Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность профессиональной деятельности





Профессиональная деятельность – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития. Это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.

Сориентироваться в десятках тысяч профессий можно с помощью классификации профессий. Наиболее известная и используемая классификация профессий Е.А.Климова (Табл. 1.2.1). В основу классификации положены четыре признака: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда.

Таблица 1.2.1. Классификация профессий

По предмету труда По цели труда По орудиям труда По условиям труда
1. Человек – Техника (Т) Гностические (Г) Ручные (Р) Условия бытового типа (б)
2. Человек – Человек (Ч) Преобразующие (П) Машинные (М) Необычные условия труда (и)
3. Человек - Природа (П) Изыскательские (И) Автоматизированные (А) Работа на открытом воздухе (о)
4. Человек – Знак (З)   Функциональные (Ф) Условия повышенной моральной ответственности (м)
5. Человек – художественный образ (Х)      

Опираясь на данную классификацию можно записать формулу любой профессии, ориентируясь на цели, условия, предмет и орудия труда. Так, например, формула профессии учителя ЧПФм, а формула труда столяра ТПрРб и т.д.

Каждый вид профессиональной деятельности подразумевает выполнение определенных функций. Способность эффективно выполнять их зависит от определенных качеств, которые характеризуются общим понятием «профессиональная компетентность».

Подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности к ней.

Это динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества, как «готовность».

Профессиональная готовность характеризуется сформированностью комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов.

Знания, умения, навыки выступают как ролевые характеристики профессиональной компетентности. Все остальные предстают в качестве её субъектных характеристик, указывают на отношение к деятельности.

Достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется индивидуальными ограничениями, являющимися противопоказаниями для выполнения профессиональных функций (Табл. 1.2.2).


 

Таблица 1.2.2. Характеристика субъекта профессиональной деятельности
Объективные характеристики труда Субъективные характеристики труда Психологические качества, являющиеся противопоказаниями
  Задачи Функции Результаты Деятельностно-ролевые Субъектно-деятельностные  
Знания Умения Навыки Индивидуальные особенности. Профессиональные позиции. Акмеологические. инварианты. Профессиональная направленность.

Идеальная модель профессионала, основные качества личности, а также перечисленные знания, умения и навыки называются профессиограммой.

При подготовке к трудовой деятельности используется профессиографический метод – осуществляется сравнение имеющихся у личности знаний, умений и навыков с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост.

Вместе с тем профессиограмма – это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика профессионала с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

В рамках профессии существуют различные виды занятий, именуемые специальностями.

Так, например, профессия учителя включает ряд специальностей: учитель физики, учитель русского языка, учитель математики и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое профессиональная деятельность?

2. Что положено в основу классификации профессий Е.А.Климова?

3. Что включает в себя понятие «профессиональная готовность»?

4. Что такое профессиограмма?

5. Объясните понятие «специальность»

Творческие задания

1. Дополните классификационную таблицу примерами различных профессий.

2. Составьте формулы пяти любых профессий.

3. Какие ещё профессии, осуществляемые в условиях повышенной моральной ответственности, вы знаете?

Литература

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знания, 1986.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

Психологические характеристики профессии / Сост. Ф.И.Иващенко, В.А.Карпич. Минск, 1979.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебн. пос. для учащихся старших классов средней школы. М., 1991.


1.3. Специфика педагогической деятельности

Особый вид профессиональной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных работ в обществе называется, педагогической деятельностью.

Корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человека в таком виде деятельности была обусловлена необходимостью сохранить род. Передача взрослыми ребенку необходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагогической деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей. В примитивном обществе не было человека, который учил и воспитывал. Педагогическая деятельность носила коллективный, обезличенный характер.

В то же время возникла потребность в специализированном обучении и воспитании. Появились люди, которые знали дело лучше других – мастера, владеющие секретами, тайнами, основами дела. Возник феномен учительства, т.е. особые отношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя переходят к ученику.

Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передавать свои знания и опыт ученикам.

Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также наблюдениям за действиями мастера приходит письменная форма закрепления знаний. Выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передавать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Появились люди умственного труда, жизненным призванием которых стала педагогическая деятельность.

Отделение обучения от других видов деятельности связано с возникновением места, где учат и учатся – школы.

В античной Греции (VI-IV вв. до н.э.) образованность считалась достоинством свободного гражданина. До поступления в школу за детьми присматривал специальный раб – педагог (буквально – поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика – детовождение. В слове «педагог» есть прямое значение, связанное со специальным делом – вести, сопровождать ребенка, и специальное значение, связанное с выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан.

История появления понятия моложе, чем история явления им обозначаемого, смысл которого заложен во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим.

Помимо секретов грамотности учителя передают ученикам и отношение к познанию либо как к тяжкому, безрадостному труду, сопровождаемому страхом и ужасом перед наказанием, либо как к интересному и увлекательному процессу познания нового, интересного, красивого. Это обстоятельство и определяет специфику педагогического труда. Прежде всего, специфична цель, определяемая обществом, его потребностями и характером взаимоотношений между людьми. Именно существующая формация определяет содержание обучения и отношение к изучаемым явлениям, а также выдвигает требования к личности и подготовке педагога.

Цели, преподносимые ученикам должны стать их собственными целями, иначе учение превращается в бессмысленный и тяжелый труд. Мастерство педагога направлено на сближение общественной и личной цели ученика.

Чем младше воспитанник, тем чаще он живет сиюминутными потребностями и заботами. Педагог организует деятельность, цели которой объективируются в будущем ученика. В этом основная сложность педагогического труда – сделать перспективу значимой для ребенка, близкой и понятной ему.

Специфичен объект педагогической деятельности. Ребенок с его сложным и многогранным внутренним миром постоянно меняется и побуждает перестраивать взаимоотношения в процессе обучения, видоизменять мотивы и цели работы. На ребенка влияет и окружающая среда. Педагог не может не учитывать ее формирующее воздействие. Следовательно, объект педагогического процесса – это ещё и субъект, который принимает участие в его конструировании.

Специфика субъекта педагогической деятельности в том, что учитель – основной инструмент процесса. Его личные качества, опыт, внешность, манеры, поведение – все воздействует на обучаемых.

Совместный характер педагогической деятельности предполагает необходимость высокого уровня подготовки учителя и его постоянного совершенствования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «педагогическая деятельность».

2. В чем историческое значение педагогической деятельности?

3. Объясните специфику педагогической деятельности.

Творческое задание

Подберите пословицы и поговорки о высоком значении учителя и педагогической деятельности.

Литература

Введение в специальность / Под ред. Л.И.Рувинского. М., 1988.

Каминская М.В. Природа педагогической деятельности. Рига: Эксперимент, 2002.

Некоторые вопросы психологии учителя // Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зя­зюна. М., 1989.


1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Таблица 1.4.1. Педагогическая деятельность имеет свою структуру, в которой выделяют пять компонентов

 

Компоненты педагогической деятельности
Конструктивный Организационный Коммуникативный Исследовательский Контрольно-оценочный
Содержательная функция Информационная функция Перцептивная функция Аналитическая функция  
Оперативная функция Развивающая функция Коммуникативно-операциональная функция Прогностическая функция
Материальная функция Ориентационная функция Собственно коммуникативная Проективная функция
Мобилизационная функция Интерактивная Информационная Социально-перцептивная Презентивная Аффективная
                 

 


Все эти компоненты можно отнести к общетрудовым, но их содержание конкретизируется на этапе реализации педагогического процесса.

Конструктивная деятельность предполагает отбор и композицию учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (содержательная функция); планирование своих действий и действий учащихся (оперативная функция); проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (материальная функция).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направлены на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Перцептивная деятельность направлена на проникновение во внутренний мир человека.

Коммуникативно-операциональная – предполагает активное использование средств педагогической техники.

Собственно коммуникативная функция направлена на установление педагогически целесообразных отношений.

Исследовательская деятельность предполагает научный подход к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент предполагает организацию «обратной связи», позволяющей своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

В зависимости от наличия подготовки к выполнению вышеперечисленных функций педагогическую деятельность делят на профессиональную и непрофессиональную.

Непрофессиональная педагогическая деятельность – тип педагогической деятельности, осуществляемой без специальной профессиональной подготовки. В этом случае залогом успеха является духовное единство воспитателя и воспитанника. Как правило, непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются родители. В большинстве случаев они не используют научные педагогические теории и системы, не используют программ и конспектов занятий. Тем не менее, благодаря глубокой духовной связи общение детей и родителей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.

Профессиональная педагогическая деятельность – тип педагогической деятельности осуществляемой лицами со специальной подготовкой. Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Признаки профессиональной педагогической деятельности:

§ ею занимается человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

§ для ее реализации существуют определенные формы: урок, занятие;

§ эта деятельность преследует определенную цель;

§ цель определяет содержание обучения, воспитания;

§ результаты педагогической деятельности регулярно проверяются.

В процессе рассмотрения типов педагогической деятельности мы неоднократно использовали термин «образование» и «воспитание», которые указывают на два основных вида педагогической деятельности.

Воспитательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Образовательная деятельность – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Несмотря на разграничение воспитательной и образовательной работы, в целостном педагогическом процессе эти понятия слиты воедино.

Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитания.

Таблица 1.4.2.

Воспитательная деятельность Образовательная деятельность
- решает задачи гармоничного развития личности; - не преследует прямого достижения цели; - не имеет временных ограничений; - предусматривает решение задач, ориентированных на цель; - критерий эффективности – позитивные изменения в сознании воспитанников; - содержание формирования отношений программируется в общих чертах; - результат трудно выделить и фиксировать. - направлена на управление познавательной деятельностью; - имеет жесткие временные рамки, строго определенную цель, варианты способов достижения; - критерий эффективности – достижение цели; - логику и содержание обучения можно запрограммировать; - результаты фиксируются.  

Отмеченные различия показывают, что способы организации и реализации образовательной деятельности значительно проще.

Если в процессе обучения практически все можно доказать, вывести логически, то формировать отношение личности сложнее. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Кроме выделенных видов профессиональной педагогической деятельности выделяют научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и управленческую деятельность.

Рассмотренные виды педагогической деятельности подразумевают качественную подготовку к каждому из них.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите структуру педагогической деятельности.

2. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

3. Сравните воспитательную и образовательную деятельность.

Творческое задание

Опишите содержание работы тех, кто занимается непрофессиональной и профессиональной педагогической деятельностью.

Литература

Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988.

Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

1.5. Профессиограмма педагога

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.

В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.

Учитель должен выполнять образовательную, воспитательную, научно-методическую, социально-педагоги­ческую, культурно-просветительскую, коррекционно-раз­вивающую, управленческую функции.

Цели работы учителя документально зафиксированы в Программах Российской Федерации для каждой ступени обучения, предмета, специальности.

Профессиограмма включает деятельностно-ролевые характеристики труда учителя, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать педагог.

Учитель должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности.

Учитель должен обладать организаторскими, коммуникативными, аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными умениями, а также навыками грамотного письма, вербального и невербального общения, использования планов и записей, работы с книгами, пособиями, программами, распределения внимания, использования технических средств в обучении.

В профессиограмме определены субъектно-деятель­ностные характеристики педагога:

§ наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;

§ гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.

Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение.

Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности являются тяжелые психофизиологические и эмоциональные расстройства организма, а также низкий морально-нравственный уровень личности.

Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в вузе не начинается и не заканчивается, а лишь идет более интенсивно.

Развитие профессионализма в педагогической деятельности может идти различными путями.

Линейное развитие подразумевает стабильное развитие личностных качеств, увеличение объема знаний, умений и навыков, что позволяет проделать путь от учителя к работнику Министерства образования или доктору педагогических наук и т.д.

Стабильное развитие не подразумевает выхода за рамки специальности. Педагог повышает квалификацию, духовно обогащается.

Спиральное развитие осуществляют учителя-энту­зиасты, которые с азартом занимаются проблемой 5-7 лет, а затем начинают новые исследования.

Кратковременное развитие происходит у людей, разочаровавшихся в профессии или ощутивших недостаток способностей и знаний.

Платообразное развитие наблюдается у учителя, достигшего предела компетентности, который связан с наличием каких-либо физических, материальных или духовных преград для продвижения.

Снижающееся развитие характерно для учителей, которые неплохо начинают профессиональную деятельность, но в их жизни происходит что-либо, снижающее уровень работоспособности (болезнь, рождение ребенка, болезни ребенка и прочее).

Профессиональное развитие педагога тесно связано с рядом факторов:

§ осознание ценности педагогического труда;

§ осознание необходимости профессионального образования;

§ адекватный анализ условий педагогического труда;

§ ориентировка в требованиях общества к учителю и прогнозирование их изменений;

§ выделение профессиональной цели и согласование ее с другими жизненными целями;

§ представление о своих возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение цели;

§ представление о путях преодоления недостатков;

§ представление о внешних препятствиях на пути к цели;

§ представление о смысле профессионального педагогического труда.

Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его личностным ростом. Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и личностного развития является интегральным основанием для достижения вершин профессионального мастерства.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «профессиограмма педагога».

2. Какие компоненты профессиограммы Вы можете выделить?

3. Каковы пути развития профессионализма педагога?

4. С чем связано развитие профессиональной компетентности педагога?

Творческое задание

Проведите анализ факторов личного профессионального развития.

Литература

1. Методические рекомендации к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г.А.Бордовского. Л., 1987.

2. Педагогическое образование России: Сборник нормативных документов. М.: МОРФ, 1996.

3. Учитель: крупным планом / Под ред. С.Г.Верш­ловского. СПб., 1994.


Глава 2

Объективные характеристики
профессиональной
педагогической деятельности

2.1. Система отечественного образования:
стратегия развития

В начале ХХI столетия человечество осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство, развивается наука, информационные средства и системы связи. Одна из важнейших особенностей современного мира – понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. Важное место в педагогике занимает проблема гармонизации систем образования, сотрудничества различных образовательных программ. Международными органами образования проводится работа по унификации педагогической терминологии и параметров национальной статистики образования. Группа экспертов Европейского Сообщества выработала педагогические рекомендации, создала модель образовательного учреждения для европейских стран.

Тем не менее, игнорирование национального образования может привести к созданию искусственных образовательных конструкций.

Проблемы национального самоопределения малых народностей Европы не могут не учитываться. Перед представителями науки стоит задача нового определения культуры, нового понимания этнокультурных потребностей и новой концепции образования.

В истории отечественного образования конец второго тысячелетия ознаменовался разработкой Национальной доктрины образования с учетом существующей модели образовательных учреждений для европейских стран.

В конце ХХ столетия человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса, а гуманизм – как основной признак и критерий общественного прогресса.

Гуманизм – это совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма лежат принципы равенства, справедливости, человечности отношений.

В современном мире на новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.

Всемирный совет по сравнительной педагогике предлагает такие положения:

1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам;

2) воспитание персональных нравственных качеств;

3) воспитание навыков сосуществования с людьми – представителями иной расы, языка, религии, этноса;

4) воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

5) воспитание во имя мира.

В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, наставника. Возрастает значение обогащения общекультурной составляющей в образовании учителей.

В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задач и приоритетов.

В обновленной программе воспитания, представленной в официальных документах Министерства образования России, перед школой поставлена цель – содействовать духовному обновлению общества. Отказываясь от авторитарного догматического воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, уважения прав и свобод человека, навыки самоуправления и высокие нравственные качества.

В 1996 г. был утвержден текст нового Закона РФ «Об образовании». Согласно ему были определены принципы государственной политики в области образования.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни, здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие систем образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Перед современной школой стоит задача из трех составляющих:

1) соответствовать современным представлениям о функциональной грамотности;

2) обеспечивать потребности неповторимого самоопределения личности;

3) позволять личности осваивать базовые основы культуры и продолжать обучение на следующих ступенях.

При этом образование должно быть личностно-ориентированным, т.е. приниматься любой личностью. Утверждение новых ориентиров должно способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя и учащихся.

Наиболее характерными чертами такого стиля являются:

1) реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении;

2) постепенный переход от групповых форм обучения к индивидуальным;

3) педагогические требования к учащимся от прямых все больше облекаются в форму косвенных (совет, просьба, предложение);

4) деловые взаимоотношения с учащимися эмоционально окрашены;

5) деловая коммуникативная деятельность сопровождается постоянным контролем;

6) оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.

Готовясь к профессиональной деятельности, учителю необходимо:

1) опираться на мировой опыт развития образования;

2) учитывать национальные особенности развития образования;

3) уметь работать в единой информационной среде, использовать в учебном процессе новые информационные технологии.

Быть профессионально компетентным с точки зрения современных требований означает:

1) быть творческой личностью;

2) обладать высоким уровнем интеллигентности и духовности;

3) осуществлять непрерывное самообразование.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите основные тенденции развития мировой образовательной системы.

2. Назовите принципы государственной политики РФ в области образования.

3. Каковы основные требования к учителю, определяемые современным уровнем развития общества.

Творческое задание

Попробуйте спрогнозировать требования к учителю со стороны общества через 20, 30 лет.

Литература

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

Образование: будущее России и человечества. Проблемы становления системы наук и теорий об образовании / Под ред. А.И.Субетто, В.А.Щеголева. СПб., 1993.

Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д.Джонстона. М., 1991.

2.2. Требования государственного стандарта
к профессиональной компетентности педагога

Государственный стандарт – базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образования и создающий основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России. Разработка Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании». При разработке Министерство руководствуется государственной образовательной политикой, основными направлениями Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепцией развития педагогического образования.

Стандартом предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы. В образовательном стандарте представлена квалификационная характеристика выпускника педагогического вуза, требования к уровню подготовки специалиста, которые включают:

1) осознание личностной и социальной значимости своей профессии;

2) обладание целостным представлением об образовании как особой социокультурной практике, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

3) обладание научно-гуманистическим мировоззрением;

4) знание основных закономерностей природы и общества;

5) владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

6) знание основ конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, окружающей среде;

7) умение учитывать их при подготовке социальных проектов;

8) владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

9) знание форм и методов научного познания и их эволюции, владение различными способами познания и освоения окружающего мира, понимание роли науки в развитии общества;

10) владение профессиональным языком предметной области знания, умение корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;

11) знание концептуальных основ и принципов экологического образования,

12) владение современными методами поиска, обработки и использования информации;

13) способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

14) обладание организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

15) умение строить взаимоотношения с коллегами; находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

16) обладание культурой мышления, речи, общения;

17) способность к проектной деятельности на основе системного подхода;

18) психологическая и методическая подготовленность к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.

В стандарте указаны основные требования к образовательной программе подготовки учителя, которая включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Основная образовательная программа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа предусматривает изучение следующих циклов дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной специальности, факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.

Подготовка учителя при очной форме обучения в педагогическом вузе занимает, как правило, 260 недель, включая теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, практикумы, экзаменационные сессии, практики по основной и дополнительной специальности, подготовку и защиту квалификационной работы, каникулы.

Стандарт разрабатывается учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.

В настоящее время интенсивно идет процесс гуманитаризации образования: предусмотрено углубленное изучение истории и мировой культуры, определена гуманитарная составляющая в подготовке педагогов независимо от их специальности.

Важной задачей системы педагогического образования является его информатизация, обеспечивающая разработку и внедрение в учебный и научный процессы учреждений педагогического образования информационных







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.