

· Соответствие игрового материала возрасту детей;

· Включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения (мышление, внимание, память, речь);

· Доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались в индивидуальной форме с отдельными детьми, а так же в работе по формированию словаря у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности, в режимных моментах, активном отдыхе, в самостоятельной деятельности.

Так, в работе с детьми по ознакомлению с обобщающими понятиями были использованы игры «Что кому подарим», «Вершки и корешки», «Техническое лото», «Что лишнее» и др.

Для формирования правильного грамматического строя речи были включены следующие дидактические игры: «Что кому нужно», «Назови жилище», «Кто живет в Африке», «Варим компот», «Кто это потерял».

В работе по обогащению глагольного словаря были использованы следующие дидактические игры: «Береги природу», «Скажи наоборот», «Кто как голос подает».

С целью расширения словаря имен прилагательных я использовала дидактические игры «Какой предмет», «Хвастуны», «Посылка», «Ассоциации».

Для формирования словаря синонимов и антонимов я включила в свою работу следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.

В работе с детьми по развитию представлений о многозначности слова в работу были включены игры «Что без чего», «Какие бывают иголки».

Работа с родителями.

Успех работы по развитию и активизации словаря детей зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:

· Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

· Формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

· Уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:

· Мною был разработан перспективный план по работе с родителями на 2012 – 2013 учебный год (приложение 2).

· Проводились родительские собрания на темы «Роль семьи в развитии речи ребенка» и «Учимся играть в дидактические игры» (Приложение 3).

· Проводились индивидуальные беседы с родителями.

Их мы выстраиваем в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось анкетирование «Особенности вашего ребенка». Прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации для ребенка.

· Участие родителей в речевых традициях группы.

«Копилка слов» - традиция направлена на расширение, закрепление и активизацию словаря.

«Я дарю тебе словечко» - говорить имениннику ласковые слова, которые подбирает ребенок с родителями дома.

· Устраиваем выставки развивающих игр.

· Подбор литературы по вопросам речевого развития.

· Оформление папки «Поговори со мною, мама».

Родители оказывают большую помощь в создании развивающей среды:

· Сбор природного материала;

· Подбор необходимых картинок на различные темы;

· Изготовление дидактических игр и пособий – как было сказано выше, очень много времени занимает подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому я стараюсь привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей;

· Сбор коллекций мини-игрушек диких и домашних животных и птиц; животных Африки и Арктики; коллекции сувенирных фигурок божьих коровок; открыток, конфетных фантиков; календарей.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

В планах на будущее стоит продолжение обогащения предметно-развивающей среды совместно с родителями, работа по обогащению и активизации словаря.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.