|
Оценка подвижности по жизненным показателямИзвестно, что физиологические параметры протекания нервных процессов неоднозначно проявляются в жизни человека, в его деятельности. Важно учитывать возможные компенсации и исследовать проявления подвижности в повседневной жизни человека. В этих целях был составлен следующий вопросник. Инструкция: «Внимательно прочитайте вопрос, отвечайте "да" или "нет", проставляя ответы в соответствующих графах; отвечайте, не задумываясь надолго, так как не может быть верных или неверных ответов». 12 Е. И. Рогов, кн. 1 Оцените свои возможности в соответствующих баллах от «да» к «нет».
Испытуемый обводит балл, которым он оценивает то или другое свойство. Обработка результатов идет следующим образом: суммируются все оценки, за исключением пунктов 6, 12, 14, 18 и 20. В последних случаях оценка получается путем вычитания полученного балла из пяти. Так, если по пункту 12 был получен балл «3», следующий несложный расчет даст нам нужную оценку: 5 — 3 = 2. Если по пункту 12 испытуемым поставлен 0, то в расчет идет 5 — 0 = 5; если «5», то 5 — 5 = 0. Полученные таким образом оценки по пунктам 6, 12, 14, 18 и 20 прибавляются к полученной сумме баллов по остальным пунктам. Подвижность выше 60 баллов считается хорошей, от 45 до 60 — средней, меньше 45 — низкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПО И.П.ПАВЛОВУ) ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Критерии силы нервной системы 1. Работоспособность и утомляемость. 2. Инициативность, настойчивость в достижении цели, стремление руководить. 3. Административные и организаторские способности. 4. Поведение в устрашающей и сложной обстановке. 5. Выносливость к длительным и тяжелым жизненным переживаниям. 6. Выносливость к сильным физическим раздражителям. 7. Уступчивость (относительный признак). 8. Плаксивость. 9. Суетливость (как признак слабости нервной системы и неуравновешенности). 10. Умение ждать, выслушивать других и обдуманно отсрочивать выполнение (признак силы тормозного процесса). 11. Степень сдержанности в выражении чувств и эмоций (сила тормозного процесса). 12. Отношение к болезни (сила—слабость, а также уравновешенность—неуравновешенность). 13. Частые невротические срывы (признак слабости и неуравновешенности). 14. Поиск поддержки у окружающих и в связи с этим частое обращение к врачу (признак слабости). 15. Трусость (пассивно—оборонительный тип поведения). 16. Чувство неполноценности (относительный признак). 17. Внушаемость и гипнабельность. Критерии уравновешенности 1. Поведение в устрашающей и сложной обстановке. 2. Сохранение эмоционального равновесия. 3. Устойчивость настроения. 4. Дисциплинированность (относительный признак). 5. Раздражительность. 6. Невыносливость к ожиданию. 7. Суетливость. 8. Чувство внутренней тревоги и беспокойства без достаточного повода. 9. Расстройство сна. Критерии подвижности нервной системы 1. Медленное или быстрое привыкание к новой обстановке (к новому жизненному стереотипу). 2. Реакции на основные жизненные перемены (в течение жизни, начиная с детства). 3. Стремление часто менять обстановку в квартире (относительный признак). 4. Мыслительная подвижность. 5. Быстрота или медленность засыпания и пробуждения (относительный признак). 6. Затруднения при начале какого-либо дела и окончании его (относительный признак). 7. Склонность к сомнениям и колебаниям (признак неуравновешенности и слабости). Следует учитывать, что перечисленные критерии достаточно условны, восходят скорее к теоретическим концепциям, а не экспериментальным исследованиям. В эксперименте на сегодняшний день только для некоторых из них показана умеренная корреляция с референтными с психофизиологическими показателями, характеризующими, согласно научной традиции, выраженность тех или иных свойств нервной системы. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В условиях школы, ПТУ, других учебных заведений профориен-тационная работа должна быть направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделяться особое внимание. Чаще всего вопросами их профессиональной ориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Прежде всего они обращают внимание на наличие у учащегося определенных трудовых установок, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Кроме того, отмечается снижение у учащихся интереса к учебе и ориентация на внеучебную деятельность. Рассмотрим некоторые наиболее простые в применении методы изучения профессиональных интересов учащихся. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|