Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР





Физическая активность по достижению цели действия определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей с ОНР имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.

Характеристика двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, ребенок остается в одной позе.

Резко сниженная функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с ОНР и их постоянный контроль над каждым своим движением.

Привычная двигательная активность дошкольников с ОНР занимает в среднем 60-64% от общего времени суток. В структуре суточного режима двигательной активности мышечные усилия на двигательную активность высокого уровня у мальчиков занимают большее количество времени, чем у девочек. Однако следует отметить, что высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР.Для дошкольников с общим недоразвитием речи с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности.

Анализ режима дня детей с ОНР показал, что их двигательная активность на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. При выполнении дозированной физической нагрузки организм детей с ОНР адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР. Все предметы, применяемые в спортзале выполняют двойную функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной активности детей, и в тоже время это средств их физического развития. Спортивно-игровая предметная среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей с ОНР, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, активности, самостоятельности и подвижности ребенка.

Основная цель при оформлении и освещении групповых микрозон, предназначенных для различных видов детской деятельности - найти применение интересов и способностей каждого ребенка, помочь реализовать свои силы и желание активно действовать.

Наличие такой микрозоны, как физкультурный уголок, служит удовлетворению потребности дошкольника в движении. В тоже время самостоятельная деятельность в физкультурном уголке может рассматриваться как показатель воспитанности. В ней проявляется уровень физической подготовленности детей с ОНР, степень сформированности нравственно-волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений.

Некоторые движения, сложные по координации и требующие большего количества повторений, только на физкультурных занятиях освоены быть не могут, их закрепление осуществляется в повседневной жизни. Поэтому во время занятия взрослый даёт детям задание поупражняться в выполнении того или иного движения. Посильность задания, которое предлагает педагог в физкультурном уголке, постепенность и усложнении исключает перегрузки и переутомления, может привлечь даже малоактивных детей к занятиям и играм в физкультурном уголке. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.

Таким образом, для развития движений дошкольников с общим недоразвитием речи, физкультурный уголок в группе имеет очень большое значение.

Требования к физкультурному уголку.

Впрактике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические

Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов.

Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов дошкольников могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

Коррекционная работа в старшей группе

В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Плавание и физическая культура имеют не маловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально – речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной асимметрии мозга, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка; общительности, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости, чувства товарищества.

Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с нарушением речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Но из опыта работы детских садов, можно сделать вывод; если ребенок посещает детский сад регулярно, усваивает программу, постоянно совершенствуя себя, то ни чем не отличается от других детей его возраста, кроме разговорной речи.

Совместное обсуждение результатов диагностики с логопедом и педагогами, работающими в логопедических группах, позволило нам наметить план коррекционно – образовательной работы на занятиях по физкультуре

Первое направление; включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально – речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличения ЖЕЛ.

Второе направление; включает упражнения на развитие моторики; общей и мелкой, особенно круговой мышцы рта и мышц, удерживающих челюсть в сомкнутом состоянии.

Третье направление; это закаливание. Это направление начинается с самого рождения, в семье, и если с этим не справились родители, наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.

Четвертое направление; точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по ФК мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.

Пятое направление; пластика – ритмическая гимнастика строится на импровизации в танце, образных движений аудиовизуальных картин, предлагаемых педагогом.

Коррекционные задачи:

Развитие слухового и зрительного внимания

Развитие гибкости, силы

Формирования правильной осанки

Развитие координации движений

Синхронное выполнение упражнений с ритмом музыкального сопровождения

Шестое направление; игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. игра сама по себе является не только тратой сил, сколько их источником.

Игра:

Привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергией,

Развивает ребенка,

Укрепляет его физически,

Учит управлять своими эмоциями и ощущениями.

Седьмое направление; коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно –двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.

Коррекционная работа инструктора по физической культурес детьми ОНР.

Общая моторика:

Развитие координации движения;

Специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика, артикуляционные движения)

Дыхательная гимнастика

Укрепление опорно-двигательного аппарата;

Специальные упражнения по ЛФК;

Развитие физических способностей..

Точечный Массаж

Оздоровительный;

Специальный.

Закаливание

Игра как закрепление правильного произношения

Наглядный материал в играх;

Физкультминутки;

Расширение и обогащение лексического запаса в игре.

Задачи коррекционной работы

Дифференциация носового и ротового дыхания.

Развитие мышечных движений (жевание, улыбка, радость, грусть.)

Развитие слухового внимания.

Развитие артикуляционных движений.

Развитие мелкой моторики.

Развитие общей координации.

Развитие координации между движением и словом.

Развитие динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение)

Развитие мотивационной сферы.

Виды подвижных игр для детей с ОНР

«Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна! Весна!

Красным-красна!

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем,

В ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.