Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учимся играть в дидактические игры





Разработала: С.Г. Ревякина

Воспитатель второй категории

 

Челябинск 2013г.

Тема: « Учимся играть в дидактические игры».

Цель: довести до сведения родителей информацию о важности дидактических игр.

Задачи: познакомить родителей с играми, направленными на развитие словаря, развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений.

Развивать умение играть самим в дидактические игры и донести умение играть в данные игры детей, способствуя становлению правильной речи.

Вызывать положительный настрой на совместную деятельность.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, изображения сада и огорода, игрушки, картинки для игры «4-й лишний».

Ход мероприятия:

L. Организационный момент.

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка. Приглашаем вас к сотрудничеству и взаимодействию.

Сегодня мы с вами поговорим о важном познавательном процессе – развитии речи, в частности – о развитии словарного запаса детей 4-5 лет (и об одном из методов развития и активизации словаря – дидактической игре.

Ll. Основная часть.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатый словарный запас ребенка является признаком хорошо развитой речи и высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки ребенка к школьному обучению. Дети. Не владеющие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее участвуют в умственной работе на уроках.

Основные возрастные показатели речи ребенка пятого года жизни. По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 года словарный запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2000 слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6000 слов.

 

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющего словаря, его обогащение и активизация. Дети должны не просто запомнить новые слова, но также понимать их значение и уметь свободно ими пользоваться.

В развитии словаря в детском саду большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы обучения и воспитания в детском саду и осуществление ее предусматривается в разных видах деятельности детей.

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка, как игра. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего малыша. В этом плане дидактическая игра является одним из эффективных методов обучения. В детском саду дидактическая игра включается в занятия и в игровые и другие режимные моменты.

Сейчас я познакомлю вас с несколькими играми, которые базируются на одном и том же лексическом материале, но преследуют разные цели.

Первая тема «Игрушки». Игра «Что я спрятала?», которая направлена на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. На первый взгляд, все очень просто. Ребенку нужно угадать, какой из предметов спрятал взрослый. Однако следует помнить, что ребенку запомнить ряд игрушек не так уж легко. Четырехлетнему малышу вы можете предложить не более четырех предметов.

Для показа игры на роль ребенка приглашается один из родителей.

- Посмотри, какие игрушки я тебе приготовила. Назови их.

- Матрешка, зайчик, мячик, машинка.

- Сейчас ты закроешь глазки, а я одну игрушку спрячу. (Игрушка прячется). Открывай глазки. Что я спрятала? (Ответ).

А сейчас я хочу показать эту же игру, преследуя иные цели.

Приглашается другой родитель, разыгрывается та же ситуация.

- Чего не стало? (Педагог побуждает использовать при ответе форму родительного падежа имени существительного и выделяет голосом окончание).

- Не стало матрешки, мячика и т.д.

Следующая тема – «Овощи – фрукты» на примере этой темы мы рассмотрим две другие игры. Я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Цель данной игры – дифференциация овощей и фруктов. Закрепление понятий «сад – огород».

На столе лежат муляжи овощей и фруктов. С одной стороны стола размещено изображение фруктового сада, а с другой – огорода. Я предлагаю поместить фрукты в сад, а овощи – в огород. Данная игра проводится с целью обучения составления предложения по образцу и закрепления употребления предлога «на». Ребенок, раскладывая овощи и фрукты, произносит фразу типа «Яблоко растет на дереве, морковка растет на грядке».

Переходим к следующей теме. Поговорим о животных. На примере этой темы я научу вас играть в игру «4-й лишний». Игра для данного возраста достаточно сложна, так как требует определенного уровня развития логического мышления. Цель этой игры – закрепить знания о диких и домашних животных, научить детей выделять неподходящее.

Приглашается одна из мам.

- Посмотри на эту картинку. Художник нарисовал волка, лося, белку, кошку (животных может назвать воспитанник). Три картинки нарисованы правильно, они сюда подходят. А четвертая картинка не подходит. Найди ее. (В случае неуспеха взрослый сам выделяет эту картинку и объясняет свой выбор.

Эту игру можно также использовать для различения форм единственного и множественного числа имен существительных.

Вновь приглашается один из родителей. Ему предлагается картинка, на которой нарисованы кошки, коровы, лошади, свинья. Педагог спрашивает «Кто это?» и при ответе обращает внимание на окончание слов. Педагог предлагает выбрать неподходящие картинки. В данном случае это свинья, поскольку она одна.

Lll. Подведение итогов.

Уважаемые родители. Мы вам показали всего несколько дидактических игр, которые вы легко можете использовать дома при занятиях с детьми для развития у них мышления, внимания, памяти и речи. Эти игры вы можете при закреплении следующих лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «семья», «профессии», «транспорт», «птицы», «насекомые». Именно эти темы мы изучаем в средней группе. Надеемся, что вам было интересно. Если вы хотите узнать больше о дидактических играх, вы можете задать вопросы любому педагогу, работающему с вашими детьми.

Напоминаем вам, что обучение эффективно только на фоне комфортного эмоционального состояния ребенка. Поэтому во время занятий вы должны быть выдержанными, спокойными, улыбчивыми. Подбирайте материал, который будет доступен и интересен вашему малышу. Выбирайте для занятий время, когда ребенок здоров, сыт, бодр, не увлечен какой-либо другой деятельность.

lV. Чаепитие, обсуждение увиденного, ответы на возникшие вопросы.

 

Приложение 5

Учимся, играя

Консультация для родителей

Игры по дороге в детский сад.

«Учим цвета»

Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

«Сосчитай»"

Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание.

Игры на кухне.

Значительную часть времени родители и дети могут проводить на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и навыки.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется!

Ежик.

Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик.

Будем играть в слова на кухне.

Как одним словом назвать прибор, который рубит мясо? (мясорубка), режет овощи? (овощерезка), варит кофе? (кофеварка), выжимает сок? (соковыжималка), мелет кофе? (кофемолка).

Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный), вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается гранатовый сок?

Сортируем овощи и фрукты. Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме, можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра.

Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей. Можно поменяться с ребенком ролями.

Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка ощупать и определить каждый из них.

Из мелких сушек, нанизанных на нитку, могут получиться отличные бусы и браслеты.

Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.

Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или посчитать их и т.д.

Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге.

Игры в ванной комнате.

Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы или бумажного листа делаем кораблики. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях, качаем на волнах.

Или игра «Тонет – не тонет». Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть.

Используя пластмассовое ведерко или тазик, налейте воду и предложите ребенку определить, сколько воды содержится в нем. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина».

В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или резиновыми шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать цвет, форму, посчитать.

Сделать из проволоки колечко с ручкой, приготовить мыльный раствор и пускать с ребенком мыльные пузыри.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.