|
Развитие словаря детей 4-5 лет через дидактическую игруАнализ сформированности словаря детей 4-5 лет В 2012 – 2013 учебном году я работала с детьми среднего дошкольного возраста. В сентябре 2012 года в средней группе проводился мониторинг развития детей. Мониторинг проводился посредством беседы с использованием иллюстраций с изображением объектов. Данные, полученные в ходе мониторинга, обрабатывались и заносились в таблицу. Результаты мониторинга показали низкий уровень сформированности словаря детей. Таблица 1 Уровень сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста на начало учебного года
Из таблицы видно, что словарный запас детей находится на достаточно низком уровне. Дети затруднялись назвать профессии, прилагательные, глаголы, антонимы и по другим пунктам у некоторых из исследуемых возникали затруднения с ответами. Для более наглядного представления результатов мной была построена диаграмма 1. Диаграмма 1 Результаты уровня сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста на начало учебного года
Качественный анализ результатов проведенного мониторинга позволяет сделать следующие выводы: 1. Дошкольники испытывают затруднения при употреблении некоторых обобщающих слов, неправильно называют части предметов. 2. Словарь имен прилагательных, необходимых для обозначения качеств предлагаемых им предметов беден и однообразен. Затрудняются подобрать противоположные признаки.
На основе анализа полученных в ходе мониторинга результатов я пришла к выводу о необходимости более углубленной работы по обогащению и активизации словаря детей. Для решения данного вопроса мною были поставлены следующие задачи: · Расширять словарный запас детей; · Вводить в активный словарь детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы); · Уточнять обобщающие понятия; · Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи; · Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов). Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.
Использование дидактических игр в работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что дидактическая игра как метод развития словаря детей среднего дошкольного возраста является эффективным средством формирования словаря. В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, активизировать словарь. Мною был выбран следующий путь осуществления задач: 1. Создать условия для успешного обучения и развития детей с помощью предметно-развивающей среды в группе; 2. Определить этапы работы по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подобрать дидактические игры, способствующие развитию словаря у детей 4-5 лет; 4. Организовать совместную работу с родителями по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда Одним из важнейших условий полноценного развития словарного запаса детей является создание предметно-развивающей среды, что способствует: - познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментированию, систематических наблюдений за предметами и изменениями, которые ребенок может совершать в результате действий с ними); - эстетическому развитию ребенка (привлечение внимания к окружающим предметам, формирующим умение видеть разнообразие красок и форм); - формирование нравственных качеств ребенка (воспитание бережного отношения к предметам (книги, игры, игрушки и др.), чувства ответственности, желания и умения содержать их в порядке. Все эти условия способствуют речевому развитию ребенка: познавая что-то новое, ребенок расширяет свои представления об окружающем, в следствие чего расширяется и активизируется словарь ребенка. Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, зона творчества, познавательно-речевой центр, центр науки, книжный уголок, центр сюжетной игры, театральный уголок, музыкальный уголок, центр ПДД и др. Среда в моей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные и незавершенные образы, проблемность), требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует заинтересованность к исследовательской деятельности и развитию всех психических процессов, и в частности, словарного запаса детей. Следующим этапом моего исследования явилось планирование работы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста. Мною разработан перспективный план по образовательной области «Коммуникация» на 2012 – 2013 учебный год, одним из основных которого был вопрос развития и активизации словаря детей 4-5 лет (Приложение 2). Мною также была разработана система дидактических игр (Приложение 1) и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр по следующим критериям: · Соответствие игрового материала возрасту детей; · Включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения (мышление, внимание, память, речь); · Доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала. Игры использовались в индивидуальной форме с отдельными детьми, а так же в работе по формированию словаря у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности, в режимных моментах, активном отдыхе, в самостоятельной деятельности. Так, в работе с детьми по ознакомлению с обобщающими понятиями были использованы игры «Что кому подарим», «Вершки и корешки», «Техническое лото», «Что лишнее» и др. Для формирования правильного грамматического строя речи были включены следующие дидактические игры: «Что кому нужно», «Назови жилище», «Кто живет в Африке», «Варим компот», «Кто это потерял». В работе по обогащению глагольного словаря были использованы следующие дидактические игры: «Береги природу», «Скажи наоборот», «Кто как голос подает». С целью расширения словаря имен прилагательных я использовала дидактические игры «Какой предмет», «Хвастуны», «Посылка», «Ассоциации». Для формирования словаря синонимов и антонимов я включила в свою работу следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др. В работе с детьми по развитию представлений о многозначности слова в работу были включены игры «Что без чего», «Какие бывают иголки». Работа с родителями. Успех работы по развитию и активизации словаря детей зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия: · Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы; · Формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; · Уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка. Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу: · Мною был разработан перспективный план по работе с родителями на 2012 – 2013 учебный год (приложение 2). · Проводились родительские собрания на темы «Роль семьи в развитии речи ребенка» и «Учимся играть в дидактические игры» (Приложение 3). · Проводились индивидуальные беседы с родителями. Их мы выстраиваем в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось анкетирование «Особенности вашего ребенка». Прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации для ребенка. · Участие родителей в речевых традициях группы. «Копилка слов» - традиция направлена на расширение, закрепление и активизацию словаря. «Я дарю тебе словечко» - говорить имениннику ласковые слова, которые подбирает ребенок с родителями дома. · Устраиваем выставки развивающих игр. · Подбор литературы по вопросам речевого развития. · Оформление папки «Поговори со мною, мама». Родители оказывают большую помощь в создании развивающей среды: · Сбор природного материала; · Подбор необходимых картинок на различные темы; · Изготовление дидактических игр и пособий – как было сказано выше, очень много времени занимает подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому я стараюсь привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей; · Сбор коллекций мини-игрушек диких и домашних животных и птиц; животных Африки и Арктики; коллекции сувенирных фигурок божьих коровок; открыток, конфетных фантиков; календарей. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка. В планах на будущее стоит продолжение обогащения предметно-развивающей среды совместно с родителями, работа по обогащению и активизации словаря. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|