Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессионализация и развитие личности





Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 535

Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной де­ятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное предстезление о своих собственных личнос­тных, в том числе профессиональных качествах.

Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личност­ные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной де­ятельности, осуществляемой в течение длительного времени.

выступает инструментом преобразования общественных отношений и чело­века как результата, носителя и творца этих отношений.

Профессионализация — это одна из сторон социализации и, следователь­но, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессио­нальный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина 3. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между обра­зом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизиро­ванный профессиональный эталон делает невозможной полноценную ин­теграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию лич­ности способствует только индивидуализированный, то есть принятый лич­ностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эта­лон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина 3. И., 1996, с. 9).

Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отли­чающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец пове­дения и установок личности.

«Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их... Главная отличительная особенность представителей технических профес­сий — интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженнос­тью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания... Психо­логи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойст­венна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность соци­альных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисо­ва Е. М., 1981, с. 161-162).

Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответст­вующий термин — «профессиональная деформация личности».

Смена профессиональной деятельности

Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в пери­од средней взрослости, является смена места работы или даже профессио­нальной деятельности. Период экономического кризиса, сопровождающий-


536 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пег)

ся массовыми увольнениями в связи с сокращением производства, привел к появлению нового в нашей стране за последние семь десятилетий феноме­на — безработицы.

Число безработных неуклонно растет: если в 1992 безработных было око­ло 4 млн. человек, то в 1998-м — около 9 млн. при 85,5 млн. трудоспособно­го населения (Российский статистический ежегодник, 1999).

Для многих людей среднего возраста потеря работы в наших условиях становится подлинной жизненной катастрофой. В связи с этим многие люди в нашей стране заняты поиском места работы, вынуждены переучи­ваться или выполнять работу не по профессии, что неизбежно отражается и на семейных отношениях.

Особенности поведения в семейной жизни

В семейной жизни у большинства людей к этому времени также проис­ходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жиз­ни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями.

Взаимоотношения с супругами

Непрочность отношений между супругами в развитых странах стала уже «притчей во языцех». Количество разводов постоянно растет, причем при­чины этого явления еще недостаточно изучены. Обнаружено, однако, что в трудные в экономическом отношении времена частота разводов уменьшает­ся и поднимается в периоды экономического благополучия. На частоту раз­водов оказывают влияние и другие факторы: политический, религиозный, расовый (Ароне К., 1995).

Похоже, что сохранение брака к тому моменту, когда супруги достигают среднего возраста, стало скорее исключением, чем правилом, поскольку доля разводящихся мужчин и женщин до 40 лет составляет около 75%. Однако и длительность брачных отношений не является гарантией от раз­вода: в браках продолжительностью 20 лет и более удельный вес разводов составляет 11,6%. Любовь как мотив вступления в брак также не является прочной основой для его сохранения: 48,5% служащих и 43,5% рабочих, вступивших в брак по любви, оценивают его как неудавшийся (Молодая семья..., 1991).

Факторы, оказывающие влияние на чувство удовлетворенности браком и, следовательно, его устойчивость, многочисленны. Это:

— длительность брака — показано, что удовлетворенность браком, высо­кая вначале, достигает минимума к 12-18 годам совместной жизни, а затем снова начинает расти (Алешина Ю. Е., 1985);

— удовлетворенность своей работой и степень участия супруга в домаш­них делах — здесь имеется положительная корреляция с удовлетвореннос­тью браком;

— супружеская совместимость, которая включает в себя духовную, личностную, семейно-бытовую и физиологическую совместимость (Обозо-ваА. Н., 1983);

— более крупные группы факторов — демографические и экономичес­кие характеристики семьи, характер жизнедеятельности супругов вне се­мьи, поведение и установки по отношению к жизнедеятельности самой се-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 537


Удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии суп­ругов.

мьи (домашним обязанностям, досугу), отношения между супругами (взгляды и интересы, любовь, верность и т. д.) (Гурко Т. А., 1987).

Интересные в этом отношении дан­ные приводит С. И. Голод: оказалось, что удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степе­нью личной автономии супругов: при полной автономии максимально удов­летворены браком 48,7%, удовлетворены 24,1% и не удовлетворены 2,9% человек, при отсутствии автономии максимально удовлетворены 8,5%, удовлетворены 29,1% и не удовлетворены 57,1% (Голод С. И., 1998).

Разводы приводят к повторным бракам, возникновению неполных се­мей, одиночеству или сожительству, пик которого приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни. В повторные браки после развода вступает 25% мужчин и 23,3% женщин (Голод С. И., 1998).

В последние десятилетия растет количество одиноких матерей с детьми от юридически неоформленных отцов — семей так называемой материнс­кой модели. Число детей, родившихся у женщин вне брака, возросло с 10,57% в 1970 г. до 26,95% в 1998 г. (от общего числа родившихся) (Рос­сийский статистический ежегодник, 1989).

Взаимоотношения с детьми

Важным моментом в жизнедеятельности людей среднего возраста явля­ются отношения со взрослыми детьми. Основные хлопоты родителей связа­ны с перестройкой отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи, помощи в обретении ими собственного жилья и с уходом за их маленькими детьми (внуками).

Как это ни странно, но в наших экономических условиях материально помогают детям даже семидесятилетние родители — 33% мужчин и 41% женщин (Потанина Ю. А., 1999). Около 52% находящихся в среднем возра­сте женщин помогают своим детям растить ребенка до достижения им трех­летнего возраста (Молодая семья..., 1991).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.