|
Спецкурс «Готовность детей к обучению в школе»РЕФЕРАТ (по теме спецкурса) «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» Выполнила: Мороз Наталья Викторовна, Учитель начальных классов МОУ Василевской основной Общеобразовательной школы Починковского района Н. Новгород
I. Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей, воспитателей и учителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понята: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельник он начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка в том, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь – это, прежде всего, труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: «Почему ты хочешь идти в школу?», я столкнулась с тем, что большая часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. А были и такие дети, которые не хотели ничего менять в своей жизни и, следовательно, воспринимали школу как помеху и даже, как мне кажется, посягательство на их сложившийся уютный мир. Так среди ответов встречались следующие: - В школе я не буду одна, мне будет с кем играть. - Мама купит мне красивый рюкзак. - В школе рисуют и играют. - Я вообще не хочу в школу, дома лучше. - Мама сказала, что надо идти в школу. Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа – это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то. Что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде. Что же делать учителю в такой ситуации? Как не «упустить» ученика? В сегодняшней школе много нового: появилась субъектная педагогика, педагогика сотрудничества, отечественное образование модернизируется, чтобы соответствовать новым задачам, которые сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года. Стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным. Но от изменения представлений об образовании до их воплощения в школьной практике путь неблизкий. Ведь что бы ни говорили, какие бы лозунги не поднимали, в основе образования лежит практическое учительское действие. И потому учителям в современных условиях приходится учиться действовать иначе, чем привыкли. И здесь особенно хочется сказать о начале школьной жизни. У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. И тогда ставится вопрос о готовности ребенка к школе. Что же такое «готовность к обучению в школе»? И надо ли эту готовность определять до начала обучения? Иногда от своих коллег я слышу: «Зачем это надо? Придут учиться – тогда и разберемся». Я с такой позицией не согласна. Учитель обязательно должен знать, кто придет к нему в класс. Ведь проблему легче предупредить, чем потом преодолевать. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: 1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. 2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. 3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, - а также уметь общаться со взрослым собеседником. Первые попытки определить готовность детей к обучению или, как часто сейчас говорят «школьную зрелость», были предприняты более ста лет назад. Более двадцати лет назад ученые – гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Разработкой психологической концепции шестилетних детей в конце 70-х – начале 80-х годов пошлого столетия занимался коллектив под руководством выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина. Вопрос об индивидуально-типических особенностях детей шестилетнего возраста изучался А.Л. Вегнером. Знаменитый отечественный психолог Л.С. Выготский занимался изучением кризиса семи лет (сейчас о нем говорят как о кризисе шести – семи лет или как о предшкольном кризисе). Психологом Т.А. Нежновой было проведено исследование детей шестилетнего возраста в школе и в детском саду, и на основании этого исследования разработана методика «Беседа о школе». Изучением мотивов, побуждающих идти ребенка в школу, занимался М.Р. Гинзбург. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее у ребенка в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности. А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йерасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. По мнению С. Штебела, А. Керна, Я. Йеасака, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. И отечественными, и зарубежными авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений при переходе в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключается в следующем: - выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение; - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводит к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
II. Итак, проводить диагностику готовности детей к школе или не проводить? Для себя на этот вопрос я ответила однозначно – да, проводить. Но здесь возникает следующая проблема. Я работаю в небольшой сельской школе, в которой психолога нет, да и скорее всего не будет. Следовательно, нужно обходиться собственными силами. Какую методику выбрать? Какими средствами диагностики воспользоваться, чтобы получить более полную и объективную картину? В малокомплектных школах существует еще одна проблема, которую необходимо решат и учителю, и ученикам. Я имею ввиду обучение в классе-комплекте, когда учитель одновременно ведет урок в двух разных классах. В 2010-2011 учебном году мне предстоит работать в 1 и 4 классах. И здесь проблема заключается в том, что у детей, которые придут в первый класс, практически не сформированы навыки самостоятельной работы. Следовательно, перед началом учебного года я как учитель должна иметь четкое представление об уровне сформированности мотивации к учению у моих будущих учеников. Значит, на данном этапе ставлю перед собой цель – выявить уровень готовности к школе у будущих первоклассников, чтобы затем составить обоснованный план работы «Школы будущего первоклассника». В июне в нашей школе в течение двадцати дней работает «Школа будущего первоклассника», в которой занимаются дети, не посещавшие ранее детский сад (а это примерно 80 – 85% от числа будущих первоклассников). Прежде чем составлять план работы «Школы будущего первоклассника», я должна познакомиться со своими будущими учениками и их родителями. Обычно я провожу такую встречу на весенних каникулах, во время которой дети знакомятся друг с другом. Тогда же провожу для детей и их родителей экскурсию по школе, а затем и диагностику. Во время проведения диагностики главное наладить контакт и с детьми, и с родителями. Обязательно необходимо объяснить им, что это всего лишь беседа («мне интересно узнать о вас больше»), а не проверка. Время общения не ограничиваю (в разумных пределах), торопливость в данном случае только мешает.
Родителям предлагаю заполнить модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи. 1. Оценка базового опыта ребенка · Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? · Был ли ребенок в библиотеке? · Приходилось ли ребенку бывать в театре, зоопарке, в музее? · Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку или рассказывать ему истории? · Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби? 2. Оценка физического развития · Хорошо ли ребенок слышит? · Хорошо ли он видит? · Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? · Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? · Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим? 3. Оценка эмоционального развития · Выглядит ли ребенок веселым (дома, среди товарищей)? · Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? · Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? · Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми? 4. Оценка речевого развития · Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? · Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? · Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? · Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? · В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать происшедший с ним случай? · Четко ли ребенок выговаривает слова? · Правильна речь ребенка с точки зрения грамматики? 5. Оценка умения общаться · Включается ли ребенок в игру других детей? · Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? · Способен ли ребенок слушать других людей, не перебивая их? · Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле? 6. Оценка когнитивного развития · Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы, например, найти картинку, не похожую на остальные? · Может ли ребенок различать звуки и короткие слова (б/п, кот/год)? · Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? · Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов? · Может ли ребенок рифмовать слова? · Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? · Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Ключ к опроснику: а) если все ответы оказались утвердительными, то ребенок, очевидно, готов к школьному обучению; б) если ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопятся ли родители отдать своего ребенка в школу.
Пока родители заполняют опросник, работаю с детьми. В этом году решила опробовать методику «Выбор по правилу», разработанную А.Л. Вегнером и К.Н. Поливановой.
Методика «Выбор по правилу» Методика состоит из двух модификаций – «Узор» и «Слова», которые идентичны по процедуре, но отличаются друг от друга стимульным материалом. Они могут использоваться вместе: при совпадении результатов заключение оказывается более обоснованным, но можно использовать и одну из модификаций методики. Модификацию «Слова» можно применять только при работе с детьми, умеющими читать. Необходимые материалы: - стимульный материал (см. рис.1, 2); - листы белой бумаги, по формату соответствующие образцам; - простые карандаши; - ластик. Время, необходимое для проведения диагностики: около 5 минут на каждую методику. Процедура диагностики: Дети работают парами – садятся по двое за одну парту, перед ними выкладывается один образец. Диагностическая процедура состоит из одной серии.
Модификация «Узор» В основе этой модификации лежит умение ребенка выделить из целостного рисунка элементы одного цвета и воспроизвести их. Трудность состоит в том, что при выполнении задания он должен, нарушив естественную форму линии (плавную, волнообразную), скопировать отдельные, отрывочные ее элементы. Кроме того, ему «мешает» партнер. Подразумевается (хотя прямо на это и не указывается), что у детей должны получиться разные рисунки. Поэтому, выполняя задание, ребенок смотрит на сделанное соседом, что затрудняет для него выполнение его собственной инструкции.
(рис.1)
Этап 1. Инструкция Психолог (учитель) говорит следующее: «Посмотрите, перед вами рисунок – узор. Он нарисован двумя цветами – красным и зеленым. Пожалуйста, срисуйте на свой листок только одну часть узора: ты (обращается к одному ребенку) – ту, которая нарисована красным, а ты (обращается к другому ребенку) – ту, которая нарисована зеленым. (рис.1) Этап 2. Исполнение Дети выполняют задание самостоятельно. Если они обращаются к психологу (учителю) с вопросами, тот на них не отвечает.
Модификация «Слова» Модификация «Слова» основана на умении ребенка выделять из целостного текста только те слова, в которых присутствует определенный признак, - один ребенок списывает все слова, в которых есть буква А, а второй – слова, в которых есть буква О. Стимульный материал подобран таким образом, что в нем встречаются слова, содержащие в себе только один указанный признак (например, буква А в них присутствует, а буква О – нет: «там», «папа»), но есть и слова, в которых присутствуют обе названные буквы(«тогда», «заходи»). В таком случае дети должны вновь вернуться к заданию, проанализировать его убедиться, что это слово подходит им обоим. Этап 1. Инструкция Психолог (учитель) говорит следующее: «Посмотрите, здесь написано несколько слов. Вы будите списывать слова, но не все подряд, а выборочно. Ты (обращается к одному ребенку) списываешь слова в которых есть буква А, а ты (обращается к другому) – слова, в которых есть буква О»(рис.2)
Этап 2. Исполнение
Дети выполняют задание самостоятельно. Если они обращаются к психологу (учителю) с вопросами, тот на них не отвечает.
![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|